Закавказье в IV—VIII веках н. э.
На территории нашей страны феодальные отношения ранее всего возникли у народов Закавказья. В Армении рабовладельческий строй уже в первые века н. э. переживал глубокий кризис. В условиях непрекращающейся борьбы рабов рабовладельцы сажают их на землю и наделяют необходимым сельскохозяйственным инвентарем. С другой стороны, армянская землевладельческая знать захватывала земли крестьян-общинников. Результатом обоих этих процессов было возникновение класса феодальных собственников и класса феодально-зависимых крестьян.
К IV—V векам в Армении были уже известны две основные формы феодального землевладения: «айреник» — наследственные тотчинные земли и «паргевакан» — дарственные, пожалованные земли.
Сложившийся феодальный класс Армении имел несколько иерархических ступеней. На верху феодальной иерархии стоял царь, за ним шли наследственные владетели княжеств (нахарарств) — нахарары, ниже стояли члены нахарарской фамилии — сепухи, наконец, шел самый многочисленный слой феодалов — мелкие землевладельцы, азаты. Нахарары были вассалами царя, сепухи и азаты несли военную службу в ополчениях своих нахараров.
Основную массу населения Армении составляли крестьяне — ниноканы, большинство которых было зависимо от феодалов. Зависимые шиноканы отдавали феодалам часть своего урожая и приплода от скота, отбывали барщину, платили подати государству и несли многочисленные трудовые повинности: по строительству мостов, сооружению каналов, крепостей и т. д. Наряду с крестьянским трудом в Армении этого времени применялся также труд рабов.
Рождавшееся феодальное общество нуждалось в соответствующей религиозной идеологии, которая освящала бы основные устои феодализма. С этой целью государственной религией в Армении в 301 году н. э. было признано христианство.
Характерной чертой политической жизни феодализирующейся Армении было неуклонное ослабление центральной государственной власти, за ограничение которой боролись нахарары. Этим не замедлили воспользоваться внешние враги. В 387 году Армения, как и другие страны Закавказья, была разделена между Римом и Сасанидским Ираном. Около четырех пятых Армении, а также Картлия (Восточная Грузия) и Албания достались Ирану. Остальная часть Армении и Лазика переходили в распоряжение Рима.
Армянский народ не примирился с чужеземной властью. В 450—451 и 481—484 годы в Армении имели место мощные народные восстания против персидского ига. Оба они потерпели неудачу, однако персы вынуждены были дать Армении внутреннее самоуправление, что создавало условия для ее хозяйственного и культурного развития.
Власть персов в Закавказье продержалась до второй четверти VII века. В 627 году они были разгромлены Византией. С этого времени и до прихода арабов в Закавказье господствовала Византия.
В Грузии феодальные отношения сложились примерно к VI веку н. э., сначала в Картлии, а затем в Лазике. Феодалы здесь назывались азнаурами. На них работали зависимые крестьяне — глехи и посаженные на землю рабы. С развитием новых общественных отношений в Грузии, так же как и в Армении, государственной религией становится христианство. В Картлии христианство было признано государственной религией в IV веке (337 год), в Лазике — в начале VI века.
Как и армяне, грузины вели самоотверженную борьбу за избавление своей родины от чужеземного ига. Наиболее яркой страницей в этой борьбе было совместное выступление грузин и армян против персов в царствование Вахтанга I (V век). С помощью армянских и грузинских феодалов, предавших интересы своей земли, персам удалось подавить восстание. В 523 году, после очередной попытки картлийцев вернуть себе свободу, персы ликвидировали царскую власть в Картлии, превратив ее в свою провинцию. После разгрома Персии Византией господство последней распространилось на всю Грузию.
В Албании феодальные отношения стали складываться в IV веке н. э. Рабовладельческая знать постепенно перерождалась в феодальную, которая подчиняла себе крестьянское население. Вместе с тем феодальное землевладение вырастало на почве разложения общины. В первой половине IV века феодализирующаяся знать Албании приняла христианство, сделав его официальной религией. Сасаниды всячески старались ликвидировать в Закавказье христианскую веру и заменить ее зороастризмом. Однако закавказская знать и церковь, использовав силу народного сопротивления персам, сумели отстоять свои позиции и привилегии.
Южная часть Азербайджана — Атропатена (нынешний Иранский Азербайджан) в III веке прочно входила в состав Сасанидского государства. Господствующей религией здесь был зороастризм.
Несмотря на неблагоприятные внутренние и внешние условия, народы Закавказья в IV—VII веках создали высокую материальную и духовную культуру. В конце IV в. монахом Месропом Маштоцем был создан армянский алфавит. В это же время, или, может быть, несколько позже, возникло грузинское и албанское письмо. Появилась переводная, а затем и оригинальная литература. В литературе Армении особое место занимали исторические произведения. Знаменитый армянский историк Мовсес Хоренаци (Моисей Хоренский) создал монументальный труд по истории Армении, который оказал большое влияние на последующую армянскую историческую литературу.
Свидетельством высокого развития культуры Грузии являются дошедшие до нас памятники грузинской литературы «Мученичество св. Шушаники», «Мученичество св. Евстафия Мцхетского». Большинство памятников албанской литературы этого времени до нас не дошло.
Из многочисленных архитектурных памятников Закавказья IV—VII веков примечательны круглый купольный храм Звартноц в Армении, Мцхетский собор и храм в Цроми в Грузии, в Албании круглый храм в Ляките и массивные «длинные стены» для защиты от гуннов в Дербентском проходе.
Цитируется по изд.: Артемов Н.Е., Лебедев В.И. История СССР с древнейших времен до XVIII века. М., 1959, 65-67.