Хулагуидов государство (ИЗСАвСВ, 1970)
Монгольское государство ильханов Хулагуидов (1256-1353 гг.)
Большая часть Ирана была завоевана монголами в 20—30-х годах XIII века; в 50-х годах XIII века завоевание было завершено. Для вторжения в страны Западной Азии великий хан Мункэ-каан организовал большую экспедицию под командованием своего брата Хулагу, который захватил одну за другой крепости исмаилитов в горах Альбурса (1256 г.). Со взятием Багдада (февраль 1258 г.) Хулагу-хан покончил с Аббасидским халифатом. Хотя по завещанию Чингис-хана Иран и страны Закавказья должны были войти в Золотую Орду — улус потомков его старшего сына Джучи, в действительности этими странами управляли наместники великого хана. Хулагу-хан самовольно создал здесь пятый монгольский улус для себя и своих потомков — Хулагуидов, позднее признанный великим ханом Хубилай-кааном (1361 г.). Хулагуиды носили титул «ильхан», т. е. «хан племени», в значении «улусный хан».
Государство ильханов Хулагуидов (1256—1353) охватывало весь. Иран, Мервский оазис, Гератскую область и весь нынешний Афганистан (кроме Балхской области, которая вместе с Мавераннахром входила в улус потомков Чагатая), Ирак Арабский с Багдадом, Азербайджан (Иранский), Арран и Ширван (нынешний Советский Азербайджан), Курдистан, Армению, Джезиру (Верхнюю Месопотамию) и западную часть Рума (Малой Азии) до р. Кызыл-ирмак (древн. Галис). Султанат Сельджукидов Рума, Грузия, греческое Трапезунтское царство, царство Киликийской Армении и островное королевство Кипр стали вассалами Хулагуидов, платили им дань и поставляли вспомогательные ополчения.
[351]
Внешняя политика ильханов
Золотоордынские ханы Джучиды не мирились с тем что Хулагуиды завладели землями, которые согласно завещанию Чингис-хана должны были войти в улус Джучидов. Они старались захватить хотя бы страны Закавказья; между Джучидами и Хулагуидами происходили частые войны. Хулагу-хан (1256—1265) и его преемники прилагали также большие усилия, чтобы завоевать Сирию и Палестину; для этого они вели войны с сильными мамлюкскими султанами Египта. Но султаны Египта ревностно защищали ислам; война с ними была непопулярна в глазах мусульман, поэтому первые ильханы, бывшие язычниками-шаманистами,, старались опереться на христианских союзников: Киликийскую Армению, Кипр и крестоносцев (удерживавших еще владения в прибрежной Сирии), а также на христианских феодалов Грузии и Армении. Хулагу-хан, отправляя в Сирию большое войско, поставил во главе его монгола-христианина Китбугу. Войско это было разгромлено (1260 г.), но до. первой четверти XIV в. ильханы не оставили попыток завоевать Сирию. С этой целью они посылали посольства в Западную Европу и старались заключить союз с римским папой, Генуей, королями Франции и Англии.
Однако походы войск ильханов в Сирию неизменно завершались поражением, а надежда на помощь христианской Европы в конечном счете оказалась иллюзорной, ибо западноевропейские государства в то время утратили интерес к крестовым походам, да и сами крестоносцы в Сирии были побеждены и изгнаны оттуда султанами Египта
[351]
(к 1291 г.). Римские папы, авторитет которых в Западной Европе уже сильно упал, были бессильны помочь ильханам и только старались (также без успеха) обратить их в христианство.
Для борьбы с ильханами египетские султаны заключили военный союз с джучидскими ханами Золотой Орды. С Чагатайским улусом иль-ханы временами также вели военные действия. В 1273 г. войско ильхана Абака-хана (1265—1282) в ответ на вторжение чагатайских монголов в Хорасан взяло и разрушило Бухару.
В 1295 г. Дува-хан чагатайский опустошил Хорасан и увел оттуда 200 тыс. пленников в рабство.
[352]
Внутренний строй государства Хулагуидов
Государство Хулагуидов представляло уродливое и внутренне противоречивое сочетание монгольской раннефеодальной государственности с иранскими государственными традициями развитого феодального общества, сочетание чингисовой «Великой Ясы» с мусульманским правом (с конца XIII в., когда ильхан Газан-хан принял ислам), централистской политики с феодальной раздробленностью. В этом государстве проявились резкие классовые противоречия, а также междоусобицы внутри класса феодалов. Он состоял из четырех основных групп: военно-кочевой знати, в основном монгольской и тюркской,— это была политически господствующая группа; провинцальной оседлой земельной знати, в основном иранской, вернее, той части ее, которая уцелела и сохранила свои земли во время монгольского завоевания; гражданской бюрократии, сплошь иранской; духовенства мусульманского, а в странах Закавказья также и христианского. Первые две группы в общем были носителями центробежных тенденций, т. е. феодальной раздробленности.
При первых ильханах ханская власть была сильна, последние же стали марионетками в руках соперничавших друг с другом феодальных клик. Когда после неудач в Сирии завоевания прекратились, монгольская военная знать не была уже больше заинтересована в сильной власти ильхана; она стремилась к полной феодальной самостоятель-ности.
Ильханы со своим двором и ставкой вели полукочевой образ жизни, проводя часть года в столице (сперва Марага, потом Тебриз, а с начала XIV в.— новый город Султанийя близ Казвина), а остальное время на кочевьях: летних — в горах, зимних — в степях. При ильхане всегда находился первый вазир, именовавшийся наибом. Первый вазир обычно был персом; заботясь о собирании налогов в казну ильхана, он старался составить состояние и для своей семьи. Так, вазир Шамс ад-дин Мухаммед Джувейни за 20 лет (1263—-1284) приобрел на 40 млн. динаров (что равнялось двухгодичному доходу государства) земельных владений и на 20 млн. динаров табунов и стад. Вазир Рашид ад-дин Фазлаллах (1298—1318) владел 12 770 плужными участками, т. е. 70—80 тыс. га орошенных пахотных земель, 39 тыс. финиковых пальм, множеством виноградников и садов (только в двух из них близ Тебриза работало 1200 рабов), 30 тыс. лошадей, 250 тыс. баранов, 10 тыс. верблюдов, 20 тыс. кур, 20 тыс. гусей и уток, 35 млн. динаров в деньгах, из которых 32,5 млн. были вложены в караванную торговлю при посредстве «доверенных купцов», доход от которых поступал товарами (текстиль, кожи, меха, парфюмерные и лекарственные изделия),— все это, не считая еще средств и имений, при жизни выделенных Рашид ад-дином своим 14 сыновьям и 5 дочерям. Иранские сановники на службе у ильханов помогали завоевателям эксплуатировать свой народ, причем и сами наживались. Двор ильханов был гнездом
[352]
постоянных интриг соперничавших феодальных клик, заговоров, взаимных доносов, следствием которых были пытки и казни.
Войско, точнее, феодальное ополчение в основном состояло из монгольских и тюркских кочевых племен, в которых все мужчины были военнообязанными; войско, согласно «Ясе» Чингис-хана, делилось на тумены (десятитысячные корпуса), тысячи, сотни и десятки; эти под-разделения представляли отдельные племена или их колена и роды; были таким образом «тысячи» ойратские, сулдузские, кераитские, джелаирские и т. д. Во главе этих подразделений стояли соответственно эмиры (монг. нойоны, тюрк, беки) туменов, эмиры тысяцкие, сотенные и десятские, которые назначались из знати племен. К этой основной массе воинов-кочевников присоединялись ополчения оседлых феодалов (они формировались по принципу: один воин с каждых девяти дворов оседлых жителей). Войско в основном состояло из конницы; пехота, набранная из оседлых крестьян, имела лишь вспомогательное значение — для осады крепостей и обозной службы. Конница была вооружена луками, саблями, копьями, дротиками, арканами (для захвата в плен). Но в монгольском войске была и специальная техника— китайские осадные машины, а со второй половины XIII в.— и «франкские».
Эмиры (военачальники) получали военные лены — икта. Рядовые воины первоначально получали только жалованье. Оно выплачивалось нерегулярно, частью присваивалось чиновниками военного дивана. Воины мало страдали от этого, пока вторжения в другие страны приносили богатую военную добычу, когда же завоевания кончились и военная добыча сократилась, воины стали роптать и настойчиво требовать земельных наделов. В начале XIV в. ильхан Газан-хан удовлетворил их требование, наделив ленами — икта — всех воинов-монголов.
Согласно персидскому трактату о финансах, приписываемому известному ученому Насир ад-дину Туси, военная добыча у монголов делилась по тому же принципу, как и в мусульманских войсках: пятая доля выделялась в пользу ильханского рода, остальная же добыча делилась так, что конный воин получал двойную долю по сравнению с пехотинцем. Но из раздела безусловно исключалась добыча, захваченная тарханами — лицами, освобожденными от всех повинностей. Звание «тархан» было личной привилегией, присваиваемой за заслуги. Тарханы не платили никаких налогов, имели право доступа к ханскому двору и освобождались от любого наказания вплоть до девяти проступков (или преступлений).
При ильханах сохранились те же категории феодальной земельной собственности, которые существовали в Иране и раньше, но соотношение между ними изменилось. Поскольку во время и после монгольского завоевания часть старинной иранской знати была уничтожена и земли ее конфискованы, фонды земель государственных (ливанских) и государевых, т. е. собственных земель ильханского рода (хассе), сперва сильно выросли за счет земель частновладельческих (мульк, ар-баби). Но постепенно благодаря раздачам государственных земель новым владельцам — монголам или состоявшим у них на службе иранцам— на правах икта или мулька фонд частновладельческих земель снова вырос.
Отдельными областями управляли наместники ильхана; это были либо члены ильханского рода (царевичи), либо представители военной или чиновной знати. Нередко первый вазир назначал наместниками своих родичей или приспешников. Так, упомянутый Рашид ад-дин из 14 своих сыновей 10 назначил наместниками областей. Но во многих областях сохранялись и вассальные наследственные владетели — местные династы.
[353]
Обычно рядом с вассальными наследственными владетелями (они именовались меликами) сидел и назначенный ильханом наместник, он контролировал действия мелика и доносил о них ильхану. Наместник осуществлял военно-полицейскую власть и следил за своевременной отправкой в столицу дани.
[354]
Налоговая система ильханов
Важной причиной экономического упадка Ирана после монгольского завоевания была налоговая политика завоевателей. Наряду со старыми налогами монголы ввели новые. В одних областях по-прежнему взимали поземельную подать — харадж, в других — введенную монголами подать купчур (монг.), в некоторых же — и ту и другую. Купчур, взимаемый с кочевников, был податью с поголовья скота (по 1 голове со 100 голов каждого рода скота); он не был тяжел. Но купчур с оседлых райиатов — крестьян и горожан — был подушной податью (взимавшейся с мужчин); до завоевания подушную подать (джизйа) платили только зиммии, т. е. христиане, иудеи, зороастрийцы, мусульмане же были от нее избавлены. Теперь взимали купчур со всех раийатов без различия веры. Он взимался в деньгах, ставки часто изменялись и нередко определялись по произволу чиновников финансового дивана.
Кроме купчура и хараджа (взимаемого обычно натурой из доли урожая) собиралось еще десятка два податей: «чрезвычайные» налоги, сборы для снабжения войск, сборы для покрытия издержек по со-держанию разных чинов и оплаты их разъездов, подать с садов и т. д. Тяжелы были повинности — принудительные работы крестьян в пользу государства — на строительстве оросительных сооружений, дворцов, крепостей, казенных зданий и т. д.
Не менее тяжелой была и постойная повинность — обязанность крестьян и горожан принимать к себе в дом на постой на неопределенное время эмиров, гонцов и военных и гражданских чинов с их челядью.
Тяжела была для раийатов и ямская повинность — предоставление для почтовых станций людей, а также верховых и вьючных животных.
Налог с ремесла и торговли — тамга (монг.) —составлял 10% стоимости каждой оптовой или розничной торговой сделки. Дополнительным бременем на плечи раийатов ложилась система расплаты по государственным денежным обязательствам (по отношению к служилым людям и кредиторам) ассигновками, выписанными на местные казначейства, которые в свою очередь перекладывали уплату на раийатов. Нередко случалось, что одни и те же подати взимались с раийатов по два-три раза и больше.
Вся эта система податей и повинностей была особенно тяжела для крестьян ввиду разорения сельского хозяйства и произвола финансовых чиновников и откупщиков налогов, которыми были феодалы (монголы и уйгуры), купцы или ростовщики. Во многих областях крестьянам приходилось отдавать землевладельцам и государству свыше 80% своего урожая, и они все еще оставались в недоимщиках. Это вызывало массовое бегство крестьян в леса и горы. Многие нарочно держали свои дома полуразрушенными, чтобы избавиться от сборщиков податей и от постоя. По словам Рашид ад-дина, разруха дошла до того, что в ряде округов (Мерв, Балх, Герат, Рей, Хамадан, Кум и др.) только 1/10 имений была обработана, остальные были в запустении; во многих городах в среднем из каждых десяти домов было заселено только пять, а прочие пустовали.
При монголах впервые появляются известия о прикреплении крестьян к земле — не к личности землевладельца, а к селению и участку, где
[354]
крестьянин был приписан. Жестокость эксплуатации вызывала восстания— в Фарсе (1265 г.) и в Луристане (1291 г.). В 80—90-х годах раз-вернулось массовое повстанческое движение. Отряды, состоявшие из беглых крестьян, рабов и обедневших кочевников (курдов, луров и даже монголов), укрывались в горных ущельях, лесах и степях, а затем нападали на ставки эмиров и караваны. В каждом селении и в каждом кочевье у них были друзья, укрыватели и лазутчики. Народ сочувствовал повстанцам, а если кого-нибудь ловили и вели казнить, народ роптал: «Как можно казнить такого героя!»
[355]
Реформа Газан-хана
Тяжелое хозяйственное положение Ирана побудипо ильхана Газан-хана (1295—1304) круто изменить внутреннюю политику: опереться на иранскую чиновную и духовную знать и с этой целью принять ислам, сделав его вновь государственной религией. Проводником реформ был упомянутый уже вазир Рашид ад-дин. Были установлены точные размеры хараджа и купчура и определены сроки их уплаты. Всякие произвольные поборы строго запрещены. Запрещен постой военных и гражданских чинов, как и гонцов, в домах раийатов. Запустевшие и заброшенные земли отданы на льготных условиях землевладельцам (с сокращением суммы хараджа до 3/4, 3/s и 7г в зависимости от качества земли и условий обработки и орошения) с обязательством оросить, заселить и обработать эти земли. Приняты меры для ограждения крестьян от произвола и насилий чиновной и военной знати и ее челяди. Отменена система расплаты по ассигновкам. Тамга в одних городах отменена вовсе, в других сокращена наполовину. Переводились на оброк работавшие в казенных мастерских (кархане) рабы, ранее получавшие только скудный паек. Восстановлена чеканка серебряной монеты: 1 динар, равный 6 дирхемам, содержал 13 г серебра. Проведены широкие оросительные работы.
Конечно, эти реформы имели целью облегчить положение крестьян и горожан лишь постольку, поскольку это было необходимо для возрождения экономики страны, повышения налогоплатежности раийатов и, следовательно, государственных доходов. Подати, хотя и строго фиксированные, оставались все же довольно высокими. До нас дошла роспись податей с Хузистана; там харадж с государственных земель составлял 60% урожая, а с частновладельческих — 10% натурой (остальной урожай, очевидно, делился между землевладельцем и держателем-крестьянином); тамга с городов Хузистана и часть других податей были отменены, а остальные подати (в деньгах) были незначительны. Законодательство Газан-хана подтвердило прикрепление крестьян к земле и установило 30-летний срок для сыска беглых крестьян.
Реформы Газан-хана привели к частичному восстановлению ороси-тельной сети и к известному подъему сельского хозяйства. Общий до-ход государства вскоре увеличился с 17 млн. до 21 млн. динаров в год. Но экономика страны не достигла того уровня, на каком она находилась к началу XIII в.; государственный доход с той же территории до монгольского завоевания составлял 100,5 млн. (в ильханских динарах).
По прямому требованию монгольского войска Газан-хан вынужден был в 1303 г. издать ярлык (указ) о наделении землями икта всех без исключения монголов, несших военную службу. Под икта были от-ведены многие округа, отданные в лен тысяцким эмирам, т. е. главам племенных подразделений монголов. Тысяцкий эмир делил путем жеребьевки доставшийся ему округ между сотенными эмирами, те — между десятскими эмирами, а последние — между рядовыми воинами-ленниками, каждый из которых получал небольшой надел (одно селение или часть его) с прикрепленными к земле крестьянами. Наследствен-
[355]
ность икта была подтверждена официально. Владельцы икта получили право налогового иммунитета. Реформы Газан-хана лишь ненадолго задержали, но не предотвратили распад государства. Уже в 1318 г. историк Вассаф отметил новый рост податей в Фарсе, а вскоре возродились и все старые порядки.
[356]
Политический распад Ирана
Упадок городов и товарного производства, ослабление экономических связей между областями, распространение земель икта и иммунитета способствовали росту феодальной раздробленности. После смерти ильхана Абу Сайда Бахадур-хана (1335 г.) государство Хулагуидов сделалось ареной междоусобных войн нескольких феодальных клик, выдвигавших в разных областях марионеточных ильханов из потомков Чингис-хана, чтобы управлять от их имени.
Политический распад государства завершился после гибели последнего ильхана, Туга Тимур-хана (1353 г.), державшегося в Гургане, где еще сохранялась его власть.
В Иране сложился ряд независимых феодальных государств. Важнейшими из них были: государство Джелаиридов (династия монгольского происхождения, 1340—1410), охватывавшее Ирак Арабский, Ирак Персидский, Азербайджан и Армению, столицы — Багдад и Тебриз; государство Музаффаридов (1313—1393)—Керман, Фарс и Хузистан; государство меликов Герата — Куртов (или Картов, 1245—1389; вначале вассалов ильханов, потом независимых). Из второстепенных государств следует отметить Хормузскую морскую державу, расположившуюся по обоим берегам Персидского залива; благодаря огромным оборотам посреднической торговли порта Хормуза (с Индией, Китаем и странами Запада) его владетель располагал большими материальными средствами, наемным войском и флотом (свыше 300 кораблей).
[356]
Народно-освободительные движения в XIV в. Государство сарбадаров
Распаду государства Хулагуидов способствовали народные восстания, главной движущей силой которых были крестьяне и городские низы. Сначала народные массы выступали вместе с иранскими мелкими феодалами; их общей целью было свержение ига монгольской военно-кочевой знати. Когда это достигалось, развертывалась борьба между мелкими феодалами, желавшими устранить только монгольское иго, и социальными низами, боровшимися против феодальной эксплуатации.
Идеологической оболочкой движения было шиитское сектантство в сочетании с некоторыми течениями суфизма (мусульманского мистицизма). В шиизме народные массы больше всего привлекало учение об ожидаемом втором пришествии «скрытого» двенадцатого имама Махди, которое мыслилось как социальный переворот в религиозной форме. В одном из шиитских трактатов XV в. об имаме Махди говорится: «Он наполнит землю правдой и справедливостью после того, как она наполнилась тиранией и насилием... посредством меча он устранит тиранию, которая есть насилие одних людей над другими». Некоторые суфийско-дервишские ордена были связаны с ремесленными корпорациями; в проповеди суфиев слышались протест против богатства и роскоши высших классов, идеализация бедности. Ф. Энгельс писал: «Революционная оппозиция феодализму проходит через все средневековье. Она выступает, соответственно условиям времени, то в виде мистики, то в виде открытой ереси, то в виде вооруженного восстания» 3.
[356]
Наибольшее историческое значение имело движение сарбадаров. Его идеологом в 30-х годах XIV в. был шиит шейх Халифе, проповедовавший в Сабзаваре (Хорасан) в форме суфийских поучений «мирские дела». Он пал жертвой убийц, подосланных врагами. Но проповедь продолжил его ученик — шейх Хасан Джури, создавший организацию своих последователей в форме особого дервишского ордена хасанийе. Каждый, вступивший в орден, приносил присягу, обязываясь держать наготове оружие и выступить по первому призыву. Шейх Хасан Джури со своей проповедью обошел ряд городов и был схвачен и заключен в тюрьму монгольским эмиром Аргун-шахом. Но организация ордена уже раскинулась на большом пространстве, охватила широкие слои крестьян и городских ремесленников.
16 марта 1337 г. в селении Баштин, близ Сабзавара, где большинство жителей были муридами (последователями) шейха Хасана Джури, крестьяне убили явившегося к ним на постой монгольского чиновника. На сходке восставшие крестьяне говорили: «Люди, ставшие властителями, творят много насилий. Если бог всевышний дарует нам помощь, мы уничтожим тиранию и устраним тиранов, а если нет, то пусть будут наши головы на виселице (перс, «cap ба дар»), но терпеть насилие и тиранию мы не будем». Так объясняют источники происхождение названия восставших «сарбадары», т. е. «висельники», «отчаянные».
Восстание быстро разрослось; к нему помимо крестьян и ремесленников примкнули и местные иранские мелкие землевладельцы. Восставшие взяли Сабзавар, ставший столицей возникшего сарбадарского го-сударства (1337—1381). Сарбадары нанесли ряд поражений ополчениям монголо-тюркской военно-кочевой знати, освободив от ее власти весь Западный Хорасан с городами Нишапуром и Мешхедом, а на время также и Гурган.
Последний монгольский ильхан — Туга Тимур-хан, кочевавший в Гургане, пригласил к себе в орду сарбадарских вождей якобы для заключения мира; он рассчитывал схватить их во время пира. Сарба- дарский эмир Йахйа Кераби прибыл в орду с 300 сарбадарами. Узнав о замысле ильхана, сарбадары решили опередить его. На пиру один из сарбадаров убил ильхана, а прочие бросились на монголов и некоторых из них убили; другие в панике разбежались. По словам Хафиз-и Абру, «во мгновение ока орда падишахова была уничтожена, так что от нее не осталось и следа». Это событие произошло 13 декабря 1353 г.
В государстве сарбадаров происходила борьба между умеренным течением, опиравшимся на местных мелких землевладельцев, и крайним течением (шейхиты), представленным дервишами ордена хасанийе и опиравшимся на ремесленников и, вероятно, на беднейших крестьян; это крайнее крыло отстаивало учение о социальном равенстве. И хотя чаще правили эмиры из мелких землевладельцев, но давление со стороны крайнего крыла вынуждало их к уступкам.
В сарбадарском государстве крестьяне отдавали в казну всего 3/10 урожая, а сверх того с них не требовали «ни одного динара». Правитель, его приближенные и нукеры (военные слуги) — все одевались в одинаковые простые одежды из шерсти или верблюжьего волоса. В ополчении, состоявшем в основном из крестьян, числилось сперва 12 тыс., потом 18 тыс. и, наконец, 22 тыс. воинов; все они получали жалованье от государства, чаще натурой. В доме правителя ежедневно устраивалась общая трапеза, к которой мог прийти всякий — и богатый и бедняк. Сарбадарские воины прославились как ис-
[357]
ключительные храбрецы. Они стремились к тому, чтобы, по словам одного поэта, «из страха перед копьями сарбадаров впредь ни один тюрк 4 не смел разбивать [своего шатра] в Иране». Сарбадары провели большие оросительные работы в районе Мешхеда. По словам летописцев, область сарбадаров «стала обработанной и населенной» и находилась «в цветущем состоянии», а г. Сабзавар со своими базарами и густым населением сравнился с крупнейшими городами Ирана.
Примечания
3. Ф. Энгельс. Крестьянская война в Германии.— К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, изд. 2, т. 7, стр. 361.
4. Выражения «тюрки» и «монголы» в то время употреблялись как синонимы.
[358]
История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970, с. 351-358.