Вифлеем: монастыри

Первые монастыри были созданы уже в 386 году блаженным Иеронимом и его ученицами, Павлой и Евстохией, но к началу IX века в монастырях оставалось только 15 священников и монахов и 2 столпника. В 1016 году бенедиктинец святой Бононий вновь организовал здесь общину.

Сохранились различные части комплекса, окружавшего базилику в XII веке и ранее и принадлежащие католическому, греческому и армянскому женским монастырям. Исследования Багатти и Барлуцци (1947-1948) восстановили историю францисканского комплекса, работы 1988 года позволили обследовать территорию армянского монастыря к юго-западу от храма. При раскопках XIX-XX веков на территории францисканского монастыря была собрана богатая коллекция церковных древностей эпохи крестоносцев: 16 колоколов из набора XIII века (найдены в районе клуатра при работах 1883-1906 годов); 2 бронзовые чаши со сценами из жизни апостола Фомы; 2 серебряных подсвечника с владельческой надписью храма Рождества по-латыни («Да будет проклят тот, кто похитит меня с места Святого Рождества. Вифлеем») и 3 подсвечника лиможской эмали, а также навершие епископского посоха лиможской эмали и фрагменты органа XIII века. Прочие части комплекса остаются необследованными и восстанавливаются в основном по рисунку Амико 1596 года.

В XII веке к северу от базилики (на участке, ныне занятом францисканским монастырем и церкви великомученицы Екатерины) сложился монастырь канонис-августинок, сформированный при храме. Его планировка обычна для ордена августинцев: здания сгруппированы вокруг прямоугольного двора-клуатра (26,5´ 25 метров) и оформлены в позднем романском стиле. Амбулаторий клуатра (шириной 3,5 метра) был отделен от открытой части парапетом и перекрыт по стрельчатым аркам (4 травеи на каждой стороне; каждая травея открывалась во двор 3 проемами на сдвоенных колонках с резными капителями). Из западного коридора клуатра можно было попасть прямо в северный неф храма, а также спуститься по лестнице в пещеру, где погребен блаженный Иероним. К северу от клуатра имелось прямоугольное помещение, которое Амико назвал разрушенной трапезной, фланкированное с севера галереей (шириной 5 метров), опиравшейся на сводчатую субструкцию, стоявшую на склоне холма. Восточная часть монастыря в основном разрушена в 70-х годах XIX века при расширении церкви великомученицы Екатерины (ставшей главным католическим храмом Вифлеема в XIII веке, после того как католики потеряли доступ к главному алтарю базилики). Ранняя церковь великомученицы Екатерины (впервые упоминается в XV веке; план приводит Амико) была вытянутой (27´ 6 метров изнутри), разделенной на главный зал и хор, с восточной частью (6´ 15 метров), возможно преобразованной из зала собраний более раннего монастыря XII века. Севернее храма стояло крыло, включавшее на 2-м уровне дормиторий (спальню) канонис (сохранился восточный конец).

К югу от дворов базилики VI века стоит армянский монастырь. Его здания XVIII-XIX веков опираются на сводчатые структуры XII века, одна из которых так называемая библиотека, или школа, блаженного Иеронима - длинный зал (25,5´ 9,1 метра), идущий точно вдоль линии южного стилобата атриума VI века (3 колонны которого можно и сегодня видеть в его северной стене). Зал разделен на 12 травей с крестовыми сводами, опирающимися на 4 колонны розового известняка (вторичное использование) с коринфскими капителями. Их базы стоят на скале, на нескольких метров ниже окружающей скальной поверхности, т. е. весь зал помещен в искусственной вырубке. С юга от базилики располагались, возможно, и епископская резиденция, а также греческий девичий монастырь и латинская больница для паломников.

В ближайших окрестностях Вифлеема рассеян ряд важных памятников археологии христианской, часть которых также связана с почитанием события Рождества Христова. Прежде всего это Рамат-Рахель - холм Рахили (1 км от Пещеры Рождества), упоминаемый во II веке римским историком Юстином как место Рождества. Раскопки показали, что до изгнания Адрианом евреев этот район был кладбищем маленькой деревушки, с начала III века его использовала также еврейская община Иерусалима, а позже Х легион использовал погребальные склепы как цистерны, построив здесь баню; в конце III века в Рамат-Рахель появились жилые здания. Другое место, почитавшееся в связи с Рождеством в окрестностях Вифлеема в V-VI веков, -  так называемая Кафизма (кресло, трон), на котором, согласно преданию, передаваемому Феодосием (начало VI века), сидела Богородица во время отдыха на пути в Вифлеем. В 451-458 годы вокруг этого места был построен монастырь, остатки его главного храма, купольного октагона с обходной галереей и встроенными в нее внешними капеллами, открыты в 1992 году примерно на половине пути между Иерусалимом и Вифлеемом. Храм с прекрасно сохранившимися мозаичными полами представляет важное звено в развитии византийской архитектуры и иконографии.

Вблизи Вифлеема расположены и другие памятники христианской археологии, связанные с историей Рождества: дворец-крепость царя Ирода, а также современный Бейт-Сахур, или Поле Пастырей, где в 70-х годах XX века при раскопках под руководством В. Дзафериса обнаружены хорошо сохранившиеся остатки нескольких сменявших друг друга храмов с мозаичными полами и колоннами, восходящие к IV-VII векам, а также некрополи византийского времени с богатым инвентарем. С развитием традиции благочестивых паломничеств в Вифлееме было организовано производство евлогий (с VI века стеклянные ампулы, коробочки для реликвий и авории, с XVI века - изделия из коралла, перламутра и дерева оливы), существующее и в настоящее время.

Л. А. Беляев

Цитируется по изд.: Библейская география - http://www.pravenc.ru/

Литература:

Riant P., de. Études sur l'histoire de l'église de Bethléem. Gênes, 1889-1896; Harley W. et al. The Church of the Nativity at Bethlehem. L., 1910; idem. Structural Survey of the Church of the Nativity, Bethlehem. L., 1935; Vogüé M., de. Les églises de la Terre Sainte. P., 1860; Vincent H., Abel F.-M. Bethléem: le Sanctuaire de la Nativité. P., 1914; Abel F.-M. Histoire de la Palestine depuis la conquête d'Alexandre jusqu'à l'invasion arabe. P., 1952; Saller S. Bethlehem and its Surroundings // SBF. 1963. N 13. P. 325; idem. Bethlehem // Ibid. 1964. N 14. P. 287; idem. Bethlehem // RB. 1966. Vol. 72. P. 585; idem. Iron Age Remains from Bethlehem // SBF. 1968. N 18. P. 153-180; Stockton E. Stone Age Factory Site at Arafa near Bethlehem // Ibid. 1965. N 15. P. 124-136; idem. The Stone Age of Bethlehem // Ibid. 1967. N 17. P. 129-148; Vetrali L. Le iscrizioni dell' acquedo to romano presso Betlemme // Ibid. P. 149-161; Bagatti B. Recenti scavi a Betlemme // Ibid. 1968. N 18. Р. 181-237; Benoit P. Chronique Archéologique // RB. 1970. Vol. 77. P. 583-585; Lipinski E. Beth-Schemesch und der Tempel der Herrin der Grabkammer in den Amarna-Briefen // VT. 1973. Vol. 23. P. 443-445; idem. L'emplacement de Bethléem au temps de Jésus // Dossiers de l'Archéologie. 1975. Vol. 10. P. 58-63; Ovadiah A. Corpus of the Byzantine Churches in the Holy Land / transl. from Hebrew R. Kirson. Bonn, 1970. p. 33-37 [Bibliogr.]; Welten P. Bethlehem und die Klage um Adonis // ZDPV. 1983. Bd. 99. S. 189-203; Brown R. The Birth of the Messiah. N. Y., 1985; Kühnel G. The 12th-Cent. Decoration of the Church of the Nativity: Eastern and Western Concord // ACR. 1993. P. 197-203; Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus. Camb., 1993. Vol. 1: [A-K]. p. 137-157 [Bibliogr.]; Tzapheres V. The Early Christian Holy Site at Shepherd's Field // ACR. 1993. P. 204-206; Taylor J. E. The Bethany Cave: a Jewish-christian cult site? // Rb. 1990. Vol. 93. N 3; idem. Christians and the Holy Places: The Myth of Jewish-Christian Origins. Oxf., 1993. P. 96-112; Cree F., de. History and Archaeology of the Bet Sahur Region: A Preparatory Study for a Regional Survey: (The Bethlehem Archaeol. Project) // ZDPV. 1999. Bd. 115. N 1. S. 59-84; Prag K. Bethlechem: a site assessment // Peq. 2000. vol. 132. P. 169-181; Lavas G. P. The Kathisma of the Holy Virgin: A Major New Shrine // DCAE . 2001. N 2. P. 60-101.

Рубрика: