Государство Дайковьет [конец IX - начало XI веков]
По мере того как контроль имперских губернаторов постепенно ослабевал, усиливалась вьетская земельная аристократия, приобретая на местах и административную власть. В периоды восстановления независимости и в годы восстаний ей принадлежала и политическая власть в стране или ее части. После же 880 г. эта социальная группа взяла власть в стране, но не в лице одной династии, а в лице ряда борющихся группировок. Многие имели собственные дружины, систематически реализуя внеэкономическое принуждение в своих областях. Этой группе досталась, видимо, и большая часть земель высших ханьских чиновников.
Владения вьетской аристократии состояли из общин, населенных свободными крестьянами, платившими коллективный оброк. Были у нее и лично-зависимые («гости»), порой по нескольку тысяч человек; размеры присваиваемого риса требовали наличия у некоторых более сотни рисовых амбаров. Основой социальной организации крупных землевладельцев были аристократические роды (хо); из поколения в поколение они собирали доходы с определенной группы общин. В большинстве случаев не решения имперских губернаторов давали право на владение землей; землевладельцами становились «естественным порядком» (о некоторых из них известно, что они вышли из богатых крестьян). В числе членов хо имелись и жрецы национальной религии того времени — культа предков (тхан то-тиен). Этнически (в подавляющем большинстве) члены аристократических хо были потомки лаквьетов н родственных им намвьетов. Часть из них была в прошлом чиновниками имперской администрации, иногда наследственно.
Начало X в. ознаменовалось выходом на политическую арену независимого вьетского государства (раннефеодального по своей сути) группы землевладельцев, выросшей из раннеклассового общества. Под ее административным и экономическим контролем находились и общины свободных крестьян, и поселения зависимого населения. Она и составила верхушку господствующего класса. Впоследствии крупнейшие из этих аристократических родов превратились в политически независимых правителей отдельных частей страны (шы-куанов) или их подчиненных разного уровня. Имущество последних могли составлять уже не общины, а подаренные им сюзереном поля (практически получившие иммунитет), имевшие частный характер.
В первой половине X в. крупные землевладельцы боролись против централизации, на короткий срок им удалось ликвидировать центральную власть и разделить страну на 12 независимых владений (эпоха «Двенадцати шы-куанов»). Под властью отдельного шы-куана могло находиться до нескольких десятков общин (несколько современных уездов), но могло быть и меньше. Власть их была наследственной, все они имели большое число зависимых. Во главе своих дружин они вели войны между собой, с монархом (вуа), со свободными общинниками отдельных деревень. Против внешних врагов они обычно выступали вместе с вуа, но в своих владениях обладали всей полнотой власти.
Данные по истории 880—905 гг. практически отсутствуют. В 905 г. вьеты имели правителем богатого землевладельца-вьета из служилых, Кхук Тхыа Зу, пользовавшегося общей поддержкой. Страна вьетов уже была независимым государством, управляемым вьетской династией, но у ее основателя, видимо, не хватило духа объявить себя монархом; трудно, видимо, было это сделать после трех веков страны «без царя». Так или иначе он считался наместником (скорее всего он сам себя объявил им), но неясно чьим, и трудно установить, были ли это умирающие Таны или свергающие их Ляны; практически ни те, ни другие никогда никакой властью у вьетов в X веке не обладали. Но из-за его скромности основанная им (не самая короткая в истории Вьетнама) династия не вошла в список официальных династий этой страны. Основать такую династию было суждено одному из средних военачальников времен правления Кхуков — Нго Куену, тогда еще мало кому известному. После двухлетнего правления (905—907) Кхук Тхыа Зу умер, завещав власть своему сыну, Кхук Хао (907—917). При нем оформлялось новое государство: была проведена реформа системы налогообложения и повинностей, произведена массовая смена аппарата. Ввели новое административное деление, вся страна была разделена на бо (провинции), фу (большие уезды), тяу (малые уезды) и са (общины). Что касается последнего мероприятия, то на верхнем уровне для столь строгой детализации время еще не пришло и она не привилась. Кхук Хао помешал назначенному ханьской династией Лян (правящей в одном из многочисленных государств, возникших на развалинах Танской империи) губернатору юга вступить на землю вьетов. Надо помнить, что Кхук Хао правил в государстве, уже не граничившем с собственно-ханьскими территориями после 911 г., когда на месте древнего Намвьета (где в деревнях ханьцы появятся только еще через 150—200 лет) возникли сначала независимое наследственное наместничество, а к 917 г. — и независимое государство с многозначительным названием Дайвьет (Великий Вьет). С ним Кхук Хао поддерживал дипломатические отношения.
Третий монарх этой династии Кхук Тхыа Ми (917—923) вначале не признавал ничьего старшинства и вел войны с Дайвьетом, правители которого хотели восстановить на юге государство типа двуединого Аулака—Намвьета в древности. Отношения были враждебными, и на втором году правления Кхук Тхыа Ми договорился с врагом Дайвьета, более северным государством Лян, признав его номинальное старшинство. Это — еще одна причина невключения Кхуков в список официальных династий. Но надо помнить, что и не все «официальные» для вьетнамских летописей монархи признавались китайцами «ванами» (монархами). В 923 г. дом Лян пал, так и не воспользовавшись своим «старшинством». Военным противником Кхуков оставался сложившийся на основе намвьетских земель Дайвьет, где ханьцев было мало, но правила ханьская, скорее всего династия Хань (Южная Хань). Дайвьету временно удалось воссоздать Аулак—Намвьет, Кхук Тхыа Ми был разбит и попал в плен. Но попытка прямого правления его страной со стороны правившего в Дайвьете рода Лыу (династия Южная Хань) не удалась, полководец Кхуков — Зыонг Динь Нге нанес поражение войскам Дайвьета, после чего было достигнуто соглашение, оформленное указом императора Дайвьета. Зыонг Динь Нге получил высокий титул, а власть в столице и гражданское управление были переданы представителям Дайвьета. Впрочем, двоевластие сохранялось недолго, реальная вооруженная сила осталась у Зыонг Динь Нге, и в 931 г. он взял столицу и изгнал дайвьетскую администрацию; нападение войск этого государства было отбито. Зыонг Динь Нге хотя и правил самостоятельно, и имел наследника, но не рискнул провозгласить себя монархом, ограничившись самопровозглашением в качестве наместника. В 937 г. и эта «скрытая» династия пала, Зыонг Динь Нге в результате заговора был убит. Когда же власть досталась лидеру заговорщиков, полководец Нго Куен, зять Зыонг Динь Нге, нанес узурпатору поражение; тот обратился за помощью к Дайвьету. Армия под командованием сына императора этой страны двинулась на выручку мятежнику, но Нго Куен успел его разгромить до прихода войск союзников, а потом обратился к ним. В морском сражении у устья Батьданга он одержал решающую победу, и войска Дайвьета вернулись в свою страну. Нго Куен и стал основателем пятой официальной вьетнамской династии — Нго.
Началось время «коротких династий», каждая из которых основывалась крупным полководцем (как и в случае с Зыонгом). Подчеркивая вьетский характер своей династии, Нго Куен не стал жить в имперской цитадели Дайла, а сделал своей столицей столицу Аулака — Колоа. Были созданы двор и вьетская чиновничья иерархия, причем большое внимание уделялось восстановлению древних традиций.
Молодое государство, отстояв свою независимость, с самого начала столкнулось с противодействием центробежных сил, которые, лишившись сдерживающего фактора — императорского контроля, стали серьезным препятствием на пути создания единого государства. Первый вуа династии Нго все шесть лет своего правления провел в непрерывных боях с непокорными феодалами, но к моменту его смерти в 944 г. центральная власть лишь формально могла контролировать жизнь страны. После смерти основателя династии власть перешла к опекуну его сына, родственнику вуа, Зыонг Там Кха (сын Зыонг Динь Нге). Последний использовал свое положение опекуна и захватил власть; сын вуа, Нго Сыонг Нгап, бежал в Намсать (совр. Хайзыонг). Тогда Зыонг Там Кха захватил его младшего брата Сыонг Вана и усыновил его, стремясь таким образом стать членом династии Нго, авторитет которой в стране возрос благодаря успешному руководству изгнанием врагов.
В 950 г. Сыонг Ван собрал значительное число сторонников и выступил против узурпатора вместе с вернувшимся из изгнания братом Сыонг Нгапом. Они низложили Там Кха и стали соправителями. Официальное имя Сыонг Вана — выонг Нам-тан, Сыонг Нгапа — выонг Тхиен-сать. Хотя основную тяжесть борьбы с узурпатором вынес Сыонг Ван, его старший брат стремился править единолично, что стало причиной возникших разногласий. Но в 954 г. старший брат умирает, и Сыонг Ван становится единовластным правителем. Он был достойным продолжателем дела своего отца; все свое царствование (пятнадцать лет, из них пять вместе с братом и десять самостоятельно) он провел в войнах с непокорными шы-куанами за объединение страны. В этой борьбе он опирался на собственные королевские владения.
Нго Сыонг Ван умер в 965 г., раненный стрелой во время подавления выступления шы-куанов области Тхайбинь. Несмотря на его энергичные действия, феодальные усобицы, начавшиеся сразу после смерти его отца, при нем не прекратились, а усилились: по всей стране вспыхивали мелкие войны. Это привело к настоящей анархии в правление его преемника, сына его старшего брата — Нго Сыонг Си. Центральная часть страны была поделена между 12 шы-куанами, одним из которых был и Нго Сыонг Си, власть которого не простиралась за пределы его наследственных владений (современный Тханьхоа). Началась эпоха «Двенадцати шы-куанов», официально длившаяся всего три года, фактически с 944 по начало 70-годов, но надолго оставшаяся в памяти историко-летописцев. На смену относительному, все время слабеющему единству, поддерживавшемуся в значит тельной степени и давлением с севера, и общим желанием ему противостоять, — единству, сохранить которое стремилась вьетская бюрократия (для которой существование единого государства было условием ее существования), пришла феодальная раздробленность в ее наиболее ярком проявлении — власть земельной аристократии, так долго отстраненной от управления. С момента, когда она впервые приходит к власти, выявляются две основные тенденции, борьба которых проходит через всю историю раннефеодального Вьетнама с момента восстановления независимости: центростремительная, носительницей которой была власть монарха, бюрократия и часть крупной земельной аристократии, и центробежная, представленная основной массой крупных наследственных землевладельцев.
Полное господство «Двенадцати шы-куанов» продолжалось недолго. Во-первых, политика разорения страны мелкими войнами не могла пользоваться популярностью у крестьянства, и нельзя забывать, что именно при участии крестьян было свергнуто иноземное господство. Традиции этой борьбы и победы в последующих войнах так же, как и сознание своей силы, делали свободных общинников активной политической силой в стране. Нередко общины вели свои «войны» с крупными землевладельцами, и даже с монархом. Во-вторых, настоятельно требовало ликвидации феодальной вольницы усиление на севере единой династии Сун, подавившей Дайвьет и не оставлявшей мысли о возвращении в страну вьетов.
Династия Нго, ослабленная длительной борьбой за объединение, уже не могла решить те задачи, которые стояли перед ней. Это было сделано представителем крупной земельной аристократии Динь Во Линем. Жизненный путь Динь Во Линя — яркая иллюстрация тех процессов, которые определяли ситуацию в IX—X вв., т. е. процессов объединения служилой знати с земельной аристократией. Земельные владения предков Бо Линя находились в гористой местности Хоалы. Динь Конг Чи, его отец, был правителем уезда и при Нго Куене, и при Зыонг Динь Нге. Динь Бо Линь не имел хорошего образования, зато с молодости служил в войсках различных шы-куанов. Он постепенно выдвинулся благодаря способностям и храбрости и стал командующим войсками у шы-куана Чан Лама, правившего в Бохайкхау (совр. Тхайбинь). После его смерти Динь Бо Линь укрепился в своем наследственном владении Хоалы и стал самостоятельным шы-куаном, ведя постоянную войну с Нго. После смерти выонга Нам-тан (Нго Сыонг Вана) он смог начать борьбу за подчинение всей страны, разбивая по одному остальных шы-куанов. В этих бесконечных сражениях он проявил недюжинные способности полководца, давшие ему прозвище «выонг Ван-тханг» («Правитель бесчисленных побед»).
В 968 г. Динь Бо Линь провозгласил себя императором новой династии Динь; он вошел в историю под именем Динь Тиен хоанг-де — «Первый император Динь». Страна была названа Дайковьет. Интересна административная реформа Динь Бо Линя, противопоставившая сложившемуся при «Двенадцати шы-куанах» разделению страны новое деление, имевшее целью нарушить исторически образовавшиеся связи богатых родов с определенными территориями путем раздробления их между различными административными округами. Эта реформа была одним из проявлений той жестокой борьбы, которую с самого начала вел глава новой династии за единство своего государства. Опорой Динь в этой борьбе были прежде всего их собственные владения — Хоалы, которые они стали укреплять. Сам город Хоалы, куда перенесли столицу Дайковьета, был защищен стенами и рвом, сюда был переведен двор. Государственный и военный аппарат были реформированы, на все важнейшие должности назначены сторонники Диней.
После провозглашения себя императором Динь Бо Линь должен был по-прежнему воевать с непокорными шы-куанами» и. только третий год правления он называет «Первый год ми- .ра». Но и в «годы мира» обстановка продолжала оставаться чрезвычайно напряженной. Чтобы развязать себе руки внутри страны, император должен был как-то обеспечить спокойствие северной границы. С этой целью он в 971 г. послал посольство к Сунскому двору, а в 972 г. согласился на признание его .старшинства и периодическую уплату номинальной «дани»» Эти обязательства, ни в чем его не связывая, позволили временно не опасаться внешних осложнений. Параллельно вместе нестройных феодальных дружин была организована регулярная армия, разделенная на 10 дао (корпусов).
С конца 60-х гг. X в. Динь Бо Линь вел решительную борьбу с шы-куанами, лишая их владений и дробя эти владения. В то время существовали и средние землевладельцы, собиравшие оброк всего с нескольких общин. Когда вуа санкционировал их права, владение называлось «округ жалования-кормления». Но главной опорой вуа были не эти средние землевладельцы, а «государевы слуги», чиновники дворца; они имели в кормлении деревни или группы деревень (ап) также, по-видимому, на основе «округов жалования-кормления». Особой силой в это время продолжали быть объединения свободных крестьян одной или нескольких общин, их ополчения длительное время сражались даже с государственной армией. Объектом похода могли быть всего две общины. Укрепление центральной власти в 70-х гг. выразилось и в улучшении организации гражданского чиновничества и двора.
Ведущей формой религиозных верований был вьетский культ предков. Важным следствием «северной зависимости» стало, как и в Японии, Корее и ряде других государств средневекового Дальнего Востока, использование китайской письменности и языка в официальной переписке и в литературе.
Во внутриполитической борьбе Динь Бо Линь не скупился на самые жестокие меры наказания. Противников вуа (монарха) варили в котлах с маслом, кидали на растерзание диким зверям королевского парка и т. д. Это обусловило напряженность при дворе, усугубленную династическим конфликтом. Своим наследником Динь Бо Линь назначил Ханг Ланга, сына своей любимой наложницы, в обход прав законного (и старшего) сына Динь Лиена, своего соратника в войнах. Возмущенный Динь Лиен убил Ханг Ланга, а вскоре и император, и Динь Лиен были убиты в результате дворцового переворота, совершенного придворным офицером До Тхнетом в 979 г. Столичное чиновничество и армии не поддержали До Тхиета, он был схвачен, и казнен, а на трон посажен другой представитель дома Динь летний Динь Хоан. Но династия Динь утратила контроль в стране.
В 980 г. переворот привел к власти низкородного сироту, Ле Хоана, ставшего крупным, военачальником еще при доме Динь. Когда после смерти Динь Бо Линя начались схватки военачальников за власть, победил Ле Хоан, бывший еще и возлюбленным императрицы-матери.; Вскоре он отстранил малолетнего Be Выонга (Динь Хоана), сына Динь Бо Линя, от власти, женился на императрице и стал императором. Все это происходило в условиях, надвигавшейся войны с Сунами, но армия была крепка и любила Ле-Хоана. Война прошла успешно. Весной 981 г. на р. Батьданг был остановлен сунский флот. Шедшая через Лангшон сухопутная армия тоже была остановлена, понесла большие потери и начала отступление, в ходе которого ей был нанесен большой ущерб; погиб и ее главнокомандующий. Так началось правление Ранних Ле (980— 1009), характеризующееся дальнейшей централизацией.
Война на севере не обессилила Дайковьет, и в следующем 982 г. Ле Хоан, уже получивший от благодарных придворных пышный императорский титул за победу, над Сунами, предпринял первый крупный поход на Чамлу со времени восстановления независимости. Напомним, что для Чампы времена с VIII по X век были временем расцвета, но тем не менее поход оказался удачным, вьетская армия разграбила столицу Чампы — Индрапуру, было увезено много пленных. Сама страна, разумеется, захвачена не была земель не потеряла, но первый за многие века успех вьетского оружия оказался симптоматичным и ознаменовал собой появление нового соотношения сил. Чамские земли севернее Ущелья Облаков оказались теперь под угрозой, оттуда стали время от времени перебегать в Дайковьет группы политических противников чамского короля, порой со своим окружением. Впрочем, существовал и встречный поток. Но подобная военная активность не укрепляла экономику страны, и тот же 982 год был отмечен «большим голодом». Тем не менее развернулось крупное строительство, сооружались транспортные каналы вдоль опасных для мореплавания участков морского побережья. Пышное строительство велось в столице Хоалы. С самого начала правления принимались важные меры по укреплению и сакрализации власти монарха. Именно со времен Ле Хоана ведут свое начало два основных государственных культа вьетов. Первый связанный с культом бога-царя и с отождествлением деятельности монарха и благополучия страны — обычай ритуальной пахоты монарха, второй,— осенне-зимний обряд лодочных состязаний в присутствии монарха, праздник Воды, традиционный для народов аустрической традиции.
Укрепление центральной власти тогда не означало установления централизованного государства, до этого было еще далеко. Приходилось не только сражаться с уцелевшими удельными правителями, но и пресекать попытки некоторых ив них вместе с уделами перекинуться к Чампе (Зыонг Тиен Лок). Система, которую стал с 989—990 гг. насаждать Ле Хоан (на смену, насколько можно предполагать, преждевременной административной централизации династии Динь), была промежуточной между системой шы-куанов и тем, что впоследствии сложилось при Ли и Чанах. При отсутствии предпосылок насаждения чиновничьего управления, не желая восстанавливать систему шы-куанов. Дай Хань выработал свою модель. Уезды (тяу и фу) и группы деревень передавались в кормление и управление мужским членам династии — сыновьям монарха; таких было более дюжины. Их называли выонгами, старшего из сыновей — дайвыонгом (т. е. «князь» и «великий князь» соответственно).
Страна (по-видимому, не вся) покрылась кормленческими уделами сыновей Ле Хоана, более крупными, чем тхай-апы более позднего времени и тем более диен-чанги времен Чанов XIII—XIV вв. От тхай-апов они отличались тем, что давались только сыновьям монарха, а не родственникам и не за заслуги, а от диен-чангов тем, что давались «готовые» группы деревень, исторически сложившиеся (в то время как в диен-чангах деревни предстояло создать самому владельцу — любому члену династии). Второе отличие сближало их с владениями шы-куанов, но они теперь политически контролировались центральной властью, т. е. монархом и членами династии.
На этой основе и шло тогда упрочение центральной власти» Одновременно проводились переписи, было упорядочено административное деление страны, укреплялась гвардия, вводились новые законы. Была создана государственная почта, стали отливать государственную монету (китайская тоже была в обращении). Заметно обогатилась и культура (хотя тут многое зависит от возросшего объема информации в период независимости, особенно к концу X в.). От этого времени до нас дошли имена писателей и их произведения [на ханване (вэньяне)]. Обожествление монархов выразилось в сооружении храмов в столице, где стояли их статуи (позднее так не делали» что-то изменилось в религиозной жизни). В целом изменения эпохи Ранних Ле продолжали традиции Динь и готовили реформы Поздних Ли.
Борьба за укрепление центральной власти шла в разных формах и все время, противников у Ранних Ле хватало и вне, и внутри страны, в том числе и во вьетских долинах; многие не хотели подчиняться центральной власти, традиции шы-куанов еще были живы. И год за годом Ле Хоан ходил походами то на объединения деревень (996, 999), то на «речных разбойников» (997), то просто на «разбойников» (1001) и т. п. При этом он не раз лично участвовал в боях, рискуя жизнью. Лишь в 999 г. «тяу и донги подчинились», но и в 1000 г. Ле Хоан был вынужден опять идти в поход на тяу Фонг, в 1001 г. — на «врагов» в Кылаунге, затем — в 1003 г. (Отсюда, видимо, берет начало его постоянная забота об армии, одним из примеров которой является пожалование воинам нескольких тысяч серебряных шлемов.)
Войны с шы-куанами и их потомками, постепенно ослабевая, отмечены во второй половине X — начале XI века. В начале XI века, как уже говорилось, главные члены императорской семьи имели в управлении «округа», с которых «пользовались благами». Но такие владения, достаточно большие (давался округ, без указания числа семей, общин или площади полей), могли быть отобраны и предоставлены другим высшим сановникам, в том числе и не родственникам монарха. Государственная собственность на землю распространялась таким образом на всех. В жизни государства в это время большую роль играло поддержание регулярных обменов с Чампой и с Сунами, так как на границе все время было неспокойно, и не всегда по вине Сунов, как, например, в случае с вьетским набегом Инчжоу (крупнейший город на юге империи) в 995 г.
В 1005 г. в возрасте 65 лет умер Ле Хоан, дальновидный и осторожный политик и храбрый воин, покровитель наук и искусств. Оказалось, что своей прочностью центральная власть возрожденного вьетского государства во многом была обязана его личным качествам. Прошли годы внутренних войн, переворотов, жестоких репрессий, прежде чем общество выдвинуло (не из членов династии) нового лидера его типа, способного довести до конца объективно необходимое усиление центральной власти в условиях еще сильных центробежных сил. Время, когда централизованное государство укрепилось политически и спокойно править мог даже недальновидный монарх, еще не наступило.
Четыре сына (из одиннадцати) Ле Хоана вскоре затеяли борьбу между собой за власть, тем более что отец снабдил каждого кормленческим уделом. Сражения шли 9 месяцев; один из братьев бежал в Чампу и погиб, другой (Чунг Тонг, 1005 г.) процарствовал 3 дня и был убит третьим, который и укрепился на троне — на 4 года (Нгоа Чиеу). Но эти четыре года, начавшиеся с войны со своими оставшимися братьями (один из них позднее бежал в Сунам), он в основном подавлял заговоры (реальные и мнимые) и ходил в походы в Дельте и в предгорьях. Приходилось ему готовиться и к нападению
с севера, так как эмигрировавший брат звал Сунов на помощь, и те рассматривали при дворе возможность вмешательства. Впрочем, Сунам в тот момент было не до военных авантюр, и они решили повременить. Зато горцы успешно противостояли войскам Нгоа Чиеу; до конца своих дней он сражался в горах (последний раз — в 1005 г., за месяц до смерти). Но вся эта энергичная военная деятельность по укреплению личной власти не сопровождалась продолжением реформ по усилению центральной власти как таковой. В этом было противоречие, подорвавшее авторитет и власть династии; продолжателем дела Ле Дай Ханя оказался не принадлежащий к династии главнокомандующий (как и сам Ле Хоан в начале карьеры) при Нгоа Чиеу, взявший бескровным переворотом (как и Ле Хоан) власть у малолетнего сына Нгоа Чиеу в 1009 г.
Немалую роль в дискредитации династии сыграл сам Нгоа Чиеу. То ли под влиянием событий своей юности, то ли в силу личных наклонностей он ничем не занимался, кроме походов, а также казней и пыток своих приближенных, пленных и даже зверей. Физические мучения ближних стали его любимым занятием; соответствующие страницы летописей — тяжелы. При этом он был внимателен к буддистам, хотя господствующей религией буддизм еще не стал. Видимо, его правление было последним, когда господствовали так почитаемый его отцом культ предков и ряд тесно связанных с ним государственных культов.
Развитие страны в эти пять лет тем не менее не остановилось, хотя шло в неблагоприятных условиях. Был в определенной степени унифицирован чиновничий аппарат, поддерживались регулярные связи с Сунами (Нгоа Чиеу добивался у них расширения приграничной торговли). Но сам тип социальной организации верхов — власть членов рода над крупными исторически сложившимися областями, будучи шагом вперед по сравнению с временами шы-куанов, не дал оптимальной организации верхов. Он был переходным и все менее устраивал общество по мере его движения к централизованному моноэтническому государству, которым был Дайвьет в XI веке, прежде чем стал небольшой аграрной империей. Для Дайвьета XI века — маленького, но густонаселенного и богатого рисоводческого государства с высокой самобытной культурой и сложной социальной организацией централизация была естественной в условиях компактной равнинной Дельты. И этническая «особость» вьетов сыграла здесь свою роль, хотя она еще не ощущалась так сильно, как в XIII—XV веках. При Ранних Ле сохранялась и развивалась государственная идеология — культ власти, культ сакрального государства, основанный на культе предков и народных верованиях. С начала XI века у вьетов все более популярным становился буддизм школы тхиен (дхьяна, чань, дзен), но при Ранних Ле его позиции только начинали укрепляться в верхних слоях общества. Пока же доминировал культ предков в его «государственных» модификациях. Но важно, что уже с 1006 г. летописи начинают упоминать «чудеса», столь любимые в буддийские времена династии Поздних Ли, а также буддийские сочинения.
В целом Дайковьет был жизнеспособным, развитым государством. Продолжало увеличиваться население. Еще с VIII в. велись значительные ирригационные работы, были построены новые дороги, налажена пограничная служба и почтовая связь. Выросли новые города, продолжали развиваться торговля и внешние связи. Культура по-прежнему впитывала необходимые сведения из индийской и ханьской традиций, но все более приобретает значение вьетское начало. От этого периода немногие письменные памятники сохранились полностью, а чаще — лишь отдельные выдержки и некоторые факты в последующих работах.
* * *
С конца X века история Китая уже менее сказывалась на истории Дайковьета (затем — Дайвьета). Суны были относительно слабы, и, кроме того, почти все их силы уходили на борьбу с кочевниками. Единственная крупная война произошла в XI веке уже по инициативе Дайвьета. Зато монгольская династия Юань, прямо поставившая целью не только восстановить границы эпохи Тан, но и расширить их, провела во второй половине XIII в. три крупных похода на Дайвьет, окончившихся неудачами, но сильно разоривших страну. В дальнейшем (в XIV веке) слабеющая династия Юань и переживавшая период становления национальная династия Мин прекратили вмешиваться в дела Дайвьета. В XI—XII веках сунская культура оказывала воздействие на вьетскую, но это уже было влияние соседней страны, а не страны-метрополии. Поэтому было оно и слабее, и избирательнее.
Укрепившаяся династия Мин в начале XV века предприняла серьезную попытку нового захвата Дайвьета, добилась успеха, но в конечном счете войну проиграла. В последней трети XV века по инициативе верхов Дайвьета происходило массированное насаждение (без всякого давления извне) минской культуры, разумеется, в верхних и образованных слоях общества.
В дальнейшем это влияние слабело; что же касается политических отношений, то они стали мирными; Дайвьет обменивался посольствами с Минами, признавая на переговорах их старшинство, а в отношениях с другими странами и внутри Дайвьета вьетский монарх также именовался императором. Возникла вьетская концепция «Север и Юг», противопоставленная концепции «Поднебесная со старшим в центре и младшими — на периферии». В XVII веке новая, маньчжурская, династия Китая — Цин уже не пыталась воевать с Дайвьетом; такое положение сохранялось до конца XVIII века. И лишь в конце его Цины, так и не решившиеся напасть на Дайвьет сами, вмешались во внутреннюю борьбу, заняли небольшую часть страны, но вскоре были изгнаны. Серьезного влияния по сравнению с более ранними временами культура цинского времени на вьетов в XVIII веке не оказала.
Цитируется по изд.: Деопик Д.В. История Вьетнама. Часть 1. М., 1994, с. 61-72.