Средняя Азия и Иран в древности. Хозяйство и общественный строй

Недостаток археологических памятников и полное отсутствие надписей не дают в настоящее время возможности подробно описать социально-экономический строй племён Средней Азии и Ирана до начала первого тысячелетия до н. э. Только раскопки, произведённые советскими археологами в течение последних лет, пролили некоторый свет на хозяйственную жизнь древнейших народов Средней Азии. Особенное значение в данном отношении имеет археологическое обследование древнего Хорезма, где раскопки дали возможность проследить жизнь древних народов, обитавших в районе Аму-Дарьи, от времени неолита и вплоть до средневековья. Стоянка Джанбас-Кала № 4, открытая С. П. Толстовым, где было найдено много кремнёвых орудий небольшого размера (микролиты), даёт яркое представление о примитивном хозяйстве древних рыболовов и охотников, перешедших, однако, к оседлому образу жизни. На это указывают остатки большого жилища, построенного на деревянных столбах и покрытого камышом. Возможно, что в этом «большом доме» обитала целая родовая община, достигавшая 120 человек. Предметы, типичные для найденной здесь культуры, которая получила название «кельтеминарской», можно сближать с инвентарём более поздних стоянок Западного Казахстана, а также поселения, обнаруженного около Персеполя. Следовательно, уже в четвёртом-третьем тысячелетиях до н. э. Хорезм был одним из центров обширного района, населённого родственными племенами, стоявшими на приблизительно одинаковом уровне культурного развития.

Кости домашних животных (коровы, а также овцы или козы), остатки каменной зернотёрки и некоторые изделия из меди, найденные в несколько более поздних стоянках Средней Азии, указывают на появление в третьем-втором тысячелетиях до н. э. скотоводства и первобытного мотыжного земледелия, а также на возникновение первых зачатков металлургии. Особенно большое значение скотоводство получило в степных и горных районах, в значительной степени на Иранском плоскогорье, где оно сохранялось в течение ряда веков. Древнейшие племена Ирана на заре своей истории вели кочевой, скотоводческий образ жизни. Они в большом количестве разводили крупный и мелкий рогатый скот, а также лошадей, которые были широко распространены в Мидии. В священном сборнике «Авеста» сохранились отголоски этого древнего скотоводческого быта, нашедшего своё отражение в религии и в мифах. Корова и собака считались священными животными. В древнейшей части «Авесты», в «Гатах», часто встречаются древние мифологические образы: «душа коровы» и «творец коровы». В более поздней части «Авесты», в «Видевдате», целая глава посвящена собаке. Геродот рассказывает легенду о том, как пастух воспитал и как собака вскормила младенца Кира, ставшего впоследствии основателем могущественного Персидского государства. По словам Геродота, персидские цари приносили в жертву божеству одновременно до тысячи быков.

Там, где естественные условия способствовали устройству искусственного орошения, возникли различные формы оросительного земледелия. В горных районах древнейшие земледельцы пользовались водой горных ручьев, укрепляя их русла и собирая их воды в искусственных водоёмах. В долинах рек строились каналы, искусственные водохранилища, плотины и шлюзы. Геродот описывает крупные оросительные сооружения, существовавшие в Хорезме. Современное археологическое обследование этого района показывает, что эти каналы были прорыты в VIII—VII веках до н. э. и по своей длине превосходили каналы позднейшего времени. Так, например, канал Чермен-яб достигал в древности в длину 200 км. Остатки крупной оросительной сети были обнаружены и в Бухарском оазисе. Ирригация применялась в древности и на территории Ирана. Однако ввиду отсутствия больших рек искусственное орошение на территории Ирана имело гораздо меньшее значение, чем в Средней Азии, особенно в бассейне Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи, а также в районе Зеравшана. Характерной чертой искусственного орошения, типичного для Ирана, а также для Средней Азии, было устройство подземных каналов (кяризов) для сбора подпочвенных вод. Эти каналы снабжались для систематической прочистки особыми смотровыми колодцами, которые располагались на определённом расстоянии друг от друга. Религиозные верования племён Восточного Ирана и Средней Азии стали оформляться в период перехода от кочевого скотоводства к оседлому земледелию. Именно поэтому в священных книгах «Авесты» рисуется идеал безмятежной и праведной жизни земледельца, который строит себе дом, основывает свою семью, разводит скот, вспахивает землю, выращивает хлеб, кормовые травы, плодовые деревья, орошает безводную почву и осушает болота. Религия уже в те времена использовалась правящим классом рабовладельцев для укрепления своего экономического положения. Поэтому более выгодный в хозяйственном отношении земледельческий труд считался праведным делом. Хлебный злак считался священным растением, которое обладает могучей силой в борьбе со злыми духами. Жрецы учили, что человек, сеявший хлебное зерно, сеял добро и содействовал распространению культа благого бога Ахурамазды. Праведный человек, по учению жрецов, должен был уничтожать вредных животных и сельскохозяйственных вредителей, подымать целину, удобрять истощённую почву, строить мосты над текущей водой, раздавать сельскохозяйственные орудия людям, иными словами, всячески содействовать развитию земледельческого хозяйства. Среди хлебных злаков были особенно распространены пшеница, просо и ячмень. Виноград встречался в Иране и в Средней Азии в диком виде и был здесь акклиматизирован уже в древности. В садах выращивали абрикосы, персики и различные плодовые деревья. Пз кормовых трав в Иране была особенно распространена люцерна, которая упоминается у античных авторов.

Наряду с земледелием с течением времени развивались и ремёсла. Наибольшее значение имело развитие металлургии, чему способствовало наличие металлической руды, в частности золота, меди и железа. Древние открытые выработки меди и расположенные около них столь же древние плавильные печи, восходящие к эпохе халколита, были обнаружены в Кара-Калпакской АССР. В верхних слоях северного и южного холма в Анау были найдены медные и бронзовые предметы, например, серпы, ножи, наконечники копий и украшения. На территории Луристана были найдены бронзовые изделия, указывающие на высокую технику обработки бронзы. Ещё Геродот писал о том, что массагеты, населявшие обширные области Средней Азии, имели в изобилии золото и медь и делали из них разнообразные предметы. Можно предполагать, что золото добывалось в долине реки Зеравшана, в Согдиане и, кроме того, доставлялось из соседних стран, в частности из района Алтайских гор, через Бактрию. Железо появляется в Средней Азии сравнительно поздно, приблизительно в середине первого тысячелетия до н. э., причём в южных земледельческих областях Согдианы и Бактрии оно появляется несколько ранее, чем в более отсталых степных районах. Таким образом, в различных районах Средней Азии, в Анау, в Хорезме, на территории современного Таджикистана, уже в глубокой древности возникли центры металлургического производства, главным образом обработки меди, бронзы и золота. Они оказали несомненное влияние на развитие металлургической техники среди древних народов Ирана.

Общественный строй народов Средней Азии и Ирана может быть восстановлен благодаря раскопкам, произведённым в Хорезме, а также благодаря некоторым скудным данным, которые можно почерпнуть из «Авесты» и из трудов греческих историков. В начале первого тысячелетия до н. э. у мидян, населявших северо-западную часть Ирана, сохранялся древний родоплеменной строй. Геродот, описавший возникновение Индийского государства, сообщает, что мидяне делились на шесть племён и до объединения этих племён в племенной союз «жили в то время отдельными деревнями», т. е. в условиях древнего родового быта. Этот же родоплеменной строй долго сохранялся у персов, которые составляли шесть земледельческих племён и четыре племени скотоводов-кочевников. На обширной территории Иранского плоскогорья до самого последнего времени наряду с племенами оседлых земледельцев жили кочевые племена скотоводов. В «Авесте» встречаются особые слова, характеризующие древний родоплеменной строй и служившие для обозначения первичной ячейки этого общества, большой патриархальной семьи (нмана), родовой, а впоследствии сельской общины или отдельной деревни (вис), племени (занту), наконец, союза племён или области (дахью). Для обозначения начальника или вождя общины, племени и союза племён к каждому из этих слов прибавлялось слово «пати». Верховный вождь и жрец союза племён носил кроме того особый древний титул «кави».

При раскопках в Хорезме были обнаружены поселения этого времени, получившие название «городища с жилыми стенами» и очень напоминающие поселения, описанные в «Авесте» под названием «вара». Эти огромные городища занимают обширную территорию в 1100 X 700 метров, окружённую толстыми кирпичными стенами, внутри которых находится два или три длинных жилых помещения, своего рода коридоры, которые тянутся на протяжении 6—7 км и, очевидно, служили жилыми помещениями для целого племени, которое, возможно, насчитывало несколько тысяч человек. Открытое пространство, заключённое между этими «жилыми стенами», служило загоном для скота. Население, жившее в этих «городищах с жилыми стенами», занималось скотоводством и земледелием. Очевидно, именно к началу первого тысячелетия до н. э. относится сооружение больших оросительных каналов, остатки которых были обнаружены в Хорезме.

Развитие скотоводства, земледелия и ремесленных производств приводило к развитию производительных сил, а также к имущественному расслоению внутри рода. Энгельс указывает на то, что первоначально стада принадлежали роду, но что «однако уже рано должна была развиться частная собственность на стада» *. По словам Энгельса, «несомненно, далее, что на пороге достоверной истории мы уже всюду находим стада как обособленную собственность главы семейства» **. Энгельс указывает, что этим богачам принадлежала металлическая утварь, предметы роскоши и, наконец, «людской скот» — рабы. Это древнейшее имущественное расслоение нашло своё отражение и в «Авесте», в которой описываются мифические образы героев древности. Эти знатные богачи-скотоводы обычно называются «богатый стадами», «богатый быками» или «богатый конями». Наряду с ними в древнейших частях «Авесты» упоминаются жрецы священного огня (атраван) и знатные воины-колесничие (ратаеста), составлявшие древнюю родовую знать. Геродот, описывая обычаи персов, говорит, что при жертвоприношениях обязательно должен был присутствовать жрец (маг), который «поёт священную песню». Маги, т. е. жрецы, составляли замкнутую социальную группу людей, которые «резко отличаются от остальных людей». В ту эпоху, которую описывал Геродот, знатные люди уже в значительной мере отличались от рядовых общинников своим богатством, которое состояло из скота и рабов. Постепенно стали выделяться аристократические роды, к которым, например, принадлежал персидский царский род Ахеменидов.

Рост производительных сил неизбежно приводил к возникновению частной собственности и обмена. Избыточные продукты сельского хозяйства, сырьё, и ремесленные изделия постепенно превращались в товары. В Анау был найден обсидиан, который привозился из Армении, а также лазурит, доставлявшийся, очевидно, из Бактрии. Имеются основания предполагать, что лазурит, в частности добывавшийся в Бадахшане, из Средней Азии вывозился в Месопотамию и может быть ещё дальше в юго-западные страны древневосточного мира. Ещё в IX веке до н. э. ассирийские цари вывозили в большом количестве из Средней Азии лошадей и верблюдов. Старинные торговые пути соединяли Иран с Месопотамией и с Закавказьем. Весьма возможно, что из Ирана в Месопотамию вывозили свинец или олово, необходимые для изготовления бронзы. Другие торговые пути вели из Средней Азии и из Ирана на восток, в Китай, и на юго-восток, в Индию. В частности уже в середине первого тысячелетия до н. э. Бактры стали важным центром торговли с Индией. Вполне естественно, что в связи с развитием торговли древние поселения городского типа постепенно приобретают значение экономических центров. Такими центрами в Средней Азии были древние города, развалины которых были раскопаны в Хорезме, далее Бактры (современный Балх) и Мараканда (современный Самарканд), главный город Согдианы, окружность которого равнялась 11 км. В западной части Ирана важнейшими центрами были Сузы и Экбатаны, столица Мидии. 

Источники позволяют проследить процесс появления и развития городов в древней Мидии. Уже в VIII веке до н. э. в Мидии появляются города, очевидно, административные центры отдельных областей, имевшие главным образом военное, а может быть, отчасти и торговое значение. В рассказе о 8-м походе Саргона II, предпринятом в страну парсуа, маннеев и мадаи, описываются большие города, захваченные ассирийскими войсками в этих областях. Таков город Ушкая, «резиденция страны», построенная на возвышенной террасе, сооружённой на скале, и окружённая большой стеной толщиной в 8 локтей. Таков город Улху, стены которого были сложены из камня, где находился дворец с крышей, построенной из громадных кипарисовых стволов. В надписи Саргона описываются каналы, снабжавшие эти города водой, большие дома, огромные зернохранилища, сады и виноградники. Изображения этих прекрасно укреплённых городов сохранились на рельефах, украшающих стены дворца Саргона II в Хорсабаде.

Примечания

* Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства, стр. 54.

** Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства, стр. 54.

Авдиев В.И. История Древнего Востока. Издание второе переработанное и дополненное. [Л.], 1953, с. 527-532.