Арабский халифат: государственный строй

Арабский халифат как раннее феодальное государство возник в VII веке. Его история делится на периоды по названию династий или месту нахождения столицы. Мекканский период (622— 661 гг.) — это время правления близких сподвижников Мухаммеда; Дамасский (661—750 гг.) — Омейядов; Багдадский (750— 1055 гг.) — династии Аббасидов. Халифат был завоеван турками в середине XI века. К тому времени он распался на самостоятельные эмираты, его мощь была ослаблена восстаниями народных масс.

После перевода столицы в Дамаск халифат по форме правления представлял собой теократическую монархию. Главой государства был халиф. Первое время в Мекке халиф избирался мусульманской общиной, позднее он сам стал называть своего преемника. Халифом мог стать только тот, кто происходил из рода Мухаммеда и не имел явных физических недостатков. Его избрание в первую очередь зависело от поддержки влиятельной знати и верхушки войска.

В руках халифа была сосредоточена высшая духовная и светская власть. Он был верховным имамом и главным эмиром. Как глава мусульманской общины — тень бога на земле, живой

заместитель пророка и посланника аллаха — халиф считался верховным собственником земель и неограниченным, самодержавным владыкой. Он являлся главнокомандующим армии, часто возглавлял ее во время походов, назначал и смещал военачальников. Считалось, что халиф должен управлять по предписанию Корана.

На практике безграничную власть имели лишь некоторые халифы из династии Омейядов в первый период существования Багдадского халифата. В те годы наместники провинций и военачальники считались с халифом и подчинялись только ему. По существу взаимоотношение столицы и провинций зависело от многих факторов и прежде всего от численности находившихся в провинции войск, от того, как сложились отношения халифа с местной знатью. Практически целью туземных сатрапов было стремление обогатиться и удержать занимаемое место.

С авторитетом халифа в вопросах религии, веры вынуждены были считаться даже самые независимые эмиры. Он мог наложить интердикт, т. е. запретить богослужение и отправление иных религиозных действий, что ставило мятежного сатрапа в исключительно грудное положение. Халиф для верующих мусульман являлся тем же, что папа римский для католиков. Вместе с тем он обладал весьма значительной военной, законодательной и административной властью. С его званием как первосвященника считались даже турки-сельджуки. Предводитель тюркских племен Тогрул-бек стал законным государем лишь после того как получил титул султана от багдадского халифа.

Феодал, захвативший территорию, нуждался в санкции халифа на владение ею. Инвеститура, данная халифом, выраженная в соответствующей грамоте или дипломе, делала власть любого узурпатора законной, а выступление против него считалось государственным и религиозным преступлением.

Правление Омейядов в середине VII века было подорвано недовольством народных масс и усилением могущества иранских феодалов. Основатель династии Аббасидов перевел столицу в Багдад.

При Аббаскдах появилась должность визиря. Он считался первым советником халифа, хранителем его печати. Визирь руководил ведомствами (диванами): финансов, войска, организации ирригационных работ, ведал имуществом халифа, учетом земель, почтой, следил за исправностью стратегических дорог.

Большое внимание уделялось армии: ей давали 4/5 части военной добычи. Военачальники извлекали огромные доходы от продажи рабов и ограбления захваченного населения. В армии служило много наемников. Военачальники за свою службу пользовались земельными наделами (иктами).

Судьба последних представителей династии Аббасидов стала полностью зависеть от настроений феодальных групп и особенно

от их личной гвардии, набранной из молодых рабов-тюрков. За пятьдесят лет начальники гвардии свергли девять халифов, и все они были заколоты, задушены или отравлены. В последний период у багдадскою халифа осталось только полномочие первосвященника. В 1258 г. по приказанию предводителя монголов был удушен последний халиф.

В халифате особенно четко была налажена работа аппарата по учету и сбору налогов. «Ведомство по ограблению своего народа» было самым многочисленным. При Омейядах неплательщиков бросали в тюрьму или выставляли у позорного столба, часами держали под палящими лучами солнца, поливали головы кипящим маслом. Усердие чиновников высоко ценилось правительством, тем не менее знать, имущее сословие уклонялись от уплаты налогов чаще всего с помощью взяток.

Своеобразные функции выполняло почтовое ведомство (варид). Кроме пересылки правительственных сообщений его чиновники на местах собирали и отправляли в Багдад подробную информацию о состоянии земледелия, об урожае, о состоянии финансов, о настроении местных жителей и деятельности администрации и т. д. Следовательно, почтовые служащие одновременно выполняли на местах функции государственных осведомителей.

Должность наместника чаще всего приобреталась за огромные деньги, и его деятельность практически была бесконтрольной. Не помогала и частая смена наместников. В крупных провинциях вся власть находилась в руках эмиров. Им же подчинялись воинские отряды. Многие эмираты признавали власть халифа лишь формально.

Судебная власть была относительно централизована и отделена от администрации. Судья (кади) формально подчинялся только халифу. Чаще всего это был состоятельный человек и свои обязанности выполнял безвозмездно. Как правило, приговор судьи считался окончательным, его мог отменить только он сам или халиф. Кади имел ряд других обязанностей: контролировал как выполняются завещания, следил за разделом имущества, устанавливал опеку, наблюдал за состоянием общественных зданий, дорог и тюрем, выдавал замуж одиноких женщин, не имеющих попечителей и т. д.

Цитируется по изд.: Федоров К.Г. Истрия государства и права зарубежных стран. Л., 1977, с. 134-136.

Рубрика: