Таиланд (Сиам) с середины XVI до середины XVIII века

Сиамо-бирманские войны; подчинение Сиама Бирме(1548—1584 гг.)

В середине XVI века Сиам подвергся нападению бирманских армий. Борьба сиамских феодалов за власть, развернувшаяся после смерти короля Прачая ослабила страну и открыла дорогу иноземному нашествию. В 1548 году бирманское войско, насчитывавшее более 300 тысяч, осадило город Аютию. Недостаток провианта, упорная оборона города и восстание монов в Нижней Бирме вынудили бирманцев отступить. Но борьба продолжалась. Сиамцам пришлось отражать неоднократные нападения кхмеров. Между Аютией и Луанг-Прабангом (Лаос) был заключен союз, направленный против Бирмы. В 1556 году бирманские войска заняли Чиенгмай и начали готовиться к новому наступлению.

Осенью 1563 г. громадная бирманская армия двинулась через Чиенг-май на Сиам. В бирманском войске находилось около 400 пушкарей-португальцев, имелись вспомогательные отряды шанов, монов, лао. Бирманцы заняли Кампенгпет и Сукотаи; им подчинились правитель Питсанулока — Маха Таммарача, а также правители некоторых других городов. В феврале 1564 г. бирманская армия осадила Аютию. На этот раз оборона города была ослаблена мятежом правителя Паттани, который прибыл «на помощь» с большим флотом, неожиданно напал на королевский дворец и разграбил его. Сиамцы с трудом вытеснили мятежников из города. Но силы обороняющихся истощились, и Аютия капитулировала (1564 г.). Часть населения была уведена в Бирму. Аютия превратилась в вассальное государство, обязанное платить ежегодную дань. В Питсанулоке, ставшем независимым от Аютии, но подчинившемся Бирме, правителем остался Маха Таммарача.

Через два года Аютия попыталась сбросить бирманское иго, опираясь на помощь Луанг-Прабанга. Это вызвало новое нашествие бирманцев. В августе 1569 г., после длительной осады, столица Сиама вновь была захвачена, разграблена и разрушена. Бирманцы уничтожили все оборонительные сооружения города, угнали в плен тысячи жителей. В Аютии остался бирманский гарнизон, а правителем стал Маха Там-марача.

Экономическое и политическое положение Сиама в период бирманского ига (1569—1584 гг.) было крайне тяжелым: страна опустошена иноземными войсками, разделена на части; столица и многие города лежали в развалинах. Производительные силы в долине Менама были серьезно подорваны; пострадала ирригационная система, большое число сиамцев убито или угнано в Бирму. Воспользовавшись ослаблением Сиама, страну начали опустошать кхмеры.

[511]

Сиамское крестьянство было кровно заинтересовано в обеспечении своей безопасности, восстановлении хозяйства, свержении иноземного ига и в прекращении феодальных войн и усобиц. Группы и отряды крестьян стали оказывать вооруженное сопротивление непрерывным нападениям кхмерор. Крестьянство стало главной движущей силой борьбы за восстановление независимости страны. Борьбу возглавили представители сиамских феодалов. В то же время крестьяне активно выступили против попыток феодалов переложить на плечи народа все тяготы бирманского ига.

Тяжелые бирмано-лаосские войны, феодальные усобицы и восстания монов в самой Бирме в конце XVI в. не позволяли бирманским королям сосредоточить все свои силы на подавлении освободительного движения сиамского народа. Принц Наресуен, сын Маха Таммарачи, возродил сиамское войско и очистил страну от кхмеров.

[512]

 

Восстановление независимости и завершение объединения Сиама(1584—1629 гг.)

В 1584 г. была провозглашена независимость Сиама. Наресуен совершил поход в Нижнюю Бирму и осадил Иегу, но затем был вынужден отступить, Сиамцы изгнали бирманские гарнизоны из северных городов — Кампенгпета, Саванкалока и др. некоторые крупные феодалы-изменники были казнены. Последовавшие вторжения бирманских войск были разгромлены. В конце 1586 г. король Бирмы сам возглавил 250-тысячную армию, двинувшуюся против Сиама. С января по июнь 1587 г. бирманцы осаждали Аютию, но неудачно. Тревожимые постоянными нападениями сиамцев, страдающие от голода и эпидемий, бирманские войска сняли осаду и бежали.

В период правления Наресуена (1590—1605) военная угроза со стороны Бирмы и Камбоджи была окончательно ликвидирована, а в 1592 г. разгромлено последнее крупное вторжение бирманских армий. В ходе военных действий против кхмеров сиамцы захватили столицу Камбоджи — Ловек (1593 г.) и на четверть века установили здесь свое господство. Сиамские войска заняли важные порты на побережье Индийского океана — Тавой, Моулмейн и Мартабан. Наконец, присоединением Чиенгмая (1595 г.) объединение Сиама было завершено. Так было восстановлено независимое сиамское феодальное государство.

Сиам стал наиболее крупной и могущественной державой на Индо-китайском полуострове. Выгодное географическое положение на путях из Индии в Китай и Японию позволяло Сиаму служить посредником в торговле между этими странами. В XVI в., после установления португальцами контроля над путями через Малаккский пролив, купцы восточных стран избрали новый торговый путь именно через сиамскую территорию. Укрепление Сиама в конце XVI в. гарантировало относи-тельную безопасность нового пути, в связи с чем торговая роль Аютии сильно возросла. Сиам вышел на первое место среди государств Индокитайского полуострова по уровню развития военной техники (пушки, кораблестроение и т. д.).

Расширились и внешнеполитические связи Сиама. В начале XVII в. были установлены сиамо-японские дипломатические и торговые отношения. В городах страны возникли поселения японских колонистов; сиамские короли стали набирать японских солдат в гвардию. В начале XVII в. в Сиаме появились голландцы. Они открыли свои фактории в Паттани (1602 г.), Аютии (1610 г.), Након-Ситаммарате (1612 г.) и других городах; им удалось оттеснить португальцев, японцев, а также англичан, пытавшихся завязать торговые отношения с Сиамом (1612 г.). Интересы дальнейшего экономического развития страны требовали создания сильного центрального правительства, которое могло бы ограни-

[512]

чить произвол местных феодалов, пресечь феодальные усобицы, обеспечить нормальные условия для развития внешней и внутренней торговли.

Наресуен и его преемники стремились к созданию сильной королевской власти, однако могущество феодальной знати было сломлено лишь в правление короля Прасат Тонга (1629—1656).

[513]

 

Борьба за создание сильной королевской власти. Экспансия колониальных держав и освободительное движение в Сиаме (1629—1688 гг.)

Уже в ходе феодальных усобиц, предшествовавших захвату власти Прасат Тонгом, были уничтожены многие влиятельные феодалы. Заняв трон, Прасат Тонг, а затем его сын Нарай (1657—1688) продолжали беспощадную борьбу против крупных феодалов, опираясь на поддержку мелких чиновников-феодалов, купечества, а также (первое время) буддийской церкви. Были подчинены малайские султанаты, разгромлен мятеж японских наемников — опоры крупных феодалов; наместники в провинциях лишены реальной власти, собраны в Аютии и фактически превращены в заложников. В провинции стали назначать «временных губернаторов», которых регулярно переводили из одного места в другое. Военные силы были разбиты на три части (ополчение, гвардия и корпус боевых слонов) под командованием трех начальников. В результате было подорвано могущество крупных светских феодалов и создана централизованная феодальная монархия.

В новых условиях единственной организованной и могущественной феодальной силой, противостоявшей королевской власти, была буддийская церковь. Стремление буддийского духовенства контролировать политическую деятельность короля, желание короля ослабить экономическое и политическое могущество церкви вызвали в правление Нарая конфликт между центральным правительством и буддийским духовенством. Короли Сиама старались укрепить экономическую базу королевской власти и противодействовать торговой экспансии европейских купцов. В середине XVII в. они установили государственную монополию на важнейшие статьи экспорта (олово, тик и другие ценные сорта дерева, рис, кожа и т. д.). Пытаясь сохранить в своих руках внешнюю морскую торговлю, правящие круги Сиама столкнулись с голландскими колонизаторами, которые со своей стороны стремились монополизировать торговлю Сиама с Японией, Индией и другими странами. Вспыхнувшая в 1663—1664 гг. сиамо-голландская война закончилась победой голландцев, заставивших сиамское правительство подписать неравноправный договор (1664 г.). Голландцы добились права беспошлинной торговли в Сиаме, минуя государственные монополии. Подданные Голландии получили право экстерриториальности (неподсудности сиамским судам).

Стремясь найти опору в борьбе против голландской экспансии, король Нарай стал покровительствовать купцам и миссионерам других европейских стран. На сиамской государственной службе появились различные авантюристы — европейцы. В 70—80-х годах в Сиаме особенно усилилось французское влияние. Франция неоднократно направляла посольства в Аютию и навязала Сиаму неравноправный договор (1685 г.). Французской Ост-Индской компании было предоставлено право основывать фактории и беспошлинно торговать в Сиаме, а также монопольно торговать в центре оловодобычи — на о-ве Пукет. Французские подданные также получили право экстерриториальности. Одновременно с официальным предоставлением христианским миссионерам полной свободы пропаганды сиамские власти (от лица которых договор подписал европейский авантюрист Фалькон) согласились на неподсудность всех христиан в Сиаме местным судам. Сиамцев-католиков дол-

[513]

жен был судить только представитель французского епископа. Опираясь на уже захваченные позиции, французские колонизаторы усилили свою экспансию против Сиама. Был составлен план полного подчинения страны. В 1687 г. в Сиам прибыло новое французское посольство, сопровождаемое военной эскадрой из шести судов, на которых находилось около 1,5 тыс. солдат и «членов свиты». Французы фактически оккупировали важные стратегические центры — Мергуи и Бангкок; новый договор (1687 г.) еще больше расширил их привилегии.

Подчинение страны европейским державам вызвало активное противодействие населения. Первые антифранцузские выступления части сиамских феодалов, мусульманских купцов и буддийского монашества были подавлены. В дальнейшем, когда возникла угроза установления французского господства и захватчики стали беспощадно грабить и эксплуатировать сиамских крестьян и горожан, антифранцузское движение приняло народный характер. Во главе движения встали командир отряда боевых слонов Пет Рача, санкрат — глава буддийской церкви Сиама, крупный чиновник Пья Висут Сунтон и др. Пет Рача и его приверженцы призывали народ защищать буддизм, защищать независимость страны. Обещанием снизить налоги они привлекли на свою сторону широкие слои населения. В мае 1688 г. был совершен государственный переворот, королем провозглашен Пет Рача (1688— 1703). Опираясь на всенародное сопротивление французским войскам, новое правительство изгнало их с территории страны.

[514]

 

«Закрытие» страны. Сиамо-бирманские войны и распад Сиамского государства

Ответом правящих феодальных кругов Сиама на агрессивную политику европейских колонизаторов было «закрытие» страны для европейской торговли. Так сиамские правители рассчитывали укрепить феодальные порядки в стране, упрочить свое монопольное господство. Широкие массы сиамского народа, вынесшие на своих плечах всю борьбу с французскими оккупантами, требовали улучшения своего положения. Укрепление феодальных порядков вызвало стихийное сопротивление крестьянства. Однако народные восстания были подавлены правительственными войсками.

В конце XVII в. против центрального правительства Сиама неоднократно поднимали мятежи крупные феодалы — правители Кората, Након-Ситаммарата и других областей. Опираясь на буддийское духовенство, мелких и средних феодалов-чиновников, Пет Рача разгромил мятежных правителей.

Укрепив позиции внутри страны, сиамские феодалы попытались расширить сферу своего господства. В первой половине XVIII века Сиам вел войны за подчинение Камбоджи. Однако экономический упадок страны как последствие ее «закрытия» приводит и к военно-политическому ослаблению государства.

В XVIII в. Аютия утратила значение международного торгового центра. Товарно-денежные отношения в Сиаме сократились; класс феодалов возвратился к взиманию натуральной ренты. Выросло церковное землевладение, усилилось политическое влияние буддийского духовенства.

В середине XVIII в. Сиам вновь подвергся нападению бирманских армий. В апреле 1767 г., после длительной осады, бирманцы захватили Аютию. Столица Сиама была разграблена и сожжена; погибли ценнейшие памятники средневековой сиамской культуры. Сиамское государство распалось. Долина Менама была оккупирована бирманцами. Сиамский народ начал борьбу против иноземного ига. 

[514]

 

Социально- экономические отношения и государственное устройство Сиама (XVI — середина XVIII в.)

С XVI до середины XVIII в. в Сиаме по-прежнему господствовали феодальные отношения. Основой всей экономики оставалось сельское хозяйство. Преобладал ручной труд, использовалась крайне примитивная техника (деревянный плуг, соха, мотыга). Продолжалось хозяйственное освоение территорий страны: расширялась площадь обрабатываемых земель, заселялись новые районы. Сельское хозяйство экономически господствовало над ремеслом, деревня — над городом. Отсутствовала экономическая возможность для ремесленника существовать только за счет своего ремесленного производства.

К середине XVIII в. ремесло (ткачество, изготовление орудий труда, лодок, оружия, домашней утвари и одежды) еще не отделилось от земледелия; ремесленник, как правило, имел и земельный участок. Вместе с тем уже наметилась важная тенденция: появились промыслово- ремесленные гильдии, в которых специальность передавалась по наследству от отца к сыну (гильдии плотников, кузнецов, каменотесов, гончаров, ювелиров, различных строительных специальностей и т. п.).

Сохранилось господство государственной (королевской) собственности на землю. Феодальный класс по-прежнему выступал как класс феодалов-чиновников, организованный в иерархию по системе рангов. К середине XVIII века эта система была распространена и на верхушку сельских общин: старейшинам стали присваивать низшие чиновничьи ранги. Весьма значительным было церковное землевладение, постепенно увеличивавшееся в результате новых пожалований короля и крупных феодалов. Буддийские монастыри эксплуатировали большое число крестьян, получали в дар рабов; они накопили огромные богатства.

Сохранялось внеэкономическое принуждение крестьянства. Крестьянин-таец был приписан к определенному феодалу-чиновнику, который должен был обеспечить выполнение крестьянином государственной барщины и выплату налогов. Шесть месяцев в году крестьянин был обязан безвозмездно работать на феодальное государство; выставляя на государственную барщину 100 крестьян, феодал-чиновник имел «право» заставить 10—12 из них работать лично на себя. За пользование землей крестьянин отдавал государству часть собранного урожая, доля (формально 1/10 часть) из этого урожая шла на удовлетворение потребностей феодала-чиновника. Крестьяне-кха — другая группа непосредственных производителей — находились в крайне бесправном положении, личная зависимость их от феодального государства и норма эксплуатации почти ничем не ограничивалась. Сохранялось и рабство: король, крупные феодалы, монастыри имели рабов.

Экономика Сиама в XVI—XVIII веках была натуральной. В XVI веке преобладала фиксированная натуральная рента. Развитие производительных сил, рост товарно-денежных отношений, расширение торговли, стремление крестьян откупиться от шестимесячной барщины, рост потребностей феодального класса стимулировали появление в начале XVI века денежной ренты. Во второй половине XVII века часть налогов государство стало взимать в денежной форме. Среди крестьян и ремесленников распространилась практика откупа от государственной барщины. Однако с конца XVII века, после «закрытия» страны, наблюдается упадок товарно-денежных отношений. Феодалы возвращаются к взиманию натуральной ренты. Возможности откупа крестьян и ремесленников от государственной барщины значительно сократились.

В XVI—XVIII веках расширился государственный аппарат Сиама, изменились функции некоторых центральных ведомств. Короли стреми-

[515]

лись сузить компетенцию и уменьшить реальную власть глав отдельных ведомств — кромов, прежде всего чакри, главы центрального гражданского ведомства (махаттаи). В XVII веке главы остальных гражданских ведомств были выведены из подчинения чакри, он был лишен права контролировать губернаторов всех провинций, отныне ему подчинялись только северные и восточные провинции. Южные провинции перешли в ведение крома пракланг, а юго-восточные — дворцового ведомства. В то же время Прасат Тонг перевел корпус боевых слонов из военного в гражданское ведомство, ослабив таким образом реальные силы главы военного ведомства (калахома). В XVII веке расширились функции ведомства пракланг, которое стало заниматься вопросами внешней и внутренней торговли, а также дипломатическими отношениями с иностранными державами. Помимо трех важнейших кромов — махаттаи, калахом и пракланг — существовало много прежних (дворцовое, земледелия) и новых (например, управление государственной регистрации, Двор брахманов — государственная канцелярия и архив, и т. д.).

Разделение страны на «внутренние» и «внешние» провинции сохранилось. Королевский домен постепенно увеличивался и занял всю долину нижнего Менама. Несмотря на политику централизации, проводимую королями Сиама в XVII веке, наместники внешних провинций (Корат, Питсанулок, Након-Ситаммарат) и правители вассальных княжеств и султанатов сохранили полную самостоятельность. Сепаратизм крупных феодалов в первой половине XVIII века усилился.

[516]

Классовая борьба

Классовая борьба сиамского крестьянства против феодальной эксплуатации в XVI—XVIII вв. не прекращалась. По-прежнему происходили массовые побеги крестьян в другие районы страны или за границу. Так, в 1633 году была раскрыта попытка нескольких тысяч крестьян северной провинции Након-Лампанг бежать в Лаос. С развитием феодального общества и государства, с увеличением феодальных повинностей и налогов, увеличением роли товарно-денежных отношений усиливается и эксплуатация крестьянства. В связи с этим все большее значение приобретает такая форма классовой борьбы, как крестьянское восстание. В XVI—XVIII веках в Сиаме состоялось несколько крупных антифеодальных выступлений. Массовое крестьянское восстание против усиления феодального гнета произошло в 1580 г. в Северо-Восточном Сиаме (на плато Корат). Королевская армия, посланная на подавление восстания, была разгромлена; часть солдат присоединилась к повстанцам. Восставшие двинулись в долину Менама и подошли к Лопбури, но здесь потерпели поражение. В 60-х годах XVII века в Сиаме поднялось крестьянское движение, которое возглавил буддийский монах. Мощное антифеодальное восстание произошло на о-ве Пукет в 1678 г. Местные жители взяли штурмом дворец, убили губернатора и группу чиновников; вскоре восстание было подавлено. В 1690 г. в Центральном Сиаме (Лопбури) вспыхнуло восстание, руководитель которого выдавал себя за брата короля Нарая. Восставшие подступили к Аютии, но здесь были разбиты королевскими войсками. Другое выступление крестьян произошло в 1699 г. на плато Корат. Три тысячи восставших двинулись к Лопбури; однако правительственная армия жестоко подавила восстание.

Классовая борьба в Сиаме в XVI—XVII вв. достигала большого размаха. Крестьянские восстания охватывали значительную территорию, в основном долину Менама и южную часть плато Корат, т. е. экономически наиболее развитые районы. Повстанцы неоднократно громили войска правительства, подступали к стенам столицы — Аютии или летней резиденции королей — Лопбури. Выступления крестьян проходи-

[516]

ли под царистскими или религиозно-мистическими лозунгами, неизбежными в условиях средневековья.

Непрекращавшаяся борьба крестьянства за улучшение своего экономического и правового положения, антифеодальные движения эксплуатируемых вынуждали класс феодалов уменьшать размеры взимаемой с крестьян феодальной ренты. Некоторое ограничение феодальной эксплуатации, достигнутое в результате борьбы, позволяло крестьянину . расширять площадь обрабатываемого земельного участка, совершенствовать свои хозяйственные и технические навыки. Классовая борьба крестьянства против феодальной эксплуатации непосредственно способствовала, таким образом, развитию производительных сил.

[517]

Культура Сиама

В XVI веке в сиамской литературе по-прежнему преобладала религиозная поэзия, но уже в XVII в.

появились крупные светские художественные произведения: поэма «Пра Ло» 1 рассказывавшая о несчастной любви молодых людей, принадлежавших к враждующим семьям; нираты — лирические, обычно любовные поэмы, воспевавшие красоту любимой и выражавшие сожаление по поводу вынужденной разлуки.

Крупным центром феодальной культуры была столица государства — Аютия. Здесь при дворе короля устраивались состязания поэтов, театральные представления и религиозные церемонии, сопровождавшиеся декламацией стихов, танцами и пением. Во второй половине XVII века в Аютии формируется классическая сиамская музыкальная драма (кхон, лакхон и другие ее виды). Сюжеты для театральных представлений брались из поэмы «Рамакиен» (тайского варианта поэмы «Рамаяна»), джатак, тайского фольклора. В XVIII веке в сиамской литературе появились прозаические художественные произведения в форме «обрамленной повести» — сборники местных легенд, сказок и басен.

Крупные архитектурные сооружения XVI — первой половины XVIII века представлены в основном буддийскими храмами и королевскими дворцами. Храмовые постройки часто копировали буддийские святыни Индии и других стран.

Храмовый ансамбль включал обычно несколько бот и вихан, пра-пранг или пра-чеди. Бот — это прямоугольное здание с отлогой многоярусной крышей, служившее для исполнения религиозных служб и обрядов; вихан — здание такого же типа, содержащее статуи Будды. Пра-прангом называлась башнеобразная пагода с высоким ступенчатым основанием; пра-чеди — ступообразная пагода: на высоком много-ступенчатом цоколе располагался колоколообразный массив со шпилем-навершием. Королевский дворец и большая часть храмов в Аютии были разрушены в 1767 году. Здесь лишь частично сохранились несколько построек: храм трех братьев, возведенный во второй половине XVI в. и состоящий из трех пра-чеди; вихан Пра Монгкол Бопхит, в котором имеется самая большая в мире бронзовая статуя сидящего Будды (высота статуи 16 м); пагода королевы Суриятай (погибшей в битве с бирманцами в 1563 г.) и др. Сохранилась статуя лежащего Будды (находившаяся прежде внутри одного из храмов), ее длина достигает 28 м. Религиозная скульптура в эпоху Аютии характерна упрощением форм, канонической застылостью и схематизмом.

Дальнейшее развитие получила живопись, особенно настенная в храмах (на сюжеты «Рамакиен» и джатак). Ремесленники достигли большого искусства в росписи по лаку, резьбе по дереву, кости, черепаховому щиту, в производстве ювелирных и керамических изделий.

[517]

Примечания

1. Пра — титул знатности; Ло — имя собственное.

Цитируется по изд.: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970, с. 511-517.

Рубрика: