Кордовский халифат

Кордовский халифат — мусульманское государство на Пиренейском полуострове, возникшее в результате изменения статуса правителя Кордовского эмирата — Абд-ар-Рахман III провозгласил себя халифом в 929 году. Существовал до 1031 года, когда титул халифа был официально упразднен, а на мусульманских землях сложилось несколько политических образований, именующихся тайфами. Абд-ар-Рахман III смог прекратить многочисленные сепаратистские выступления, развернувшиеся в эмирате во 2-й половине IX века (в Восточной Андалусии, Севилье, Сарагосе, мулади в Вобастро). Принятие титула халифа не только отражало успехи во внутренней политике, но и стало ответом на появление Фатимидов халифата, с которым интересы Омейядов сталкивались в Средиземном море и на североафриканском побережье.

Эпоха расцвета халифата (929—976) связана с правлением Абд-ар-Рахмана III и аль-Хакама II. Они сформировали слой новой придворной элиты, назначая на ключевые посты вольноотпущенников и рабов — выходцев из европейских стран и оттесняя арабскую аристократию. В армии наиболее важную роль играли берберы из-за усиления позиций Кордовского халифата в Магрибе.

Структура центрального управления Кордовского халифата была в основном унаследована от эпохи эмирата. Советники халифа (везири) являлись высшими должностными лицами, в ведении каждого из них находилась одна из сфер управления. В эпоху халифата центральную позицию в политической структуре занял хаджиб — глава дворцового ведомства, он фактически возглавил государственный совет, состоявший из визирей. Основной единицей территориальной структуры Кордовского халифата были провинции — коры, с центрами в крупных городах. С X века насчитывалась 21 такая провинция. Во главе их стояли вали, назначавшиеся халифами, в их ведении находились местная администрация и сбор налогов. Халифы старались осуществлять регулярную смену наместников в провинциях, стремясь предотвратить их союз с местной элитой. Пограничные области Кордовского халифата образовывали три так называемые марки — Верхнюю (центр — Сарагоса), Центральную (центр — Толедо), Нижнюю (современная провинция Эстремадура). Здесь существовал особый режим налогообложения и управления, который возглавлял предводитель войск марки — ал-каид.

Кордовский халифат вел активную внешнюю политику в трех направлениях — отношения с христианскими королевствами севера полуострова, в Северной Африке, в Средиземном море. Несмотря на крупное поражение при Симанкасе (939) от объединенного войска королей Леона, Наварры и графа Кастилии, Кордовский халифат удалось использовать в свою пользу начавшиеся после смерти короля Леона Рамиро II разногласия между христианскими правителями и добиться от них регулярной выплаты дани. 

В Северной Африке Омейяды соперничали с Фатимидами, поддерживая местные династии, выступавшие против них. Целью борьбы было установление контроля над торговыми путями из Центральной Африки к важнейшим портам на средиземноморском побережье. Значительным успехом Омейядов стал захват Мелильи, Танжера и Сеуты, устранивший всякую возможность переправки фатимидских войск на Пиренейский полуостров. Однако позже, с усилением власти Фатимидов, Мелилья была потеряна, фатимидские войска напали на Альмерию, а в Магрибе участились военные столкновения, требовавшие постоянной посылки войск и денежных средств. Кордовский халифат добился господства на море в западном Средиземноморье, где его суда занимались как мирной торговлей, так и грабежом прибрежных поселений и других кораблей. В Кордовском халифате действовала эффективная фискальная система с высоким уровнем централизации, при которой халифской казне удавалось аккумулировать доходы от местных налогов, десятины, подушной подати, таможенные и рыночные сборы и др. Были сокращены податные льготы привилегированных групп. Финансовое благополучие поддерживалось строгим контролем над чеканкой золотого динара, который стал одной из самых ценимых монет в Европе того времени. Военные и дипломатические успехи Кордовского халифата позволили обезопасить торговые пути и увеличить оборот товаров. На территории Кордовского халифата находились самые крупные города в Европе — Кордова с населением около 500 тысяч человек к началу X века, Толедо (37 тысяч жителей), Альмерия (27 тысяч), Сарагоса (17 тысяч). В городах высокого уровня развития достигли ремесленные технологии, в первую очередь в металлообработке и кожевенном деле. В сельском хозяйстве благодаря финансированию из казны складывается развитая система ирригационного земледелия. При кордовских халифах большое внимание уделялось строительству: возводились новые мечети, перестраивались и расширялись старые, в частности Большая мечеть Кордовы, которая стала в это время не только духовным, но и крупнейшим в Европе образовательным центром. При Абд-ар-Рахмане III был построен дворцовый комплекс Аз-Захра, ставший со временем основной резиденцией халифа. Халифская библиотека при Аль-Хакаме II включала около 400 тысяч томов, среди которых были труды по медицине, математике, астрономии, в том числе переводы античных авторов. Кризис халифата начался в 1009 году, когда произошел государственный переворот, в результате которого были отстранены от власти Хишам II и объявленный его преемником Абд-ар-Рахман Санчуэло, наследник могущественного хаджиба Ибн аби Амира, а халифом был провозглашен другой представитель рода Омейядов — Мухаммад ибн Хишам ибн Абд-ал-Джаббар. После этого началась гражданская война (фитна) между сторонниками разных претендентов на титул халифа, продлившаяся до 1031 года. За этот период на престоле сменилось 10 правителей, происходивших не только из Омейядов, но и из рода Хаммуди. Противоборствующие стороны неоднократно призывали на помощь христианских королей, Кордова несколько раз подверглась завоеванию и разграблению. В 1031 году был смещен Хишам III, а титул халифа упразднен. Провинции халифата стали независимыми государствами — тайфами, управляемыми представителями знатных родов арабского, берберского или славянского происхождения. Это привело к значительному ослаблению власти мусульман и началу серьезных изменений в распределении территорий между христианскими и мусульманскими государствами.

Г. А. Попова.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 9. М., 2020, с. 332-334.

Литература:

Al-Andalus у el Mediterraneo en torno al ano mil: la epoca de Almanzor / Ed. A. Torremocha Silva, V. Martinez Enamorado. Madrid, 2003; Levi-Provengal E. Espana musulmana hasta la calda del califato de Cordoba (711-1031). Madrid, 1957; Lirola Delgado J. El poder naval de al-Andalus en la epoca del califato omeya (siglo IV hegira/Xera cristiana). Granada, 1991; Saenz-Diez J. I. Las acunacio- nes del califato de Cordoba en el norte de Africa. Madrid, 1984; Valdeon Baruque J. Abderraman III у el Califato de Cordoba. Madrid, 2001; Vallve J. El califato de Cordoba. Madrid, 1992; Vernet J. La cultura hispano arabe en Oriente у Occidente. Barcelona, 1978.