Индонезия в XVI—XVIII веках

Феодальная раздробленность страны

Падение государства Маджапахит усилило раздробленность Индонезии. К началу XVI века в стране существовало несколько государств, структура которых была уже в значительной мере феодальной или процесс феодализации завершился в них на протяжении периода позднего средневековья. В результате междоусобной борьбы происходили периодические, однако весьма кратковременные объединения соседних государств. Политическая и экономическая раздробленность усугублялась религиозной и культурной. Последняя особенно ощущалась в этот период на Яве, где ислам делал все более заметные успехи, вытесняя яванский индуизм.

В первой половине XVI века ведущее положение заняло государство Демак, основанное около 1500 г. на северном побережье Центральной Явы. Экономической его основой была морская торговля и дань с покоренных областей, религией — ислам. Демак захватил княжество Чиребон на Западной Яве и северную часть западнояванского княжества Паджаджаран — область Бантам (Бантен) с одноименным городом и портом; здесь под влиянием Демака распространился ислам. Был захвачен и порт Сундакелапа, который переименовали в Джайякерту («Славная крепость»). Владения Демака охватывали также некоторые из бывших вассальных территорий Маджапахита вне Явы (например, южное побережье Калимантана, Ломбок).

На Восточной Суматре соперничали султанаты Сиак, Рокан, Кампар, Джамби, Индрагири и др. Здесь на протяжении XV — XVI веков распространился ислам. Центральносуматранское княжество Минангкабау оказалось отрезанным цепью мусульманских государств от районов, где про-ходили основные экономические пути (через Малаккский пролив). Развитие его замедлилось; древние материнско-родовые институты, существовавшие здесь пережиточно, сохранялись как потому, что наступил экономический застой общества, так и потому, что ислам с его жесткими отцовско-правовыми нормами впервые проник во внутренние районы Суматры лишь в XVII—-XVIII веках.

На рубеже XV—XVI вв. возросла роль торгового пути вдоль берегов Западной Суматры. В это время и возвысился на севере Суматры султанат Аче, ставший соперником Малакки в торговле. Позднее, после ее падения, Аче длительное время вел борьбу с португальскими, а затем и с голландскими завоевателями. В девяти княжествах, существовавших на Бали, балийский индуизм усилился за счет многочисленных беженцев-индуистов с исламизированной Явы, в особенности из числа знати и жречества Маджапахита. На Молукках укрепились султанаты Тернате и Тидоре. Спрос на специи привел к тому, что местные

[523]

жители перешли от сбора их в лесу к выращиванию в специальных садах. Мусульманство, принесенное северояванскими купцами, утвердилось здесь уже в конце XV в. Яванские торговцы занесли ислам и на южное побережье Калимантана. На других побережьях Калимантана первенствовали малайцы Малакки и Восточной Суматры, которые селились здесь и, облагая местное даякское население данью, становились маленькими султанами. На Сулавеси также возникли раннефеодальные княжества. Во второй половине XVI в. большую роль в политической и экономической жизни на архипелаге стало играть княжество Гова на Юго-Западном Сулавеси с центром в районе современного Макассара. Основой дохода правителей Говы была перепродажа пряностей. В 1603 г. ислам был провозглашен официальной религией Говы.

 

Вторжение португальцев

Сокровища Индии, Китая, Индонезии манили европейских купцов, но путь в эти страны был далек и труден. Его контролировали сначала арабы, позднее персы и гуджаратцы, а с 1453 г., после падения Константинополя, путь на восток по суше прочно закрыли турки. Нужно было искать новые пути. В 1498 г. португалец Васко да Гама, обогнув Африку, прибыл в Индию, а в 1519—1521 гг. другой португалец, но состоявший на испанской службе, Магеллан, плывя на запад, совершил кругосветное путешествие и в 1521 г. достиг Филиппин и Малайского архипелага. В 1511 г. португальцы захватили Малакку, а в 1512 г. появились на Молукках, где вскоре и обосновались, воспользовавшись борьбой между Тернате и Тидоре и заключив союз с Тернате. В 20-е годы XVI в. они построили несколько крепостей (на Тернате и на Амбоне).

Главной целью португальцев было установление монополии на торговлю пряностями.

Вторжение португальцев привело к экономическому упадку яванских торговых городов-государств, ибо местные купцы были лишены возможности вести торговые операции молуккскими пряностями, что было ос-новой процветания этих государств. Упадок экономический привел к упадку военному, так как армия в портовых городах-государствах состояла в основном из наемников. В 1546 г. пал Демак, ибо его экономические позиции были подорваны, а вассалы поднимали непрерывные мятежи. Затем выдвинулось государство Паджанг, но и его господство было недолговечным (1568—1588 гг.).

Индонезийцы вели постоянную борьбу с португальскими захватчика-ми, стремясь вытеснить их с архипелага: поход Демака (1512 г.), не-прерывные выступления султаната Аче, две экспедиции, организованные яванским городом-государством Япарой для помощи Аче, экспедиции с Явы на Молукки против португальцев в 1546 и 1565 гг. и др. Население Молукк неоднократно восставало против португальцев, отличавшихся ненасытной алчностью и вероломством: восстание 1565 г. на Тернате, пятилетняя борьба под руководством тернатского султана Баабуллаха в 1570—1575 гг. и т. д. Однако эти экспедиции и народные восстания не привели к изгнанию португальцев с архипелага или к уничтожению португальской монополии на торговлю пряностями, хотя сильно поколебали португальское могущество.

Положение португальских завоевателей осложнялось постоянными распрями с испанскими конкистадорами, обосновавшимися на Филиппинах и претендовавшими на Молукки, а также появлением в индонезийских водах английских кораблей (1578 г.). Только несогласованность действий индонезийских государств и их взаимные раздоры помогли португальцам удержаться на архипелаге.

[524]

Тенденция к централизации: государства Бантам и Матарам Второй

Во второй половине XVI века, после более чем полу-столетнего периода раздробленности и упадка, последовавшего за крушением Маджапахита, в Индонезии образовалось несколько новых экономических центров и наметилась тенденция к образованию новых централизованных государств на обломках бывшей империи. Важнейшими из них были на Западной Яве —Бантам, на Восточной — Матарам, называвшийся также Матарамом Вторым. Матарам был расположен на территории, где в прошлом существовало государство Матарам Первый; кроме того, правители Матарама Второго стремились подчеркнуть преемственность обоих государств.

Правитель Бантама Хасануддин, объявивший в 1568 г. Бантам независимым государством, объединил под своей властью Западную Яву, Южную Суматру и некоторые области на Восточной Суматре, а к 1580 г. завершил покорение Паджаджарана — последнего из государств на Западной Яве, религией которого был яванизированный индуизм.

Купцы из многих стран Востока — китайцы, персы, бирманцы, арабы, даже абиссинцы — охотно посещали Бантам, минуя Малаккский пролив и плывя вдоль Западной Суматры и Зондским проливом, так как в Бантаме они могли свободно приобрести нужные товары в обход португальской монополии и избегнуть пиратов (рост пиратства был следствием нарушения местной морской торговли португальцами, ибо многие местные торговцы и мореходы, не имея возможности заниматься легальной торговлей или морскими перевозками, занялись контрабандой или пиратством). В столице возникли кварталы иностранных купцов; особенно много было китайцев и малайцев. Сами бантамские купцы не совершали морских рейсов, а занимались сбытом местной продукции (в основном перца), перепродажей продукции других районов Индонезии (риса, соли, хлопка, олова, свинца, железа, меди и т. д., а также пряностей, контрабандой доставляемых с Молукк) и ссудами (обычно так называемой бодмереей — ссудой под залог судна и груза). Бантам стал центром перечной торговли: в год вывозилось около 3,5 млн. фунтов перца, объявленного государственной монополией.

Признанием значения Бантама в мусульманском мире было пожалование его правителю титула султана, утвержденное в 1638 г. в Мекке мекканскими правителями, считавшимися потомками пророка Мухаммеда.

Государственной повинностью бантамских крестьян было разведение перечных деревьев и выплата налогов определенным количеством перца. Назначенные султаном главы районов и другие представители правящей верхушки выступали в качестве феодалов, хотя большинство из них не имело наследственных прав на землю. Крестьяне лично не были закрепощены, но закабалены экономически. Перец, остававшийся у крестьян после уплаты налогов, скупали местные, в том числе и китайские, торговцы, которые наживались на том, что сами крестьяне не могли доставить перец на рынок. Развитие товарно-денежных отношений ускорило разложение общинных отношений (в Бантаме раньше, чем в других районах Явы, прекратились переделы земли), рост частной собственности на землю и классовое расслоение крестьянства, в среде которого появилась богатая прослойка, связанная с торговлей. Широко распространилась здесь система рабства-должничества.

Матарам в начале XVI века — небольшой удел, располагавшийся на том месте, где с VII века (а возможно и раньше) и до начала XIII века существовали могущественные государства, сохранявшие историческую преемственность: Калинга, Матарам Первый, Кедири. В 1575 г. пра-

[525]

витель Матарама (в истории он известен под именем Сенапати — «полководец») объявил себя независимым. В дальнейшем централизаторская политика Сенапати была столь успешной, а объективная потребность в прекращении изнурительных междоусобных войн так велика, что к концу своего правления (он умер в 1601 г.) Сенапати объединил значительную часть Центральной Явы. Государство получило название Матарам Второй.

Возвышению Матарама способствовали в первую очередь упадок приморских торговых государств Явы, утрата этими городами их экономического значения, сосредоточение морской торговли в Бантаме и в захваченной португальцами Малакке. Выросла роль плодородных рисопроизводящих районов внутренней Явы, гораздо меньше зависевших, от торговой конъюнктуры, от того, в чьих руках находилось господство на море. В Матараме была введена строгая монополия на рис, торговля которым являлась одним из основных источников пополнения казны государства.

Вершины своего могущества Матарам достиг при Агунге (1613— 1645). Территория Матарама расширилась: были окончательно покорены мелкие прибрежные государства Северной Явы, княжества Восточной Явы, совершена экспедиция в Сукадану на Западный Калимантан. (1622 г.), завоевана Мадура (1624 г.) После окончания борьбы с Сурабаей (1625 г.) границы Матарама на Яве простирались от Бантама на западе до Баламбангана на востоке, кроме того, Матарам имел вассалов и за пределами Явы. Среди правителей покоренных княжеств и крестьянства, разоряемого бесконечными войнами, зрело недовольство, вылившееся в восстаниях (1601—-1604, 1617, 1627 и другие годы). В 1624 г. Агунг принял титул «сусухунан» («тот, кому все повинуются»), а в. 1641 г. ему, как до того бантамскому правителю, мекканскими правителями был пожалован титул султана.

Приняв оба эти титула, Агунг стремился упрочить свою светскую власть и приобрести власть духовную, подобно своим далеким предшественникам из Матарама Первого, Кедири, Сингасари.

 

Борьба нидерландской Ост-Индской компании за господство на архипелаге

Естественный ход исторического и социально-экономического развития Индонезии, нарушенный португальцами, был еще более грубо прерван торговцами из Нидерландов. Нидерланды наряду с Англией были основным соперником португальцев. Корабли первой голландской торговой флотилии, рукводимой Хаутманом, встали на якорь на рейде в Бантаме 23 июня 1596 г. Как торговых партнеров их встретили радушно. Однако доброжелательное отношение бантамцев объяснялось прежде всего тем, что они видели в голландцах союзников в борьбе с португальцами и Матарамом, возраставшее могущество которого крайне тревожило бантамских правителей и купцов.

Успех Хаутмана вызвал повышенную активность голландских буржуа. Лихорадочно организуются новые и новые экспедиции, возникают одна за другой «Ост-Индские компании», конкурирующие между собой. В 1602 г. Нидерландские Генеральные Штаты дали разрешение на слияние всех компаний, торговавших в Индонезии, в одну нидерландскую Ост-Индскую компанию. Она получила монопольное право торговли со всеми странами к востоку от мыса Доброй Надежды вплоть до Магелланова пролива. Хартия компании предусматривала право заключать от имени Генеральных Штатов договоры, вести войны, строить крепости, содержать армию, судить своих служащих.

После недолгой разведки голландские торговцы приступили к. утверждению торговой монополии, прежде всего на пряности, а также

[526]

к созданию цепи укреплений и факторий для защиты этой монополии. В феврале 1605 г. они захватили португальскую крепость на Амбоне, а в мае изгнали португальцев с о-ва Тернате, с султаном которого в 1607 г. заключили договор, устанавливавший протекторат компании над султанатом и дававший ей право монопольной закупки пряностей. Это был первый в ряду кабальных «союзных договоров». Прибыли компании на первых порах были сказочными: так, в 1610 г. компания трижды выплачивала акционерам дивиденды, которые в сумме составили 132% вложенного капитала.

Для развития успехов компания стремилась приобрести территориальную базу. Играя на противоречиях между правителями Бантама и соседнего княжества Якатра (бывшая Сундакелапа), генерал-губернатор Нидерландской Ост-Индии (так называли Индонезию голландские за-хватчики) Ян Питерсзоон Кун добился от султана Якатры ряда привилегий. Построенная здесь одноименная крепость стала оплотом голландцев на Яве. В марте 1619 г. крепость и поселение Якатра были переименованы в Батавию.

Батавия быстро превращается в центр торговли на Малайском архипелаге, притягивая к себе корабли, направлявшиеся в Бантам. Голландцы стремились задушить Бантам и военными мерами, начав в 1619 г. жестокую морскую блокаду порта, длившуюся десять лет. В 20-е годы XVII в. голландцы захватывают ряд княжеских столиц на Яве и Калимантане, принуждая правителей признать монополию и обращая в рабство непокорное население (из Сукаданы на Яву, например, было отправлено 40 тыс. пленных). Компания создала на о-вах Банда рабовладельческие плантации, которыми владели бывшие служащие компании. Обрабатывали эти плантации рабы, захваченные тут же, на Молукках, или привезенные из других районов Индонезии. Для облегчения контроля над производством пряностей компания регламентировала посадки и количество продукции на островах. В пору высокого спроса на пряности на европейском и азиатских рынках жителей принуждали восстанавливать посадки, которые за несколько лет до этого были истреблены по приказу той же компании. В 1623 г. голландцы учинили резню на о-ве Амбон, перебив там своих соперников — англичан, обвиненных ими в антиголландском заговоре.

Полному разрыву англо-голландских отношений препятствовало только то, что оба этих колониальных хищника имели общие интересы в борьбе с третьим — Португалией.

 

Положение индонезийских государств в первой половине XVII века

Население Индонезии быстро убедилось, что алчность голландских захватчиков не уступает корыстолюбию португальских. В 1620 г. вспыхнуло восстание против голландцев на о-вах Банда (Молукки), подавленное Куном с невероятной жестокостью: часть населения островов была перебита, беглецов, укрывшихся в горах, блокировали и уморили голодом, остальное население продали в рабство.

Быстрое распространение голландцев на архипелаге встревожило Матарам. Султан Агунг два раза (1628, 1629 гг.) пытался взять Бантам и изгнать голландцев, но неудачно. Постоянную борьбу с голландцами вели султаны Говы, поддерживавшие контрабандную торговлю с Молукками. Сохранить свои позиции на Яве голландцам помогла вражда между Бантамом и Матарамом. К тому же Агунг, вместо того чтобы сосредоточить усилия на борьбе с голландцами, обратил свое внимание на восток, ввязавшись в войну с индуистским Баламбанганом и завоевав его в 1639 г. Попытка Агунга подчинить Бали была безрезультатной.

[527]

К середине XVII в. внутриполитическое и экономическое положение индонезийских государств значительно ухудшилось в результате голландского вторжения. Были нарушены традиционные экономические связи между районами архипелага, связи Индонезии с другими странами; беспрерывные войны привели к упадку хозяйство внутренних районов: очень часто некому было обрабатывать поля. С середины XVII в. прекратилось яванское мореплавание (кроме каботажного судоходства и прибрежного рыболовства), значительно осложнилось торговое мореходство других народов. Ослаблению индонезийских государств способствовала и голландская политика, искусно использовавшая противоречия между ними, а также усиление династийных распрей. В 1638 г. голландцы принудили султана Говы признать «права» компании на Молуккские острова и ее торговую монополию.

Особо важное значение для голландцев имел захват у португальцев Малакки — основного торгового и политического соперника компании. Это произошло в январе 1641 г. Падение Малакки было ударом не только по португальскому господству на архипелаге, но и по Мата- раму, так как матарамский рис сбывался в основном в Малакку. Теперь Агунг должен был продавать рис компании, что усилило ее позиции, а Матарам делало зависимым от компании. К середине 30-х годов XVII в. португальцы потеряли все свои владения на архипелаге, кроме восточной половины о-ва Тимор.

На Суматре Аче утратил свое влияние после блестящего периода правления султана Искандара Муда (1607—1636). В 1662 г. голландцы навязали Аче Пайнанский договор, по которому вассал Аче — княжество Минангкабау перешло «под защиту» компании. Длительная борьба, которую вел против голландцев в 50—60-е годы султан Говы Хасануддин, не признавший договора 1638 г., закончилась его поражением. Заручившись поддержкой правителя соседнего с Говой бугийского княжества Бони, голландцы принудили Хасануддина заключить Бонгайский трактат 1667 г., который превращал Гову в вассала компании.

 

Восстание Трунаджайи

Драматические события развернулись на Яве, где в 1674 г. поднялось широкое движение, направленное против жестокого феодального гнета и голландского проникновения. Его возглавил сын мадурского князя Трунаджайя, незаконно лишенный престола. Ядро повстанческих отрядов составили крестьяне с о-ва Мадура, а также мадурцы, переселившиеся на Восточную Яву из-за трудных экономических условий существования на своей родине. К ним присоединились отряды бугов, лишенных по одному из пунктов Бонгайского трактата возможности заниматься морской торговлей, и отряды яванских крестьян. В восстании приняли участие некоторые феодалы — преимущественно мадурские. Восставшие хотели изгнать кровавого матарамского правителя Амангкурата I и иностранных захватчиков, восстановить Маджапахит. Они заняли восточную часть Центральной Явы, овладели кратоном (дворцом) сусухунана, который бежал под защиту голландских ружей.

В восстании Трунаджайи отчетливо обнаружились характерные черты антиголландских и антифеодальных движений в Индонезии. Если первое направление восстания — антиголландское — поддерживали некоторые представители господствующих классов, то второе — антифеодальное, движущей силой которого было крестьянство,— отпугивало аристократию и толкало ее на сговор с голландскими захватчиками по мере расширения народного движения. Кроме того, поскольку вокруг антиголландских лозунгов объединились в основном те аристократы, привилегии которых были так или иначе ущемлены голландцами, или те,

[528]

кто явился жертвой феодальных междоусобиц, Ост-Индская компания могла широко прибегать к методу подкупа и взаимного натравливания, давая привилегии одним за счет других. Наконец, участие некоторых крупных феодалов в борьбе с султаном имело в основном характер узкокорыстной династической распри.

 

Превращение Матарама и Бантама в вассалов голландцев

В 1677 г. Амангкурат I умер. По договору, заключенному в том же году, компания обещала помочь его сыну, вступившему на престол. В обмен компания потребовала значительные территориальные уступки, в том числе несколько портов на севере Явы, и оплаты расходов компании на войну. Сусухунан превратился в беспомощного вассала голландской торговой компании. Трунаджайя был в 1679 г. взят в плен и вскоре предательски убит. К 1682 г. были подавлены последние очаги восстания. На западе Явы, в Бантаме, шла непрерывная борьба за престол. Искусно подогревая дворцовые интриги, компания добилась от очередного претендента на престол заключения договора, дававшего ей монополию на торговлю в Бантаме и ряд других привилегий (1684 г.). Годом ранее голландцы подавили восстание на Молукках, центром которого был Тернате, навязав султану договор, в результате которого Тернате оказался в полной зависимости от компании.

Таким образом, вторая половина XVII в. была временем политического разброда и экономического упадка индонезийских государств, чем воспользовалась Ост-Индская компания, ставшая основной политической и экономической силой на архипелаге. Уничтожение местной морской торговли, начатое португальцами, было завершено голландцами.

 

Экономическая политика компании

Компания осуществляла варварскую эксплуатацию страны с помощью самых разнообразных методов.

Первое место среди них занимала строжайшая монополия на торговлю пряностями, а также опиумом, солью и всеми теми продуктами, продажа которых становилась выгодной. Другими формами эксплуатации стали леверансии, контингента и херендинст. Леверансиями назывались натуральные поставки определенных продуктов по цене, установленной компанией, или бесплатно согласно неравноправным договорам; практически это была контрибуция, которой были обложены местные правители, попавшие в зависимость от компании. Контингентами назывались налоги, выплачивавшиеся населением ежегодно в районах, находившихся под прямым управлением компании,— частично деньгами, но главным образом в натуральной форме. От населения требовалось также выполнение различных принудительных работ, называвшихся херендинст — барщина.

На плантациях пряностей голландцы широко применяли рабский труд; они вели значительную торговлю рабами. Оценивая деятельность голландских колонизаторов в Индонезии, К. Маркс писал: «История голландского колониального хозяйства — а Голландия была образцовой капиталистической страной XVII столетия — дает нам непревзойденную картину предательств, подкупов, убийств и подлостей» 1. С конца XVII в. компания начала в принудительном порядке насаждать экспортные культуры — кофе, сахар, чай и др., весь урожай которых поступал в ее распоряжение. Голландцы расширили систему откупов; откупщиками были богатые китайцы.

Власть компании опиралась на военную силу и морское могущество, монополию торговли и межостровных перевозок, а также на феодальные силы внутри индонезийского общества. Компания не наруши-

[529]

ла старую феодальную и дофеодальную организацию; она выступала как надстройка над нею. Яванские феодалы стали регентами компании на непосредственно управляемых ею землях; права их в отношении населения остались прежними, но значительная часть ренты шла теперь не в пользу самих феодалов и их князя, а в казну Ост-Индской компании. Стремясь возместить «потери», регенты усиливали нажим на крестьянство. Опора на феодалов и племенных вождей означала консервацию общественных отношений, что в свою очередь задерживала рост производительных сил страны.

[530]

Примечания

1. К. Маркс. Капитал, т. I. – К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, изд. 2, т. 23, с. 761.

Цитируется по изд.: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970, с. 523-530.