Индонезия колониальная (со второй половины XVIII века)

Дальнейшая территориальная экспансия компании; ее крах

В 1749 г. сусухунан Пакубувана II (буквально «стержень мира») на смертном одре завещал свое государство Ост-Индской компании, которая отныне на правах сюзерена могла передавать его в лен наследникам

Пакубуваны. Этот акт послужил поводом для третьей яванской войны за престолонаследие. Династическая распря превратилась в освободи-

[530]

тельную борьбу против голландцев, которую возглавили Мангкубуми и Мангкунегара — брат и племянник умершего сусухунана. Большая часть Матарама оказалась в их руках. По договору 1755 г. между компанией, наследником матарамского престола Пакубуваной II и Мангкубуми о разделе Матарама, за Пакубуваной осталась восточная часть княжества со столицей в Суракарте; Мангкубуми, принявший титул Хаменг-кубувана («тот, кто правит миром»), стал султаном западной части со столицей в Джокьякарте. Мангкунегара, получив в наследственное владение удел за счет территории Суракарты, тоже признал сюзеренитет компании. Его удел получил название княжества Мангкунегаран. Так закончилась история Матарама Второго. Безраздельным господином на Яве, на некоторых других островах и во всех территориальных водах Индонезии стала нидерландская Ост-Индская компания, превратившаяся из торговой колониальной компании в территориальную колониальную империю.

Несмотря на жестокую эксплуатацию страны, Ост-Индская компания к концу XVIII в. оказалась в состоянии полного экономического упадка. Причиной этого были постоянные войны, необходимость держать большую армию, борьба народов Индонезии с голландскими захватчиками, ослабление торговой монополии в результате контрабандной торговли, рост коррупции среди чиновников компании, наконец англо-голландское соперничество, приведшее к неудачным для Голландии войнам. Во время четвертой англо-голландской войны (1780—1784 гг.) и после нее англичане захватили ряд территорий на Суматре и парализовали голландские связи с Европой. Правительство Батавской республики (так с 1795 г. назывались Нидерланды) в 1798 г. постановило ликвидировать компанию; все ее имущество и долги перешли к правительству Нидерландов. Так Нидерланды приобрели целую колониальную империю всего за 134 млн. гульденов — такова была сумма долгов компании. 31 декабря 1799 г. истек срок действия хартии компании; нидерландская Ост-Индская компания прекратила существование.

Ликвидация компании, однако, не означала краха голландского господства в Индонезии. Народам Индонезии предстояла еще длительная, полуторастолетняя, борьба за независимость.

[531]

Культура

В результате вторжения иностранцев и бесконечных междоусобных войн, а также вследствие борьбы между исламом и доисламскими традициями культура Индонезии переживала глубокий и затяжной кризис.

Упадок приморских городов Явы привел к тому, что они перестали быть ведущими культурными центрами. На Яве выделился основной центр: при дворе матарамского сусухунана. Это означало перемещение интенсивной культурной жизни из приморских городов в глубинные районы. В период подъема Матарама оформился современный яванский язык. Были созданы произведения литературы, повествующие о победоносных войнах Агунга, о восстаниях против Матарама. Распространился жанр бабадов — исторических хроник. Наиболее известна! составленная в этот период хроника «Книга раджей» («Параратон»), повествующая о раджах Тумапела и Маджапахита.

Со второй половины XVII в. в связи с голландским вторжением и междоусобной борьбой в самой Индонезии наметился резкий упадок литературы на Яве.

В середине XVIII в. в Суракарте сложился новый театральный жанр — ваянг оранг (или ваянг вонг), т. е. театр живого актера. Сюжеты для этого театра черпались в основном из индийско-индонезийского эпоса.

[531]

Получили широкое распространение элементы мусульманской куль туры — литература, искусство, философия. Распространяются сюжеты и герои мусульманского мира: это «Сказание об Александре Македонском» («Хикайят Искандар Зулкарнаин»), «Сказки из Калилы и Димны», персидские сказания об Амире Хамзахе и др. Центром мусульманской литературы были султанаты Суматры, в особенности Аче. Живший здесь в XVII в. поэт ар-Ранири оставил замечательное поэтическое про-изведение «Сад царей» («Бустан ас-салатин»). Ряд произведений, созданных в этот период в Малайе, благодаря общности судеб малайцев Индонезии и Малайи и распространению в Индонезии малайского языка становится общим достоянием народов обеих стран: «Малайская летопись» («Седжарах Мелайю»), «Повествование о ханге Туахе» («Хикайят ханг Туах») и др. В то же время внедрение ислама сопровождалось упадком или полным исчезновением многих традиционных искусств и обычаев. В исламизированных районах в искусстве почти совершенно исчезли изображения людей и животных.

В религии происходил синтез мусульманских и доисламских эле-ментов. Так, в мусульманском празднике гаребег основой стал культ предков; в мечети можно было услышать звучание гамелана. При строительстве мечетей использовались приемы и формы древнеяванской храмовой архитектуры. Впрочем, население усваивало лишь внешние формы ислама.

Получило развитие мусульманское богословие, особенно в Аче — «индонезийском преддверии Мекки». Труды аческого богослова Хамзаха Пансури (первая половина XVII в.) и сейчас пользуются уважением в мусульманских кругах Индонезии.

На Бали и у тенггеров (Ява) сохранилась разновидность индуизма, у бадуев (Ява) —буддизма.

В период позднего средневековья в Индонезии завершается формирование ряда крупных этнических общностей: яванской, сундской, мадурской, малайской, балийской, минангкабауской и пр. При этом язык малайцев Восточной Суматры и Малайи благодаря их роли в торговле и широким миграциям, родственной близости самого языка с другими языками Индонезии и простоте его стал языком общения на архипелаге. В языки народов Индонезии вошло значительное количество арабской лексики.

С приходом европейцев на культурную жизнь Индонезии стало все более мощное воздействие оказывать европейское влияние — в сфере языка, материальной культуры, производственных навыков, а также религии. С середины XVI в. португальцы начали проповедь христианства (католичества) на Молукках и Тиморе; позднее проповедь христианства (протестантства) вели голландские миссионеры. Новую религию голландцы использовали для разжигания розни между народами архипелага.

В истории индонезийской культуры европейские и мусульманские элементы сыграли разную роль: если европейские, за небольшими исключениями, остались чуждыми традиционной культуре индонезийцев, то мусульманские были усвоены и переработаны индонезийским обществом и вошли в комплекс ценностей, составляющих индонезийскую культуру.

[532]

История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970, с. 530-532.

Рубрика: