Образование древнейшего Ассирийского государства

Обострение классовых противоречий требовало возникновения государства, которое должно было защищать интересы рабовладельцев и богачей в их борьбе с рабами и бедняками. С другой стороны, государство должно было организовывать военные походы в соседние страны и вести с ними внешнюю торговлю, чтобы постоянно обеспечивать развивающееся рабовладельческое хозяйство необходимым притоком наиболее дешёвой рабочей силы в виде рабов и снабжать страну недостающим сырьём и ремесленными изделиями. Наконец, государственная власть должна была охранять границы страны от нападений соседних кочевых племён и сильных государств. И. В. Сталин говорил:

«Государство возникло на основе раскола общества на враждебные классы, возникло для того, чтобы держать в узде эксплуатируемое большинство в интересах эксплуататорского меньшинства. Орудия власти государства сосредоточивались, главным образом, в армии, в карательных органах, в разведке, в тюрьмах. Две основные функции характеризуют деятельность государства: внутренняя (главная) — держать эксплуатируемое большинство в узде и внешняя (не главная) — расширять территорию своего, господствующего класса за счёт территории других государств, или защищать территорию своего государства от нападений со стороны других государств. Так было дело при рабовладельческом строе и феодализме. Так обстоит дело при капитализме» *.

Ассирия, расположенная на северной окраине древневосточного мира, вдали от важных морских торговых путей, долго сохраняла древние формы патриархальной семьи и неразвитый государственный строй. Государственный строй древней Ассирии, так же как и у хеттов, в конце третьего и в начале второго тысячелетия до н. э. ещё во многом напоминал союз племён, военно-племенную демократию. Древнейшие правители Ассирии носили полужреческий титул «ишаккум», соответствующий древне-шумерийскому «патэси», и обладали высшей жреческой и военной властью. Наряду с ними значительным влиянием пользовался совет старейшин, который, как видно по каппадокийским документам, управлял малоазийскнми колониями Ассирии и имел особые судебные функции. Однако этот совет старейшин в период образования в Ассирии древнейшего государства состоял из представителей рабовладельческой знати и поэтому в полной мере был аристократическим органом власти, отражавшим интересы правящего класса, рабовладельческой аристократии, как в больших городах Ассирии, так и в ассирийских торговых колониях Малой Азии. Энгельс писал, что органы общественной власти времени родового строя в период образования классового государства превращаются в органы классового господства, что всё возрастающая самостоятельность общественных функций по отношению к обществу со временем выросла в господство над обществом, «первоначальный слуга общества, при благоприятных условиях, постепенно превращался в господина над ним»  **. Процесс превращения древнего совета старейшин в орган классового господства рабовладельцев в древней Ассирии прекрасно иллюстрирует эту мысль Энгельса.

Древнейшую историю Ассирии ввиду недостатка документов подробно восстановить не представляется возможным. Поздняя историческая традиция считала древнейшим предком ассирийских царей легендарного Энлиль-бани. Судя но древнейшим ассирийским надписям, правители города Ашшура в XXII—XXI веках до н. э. находились под властью дарен из III династии Ура. Весьма возможно, что некоторым из них удалось освободиться от иноземного гнёта. Так, например, Шалимахум в своей надписи уже не называет себя подобно своим предшественникам «слугой» царя Ура. В эпоху аморитского завоевания Месопотамии в XX веке до н. э. ассирийские правители вели упорную борьбу с аморитами, основавшими Вавилонское царство. В этой борьбе они опирались на древние города Шумера, которые ещё помнили о былом могуществе Шумерийского государства. Ассирийский царь Илушума, современник первого аморитского царя Сумуабу, с гордостью говорит в своей надписи о том, что он дал свободу «аккадянам и их сыновьям... в Уре, Ниппуре, Авале, Кисмаре н Дере... вплоть до города Ашшура установил свободу». Таким образом, Илушума подчинил себе не только южную часть Месопотамии, но и некоторые области, расположенные к востоку от Тигра. Его сын и преемник Иришум оставил после себя целый ряд надписей, в которых он с гордостью сообщает о своей строительной деятельности. Очевидно, при нём были построены храм Ашшура и монументальная прецессионная лестница, а также храм Адада. Однако это усиление Ассирии было сравнительно недолговременным. Вавилонскому царю Хаммурапи удалось сломить силу Ассирии и подчинить себе страну Субарту, а также правителей города Ашшура, главного города Ассирии того времени. В своём своде законов Хаммурапи говорит об ассирийских городах Ашшуре и Ниневии, как о городах своего государства, в которые он «возвратил милостивого бога-хранителя» и «дал воссиять имени богини Панины», т. е. восстановил в них «нарушенную справедливость» и установил над ними свой контроль. В деловых документах этого времени, в формулах клятвы наряду с именем правителя Ашшура встречается имя аморитских царей Вавилона. Борьба Хаммурапи с Ассирией была длительной и упорной. Во главе Ассирии в эти времена стоял царь Шамшиадад, насильственно захвативший в свои руки власть в результате государственного переворота. Он происходил из туземного субарейского рода. В одной своей надписи он с гордостью говорит о том, что он установил в своей стране твёрдые цены на зерно, масло и шерсть, причём эти цены, как это видно из деловых документов, были вдвое ниже цен, существовавших тогда в Вавилонии.

Шамшиадад в какой-то степени защищал интересы свободных масс сельского и городского населения и, очевидно, захватил власть в результате широкого народного движения. Опираясь на средние слои свободного населения, Шамшиадад несколько укрепил Ассирию. Он получал дань от царей Тукриша и Нагорной страны, лежавших к северу и к востоку от Ассирии, поставил памятник в стране Лабан (Ливан) на берегу «Великого моря» (Средиземного моря). Судя но тому, что он поклонялся богу Дагану, он правил не только над Ассирией, но и над страной Хана, расположенной к западу от Ассирии. Своего сына Иасмахадада он поставил царём Мари, став, таким образом, соперником Вавилона. Хаммурапи, завоевавший царство Мари, очевидно, нанёс сильный удар и Ассирии. Однако Хаммурапи не говорит в своих надписях о полном завоевании Ассирии, а сообщает лишь о том, что на 32-м году своего царствования он разгромил «Манкису и прибрежную страну Тигра вплоть до страны Субарту». Вавилонское царство, основанное в значительной степени на завоеваниях, оказалось очень непрочным. Вскоре после смерти Хаммурапи могущество Вавилона пало под ударами касситскнх завоевателей. Однако Ассирия не смогла использовать падения Вавилона для своего усиления. В Малой Азии ассирийцы должны были уступить своё влияние новому Хеттскому царству. А рядом с Ассирией выросло сильное Митаннийское царство, которое, опираясь на помощь Египта, завоевало вскоре ряд соседних областей, в том числе и Ассирию.

В XV веке до н. э. Ассирия находится под властью митаннийских царей. Митаннийский царь Шаушшатар громит Ассирию, захватывает город Ашшур и увозит в свою столицу Васуганни богатую добычу, в частности роскошные ворота, украшенные золотом и серебром. Однако Митаннийское царство, ослабленное длительной и упорной борьбой с хеттами, постепенно теряет своё влияние в северной части Месопотамии. Ассирийские цари пользуются ослаблением Митанни и, стремясь добиться независимости страны, завязывают отношения с далёким Египтом. Ассирийский царь Ашшурнадинахе получил из Египта 20 талантов золота. Ассирийский царь Ашшурубаллит отправил особого посла в Египет и сообщил Эхнатону, что он посылает этого посла, чтобы «тебя видеть и твою страну видеть. Пусть он узнает твою волю и волю твоей страны и пусть он тогда вернётся». Из другого письма мы узнаём, что ассирийский царь послал подарки египетскому фараону и обратился к нему с просьбой прислать золото. Очевидно, Ассирия стремилась в эту эпоху установить торговые отношения с Египтом и в своей борьбе против Митанни опереться на Египет. Создавшаяся международная обстановка была выгодна для Ассирии. Ашшурубаллиту удалось освободить Ассирию от гнёта Митанни, совершить поход в Вавилонию, посадить на вавилонский трон своего родственника Куригальзу III и таким образом прочно укрепить влияние Ассирии в северо-западной и северной части Двуречья.

Примечания

* И. В. Сталин, Вопросы ленинизма, изд. 11, Госполитиздат, 1952, стр. 644.

** Ф. Энгельс. Анти-Дюринг, стр. 168.

Авдиев В.И. История Древнего Востока. Издание второе переработанное и дополненное. [Л.], 1953, с. 421-426.

Рубрика: