Петроглифы Карелии
ПЕТРОГЛИФЫ КАРЕЛИИ, наскальные ансамбли искусства первобытной Фенноскандии. Преимущественно силуэтные фигуры выполнены в технике точечной выбивки (пикетажа) всей поверхности. Принятая датировка этих центров (3-е — 1-я половина 2-го тысячелетия до н. э.), где в эпоху неолита и раннего металла продолжалось развитие синкретичного в основе, анималистически-сюжетного творчества, вероятно, может несколько удревниться (особенно Беломорье). Основные, порой фантастически трактованные сюжеты — промысловые лесные звери (лоси и олени), лодки и люди, птицы. Особую тему Беломорья представляют группы движущихся лыжников, нередко с луками (всего 37), на реке Выг много больших лодок, сцен гарпунной охоты на морского зверя. Но общей для памятников является неполнота отражения бытия (почти полное отсутствие в обоих очагах изображений рыбы, несмотря на то что тогда она составляла основу пищевого рациона). Итогом этой ступени осуществления человеческого феномена стало выделение обобщенного образа охотника-добытчика как активного и дееспособного социального начала, предтечи «героев» мифологии железного века, передаваемой, в частности, гигантскими фигурами как онежского, так и беломорского (Бесовы Следки) «Беса».
А.С.
Цитируется по изд.: Уорвик Брей, Дэвид Трамп. Археологический словарь. Перевод с английского Г.А. Николаев. М.: Прогресс, 1990.