Кувейт до конца XVIII века
Небольшой участок малопригодной для обработки земли на изменчивых берегах Персидского залива и в низовьях Тигра и Евфрата весьма выгодно расположен на сухопутных и морских путях, связывавших Аравию с Ираном, Месопотамией и Индией, и относительно равноудален от основных военно-политических центров Ближнего Востока. Его крупнейший остров, Файлака, в III—I тысячелетиях до н. э. служил торговым перекрестком Шумера и Индской цивилизации и видел на своих берегах фактории купцов Аккада. Греческая колония существовала на Файлаке, по-видимому, еще при Ахеменидах в VI—V веках до н. э., но в античной литературе ее впервые упоминает Арриан в «Анабасисе Александра» как «остров Икара». С конца IV века до н. э. укрепленное поселение-клерухия вокруг храма Артемиды и порт на острове служили оплотом владычества Селевкидов, чью администрацию в III—II веках до н. э. вытеснили арабские племена. Созданное ими княжество Харакена, со столицей в Спасину-Хараксе, простиралось на весь северо-восток Аравийского полуострова и с рубежа II—I веков до н. э. признавало верховенство Иарфии. В начале III — начале VII века нижнее Двуречье подчинялось Сасанидам: сюда упиралась цепь оборонительных сооружений, протянувшаяся в IV—V веках от среднего Приевфратья, для защиты от набегов арабов, которые, тем не менее, к VI веку почти полностью освоили область, получившую от них название Хаджар. В 630-е годы Хаджар, или, как ее отныне именовали, Казима, подчинилась Халифату: при Омейядах и Аббасидах ее гавань была удобнее и доступнее из открытого моря, нежели Басра. В XIII — XV веках шайхи приморских округов Месопотамии, известных тогда как Курайн, формально признавали власть Чингисидов, но с XIV века сюда двинулись из Неджда мударитские (кайситы) племена бану-хаджар, бану-мутайр и бану-каб. Наивысшего могущества к концу XV века достигли бану-халид из конфедерации анайза, чьи эмиры в следующем столетии успешно лавировали между Османской империей и Португалией. Род Ааль Хамид, правивший из Курайна всей Эль-Хасой, формально признал османское верховенство, что помогало ему отстаивать свои прерогативы перед лицом как Сефевидов, так и Англии и Нидерландов, которые в начале XVII века вытеснили португальцев. Восстановление прямого управления из Стамбула в середине XVII века оказалось недолговременным: халид вновь возобладали здесь при шайхах из Ааль Хамид — Барраке ибн Гурайре (1669-1682) и Садуне ибн Мухаммаде (1691 — 1722) — и фактически обособились от Порты около 1672 года. Тем временем, племенной состав населения на побережье между реками Шатт-эль-Араб и Катаром постепенно менялся, по мере того как сюда, после засух и эпизоотий XVI века, продвигались со своей недждийской прародины новые конфедерации. Так, племя бану-утба, из той же конфедерации анайза, перекочевало в Эль-Хасу, а оттуда перебралось к Эль-Фурайхе, на Катарском полуострове, где встало под покровительство халидийских эмиров из дома Ааль Мусаллам и встроилось в местный хозяйственный уклад, занявшись ловлей рыбы и жемчуга и морскими перевозками. Однако вскоре оно вступило в соперничество со старожилами и со своими покровителями и под их давлением в 1670-е годы переправилось морем на северо-запад.
Около 1701 года бану-утба, с соизволения османского вали, осели возле Басры, а затем спустились к Курайну, где разделились на несколько ветвей, одна из которых, под предводительством родов Ааль Сабах, Ааль Халифа и Ааль Джалахима, обосновалась в окрестностях Умм-Касра. Их пиратские вылазки и разбойничьи набеги привели к тому, что в начале XVIII века османцы выдавили их на юг, к Эс-Сабийе, откуда они и переместились в Кувейт, в конце правления Садуна Ааль Хамида. Около 1716 года Ааль Сабах получили от него Курайн в качестве пожалования, а Ааль Халифа и, через несколько лет, Ааль Джалахима двинулись на юго-восток и только в 1766 остановились уже в катарской Эз-Зубаре.
Около 1752 года, пользуясь ослаблением халид в противостоянии с приверженцами ваххабизма, Ааль Сабах завладели Эль-Кувейтом и в 1756 году избрали вождем Абу Абдаллаха Сабаха ибн Джабира, который и считается основоположником кувейтской государственности. Его сын Абдаллах (1758-1814) к 1760-1762 годам объединил все племена Курайна (Grane, как именовали эти края европейцы). Ааль Сабах успешно подвизались и в качестве купцов. Их отличие от других владетельских домов Залива, в основном промышлявших пиратством или грабительским поборами, заключалось в предпочтении «мягкой силе» и общей дружественности Великобритании (впервые отмеченной уже около 1770 года). В конце XVIII века кувейтцы славились как одни из самых искусных корабелов в Заливе и даже значительной части Аравийского моря. Их суда бороздили всю западную половину Индийского океана — от Южной Азии до Восточной Африки.
Т.К. Кораев
Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 9. М., 2020, с. 584-585.