Русское централизованное государство: накануне объединения
Сельское хозяйство
С середины XIV века отчетливо обозначился подъем производительных сил русских земель, пострадавших от монголо-татарского нашествия. Быстрее других развивалась Северо-восточная Русь. Волжско-Окское междуречье, прикрытое от врагов лесами и реками, было наиболее спокойным районом для жизни и хозяйственной деятельности. Сюда направлялись сбитые со своих мест врагами жители окраинных русских земель. Население края быстро возрастало, что уже само по себе увеличивало его производительные силы. Экономическому подъему Северо-Восточной Руси немало содействовала длительная передышка в XIV в. от татарских вторжений, обеспеченная сопротивлением народа и умелой политикой московских князей.
Основным занятием населения по-прежнему было сельское хозяйство. В XIV—XV вв. расширяется площадь пахотных земель. Поросшие «лядиною» после монгольского нашествия старые пахотные земли теперь были расчищены. В то же время расчищались и распахивались новые земли. В основных земледельческих районах преобладающей становилась трехпольная и двухпольная паровая система. Характерно, что писцовые книги XV в. при определении величины земель владельцев указывают, как правило, размер одного поля, замечая, что в двух других — «по тому ж». Некоторая часть земель, расположенная вдалеке от селений, обрабатывалась «наездом». В течение ряда лет крестьяне «наезжали», распахивали эти земли и убирали урожай, а затем бросали их под залеж. В лесистых северных районах все еще была распространена подсека, в степных районах — перелог. Связанное с паровой системой применение навоза требовало переворачивающих землю пашенных орудий, которые запахивали бы навоз. Этими орудиями были соха-косуля с лемехом, переворачивающим землю, и плуг. Плуг считался более производительным орудием и при обложении приравнивался к двум сохам. Наряду с сохой-косулей в северных районах применялась двух- и трехзубая соха, разрыхлявшая, но не переворачивавшая землю. Соха требовала для работы две-три лошади. Урожаи убирали серпами и косами, первыми, как правило, работали женщины, косами — мужчины.
Появившаяся в XII—XIII вв. водяная мельница теперь получила более широкое распространение. Применялись также ветряные и ручные мельницы.
Состав зерновых, технических и огородных культур мало чем изменился по сравнению с предшествующим периодом. Выращивали рожь, ячмень, мягкую пшеницу, просо, гречиху, лен, коноплю, разные овощи и фрукты. Сады занимали большое место в княжеских и боярских имениях. Особенно много садов было в Москве и ее окрестностях.
Наряду с земледелием важнейшей отраслью хозяйства было скотоводство. Скот был источником питания, тягловой силой, наконец, он нужен был для получения навоза, без которого уже не могло обойтись земледелие. Судя по находкам костей в кухонных остатках деревень и городов, наиболее распространенными домашними животными были корова, свинья, лошадь, разводили также мелкий рогатый скот и домашнюю птицу. Заботу о развитии животноводства подтверждают археологические находки — косы-горбуши для сенокошения. Писцовые книги после перечисления посевов ржи содержат всегда перечень сенокосов в каждом хозяйстве.
Значение лошадей и волов в сельском хозяйстве подчеркивают посошные разверстки, считающие мощность безлошадного крестьянина в четыре раза меньшей.
Помимо земледелия и скотоводства, сельское население занималось рыболовством, охотой, бортничеством. Источники говорят о «рыболовных» и «езовых» деревнях, «крестьянах-бортниках и крестьянах-бобровниках». Часть крестьян занималась ремеслами: кузнечным, деревообделочным и др. В местах, богатых солью, развивалось солеварение.
Несмотря на развитие некоторых ремесел и промыслов, крестьянское хозяйство было еще слабо связано с рынком, оно носило натуральный характер. Шире соприкасалось с рынком хозяйство феодала. Феодалы продавали избыток продуктов и промысловые товары. Но и у них все это было лишь дополнением к натуральному хозяйству.
Крестьяне жили небольшими деревеньками, по два-три двора.
Феодальное землевладение и феодальное хозяйство.
XIV—XV века — время интенсивного роста и укрепления феодальной земельной собственности и развития феодальных отношений. В условиях дальнейшего развития экономической жизни земля как основное средство производства привлекала к себе еще большее внимание светских и духовных феодалов. Рост феодального землевладения происходил главным образом за счет населенных крестьянских земель. Известную роль, особенно в образовании монастырских вотчин, играло также освоение новых земель. Пути приобретения земель феодалами оставались прежними: главными из них были захват земель через княжеское пожалование и открытый захват крестьянских («волостных») земель.
В XIV—XV вв. большая часть земель страны принадлежала князьям, боярам, княжеским слугам и монастырям. О размерах княжеского землевладения дают представления духовные (завещательные) грамоты великих и удельных князей. Так, Иван Ка-лита завещал своим детям как вотчинник 54 села, а его праправнук Василий Темный—125 сел.
Огромные земельные владения сосредоточивали в своих руках бояре. Боярские вотчины XIV—XV вв. были значительно крупнее боярских вотчин XII—XIII вв. Увеличилось и число самих бояр.
Исключительно больших размеров достигло в XIV—XV вв. церковное и монастырское землевладение. Княжеские пожалования, вклады дворян, купцов, покупки, заимки, открытый захват крестьянских земель — таковы средства приобретения земли монастырями и церковью. К концу XV в. церковь и монастыри владели примерно третьей частью всех земель страны. В составе монастырских владений были не только пашенные земли и пастбища, но и промысловые угодья; соляные варницы, рыбные ловли, бобровые гоны, бортные леса. Монастыри вели торговлю хлебом, рыбой, солью и занимались ростовщичеством.
Крупнейшими землевладельцами среди монастырей были Троице-Сергиев, основанный в 1337 г. иноком Сергием близ г. Радонежа; Белозерский, основанный в конце XIV в. в Белозерском крае, и Соловецкий, основанный в 1429 г. на Соловецком острове в Белом море. Колонизация новых, незаселенных земель, монастырями, организация на них земледельческих и промысловых хозяйств в известной степени содействовали экономическому развитию страны.
Феодальная вотчина представляла собой наследственное владение. Феодал пользовался ею на правах полной собственности. Монастыри и светские феодалы обладали иммунитетами, т. е. правом суда, сбором доходов и пошлин в своих владениях, независимо от княжеской администрации, являясь, таким образом, почти независимыми владетелями. Княжеские чиновники могли приезжать в их владения только для расследования уголовных дел.
Во владельческих правах светских и церковных вотчинников имелось некоторое различие. В то время как боярские земли могли продаваться, отдаваться в приданое и т. д., церковно-монастырские земли не отчуждались. Они закреплялись за монастырями и церковью навечно. На Западе подобные владения назывались владениями «мертвой руки».
Права и привилегии крупных феодалов, связанные с вотчинным владением, не были, разумеется, неизменными. По мере укрепления московской великокняжеской власти и преодоления феодальной раздробленности самостоятельность бояр все более ограничивалась.
Выше уже отмечалось, что, помимо вотчины, на Руси издавна была известна и другая форма феодального землевладения — условная. Князья и некоторые бояре передавали часть принадлежавших им земель своим дворцовым и военным слугам. Последние владели этими землями, пока несли службу в пользу феодала. В XIV и особенно в XV в. эта форма земельной феодальной собственности получила широкое развитие. Во второй половине XV в., в период образования Русского централизованного государства, она развилась в целую систему, так называемую «поместную систему». При помощи поместной системы московские князья создали многочисленное служилое сословие дворян, которые сыграли прогрессивную роль в политическом объединении страны. Они были верными союзниками великокняжеской власти в ее борьбе против феодальной раздробленности.
Фондом, из которого великие московские князья жаловали своих слуг-дворян, были «черные» (государственные) земли, дворцовые земли, земли, отнятые у феодалов, присоединенных к Москве земель. Необходимость в связи с внутренней и внешней борьбой широкой раздачи земель дворянам быстро истощала великокняжеские (государственные) земельные резервы и вносила еще большее обострение в борьбу за землю внутри феодального класса.
Вотчина, которая все еще была основной формой феодальной собственности, не представляла собой единого земельного массива. Она состояла из отдельных земельных участков, разбросанных в разных местах. В соответствии с этим она распадалась на несколько хозяйственных комплексов. Часть земли вотчины находилась в распоряжении крестьян, другая часть была занята собственным хозяйством вотчинника. Собственное хозяйство вотчинника в то время было еще невелико.
Положение крестьян.
Крестьянское население Северо-Восточной Руси называлось «людьми», «сиротами». С конца XIV в. появляется термин «крестьяне», который затем вытеснил остальные термины, обозначавшие сельское земледельческое население.
Рост феодального землевладения в XIV—XV вв. и образование во второй половине XV в. единого Русского централизованного государства расширили сферу и усилили гнет феодальной эксплуатации.
Крестьяне, жившие на непринадлежащих светским и духо-ным феодалам, так называемых «черных» (государственных) землях, назывались по-прежнему черными крестьянами. Черные крестьяне жили территориально-соседскими общинами («волостями») с индивидуальным землепользованием. Общины были обложены данью и различными повинностями в пользу верховного владельца земли — великого князя. Раскладку и сбор налогов и повинностей община производила сама. Во главе общины стоял выборный староста. Все важнейшие вопросы общины решались на крестьянском сходе. Но «черных» земель с зависимыми от государства крестьянами становилось все меньше. Основная масса крестьян сидела на частновладельческих землях.
Преобладающей формой феодальных повинностей зависимых крестьян был натуральный оброк. Крестьяне поставляли землевладельцу все, что производилось в их хозяйстве и что нужно было для жизни феодала: зерно, овощи, мясо, масло, сыр, яйца, лен, шерсть. Наряду с натуральным оброком существовала барщина — «изделье». Размер и формы феодальных повинностей до конца XIV в. определялись на основе обычая,— «по старине». После, в связи со стремлением феодалов к усилению феодальной эксплуатации и протестом крестьян против этого, нормы феодальных повинностей стали вноситься в уставные грамоты. Такова, например, упоминавшаяся уже «Уставная грамота митрополита Киприана Константиновскому монастырю» (1391 г.).
Во второй половине XV в. наблюдается повсеместное усиление феодальной эксплуатации крестьян, что явилось результатом роста товарно-денежных отношений. Ориентируясь на рынок, феодал расширял собственное хозяйство и увеличивал натуральные оброки. В это время в ряде мест, прежде всего в Новгородской земле, появляется денежная форма ренты.
Помимо феодальных повинностей в пользу феодалов, крестьяне несли также различные повинности в пользу государства.
Они были обложены данью — налогом, должны были ремонтировать и строить городские укрепления, строить почтовые тракты, давать корм княжеской администрации и т. д.
Основная масса крестьян была в это время уже крепко опу-тана сетями экономической зависимости и прочно приросла к тому или иному феодальному владению. В источниках XV в. эта часть крестьян называется «старожильцами», т. е. давно живущими на данной земле. «Старожильцы» несли всю тяжесть феодальных повинностей и практически были прикреплены к земле феодала. Кроме закрепощения коренного населения своих вотчин, феодалы стремились привлечь на свои земли крестьян со стороны, предоставляя им различные льготы. Эти крестьяне назывались «новоприходцами». Они селились целыми «слободами». С течением времени эти крестьяне также попадали в зависимость и сливались с массой «старожильцев».
Одним из распространенных средств привлечения крестьян и закрепления их за данным феодальным хозяйством была де-нежная ссуда — «серебро». В XV в. имелась значительная группа «серебряников»—крестьян, взявших ссуду серебром на устройство своего хозяйства. За полученную ссуду серебряники обязаны были платить проценты или работать в хозяйстве феодала.
Но не только рост феодальной зависимости характеризовал положение крестьян в XIV—XV вв., изменялось и юридическое положение крестьян. Феодалы были недовольны тем, что крестьяне имели право ухода от своего господина. Они стремились к ликвидации этого права и к прикреплению крестьян. Навстречу желаниям феодалов пришла усилившаяся власть московского великого князя. Уже в середине XV в. князья давали отдельным феодалам грамоты, запрещавшие крестьянам выход. Прежде всего это коснулось «старожильцев», а затем и других категорий зависимого населения. В некоторых местах крестьянский выход был разрешен (при условии погашения всех долгов) только в Юрьев день — 26 ноября. В 1497 г. в Судебнике Ивана III Юрьев день был распространен на все государство и все категории крестьян.
Помимо крестьян, в феодальном хозяйстве работали холопы. Часть из них жила на барском дворе и пользовалась хозяйским инвентарем. Их называли «страдниками» или «страдными людьми». Некоторые холопы жили в деревнях, имели собственную запашку и по своему положению приближались к крепостным крестьянам. Чаще труд холопов применялся в ремесле, в обслуживании барского двора (приказчики, ключники и т. д.). Однако труд холопов был маловыгодным, поэтому бояре стараются сократить число своей холопской челяди — отпускают их на волю, откуда один путь — в крепостные. В конце XV в. появляется особая категория «кабальных людей», приближавшаяся к более ранней категории XII—XIII вв. «закупов» и «закладных». Они были в полной зависимости от своего хозяина.
Усиление феодальной эксплуатации вызывало сопротивление со стороны закрепощаемого крестьянства. Крестьяне восставали и иногда изгоняли основателей монастырей со своих земель. Так, например, крестьяне изгнали строителя монастыря Даниила Переяславского, заявив ему: «Почто на нашей земле построил еси монастырь? Или хощеши землями и селами нашими обладати?» Часто происходило запахивание земель феодалов светских и церковных и неподчинение их приказам. Распространенной формой крестьянского протеста было бегство от феодалов. Однако на новых местах их вскоре постигала та же участь.
Город. Развитие ремесла и торговли.
От монгольского нашествия более всего пострадали города с их развитыми ремеслом и торговлей. Многие русские города были беспощадно разрушены, ремесленники перебиты или выведены в Орду и обращены в рабство. Ряд отраслей городского ремесла прекратил вовсе свое существование. Особая жестокость монголов в отношении городов объяснялась их стремлением на долгое время лишить Русь возможности к восстановлению своего могущества. Однако никакая злая воля завоевателей не в состоянии была остановить экономическое развитие Русской земли, восстановление и развитие русских городов, ремесла и торговли. Первые признаки подъема русских городов обнаружились уже в конце XIII в. В XIV—XV вв. были полностью восстановлены и расширились старые города, возникли новые.
Наряду с уцелевшими от татарского погрома Новгородом и Псковом крупными экономическими центрами стали Москва, Тверь, Нижний Новгород, Рязань, Коломна и др. Некоторые из них были также столицами крупных княжеств.
Города располагались, как правило, по берегам рек. Кремль и расположенный рядом с ним торг составляли центр города. За стенами Кремля шли посады—поселения ремесленников и мелких купцов. С расширением городской территории посады продолжались «концами». От Кремля через посады к концам направлялись главные улицы города, выходя на большие сухопутные дороги. В Москве — это Серпуховская, Смоленская, Тверская и др.
В больших городах, помимо Кремля, имелась еще внешняя линия укреплений, опоясывавшая посад. Это был мощный земляной вал (до 12 м высоты) с глубоким рвом, с башнями и острогами. Во внешней городской стене на главных дорогах стояли проездные башни — ворота, через которые въезжали в город. За земляным валом, защищавшим посад, находились монастыри-крепости, которые с ростом городов оказались внутри их. В Москве такими монастырями-крепостями были Рождественский, Петровский, Страстной, Никитский, Симонов, Андроньев, Крутицкий.
Застройка городов не отличалась плановостью. Жилые дома ставились в глубине дворов, на улицу выходили заборы и глухие стены хозяйственных построек. Дома в подавляющем большинстве были деревянными. У ремесленников — это бревенчатые избы 4x4 м или 5X5 м. Хоромы бояр и купцов представляли сочетание нескольких бревенчатых изб больших размеров и были богато разукрашены резьбой на окнах, крыльце и крыше.
В крупных городах большое внимание уделялось благоустройству. Улицы Новгорода, Москвы, Смоленска и некоторых других городов покрывались бревенчатыми мостовыми. При раскопках Новгорода обнаружено 20 слоев мостовых.
Рост русских городов был связан прежде всего с развитием ремесла, центрами которого они являлись. Для развития ремесла характерно было его все большее отделение от сельского хозяйства и рост внутренней специализации. В начале XVI в. в русских городах имелось свыше 200 ремесленных специальностей.
Наибольшее значение в развитии экономики имело железоделательное ремесло. Крупным шагом в развитии металлургии было появление специалиста доменного дела — литейщика. Большое развитие получило кузнечное дело. В Москве оно было сосредоточено в различных районах: на Рождественке (Кузнецкий мост), в Замоскворечье и Зарядье (от Яузы до Таганки). От кузнечного дела отделилось слесарное. Изделия московских слесарей-замочников пользовались хорошей славой за границей (в Чехии). В оружейном деле выделяются оружейники, бронники, пищальники и другие специальности. Одним из главных центров оружейных ремесел была Москва. Письменные источники подчеркивают высокое качество «московских щитов», «московских панцирей и луков» московского дела.
В конце XIV в. на Руси возникает артиллерийское производство. Вначале пушки делались из железных полос, сваренных и скрепленных обручами. С середины XV в. известны уже отливки медных пушек. В Твери известен был пушечный мастер Микула Кречетников; в 1484 г. мастер Яков отлил в Москве пушку весом 16 пудов. В Москве в 80-х годах XV в. существовала пушечная изба (в районе нынешних Центральных бань, у Пушечной улицы).
О развитии русского ювелирного дела дают представление сохранившиеся до наших дней предметы церковного обихода, золотая и серебряная посуда, искусно выполненные книжные оклады, дорогие пояса и т. д. Основным центром тонких ремесел, связанных с удовлетворением потребностей феодалов и церкви, была Москва.
Со второй половины XIV в. возобновляется чеканка серебряной и медной монеты, прерванная монгольским нашествием на 150 лет. Появляются особые мастера: «серебряный ливец» и «серебряный весец».
В конце XIV и начале XV в. в северо-восточных русских княжествах преобладали две денежные системы, два денежных счета — московский и новгородский. Московский счет имел следующие единицы: деньга, алтын — 6 денег, гривна — 20 денег, полтина—100 денег, рубль—200 денег. Новгородская деньга была в два раза дороже московской по весовому содержанию серебра. Новгородский денежный счет не имел алтына. Впоследствии перевод московского денежного счета на новгородские деньги дал общерусскую систему денежного счета.
Широко распространяется кожевенное и сапожное производство. Многочисленные находки археологов на месте Великого посада в Москве, а также находки в Новгороде, включающие дубильные чаны, зольники, полуфабрикаты и инструменты, позволяют говорить о больших кожевенных и обувных мастерских XIV—XV вв., где, кроме обуви, выделываются рукавицы, пояса- ремни, ножны, конская упряжь, заготовки для переплетов книг и пр.
Из других ремесел в XIV—XV вв. развиваются косторезное ремесло, отличающееся тонкой художественной работой, гончарное ремесло, пережившее упадок за время татарского нашествия в XIII—XIV вв., но в XIV—XV вв. снова достигшее высокого уровня. Обжигаются уже в специальных горнах разнообразные керамические изделия: горшки, миски, кувшины, бутыли, рукомойники, светильники, чернильницы, игрушки, кирпич, черепица, кафля (кирпич с глазурью), плитки для мощения.
Развивается строительное искусство. В русском деревянном строительстве применяются блоки для поднятия материалов и .другие приспособления. Плотничье искусство превосходит уровень работ, производимых до монгольского нашествия. В XIV в. возобновилось каменное строительство. В 1326 г. в Москве был заложен Успенский собор в Кремле. Летописец говорит, что это «первая церковь камена на Москве». Затем на территории Кремля были построены собор Спаса-на-Бору и Архангельский собор. В 1367 г. начато строительство каменного Кремля.
Кремль и другие постройки в Москве возводились из белого подмосковного камня, за что и Москва прозвалась «белокаменной». В XV в., особенно во второй его половине, каменное строительство получило широкие размеры. Соборы и другие строения имели хорошую отделку и были искусно украшены. Мастера-иконники освоили технику фрески и делали сложную роспись в Успенском соборе Московского Кремля. Афонский монах Лазарь в 1404 г. устроил в Москве «часозвон» — часы со звоном.
Города были главными центрами ремесла, но, кроме городов, ремесло существовало также в деревнях и феодальных вотчинах. Горожане-ремесленники в значительной степени работали на рынок. Ремесло постепенно превращалось здесь в мелкотоварное производство. В деревнях шел тот же процесс, но значительно медленнее.
Рост общественного разделения труда, выразившийся в развитии ремесла и росте городов, повышение производительности сельского хозяйства, обозначившееся в XIV в., хозяйственная специализация отдельных географических районов — все это создавало почву для развития внутреннего и внешнего обмена. Центрами этого обмена были города. Плодородная Рязанская земля вывозила хлеб. Из северных районов вывозились меха горностаев, белок, лисиц, соболей и добываемые приморскими рыбаками ворвань и моржовая кость. Устюжна и Вотская пятина Новгородской области были поставщиками металла (железа), Старая Русса, Галич, побережье Белого моря и область Северной Двины снабжали Русь солью. Из договорных и духовных грамот видно, что «мыты», т. е. пошлины за проезд с товаров, взимались в городах Дмитрове, Можайске, Звенигороде, Коломне.
Оживленную торговлю вела Тверь и города Тверского княжества Кашин, Городок, Зубцов. Крупными торговыми центрами были Новгород, Смоленск, Витебск, Вязьма, Дрогобуж, Киев, Полоцк, Нижний Новгород. Крупнейшим центром как внутреннего, так и внешнего обмена была Москва. В это время она была крупнейшим ремесленным центром, имела выдающееся политическое значение и занимала центральное положение по отношению к другим русским городам — Твери, Смоленску, Нижнему Новгороду, Рязани и была естественным средоточием торговли.
Наряду с внутренним обменом развивалась торговля Руси с другими странами. Волгой и Каспием русские торговали с Ордой и странами Востока — Закавказьем, Персией, Хивой, Буха-рой. Важнейшими центрами этой торговли был Нижний Новгород, Тверь и Москва. Как далеко простирались торговые интересы русских купцов на Востоке, видно из отважного путешествия тверского купца Афанасия Никитина в Индию (1466—1477), который первым из европейцев посетил эту далекую сказочную страну.
Оживленной была торговля Руси с итальянскими колониями в Крыму — Кафой (Феодосия) и Судаком. Первое место в причерноморской торговле принадлежало Москве. Путь от Москвы в Судак и Кафу лежал через Рязань на Дон, далее Доном в Азовское море, а затем и Черное море. Конечным пунктом южной торговли русских был Константинополь, где имелась русская колония. В Константинополь и итальянские колонии Русь вывозила меха, мед, воск и другие товары. С юга привозились дорогие ткани, оружие, вино, сушеные фрукты и т. д.
После падения Византии торговля русских с югом не прекратилась, она велась с Крымским ханством и- Турцией. Купцы, торговавшие с Причерноморьем, носили название сурожан. Это была наиболее богатая часть московского купечества, составлявшая его верхушку.
Через Новгород шла торговля Руси с Западом, в частности с ганзейскими городами. Из Руси на Запад вывозились: пушнина, сало, воск, лен и другие товары. В обмен на эти товары Запад поставлял Руси сукна, полотно, вина и т. д.
Широкие торговые связи Руси XIV—XV вв. наглядно выступают в составе населения Москвы, где наряду с русскими жили греки, итальянцы (фряги), болгары, сербы, армяне, татары и другие народы.
Социально-экономические и политические предпосылки образования Русского централизованного государства.
К. Маркс и Ф. Энгельс показали, что в основе ликвидации феодальной раздробленности и образования феодальных монархий на Западе лежит рост экономической жизни. С усилением общественного разделения труда, ростом городов, ремесла и торговли система феодальной раздробленности становилась тормозом на пути дальнейшего развития производительных сил народов. Экономические и политические интересы поднимавшихся классов — горожан и дворянства — требовали установления сильной централизованной власти, которая гарантировала бы деятельность купцов и ремесленников и обеспечила классовое господство землевладельцев — дворян над крестьянами. «Объединение более значительных областей в феодальные королевства было потребностью как земельного дворянства, так и городов» *.
Естественную тягу к ликвидации феодальной раздробленности испытывали и широкие народные массы, видя в том избавление от губительных феодальных войн и разорений. «И в городе и в деревне,— пишет Энгельс, — повсюду увеличилось в населении количество таких элементов, которые прежде всего желали, чтобы прекращены были раздоры феодалов, приводившие к тому, что внутри страны шла непрерывная борьба даже в том случае, когда внешний враг был в стране, чтобы прекратилось это состояние непрерывного и совершенно бесцельного опустошения, которое неизменно продолжало существовать в течение всего средневековья».
В центре борьбы против феодальной раздробленности в Европе стояла королевская власть, которая, по словам Энгельса, была тогда прогрессивным элементом, «представительницей порядка в беспорядке, представительницей образующейся нации, в противоположность раздроблению на бунтующие вассальные государства» . При таких условиях складывавшиеся государства неизбежно получили монархическую форму.
Общие причины образования феодальных монархий на Западе, вскрытые Марксом и Энгельсом, действовали и в Северо- Восточной Руси. И здесь, как уже отмечалось выше, начиная с середины XIV в. наблюдается определенный экономический прогресс, в результате которого складывались экономические и социальные предпосылки объединения русских земель. Вместе с тем образование Русского централизованного государства имело и свои особенности. Процесс объединения русских земель протекал в менее развитых экономических условиях, чем это имело место на Западе. На Руси в это время еще не было капиталистических отношений, господствовал феодализм, не была преодолена экономическая разобщенность отдельных частей страны. Но объединение русских земель было ускорено интересами обороны от внешних врагов.
Русский народ со времени монгольских завоеваний оказался в исключительно неблагоприятных условиях. Монгольские завоеватели установили на Руси режим кровавого террора, с Запада ей грозили разорением немецкие рыцари и польско-литовские феодалы. Из вековой борьбы с многочисленными врагами русский народ вынес ясное сознание, что для обеспечения себе свободы необходимо прежде всего единство. С момента Куликовской битвы сознание этой необходимости становится живой исторической силой, которая ускорила процесс создания Русского государства в условиях, когда одного экономического развития для этого было еще недостаточно.
Наряду с социально-экономическими условиями и интересами совместной обороны немаловажным фактором, содействовавшим объединению русских земель в едином государстве, был рост национального самосознания русского народа. Феодальная раздробленность и кровавые междоусобицы не могли погасить чувства национального единства русских людей. Рост экономических сношений и совместная борьба с врагами еще более укрепляли это чувство. Рост национального самосознания, несомненно, облегчал объединение разрозненных русских земель. Тем более, что широкие народные массы тянулись к этому объединению и по своему классовому положению. Являясь эксплуатируемым классом, они более чем кто-нибудь терпели от междоусобной борьбы князей. Именно им приходилось расплачиваться имуществом, трудом и даже жизнью во время кровопролитных княжеских усобиц.
Таким образом, потребности экономического развития, потребности организованной, объединенной борьбы с внешними врагами и крепнущее в обстановке борьбы с врагами и на основе экономического общения народное единство — все это ставило вопрос о необходимости ликвидации феодальной раздробленности и создания вместо нее единого, централизованного государства.
Инициатором и политическим центром, вокруг которого началось государственное объединение русских земель, стала Москва, которая к этому времени располагала большими, чем любой другой русский город, материальными и политическими средствами.
Образование единого, централизованного Русского государства имело, несомненно, прогрессивное значение. Оно обусловливалось экономическим и политическим развитием русских земель. В то же время оно было органом феодалов для эксплуатации и подавления крестьян и трудовых масс города.
Цитируется по изд.: Артемов Н.Е., Лебедев В.И. История СССР с древнейших времен до XVIII века. М., 1959, 178-190.
Примечания
* К. Маркс, Ф. Энгельс. Немецкая идеология. 1934, стр. 15.