Византия в IV—VII веках (ИВв6т, 2000)
Огромная Римская империя, простиравшаяся от Атлантики до Евфрата, включала регионы с различным социальным и экономическим развитием. Наиболее высоким уровнем экономики отличались восточные области империи, менее пострадавшие от нашествий варваров и внутренних междоусобиц. Эти обстоятельства заставили императора Константина (324—337) перенести столицу из Рима на берега Босфора. В течение шести лет (324—330) на месте мегарской колонии Византий вырос огромный город, защищенный с моря и суши неприступными стенами. Немаловажную роль в решении о переносе столицы сыграло и принятие Константином христианства, колыбелью которого были восточные провинции Империи. В 395 г. произошло официальное разделение единой Римской империи на Западную и Восточную (Византийскую). Правда, сами византийцы называли себя ромеями, свое государство — ромейской державой, а Константинополь — «Новым Римом».
Византийская империя, раскинувшаяся на трех континентах — в Европе, Азии и Африке, — включала Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, часть Месопотамии и Армении, острова Восточного Средиземноморья, владения в Крыму и на Кавказе. Общая площадь ее составляла около 1 миллион кв. км с населением 30—35 миллионов жите лей. Империя, являясь мостом между Востоком и Западом, испытала на себе в разные периоды как европейские, так и азиатские влияния, которые наложили отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи и культуру. Но в целом исторический путь Византии был во многом иным, чем развитие государств на Востоке и Западе.
Территория империи, на большей части которой преобладал мягкий средиземноморский климат, состояла в основном из областей с высокой земледельческой культурой. Земледелие почти повсеместно требовало полива и орошения. Житницами империи в этот период были Египет и Фракия, поставлявшие основные виды зерна — пшеницу и ячмень. Садоводство и оливководство были наиболее развиты в Малой Азии, Греции, Сирии, Палестине. Балканы и многие районы Малой Азии являлись центрами развитого скотоводства и коневодства.
Византийская империя была богата и природными ресурсами. Во многих районах имелся строительный лес, шедший на судостроение, мрамор и другой строительный камень. Балканы, Малая Азия, Понт и Армения являлись основными поставщиками железа, меди, олова, золота, серебра, квасцов. Из Египта поступал массовый писчий материал — папирус. В целом империя неплохо была обеспечена необходимыми сырьевыми ресурсами и сельскохозяйственными продуктами.
В IV—VII веках состав населения империи отличался большой пестротой. Наиболее многочисленную часть составляли греки. Но на территории Византии проживало много эллинизированных сирийцев, коптов, фракийцев, иллирийцев, даков, а также грузин, армян и арабов. В крупных городах имелись иудейские общины. Латинское население было немногочисленным, за исключением Балкан, хотя латинский язык оставался государственным вплоть до VII века.
Византийская империя, в отличие от Запада, не знала завоеваний страны варварами, которые постоянно угрожали с севера. Умелой политикой императоры сумели направить поток готских племен на Запад. Поселенные на ее территории (Балканы, Малая Азия) в качестве федератов готы, славяне, герулы и другие племена лишь изменили этнический состав населения империи, не поколебав ее политического устройства. Основная угроза империи исходила от могущественного сасанидского Ирана, войны с которым в IV-VI вв. за владение Арменией, Лазикой, Южной Аравией составляли стержень восточной политики государства вплоть до заключения «вечного мира» в 532 г. По мирному договору границы между Византией и Ираном оставались прежними, но империя добилась включения в сферу своего влияния Лазики, Армении, Крыма и Аравии, где утверждалось господство христианства.
Одновременно с войной с Ираном император Юстиниан (527—565) при[1]ступил к осуществлению своих крупномасштабных планов на Западе: восстановлению единой Римской империи. Были завоеваны Государство вандалов в Северной Африке (533—534), Остготское королевство в Италии (535—555), юго-восточные области Испании (554 г.). Но господство византийцев в завоеванных областях оказалось непрочным. Реставрация рабовладения и римской налоговой системы вызвала восстания населения. Империя, увеличившись к концу правления Юстиниана почти вдвое, уже при его преемниках вступила в полосу упадка. На рубеже VI—VII вв. она потеряла почти все свои владения на Западе. Вскоре с востока на Византию обрушился новый враг — арабы. В течение нескольких лет (636—642) империя потеряла Сирию, Палестину, Верхнюю Месопотамию, Египет, а впоследствии и владения в Северной Африке. Балканские провинции Мезия, Далмация, Истрия, Македония, Фракия, Пелопоннес к середине VII века почти полностью заняли славяне, отдельные группы которых проникли даже в Малую Азию.
Таким образом, в результате утраты областей в Италии (за Византией сохранились лишь Равеннский экзархат, часть Южной Италии и остров Сицилия), в Испании, а также в ходе арабских завоеваний и славянских вторжений Византия как огромная империя перестала существовать. Она включала теперь Малую Азию, области Греции и Пелопоннеса, о-в Крит и острова Эгейского моря. Но государство не погибло, и причину этого следует искать прежде всего в своеобразии его общественного развития, аграрном строе, роли городов и начавшемся к концу этого периода генезисе феодализма.
В ранней Византии существовало три формы земельной собственности: безусловная частная собственность, государственная поземельная собственность и собственность крестьян-общинников. Первая форма являла собой крупное землевладение, основанное на эксплуатации посаженных на землю рабов и зависимых колонов. В отличие от Римской империи в ранней Византии большая часть рабов, которых как в сельском хозяйстве, так и в ремесле было довольно много, наделялась землей, получала пекулий и вела самостоятельное хозяйство. Такая форма применения рабского труда была более рентабельной, но вместе с тем она способствовала длительному сохранению рабства в Византии. Большая часть колонов до IV века была юридически свободной. Это были держатели чужой земли по договору. С IV века начался процесс прикрепления их к земле и превращения в приписных колонов (энапографов), не имеющих права покинуть землю господина. Массы колонов пополнялись за счет мелких земельных собственников, потерявших по той или иной причине землю. Прикрепление к земле свидетельствовало о разложении рабовладельческого хозяйства.
Государственная поземельная собственность состояла из владений фиска и императорских доменов. Византийский император не имел права собственности на все земли подданных. Но в ранней Византии размеры владений казны и императора были настолько большими (до V 3 территории), что обработать эти земли трудом рабов и колонов было трудно, и они обычно сдавались в долгосрочную аренду (эмфитевсис) , превращавшуюся со временем в наследственную. Арендатор платил строго фиксированную ренту и мог свободно распоряжаться землей, в том числе и продавать свои права на нее.
Третья форма собственности — крестьянская. На территории, вошедшей затем в состав Византии, еще с эллинистического времени существовали общины разных типов до родовой включительно. Но основной была свободная соседская община — митрокомия. Крестьянин такой общины имел право собственности (владения) на свой земельный участок, хотя его право отчуждения было несколько ограничено. Община располагала также общественной землей, которая являлась коллективной собственностью деревни. Несмотря на то что среди крестьян в митрокомии наблюдалась значительная имущественная дифференциация, община характеризовалась высокой сплоченностью ее членов. Она являлась одновременно и низшей административно-фискальной единицей, неся коллективную ответственность перед государством за поступление налогов. Для раскладки и сбора податей, выполнения повинностей и совместных работ соседская община имела выборных должностных лиц, избираемых на собрании-сходке — высшем органе самоуправления.
В отличие от поздней Римской империи в ранней Византии муниципальная городская собственность начинает приходить в упадок. Наблюдается значительный рост земельных владений у монастырей и церквей. Церковные земли обычно сдавались в аренду светским собственникам. Монастыри чаще всего сами организовывали обработку земли.
Более мягкие формы эксплуатации колонов, рабов на пекулии в поместьях крупных светских и церковных собственников, широкое распространение (по сравнению с Западом) долгосрочной аренды, использование системы патроната закладывали основы для отношений раннефеодального типа.
Несмотря на постепенный упадок товарно-денежных отношений, расцвет византийских городов приходится именно на IV—VI века. В империи еще сохранялся значительный уровень развития ремесла и торговли, большую роль играли крупные города. Крупнейшими (свыше 100 тыс. жителей) являлись Александрия, Антиохия, Константинополь, Эфес, Смирна, Никея, Фессалоника. Город продолжал еще оставаться античным полисом. Городская община владела помимо общественных территорий и построек значительной коллективной земельной собственностью вокруг города и получала треть сборов с торговли. На территории ранней Византии насчитывалось до 1200 городских общин. Город был окружен поселениями куриалов, ремесленников и торговцев, обеспечивающих нужды города в продовольствии. Существовала тесная связь — через городские рынки — и с близлежащими деревнями, колоны и свободные общинники которых реализовали продукты своего труда для уплаты податей землевладельцу и государству.
Ремесленники города работали и жили в своих мастерских (эргастериях). Там же и продавали чаще всего свой товар. Большинство их было объединено в торгово-ремесленные корпорации — по профессиям. Корпорации пекарей, кузнецов, золотых и серебряных дел мастеров, строителей, оружейников и других принадлежали к богатой верхушке городского населения наряду с купцами и людьми умственного труда. Представители же самых массовых профессий — портные, сапожники, плотники, ткачи — наряду с наемными рабочими составляли бедноту. Ремесленная мастерская была небольшой. Помимо хозяина в ней трудились члены его семьи, иногда наемный работник, раб или ученик. В Константинополе и других крупных городах существовали государственные и императорские мастерские (оружейные, ткацкие, монетный двор), ремесленники которых — нередко рабы — были пожизненно прикреплены к своему ремеслу.
Византия с момента своего рождения была не только страной городов, но и великой морской и торговой державой. Ее купцы проникали в самые отдаленные уголки известного тогда мира: в Индию, Китай, на Цейлон, в Эфиопию, Британию, Скандинавию. Наиболее оживленные торговые пути пролегали по Средиземному морю в Неаполь, Равенну, Барселону, по Черному морю — в прилегающие области и на Кавказ. Византийский золотой солид играл роль международной валюты, а слой купечества занимал до[1]вольно высокое место в социальной структуре ранневизантийского города и общества.
Социальная структура византийского общества IV—VII веков была довольно пестрой. На высшей ступени находились аристократы-сенаторы, в большинстве своем ведущие род от древних римских фамилий и владеющие крупной земельной собственностью. Вторым привилегированным сословием империи являлось сословие средних городских земельных собственников[1]куриалов, власть и имущественное положение которых в VI—VII веках резко падает и ухудшается. Затем шел слой торгово-ремесленного населения, верхушка которого играла значительную роль в общественном развитии города. Две другие ступени занимали люди свободных профессий (врачи, юристы, преподаватели и т.д.) и духовенство. На нижних ступенях общественной структуры ранней Византии находились соответственно крестьяне-общинники, колоны, городской плебс и рабы. Характерной особенностью византийского общества на всем протяжении его истории являлась вертикальная мобильность, незамкнутость и незащищенность социальных групп и классов. Простой воин, даже из варваров, или крестьянин благодаря ловкости и личным способностям нередко мог занять высокий пост в государстве или даже стать императором. История полна таких примеров.
Ни в чем другом Византия не сближалась так со странами Востока, прежде всего с Ираном и Арабским халифатом, как в организации государственной власти. По своей политической структуре Византия была самодержавной монархией, учение о которой окончательно сложилось именно в Византии. Вся полнота власти находилась в руках императора (василевса). Он был высшим судьей, руководил внешней политикой, издавал законы, командовал армией и т.д. Власть его считалась божественной. Но теоретически неограниченная власть императора фактически оказывалась ограниченной, так как не являлась привилегией того или иного аристократического рода и не считалась наследственной. Это приводило к частым узурпациям и делало престол непрочным. В ранний период при императоре был совещательный орган — сенат или синклит, — который вместе с войском (верхушкой армии) и «народом» (представителями знати и торгово-ростовщических слоев) избирал нового василевса, коронуемого затем патриархом.
Наибольшего расцвета централизованная монархия достигла именно в ранней Византии, когда она выступала в качестве единственной законной наследницы великого Рима и претендовала на то, чтобы быть повелительницей всей цивилизованной ойкумены и всемирной монархией с центром в Константинополе. И при Юстиниане она превратилась в могущественное государство Средиземноморья, верховную власть которого до создания империи Карла Великого, пусть и номинально, признавали европейские королевства.
Страна управлялась из императорской канцелярии, откуда контролировалась вся жизнь населения вплоть до уплаты податей, де5ітельности ремесленных корпораций и т.д. Централизация управления империей достигалась путем административного деления государства на две префектуры (Восток и Иллирик), которые, в свою очередь, делились в V веке на диоцезы (7) и провинции (50). Во главе префектур стояли два префекта претория — заместители императора по делам гражданского управления. Они ведали всеми гражданскими делами в префектуре, назначали и смещали правителей диоцезов (викариев) и провинций, управляли городами, занимались снабжением армии, распоряжались финансами, следили за поступлением налогов и т.д. В ведомстве префекта претория Востока находилось до 10 тыс. чиновников, а у правителя провинции — около 100. Штат чиновников в империи был очень велик. Гражданская власть была отделена от военной.
В Византийской империи существовало три вида государственной службы: военная, гражданская и придворная. Но судьба государства решалась гражданской знатью, а не военной. Византийская армия, насчитывавшая в V веке полмиллиона человек, делилась на пограничные войска, мобильные части и гвардию, находившуюся в Константинополе. Во главе армии стояли пять магистров. Постепенно значение рекрутского набора крестьян падало и армия все более становилась наемной.
Иерархичность, строгое соотношение чинов и должностей в ранней Византии шло от Рима, а не от Востока. Не было наследственного занятия должностей. Бюрократия восточного типа в империи не могла сложиться потому, что государственная служба рассматривалась византийцами как общественная обязанность, долг в отличие от «личной» службы, понимаемой как зависимость.
Отличия в развитии ранневизантийского общества от западного и восточного заключались и в гипертрофированной роли Константинополя в управлении, торговле, ремесле, культуре и в месте столичной знати и высшего чиновничества в структуре господствующего класса империи. Это определило относительную слабость земледельческой провинциальной знати. Другим отличием являлось сохранение в ранней Византии социальных и идейных традиций античного полиса, выразившееся в существовании в столице и других крупных городах цирковых партий-димов. Цирковые партии были не просто пережитком античной демократии, но типично ран[1]невизантийским явлением. Они приобрели большое общественно-политическое значение, и их влияние на политику правительства нередко было определяющим. Из четырех партий наибольший вес и влияние имели две — венеты и прасины («голубые» и «зеленые»). Первая отражала интересы земледельческого населения города, вторая — торгово-ремесленного населения. Было между ними и различие религиозного порядка: венеты были приверженцами официального православия, прасины — монофизитства. Иногда низы обоих димов объединялись против притеснений властей и налогового гнета. Наиболее мощным их выступлением явилось восстание «Ника» в 532 г. в Константинополе, потопленное в крови. После этого поражения их значение уменьшилось, и в VII веке они сошли с политической арены.
Своеобразие общественной и идейной жизни в Византии придавало и восточное христианство (православие), ставшее в IV веке господствующей религией. Но на Востоке в отличие от Запада, где сложилась централизованная церковная организация под главенством римского папы, не было единства между патриархами Константинополя, Антиохии, Иерусалима и Александрии. Не было единства и в самом православии. Отказ от демократических традиций ранней церкви вызвал протест низов, принимавший форму еретических движений — арианства, несторианства, монофизитства и др. Но ересь, став «церковью», быстро теряла демократический характер, а против еретиков правительство применяло репрессии и ограничения в правах. Ведь византийская церковь не имела экономической и политической самостоятельности, в значительной степени зависела от государства и была тесно связана с его системой.
В отличие от всех королевств Западной Европы, где господствовало обычное право «Варварских правд», ранняя Византия жила на основе единого кодифицированного и обязательного для всего населения действующего права. Созданный при Юстиниане «Свод гражданского права» — вершина византийской юридической мысли. Он состоял из четырех частей (Кодекс Юстиниана, Дигесты, Институции, Новеллы). В «Своде» нашли отражение те изменения, которые произошли в экономической и социальной жизни империи, прежде всего в области публичного и семейного права: улучшение правового положения женщины, отпуск рабов на волю и др. Впервые законодательно была признана теория естественного права, согласно которой все люди от природы равны, а рабство несовместимо с человеческой природой. Благодаря тщательнейшей разработке таких институтов римско-византийского законодательства, как принцип частной собственности, права наследования, семейное право, регулирование торгово-ростовщических операций, «Свод» Юстиниана не утратил своего значения даже для юристов нового времени.
Византийская империя в течение всего своего существования, и в первую очередь в IV—VII вв., была центром своеобразной и блестящей культуры, внесшей, как и право, немало ценного в мировую сокровищницу. По сравнению с жителями Западной Европы византийцы были более образованными. Школу посещали дети не только знати, но и ремесленников, крестьян. В столице существовал «Университет». Обучение в школах и «Университете» мало чем отличалось от эпохи эллинизма, хотя и начинается уже проникновение христианства в процесс преподавания: ученики заучивали стихи из Псалтири. Полный курс школьного преподавания включал изучение орфографии, грамматики, риторики, математических и философских дисциплин. К концу этого периода античные традиции в естественных науках, литературе, риторике, космогонии и космографии все более окрашиваются христианским мировоззрением. Идет взаимопроникновение античной и христианской культур, рождение раннефеодальной идеологии и новых жанров: библейской космографии, всемирной хроники, патриотической литературы и христианской агиографии. Формирующаяся христианская идеология и культура заимствуют все лучшее из античного наследия.
В течение трех с половиной столетий Византийская империя знала по[1]беды и поражения, прошла через вершину своего политического и военного могущества и, растеряв почти все завоеванное Юстинианом, превратилась в VII веке в рядовое государство, правда продолжающее претендовать на роль центра цивилизованного мира. Кризис рабовладельческого хозяйства и экономики, начавшийся еще в момент рождения государства, протекал очень медленно, и лишь к концу периода появились элементы феодализма в недрах разлагающегося рабовладельческого общества, наметился упадок городов. Социально-экономическое и политическое развитие государства протекало в условиях сближения и слияния позднеантичной культуры и образованности с христианским мировоззрением.
Цитируется по изд.: История Востока в шести томах. Том 2. Восток в средние века . / Гл. редкол. Р.Б. Рыбаков. М., 2000, с. 15-23.