Древняя Индия. Источники
Крайне недостаточное количество источников, как памятников материальной культуры, так и в особенности надписей, в сильной степени затрудняет изучение истории древней Индии. Археологические раскопки начаты были в Индии сравнительно недавно и дали ощутительные результаты лишь в северо-западных областях, где были обнаружены развалины городов и поселений, относящихся к периоду от XXV до XV века до н. э. Однако раскопки, начатые в этих районах, ещё не закончены, а гиероглифические надписи, здесь обнаруженные, всё ещё не дешифрованы.
Большое значение для изучения истории древней Индии имеют религиозные сборники древних индусов, так называемые Веды. Эти священные книги древней Индии, восходящие ко второму тысячелетию до н. э., делятся на четыре больших сборника (самхита), носящих названия Ригведа, Самаведа, Яджурведа и наиболее поздний, впоследствии присоединённый к первым трём, четвёртый сборник Атхарваведа. Наиболее древним из этих сборников является Ригведа, состоящий главным образом из религиозных гимнов, посвящённых богам. В других сборниках, в частности в Яджурведа, наряду с песнопениями и гимнами встречается множество молитвенных и жертвенных формул, которые применялись при совершении религиозного ритуала, в особенности в честь бога опьяняющего напитка Сома. Веды дают возможность установить некоторые данные о хозяйственном и общественном строе тех племён, которые в середине второго тысячелетия вторглись в Северо-Западную Индию. Но особенно богатый материал дают Веды для изучения религии, мифологии и отчасти поэзии этого периода. Однако Ведами как источником по истории древней Индии можно пользоваться лишь с очень большой осторожностью, так как текст Вед в течение тысячелетий, возможно, подвергся некоторым изменениям. Древнейшие тексты Вед, написанные на берёзовой коре и на пальмовых листьях, не сохранились. Наиболее древние рукописи относятся к сравнительно позднему времени, близкому к христианской эре. Начиная с VIII века до н. э. Веды, постепенно становящиеся всё более и более непонятными, стали снабжаться толкованиями, среди которых наиболее известны «Брахманы», содержащие объяснения религиозных ритуалов, «Араньяки», содержащие различные религиозно-философские рассуждения, и «Упанишады», своего рода богословские трактаты. Эти более поздние религиозные книги характеризуют развитие древнеиндийской религии, богословия и жречества в период образования больших индийских государств в первом тысячелетии до н. э.
Существенно важными источниками для изучения истории и культуры Индии в первом тысячелетии до н. э. являются две большие эпические поэмы, содержащие много элементов устного народного художественного творчества, «Махабхарата» и «Рамаяна». Основным сюжетом первой из этих поэм, «Махабхараты» («Великого сказания о борьбе потомков Бхараты»), автором которой считается легендарный мудрец и поэт Вьяса, является сказание о борьбе за захват верховной власти между двумя родственными царскими родами кауравов и пандавов. Это основное сказание было первоначально оформлено в начале первого тысячелетия до н. э. Затем в него было вставлено множество мифов, легенд, сказок, басен, поучительных рассказов, которые в значительной степени выросли на почве народного художественного творчества. Окончательная редакция этой интереснейшей древнеиндийской эпической поэмы относится к первым векам н. э. В «Рамаяне», авторство которой приписывается поэту Валмики, рассказывается о войнах и подвигах древнеиндийского легендарного героя Рамы. «Рамаяна», очевидно, была составлена между VI и II веками до н. э. Обе эти эпические поэмы дают яркие картины быта древней Индии в первом тысячелетии до н. э. и могут быть в значительной степени использованы для изучения истории и культуры, в особенности литературы, Индии этого времени.
Ценными источниками по истории древней Индии являются древние сборники обычного права, так называемые Дхармашастра, относящиеся по большей части к концу первого тысячелетия до н. э. Эти сборники древнего права, тесно связанные с религиозно-магическим ритуалом, определяют скорее обязанности, чем права человека. В большинстве случаев они рисуют пропитанный религиозными тенденциями идеализированный тип социального строя. Однако они ярко характеризуют отличительные черты рабовладельческого строя древней Индии и в частности древнейшую кастовую систему. Их главной целью является защита интересов правящего класса, рабовладельческой аристократии, в первую очередь брахманов, т. е. жрецов-аристократов. Одним из наиболее древних среди этих правовых сборников является сборник законов, составленный, по преданию, законоучителем Апастамба и относящийся к IV веку до н. э. Особенно широкое распространение получил сборник законов Ману, составление которого приписывается Ману — легендарному прародителю людей. Законы Ману были составлены около III века до н. э. и окончательно отредактированы в III веке н. э.
Очень большое значение в качестве ценнейшего источника по истории древней Индии имеет политико-экономический трактат «Артхашастра», который приписывается Каутилье, одному из министров царя Чандрагупты из династии Маурья. Этот трактат, содержащий подробно развитую систему государственного управления, всесторонне описывает деятельность царя и чиновников, основы государственности, административное управление, судебное дело, внешнюю политику государства, наконец, военное искусство того времени. Этот важнейший источник ярко характеризует хозяйственный, общественный и государственный строй Индии в конце IV века до н. э.
Значительно более узкий характер имеют надписи, относящиеся главным образом к ранне-буддийскому периоду. Много надписей сохранилось от времени царя Ашоки. Эти так называемые эдикты Ашоки содержат религиозно-нравственные поучения и целый ряд фактов, характеризующих ранний буддизм, широкое распространение буддизма по всей Индии, включая некоторые области Афганистана, а также энергичную религиозную деятельность Ашоки.
Во второй половине первого тысячелетия до н. э. государства Северной Индии вступают в различные взаимоотношения с Ираном, Грецией и Македонией. Поэтому для изучения этого периода приобретают большое значение иноземные источники, свидетельства иностранцев об Индии. Таковы, например, персидские надписи времён Ахеменидов, в частности надписи Дария в Бехистуне, Персеполе и Накши-Рустаме. Но особенно большое значение имеют труды греческих историков, писавших о древней Индии. Ещё Геродот (V век до н. э.) в своём большом историческом труде сообщает ряд сведений об Индии, её населении, о различном культурном уровне индийских племён и о взаимоотношениях Индии с Персидским царством. Значи-тельно больший материал был собран греческим географом и политическим деятелем Мегасфеном, который, будучи отправлен в Индию Селевком Никатором в качестве посла к индийскому царю Чандрагупте, долго прожил в Индии. В своём труде «Индика» Мегасфен описал экономику, общественный и государственный строй и, что особенно важно, кастовую систему Индии своего времени. К сожалению, от труда Мегасфена сохранились только небольшие отрывки, вошедшие в книги позднейших греческих писателей, главным образом Страбона и Арриана.
Ряд ценных сведений географического характера, а также сведения о естественных богатствах, обычаях населения и городах древней Индии сохранились в обширном историко-географическом труде Страбона (I век до н. э. — I век н. э.). Труд Страбона особенно ценен, так как он основан на ряде специальных работ его предшественников: Мегасфена, Неарха, Эратосфена и др.
Большое значение среди трудов греческих писателей, писавших о древней Индии, имеет сохранившаяся до нашего времени книга Арриана «Анабазис», посвященная подробному описанию походов Александра Македонского, в частности его похода в Индию, а также являющееся дополнением к этому труду небольшое, но очень важное для истории древней Индии сочинение «Индия». В своих трудах Арриан даёт интереснейшее описание Индии, содержащее сведения относительно экономики и общественного строя Индии того времени, в частности он описывает искусственное орошение и кастовую систему. Арриан критически использовал множество важных источников, в том числе донесения Птолемея, сына Лага, и донесения других военных командиров Александра Македонского, труд Неарха, описавшего возвращение из Индии морем части македонского войска, а также писания греческих послов, составленные на основе индийских документов IV век до н. э., в частности работу Мегасфена. Труды Арриана, написанные во II век н. э., содержащие множество ценных сведений о древней Индии, почерпнутых из надёжных источников, представляют большую ценность для современного исследователя.
Наконец, несомненный интерес для изучения истории древней Индии имеют труды китайских историков и писателей, в частности ценный труд Сыма Цяня, важный для установления хронологии, а также произведения китайских писателей, живших во II веке до н. э. Китайские источники дают большой материал для истории древней Индии в период распространения буддизма, когда взаимоотношения между Индией и Китаем стали более тесными. Буддийские паломники способствовали значительному сближению между Индией и Китаем. Так, китайский паломник Фа-сянь, живший в IV—V веках н. э. и объехавший всю Индию, вплоть до Цейлона, оставил интересное описание Индии того времени. Он довольно подробно описал систему управления и социальные отношения, существовавшие в пригангских провинциях в царствование Чандрагупты II Викрамадитьи.
Авдиев В.И. История Древнего Востока. Издание второе переработанное и дополненное. [Л.], 1953, с. 568-571.