Распад государства Лан Санг

В конце XVII века Лан Санг стал ареной ожесточенной борьбы за власть между представителями крупной знати — претендентами на трон умершего короля Сурьявонгса. Один из них, Сай Онгве, получив военную поддержку Дайвьета, опасавшегося утратить свое влияние на княжество

[505]

Сиенг Куанг, сумел овладеть Вьентьяном и Луанг-Прабангом, отдав последний своему брату Тхао Лонгу.

Междоусобицы развернулись с новой силой, после того как против новоявленных правителей выступили их противники, в 1706 г. захватившие Луанг-Прабанг. Лан Санг оказался расколотым на две части, причем Вьентьян продолжал делить с Дайвьетом господство над княжеством Сиенг Куанг, а Луанг-Прабанг добился признания своего главенства над древней тхайской областью Сипсонгпанна (Сишуаньбанна) («Двенадцать тысяч рисовых полей»).

В 1713 г. на территории, входившей ранее в состав Лан Санга, возникло третье самостоятельное княжество — Чампассак. Некогда большое и сильное целостное королевство Лан Санг перестало существовать.

Последующие десятилетия были заполнены войнами и смутами, отрицательно сказавшимися на развитии страны. Распад Лан Санга на три отдельных княжества несомненно ослабил сопротивление нападениям соседних государств и привел к неустойчивому политическому положению в каждом из этих княжеств. То в одном, то в другом вспыхивали междоусобные феодальные войны за захват верховной власти. Лишенные поддержки народа, аристократы прибегали к помощи иноземцев, как, например, Тхао Кукео (середина XVIII в.), мятеж ко-торого в Вьентьяне был подавлен. Феодальная верхушка предавала интересы широких масс лаосского народа, заинтересованного в единстве страны.

К югу от лаосских границ тем временем все более усиливалась Аютия (Сиам), правители которой, находившиеся во вражде с Авой (Бирмой), давно готовились к захвату земель бывшего Лан Санга. Сложившуюся военно-политическую ситуацию пытались использовать в своих целях некоторые лаосские князьки. В 1766 г. Пра Ворадвонгса, стремясь захватить власть во Вьентьяне, обратился за помощью к Аютии. Это стало началом тхайской экспансии и в конечном счете привело к захвату лаосских княжеств Аютией.

Под предлогом ликвидации угрозы, возникшей якобы в результате заключения лаосско-бирманского союза в 1778 г., на Вьентьян двинулась 20-тысячная тхайская армия, поддерживавшаяся камбоджийским флотом. Тхайские войска овладели Чампассаком, Луанг-Прабангом и Вьентьяном, разграбили города и вывезли из них такие лаосские реликвии, как статуи Изумрудного и Золотого Будды. В 1779 г. три лаосских княжества были захвачены Аютией.

Культура Лаоса в XVII—XVIII веках

История культуры Лаоса в XVII—XVIII веках недостаточно изучена.

Как и в предшествующие столетия, на социальную и культурную жизнь страны большое влияние оказывала буддийская церковь, занимавшая самое привилегированное положение и владевшая огромными богатствами. Многочисленные пагоды были не только местами культа, но и центрами культурно-общественной жизни Лан Санга. Они имелись в каждой общине; в эти пагоды приходили деревенские жители для обсуждения хозяйственных, семейных и прочих текущих дел. При храмах («ватах») кроме молельных помещений («тхатов») находились специальные библиотеки, где хранились тексты религиозного содержания, записанные преимущественно на пальмовых листьях.

Народное образование в Лан Санге, как и в других странах, где был распространен буддизм южной ветви — хинаяна, было тесно связано с прохождением послушничества в монастырях. Каждый подросток

[506]

мужского пола должен был хотя бы в течение нескольких недель до исполнения совершеннолетия пройти временный постриг, чтобы получить лризнание в качестве зрелого, взрослого человека. Наставники учили мальчиков начаткам письма и счета, некоторым ремеслам, заставляли заучивать догматические тексты и знакомили с жизнеописанием Будды.

В XVII—XVIII веках развивались торговые и иные контакты с соседними странами, что не могло не сказаться на культурной жизни Лаоса, прежде всего на архитектуре и скульптуре. За это время появилось множество куполообразных усыпальниц (ступ), в строительстве которых заметно бирманское влияние, а также многоярусных тхатов, возводившихся по тямскому образцу. Дух национального зодчества в наибольшей мере воплотился в ватах — буддийских храмах с высокими изогнутыми черепичными крышами, как бы наложенными одна на другую. Стены ватов и особенно двери покрывались искусно выполненной резьбой и раскрашенной скульптурой из мягких пород дерева.

Большого разнообразия и красочности добились лаосские мастера прикладного и изобразительного искусства. Изделия из золота могла приобретать (и имела на это привилегию) правящая прослойка; в быту простолюдинов широко распространились утварь и украшения из бронзы;, меди и темно-красного лака. В лаосской живописи утвердились характерные мотивы украшения фона растительным орнаментом из цветов, деревьев и пальм, окружавших фигуру Будды или обрамлявших сцены из дворцовой жизни.

Культура лаосского народа этого времени имела (и продолжает сохранять) много общего с культурой народов всего Индокитая. Это проявляется, например, в народном календаре, совпадающем с тайским, когда лунный Новый год приходится на апрель; в народной медицине, в музыке с пентатонической системой, в религиозных и гражданских празднествах, в схожих с кхмерскими и тайскими жилых постройках на сваях, некоторых типах сельскохозяйственных орудий (плуг без отвала, деревянная вертикальная борона).

Светской литературы в Лан Санге почти не было — ее отсутствие компенсировали многочисленные фольклорные произведения. Исследователи выявили ряд легенд, мифов и сказок (например, сказка о девушке-павлиночке), представляющих собой наиболее ранние варианты народного эпоса, широко распространенного в странах Индокитая и ведущего свое начало с глубокой древности.

[506]

Цитируется по изд.: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970, с. 505-506.

Рубрика: