Византия при Фоке [602-610]

Жестокие казни, которыми ознаменовалось избрание Фоки на царство, обеспечили положение старого безродного солдата, которому ирония судьбы предоставила трон римских императоров. Коренастый небольшого роста, с широкой грудью и безобразным лицом, на котором виднелся шрам от старой раны, черневший, когда он раздражался, рыжеволосый, свирепый по характеру, грубый и резкий в обращении, лишенный всякого образования и совершенно неподготовленный своим прошлым к высокому положению, Фока не мог привлечь к себе расположение придворных кругов и населения столицы. 5 Но на первое время столичная знать примирилась с переворотом, и один из самых видных членов ее, лучший полководец времени Маврикия, Приск, много раз стоявший во главе армии, в рядах которой служил Фока в звании центуриона, не счел ниже своего достоинства занять при новом императоре ближайший к его особе военный пост комита экскувитов. Высший гражданский пост магистра оффиций Фока предоставил своему брату Доменциолу.6

По установившимся издавна порядкам Фока принял консульство на первый год правления и справил консульский выезд не ближайшего 1 января, а в день Рождества Христова, как сделал это в свое время Маврикий.7 Это торжество сопровождалось щедрыми дарами столичному населению из сокровищ, скопленных бережливым Маврикием. По всей империи рассылались, по обычаю, изображения императора и императрицы, и повсюду их встречали с почетом по старым формам, создавшимся под воздействием культа императоров давних времен.8 Непопулярный в столице Маврикий не пользовался расположением в империи и особенно на Востоке, где его родственник епископ Домициан, принимал в последние годы его правления меры насилия против монофизитов.9 В старом Риме, где папский престол занимал Григорий, прибытие портретов нового императора и его супруги явилось торжественным событием, о котором сохранилась современная запись в местной хронике. Клир, сенат и народ вышли на встречу в торжественной процессии со свечами и из толпы раздавались клики: «Exaudí Christe! Focae Augusto et Leontia Augustae vita!» Портреты были водворены в капелле св. Цезаря в императорском дворце на Палатине. Событие это записано под 2 апреля 603 года.10 Первое письмо папы к новому императору (май 602 года) начинается с возгласа: «Слава в вышних Богу». Папа видит перст Божий в предоставлении власти Фоке, славит зарю нового правления, высказывает надежду на наступление лучших времен для империи.11 В том же году папа заместил остававшийся вакантным пост апокрисиария при императорском дворе, о чем сообщил императору в весьма почтительном письме.12 Весьма любезное послание направлено было к императрице Леонтии, а также и к патриарху Кириаку.13 Фока сменил неугодного папе экзарха и назначил вновь любезного ему Смарагда, который поспешил заключить с лангобардами перемирие.

Установившиеся добрые отношения между византийским двором и властным папой Григорием держались до его смерти (604 г.) и сохранились затем при его преемниках за все время правления Фоки.

Если на западе вступление Фоки на трон императоров было приветствовано, как заря лучшего будущего, то на востоке было иначе. Первым тревожным событием было восстание заслуженного полководца Нарзеса.

 ________

5. Наружность Фоки описана у Кедрина, быть может, по сохранившемуся до того времени портрету или описанию  портрета. Cedren. I, 703. Хотя статуи низверженных императоров по давнему обычаю ниспровергались и уничтожались, но одна статуя Фоки уцелела в Константинополе до поздних времен. Она стояла позади Магнавры к востоку от открытого портика. С памятью о ее сооружении связывалась память о Феодоре Сикейском, исцелившем Фоку от подагры — Scr. Orig. Const, ed. Praeger. 68-69, ср. 168. § 34.

6. Theoph. 291, 1-3.

7. См. T. II.

8. Ср. Mansi. 12, 1014 — где помянуты обычные формы. — Первоначально были скульптурные изображения, позднее — рисованные восковыми кpacками портреты.

9. Считаю недоразумением утверждение Pernice. Imp. Eraclio, p. 9-10, будто смерть Маврикия вызвала мятежное движение, обошедшее все области Востока. Самое движение относится к более позднему времени, о чем речь ниже. Неправильное толкование свидетельства автора «Чудеса св. Димитрия Фессалоникского» сделал впервые Gelzer. Zur Genesis der byz. Themenverfas-sung (Leipzig. 1899), стр. 37.

10. Gregorii I Papae Registrum Epistolarum (M. G. H.), II p. 365. — Venit autem icona suprascriptorum Focae et Leontiae Augustorum Romae septim kalendarum Maiarum, et adclamatum est eis in Lateranis in basilicis Iulii omni clero vel (et?) senatu: Exaudi Christe! Focae Augusto et Leontia Augustae vita! Turn iussit ipsam iconam domnus beatissimus et apostolicum Gregorius papa reponi in oratorio sancti Cesarli intra palatio. Gregorovius Gesch. d. St. Rom, II, 71, n. 3, —возражая Баронию и Гиббону, искал капеллу св. Цезария в Латеранском дворце, где тогда имел свое пребывание папа. Бароний указывал на храм св. Цезария на via Appia, а Гиббон предполагал капеллу в императорском дворце на Палатине. Локализация Гиббона оказывается, однако, совершенно правильной. В биографии папы Сергия —Lib. Pontif., гл. 86, стр. 371 изд. Dushesne’ÿ. — с полной определенностью помянут — oraculum beati Caesarii Christi martyris, quod est intro... Palatium. Cp. 12 прим. Дюшена, стр. 377-378.

11. Greg. Ерр. 13, 34.

12. Ib. 13, 41.

13. Ib. 13, 42 и 43.

[3]

Отставленный еще Маврикием от командования в угоду Хосрову, Нарзес отказался признать императором убийцу Маврикия и, опираясь, очевидно, на личную дружину, какие были в ту пору у всех командиров, и на свой заслуженный авторитет среди военных людей, захватил город Эдессу. К сожалению, наше предание сохранило слишком мало сведений о выступлении Нарзеса. Известно лишь одно, что захват Эдессы имел своим последствием казнь епископа Севера, который занял кафедру еще в правление Тиверия.14 Местные люди обвинили его в верности Фоке, и Нарзес после допроса подверг его жестокой казни побиения камнями. Близкий по времени свидетель, Кир Батнский, сохранил описание этого события с точным обозначением места казни, совершенной в присутствии Нарзеса.15 Византийское летописное предание приписывает Нарзесу сношения с Хосровом и прямой вызов его на войну с узурпатором,16 а армянский историк Себеос, писавший в середине VII века, занес в свое произведение известие, будто Нарзес прислал Хосрову самозванца, выдавшего себя за сына Маврикия, Феодосия.17 Из хода дальнейших событий не видно, однако, чтобы Нарзес имел сношения с Хосровом, и эти свидетельства предания являются, по всему вероятию, лишь осмыслением последующих событий.

Обязанный Маврикию своим восстановлением на царстве, Хосров не питал добрых чувств к империи, и последние годы правления Маврикия были омрачены угрозой возобновления войны на восточной границе. Маврикию удалось смягчить гнев своего названного сына, и мир не был нарушен. Весть о низвержении Маврикия и гибели его семейства послужила для Хосрова поводом выступить в роли мстителя и начать этим осуществление широких завоевательных планов, которые, по-видимому, давно назревали в его гордом сердце. Весною 603 г., на пятом месяце своего правления, Фока снарядил посольство к персидскому двору с извещением, согласно старому этикету, о совершившейся перемене на троне императоров. Исполнение посольства было поручено одному из ближайших помощников Фоки во время переворота, офицеру Лилию. Герман, сменивший Нарзеса в командовании на восточной границе, с почетом принял Лилия в Даре, откуда последний направился в Персию.18 Но Хосров не принял посла, отверг привезенные им подарки и заточил его, а быть может, и казнил. Обошедший всю империю слух о том, что Феодосию удалось бежать к Хосрову, дошел до персидского двора, и в руках Хосрова оказался самозванец, выдававший себя за сына Маврикия. По сообщению анонимного сирийского летописца, писавшего в 80-х годах VII века, Хосров приказал монофизитскому патриарху венчать его на царство по римскому обычаю, т. е. с возложением венца на престол, снабдил его войсками и послал добывать себе царство.19 Против мнимого Феодосия, вторгшегося в пределы империи, выступили римские войска под начальством Германа и нанесли ему поражение в местности Бет-Ваши (к западу от Дары и к югу от Мард).20 Получив известие об этом, Хосров поспешил на помощь и выступил из Ктесифона еще зимой. Первая встреча с войсками Германа была неудачна для персов, и сам Хосров едва не погиб: на него был наброшен аркан, но один из телохранителей успел его перерезать.21 В сражении, которое произошло на следующий день, персы нанесли тяжкое поражение противнику. Раненый Герман бежал с поля битвы к Константину (Теллу), где и скончался от раны на десятый день после битвы.22

Так началась последняя война между Персией и империей, которая затянулась почти на 25 лет. Она имела роковые последствия для обеих соперничавших держав и окончилась сокрушением Персии, как предсказывал это сам Хосров послу Маврикия.23

Слухи о том, будто Феодосию удалось спастись к Хосрову, поддержал сам Фока своим отношением к его убийце, Александру. Молва утверждала, что Александр дал себя подкупить Герману и, позволив царевичу бежать, подменил его для казни другим лицом. Александр вместе с некоторыми другими лицами, заподозренными в соучастии, был сослан в Александрию и там казнен.24 В Александрии ходил слух, будто Феодосий нашел убежище в одном из тамошних монастырей. На архимандрита этого монастыря, по имени Мина, был сделан донос, вследствие чего он попал в тюрьму. Дело доходило до императора, доносчик был изобличен и понес наказание. — Этот эпизод увековечил в стихотворном произведении современник, знаменитый впоследствии патриарх иерусалимский Софроний, находившийся тогда в Александрии вместе с Иоанном Мосхом.25

Слухи о спасении Феодосия подняли настроение пострадавших от переворота, и в столице в придворных кругах составился заговор, имевший целью поставить царем Германа. Во главе заговорщиков стал придворный

 _________

14. Mich. Syr. X 20, p. 355.

15. Дьяконов. Кир Батнский, стр. 71 отд. отт.

16. Theoph. 291, 30.

17. Себеос. Гл. 20, стр. 80.

18. Theoph Sim. 8, 15, 3-8.

19. Anon. Guidi, ed. Nöldeke, p. 16 = Scr. Syri. t. IV. Сhr. min. 18, 39-19, 5. 16. 19, 5-15.

20. Бебаза, как называет Аммиан Марцеллин, 1, 236 (18, 7, 9; 10, 1), селение на границе безводной пустыни, на расстоянии 100 рим. миль от Константины. По догадке Нжльдеке — ныне Тель-Беш, в 40 километрах от Дары.

21. Сирийский летописец знает имя телохранителя - Muskan.

22. Theoph. 292, 8-11. — Pernice. Imp. Eraclio, p. 18, — переносит эту битву под стены Эдессы, очевидно, придавая значение свидетельству Себеоса (гл. 21, стр. 80) о том, что Хосров подступал к Эдессе и Нарзес выслал ему мнимого  Феодосия. Предпочтения заслуживает сообщение сирийского анонима, приведенное в тексте.

23. См. т. II.

24. Chr. de Jean de Nik. p. 539.

25. Sophronii Anacreontea, carmen 21 (P. G. 87, 3, 3824-3829)

[4]

евнух Схоластик. Партия венетов была на стороне Германа, который пытался склонить на свою сторону и прасинов. Он послал димарху прасинов Иоанну Крукису кентенарий золота; но главари партии не пошли на соглашение. Заговорщики воспользовались особой императрицы Константины, которая проживала, по распоряжению Фоки, в доме префекта города Леонтия. Ночью Схоластик провел императрицу и трех ее дочерей в храм св. Софии, и на утро разыгрался бунт. Сохранившие верность Фоке прасины, собравшись в кохлии, поносили императрицу. Беспорядки сопровождались поджогом претория, и пожар распространился от дворца Лавза до арки на Форуме Константина. Во время побоища погиб в огне димарх прасинов. Когда бунт был подавлен, Фока приказал вывести из храма императрицу с дочерьми. Патриарх вступился за царицу и потребовал от Фоки клятвенного обещания сохранить жизнь ей и ее дочерям. Фока сдержал обещание и заточил царицу в одном из столичных монастырей. Следствие по делу о бунте вел Леонтий. Схоластик умер под пыткой, а Герман принял духовный сан, который лишил его на будущее время возможности явиться претендентом на царский венец. Тогда же принял пострижение в монашество зять императора Маврикия Филиппик и поселился в основанном им монастыре в Хрисополе.26

Хотя прасины во время этого бунта стояли, по сведениям, сохраненным Феофаном, на стороне Фоки и тем содействовали его успеху, но в одном новооткрытом источнике, Doctrina Jacobi nuper baptizati, принадлежащем современнику, дело выставляется так, что виновниками пожара были прасины, которые подверглись затем жестоким преследованиям, причем их противники давали им кличку «поджигателей» и «манихеев». Автор был в ту пору молодым человеком и, прикидываясь венетом, чинил из ненависти к христианам всякие беды прасинам.27

В ту пору, когда Фока утверждал свое положение жестокими казнями своих врагов, дела на востоке принимали более тревожный вид. Разгромив армию Германа, Хосров осадил Дару, которую некогда сам отдал Маврикию.28 Необходимость послать подкрепления на восточную границу заставила Фоку войти в соглашение с аварским ханом. Щедрым увеличением дани, которую получал хан от империи, куплено было обещание не тревожить соседних областей.29 Издавна экспедиционные армии формировались во Фракии из федератов; но Фракия тяжко пострадала от славянских и аварских набегов и вторжений при Маврикии и вряд ли могла предоставить достаточные средства. Уже Тиверий формировал свой корпус федератов из задунайских варваров для войны с персами, не довольствуясь силами местного населения.30 Положение дела с тех пор могло только ухудшиться. По всей вероятности, Фока воспользовался гарнизонной армией, из рядов которой сам вышел. Армия была сформирована и направлена на восток под начальством Леонтия, доказавшего свою верность Фоке во время подавления заговора.

Отправляясь на восток, Леонтий, кроме главной задачи — отражения персов, имел другое поручение — справиться с бунтом Нарзеса. Когда он подходил с войсками к Эдессе, население города не пожелало подвергаться бедствиям осады, и Нарзес с верным ему войском ушел в Сирию и укрепился в Иераполе.31 Появление новых сил не спасло Дару. Близ Арзамона персы разбили Леонтия, и Фока, получив известие об этом, приказал доставить его в цепях в столицу. Гарнизон Дары храбро оборонялся. Хосров требовал от местного епископа воздействия на защитников и население в смысле скорейшей сдачи города и грозил ему за неисполнение этого требования страшными карами. Осада Дары затянулась, по сообщению Себеоса, на полтора года. Обычный в ту пору прием — подкопы городской стены — увенчался успехом, и когда стены дали бреши, персы ворвались в город и произвели страшное кровопролитие. Епископ Дары, предупреждая кары, которыми грозил Хосров, лишил себя жизни.32 Мощные стены Дары были срыты, и Дара окончила свое существование, как пограничная твердыня империи. Гарнизон соседней крепости, Марды, опасаясь такой же участи, какая постигла Дару, покинул свою стоянку, и туда во множестве стеклись монахи из соседних местностей.33 Взятие Дары, по свидетельству анонимной сирийской хроники, относится к 14 году правления Хосрова. Так как годы его правления начинаются с 24 июня 590 года, то 14-й будет соответствовать 604-605 г.34

На смену Леонтия в командовании на востоке Фока послал своего брата Доменциола. Историческое предание

 ____________

26. Chr. Pasch. 695; Theoph. 293, 8-28. — В датировке события следую показанию Пасх. Хр. — т. е. второй год Фоки, 603-604. Феофан помещает это событие под четвертым годом Фоки, который превращается в пятый, так как он помещает в него смерть патриарха Кириака и поставление Фомы, что случилось в январе 607 года.

27. Doctrina Jacobi nuper baptizati, ed. Bonwetsch, p. 39, 5 — Новооткрытым этот источник можно назвать лишь в смысле публикации греческого подлинника, так как славянский перевод его вошел в Макарьевские Минеи под 19 числом декабря (изд. Археогр. Комиссии. Москва. 1907. Декабрь, стр. 1431).

28. Интересно отметить, что в лагере Хосрова находился католикос персидских христиан, который и умер во время осады.

29. Theoph. 292, 17-25.

30. См. т. II.

31. Theoph. 292, 17.

32. Ser. Syri. IV. Chron. min. p. 19, 10-24.

33. Mich. Syr. X 25, p. 378.

34. В другой сирийской хронике, более поздней даты, так называемой Liber Calipharum. Chr. min. 113, 3 — читаем: Anno 915 ind. VII expugnata est Dara secunda vice. — Седьмой индикт — 1 сентября 603-31 августа 604 года. Совпадение этих свидетельств позволяет отнести взятие Дары к лету 604 года. — Феофан упоминает об этом событии — р. 293, 26 — под 4-м годом правления Фоки.

[5]

не сохранило никаких свидетельств о ходе войны с персами под его начальством; но в одном агиографическом памятнике, Житии Феодора Сикейского, составление которого относится к первым годам правления Ираклия, находится упоминание, что Доменциол потерпел поражение, спасся бегством с поля битвы и вернулся в столицу.35 По свидетельству Феофана, Доменциолу удалось склонить Нарзеса к миру с императором; он дал ему ручательство от имени Фоки в личной безопасности и отослал в столицу. Но Фока не сдержал слова, и заслуженный полководец, именем которого в Персии матери пугали своих детей, погиб жестокой смертью на костре.36

Беспомощность Фоки в войне с персами и недостойное его поведение в личной жизни переполнили меру терпения столичной знати, окружавшей его трон, и в 3-й год правления (604-605) составился заговор на его жизнь. Заговор группировался около царицы Константины, заточенной в монастыре, и по этому делу в сношениях с нею состоял Герман. В заговоре принимали участие многие видные сановники. В числе их были префект претория Феодор, магистр императорской канцелярии Иоанн, Феодосий — субадъюва (помощник) магистра, комит царских щедрот Афанасий, схоластик Роман, иллюстрий Патрикий, спафарии и кандидаты Иоанн и Тцитта и другие. По доносу некоей Петронии, при помощи которой Герман сносился с царицей Константиной, заговор был открыт. Префект города Феопемт произвел строгое следствие, в результате которого были жестокие казни. Царица Константина была казнена вместе со своими дочерьми на том самом месте, где погиб ее муж с сыновьями: на моле Евтропия в Халкидоне.37 Герман и его дочь, бывшая в замужестве с Феодосием, сыном Маврикия, были казнены на острове Проти, где они были заточены. Казнены были все замешанные в заговоре лица, и самой жестокой казни подвергся иллюстрий Ельпидий. Ему вырезали язык, отрубили руки и ноги, выкололи глаза, и в этом истерзанном виде бросили в лодку, которую подожгли. По записи Пасхальной Хроники казни эти были совершены 7 июня 605 года.38

Отвоевание Дары было для Хосрова началом осуществления широких военных замыслов. Из лагеря под стенами осажденной крепости он отправил войско в Армению с целью прежде всего отвоевать уступленные Маврикию области. В течение двух лет шла война в областях Айрарата и Тарона, а в 606 году персидский вождь Аштар-Иестайар вступил в Великую Армению, издавна принадлежавшую империи, и, разбив выступившие против него войска, гнал их до города Саталы на западной границе Армении. При участии мнимого Феодосия персам удалось овладеть этим городом, а после того был осажден старый опорный пункт римской власти в стране — Феодосиополь.39

После взятия Дары Хосров организовал две армии, во главе которых стали лучшие его полководцы, Расми[1]Озан и Шахин.40 Первый из них имел прозвище, данное ему Хосровом, — Шахрбараз, т. е. дикий кабан, по объяснению Михаила Сирийца, а византийцы исказили его в слово ΢άρβαρος. У армянских писателей он называется Хореям.41 Оба полководца открыли военные действия против империи, по-видимому, не раньше 607 года. Шахин сменил Аштар Иестайара в Армении, довел до конца осаду Феодосиополя 42 и, утвердив власть персидского царя на всем пространстве римской Армении, перенес военные действия далее на запад, в Каппадокию, и подступил к городу Кесарии. Многочисленное иудейское население стало на сторону персов, христиане покинули город, и персы вступили в него. Шахин сделал после того конный выезд через Малую Азию и достиг Халкидона на азиатском берегу Босфора (610 год).43

 _______

35. Vita S. Theodori Siceotae. Acta Sanct., Aprilis, III, dies 22, с. 13, p. 56.

36. Theoph. 292, 2-4. — Событие отнесено к третьему году правления Фоки, т. е. 604-05. Быть может, оно предшествовало назначению Доменциола магистром армии.

37. Останки царицы Константины и ее дочерей были погребены в храме св. Маманта, и стихотворная эпитафия, составленная, вероятно, уже после гибели Фоки, сохранена позднейшими писателями. Cedren. I, 707; Zonara. 14, 14, 14-15.

38. Chron. Pasch. 696-697. — У Феофана этот заговор разделен надвое и помещен под 5 и 7 годом правления Фоки. Оба раза в числе казненных назван Ельпидий. В первый раз его звание не обозначено, а во второй он назван начальником арсенала. Особенная жестокость его казни находит свое объяснение в том, что он на совещании заговорщиков брал на себя роль палача. Феофан приводит подлинные его слова, очевидно, из материала следствия. Убийство Фоки предполагалось совершить на ипподроме. — Chronogr. 294, 27-295, 13- и 297, 16-298, 4.

39. Себеос подробно рассказывает об этих событиях, гл. 21-23, стр. 79-86. — Феодосиополь — Карин по-армянски —ныне Эрзерум. Сатала — «арм. Satagh — севернее Ерзингяна на пути в Трапезунт, где и поныне стоит деревня Садаг» — Адонц. Армения в эпоху Юстиниана, стр. 75.

40. Аnоn. Guidi, р. 24 Nöld. — Из сирийских источников заимствовал свои сведения и Табари. Но он говорит о трех полководцах: Ромиузане, Шахине и Феррухане с титулом Шахрбараза. В рассказе об измене Шахрбараза Шахрбараз получает приказ от Хосрова прислать голову Феррухана. Nöldeke. Tabari. 290-92; 306.

41. Моисей Каганкатваци. История Агван, гл. 10, стр. 99: «(Хосров) видя, что ему удаются военные действия, предпринятые им против императора греческого через полководца своего, которого прежде назначил против запада и которого настоящее имя было Хорьям, он за его уменье устраивать и устремлять войска и за одержанные победы с персидской хитростью, назвал его разными пышными именами, то Разми-Озан, то Шах[1]Вараз». Ср. относительно имени Шахрбараз: Nöldeke. Tabari. 290, η. 3; 292, η. 2; Mapp. Антиох Стратиг. Предисловие, § 16, стр. 29-30.

42. Поздний, но точный в своих показаниях источник, Narratio de rebus Armeniae (P. G. 132, p. 1249) сохранил дату взятия Феодосиополя персами: 5 год правления Фоки, т. е. 607 год.

43. Себеос. Гл. 23, стр. 86. О походе через Галатию и Пафлагонию до Халкидона упоминает Феофан. Cbronogr. 296, 6-10.

[6]

О военных действиях Шахрбараза в Месопотамии сохранились лишь скудные летописные данные. Овладев крепостями Марды и Амида, он отвоевал затем другие города Месопотамии, и общую судьбу разделила на этот раз Эдесса, столько раз успешно отбивавшаяся от персов. В 610 году власть персидского царя признали над собой все города приевфратской области с крепостями Каллиником и Киркесием, и Шахрбараз перешел Евфрат близ Иераполя и занял город Зиновию.44 Таким образом в последний год правления Фоки граница империи с Персией была отодвинута на линию Евфрата.

Ближайшим последствием утверждения персов в восточных областях империи было обострение исконной вражды между туземным христианским населением и многочисленным по всем городам востока иудейством. Христиане видели в персах национального врага, а иудеи ждали от персов избавления от того гнета, который они терпели в империи, а потому ревностно поддерживали их. Слухи о предательстве иудеев и их заговоре против христиан вызывали репрессии со стороны христиан, и беспорядки на этой почве обошли все города востока. В силу особого склада городской жизни эти беспорядки получали вид борьбы димов. Михаил Сириец, черпавший свои сведения из современных событиям источников, занес в свою летопись под 607 (918) годом такое свидетельство: «голубые и зеленые начали междоусобную войну», «города подверглись опустошению».45 Эти бесчинства вызвали репрессии со стороны правительства. Дело было поручено Вонозу и магистру армии Востока Коттоне. С особенной жестокостью они расправились в Антиохии и Лаодикее, о чем сохранил скорбные сетования Антиох Стратиг в своей повести «Пленение Иерусалима».46 Другой близкий по времени свидетель, Иоанн Никиуский, который также с ужасом говорит о злодействах Воноза, выставляет их в другом свете, а именно: придает им характер экзекуции за нарушение клиром монофизитской церкви в Антиохии запрета Фоки собираться для избрания епископов. Солдаты врывались в церкви и производили жестокую бойню христиан.47 Третий современный свидетель, новокрещенец Яков, придает жестокому кровопролитию, происходившему в Антиохии, вид междоусобной войны димов, которую поддерживали и разжигали иудеи из ненависти к христианам. Яков свидетельствует о самом себе, что он нарочно отправился в Антиохию и, притворяясь венетом и благожелателем императора, всячески вредил прасинам, называя их изменниками.48 Таким образом, кровавые события, обошедшие Сирию и простершиеся, по свидетельству Иоанна Никиуского, до Палестины, имели своим последствием вящее ухудшение в чувствах населения Сирии к чужому и враждебному по вероисповеданию константинопольскому правительству. Иудеи, за бедствия которых оказал возмездие император, почувствовали себя в Антиохии достаточно сильными, чтобы в 610 год устроить избиение христиан. Погибло много знатных антиохийцев вместе с ними престарелый патриарх Анастасий, труп которого подвергся издевательству и глумлению и был сожжен на главной площади города. Весть об этом бунте пришла в Константинополь в сентябре, и он, вопреки сообщению Феофана, остался неотомщенным.49

Об ужасах, обошедших города Востока, знали в Фессалонике, и составитель повествования о чудесах св. Димитрия занес в свое изложение скорбное сообщение о них. В его представлении дело является результатом междоусобицы димов.50 «Все вы знаете, какую тучу пыли поднял дьявол в царствование преемника блаженной памяти Маврикия, погасив любовь и возбудив взаимную вражду на всем Востоке и в Киликии, и в Азии, и в Палестине и до такой степени взволновал все соседние области даже до самого царственного города, что димы не только не довольствовались тем, что упивались на площадях кровью соплеменников, но и нападали взаимно на жилища друг друга и безжалостно убивали тех, кого в них находили, или сбрасывали живыми наземь с верхних этажей женщин и детей, стариков и юношей, которые по слабости сил не могли спастись бегством. Словно варвары, грабили они своих сограждан, знакомых и родственников, и в довершение всего жгли их жилища».51 — Знали об этих волнениях и на западе, как видно из краткого сообщения одной итальянской хроники и Исидора Севильского, которое дословно воспроизвел Павел Диакон.52

Кровавые события, облекавшиеся в форму борьбы димов, начались, как было указано, в Константинополе со времени первого заговора против Фоки, и это движение получило, как можно заключить из сообщения автора «Чудес св. Димитрия», анархический характер. Внешние бедствия империи, недостойное поведение императора, унижавшее престиж его сана, дикая жестокость, которую он проявлял в отношении своих врагов, усиливали общую деморализацию и поддерживали террор.

В пятый год правления Фока пришел к мысли упрочить свое положение на троне родством с заслуженным

 _________

44. Scr. Syri. Chr. min., p. II, 113 — переход через Евфрат совершился 7 августа 610 года.

45. Mich. Syr. X 25, p. 378.

46. Марр. Антиох Стратиг, стр. 7-8 русского перевода.

47. Jean de Nik. с. 104, p. 539-540. — Ср. краткое сообщение Себеоса, гл. 21, стр. 29.

48. Doctrina Jacobi, p. 39, 7-9.

49. Theoph. 296, 17-25. — Михаил Сириец относит этот бунт к первому году правления Ираклия, XI 1, 401 b. — О смешении Феофаном в его сообщении событий разного времени см. мою статью «К критике известий Феофана о последнем годе правления Фоки». Визант. Врем., XXI, 1-14.

50. Считаю вполне неправильным освещение свидетельств автора «Чудес св. Димитрия», которое предложил Перниче, о. с. стр. 10. Акад. Успенский, История Византийской Империи, т. I - неточно перевел текст: при Маврикии. Автор монографии «De Phoca imp. Rom.», Spintler, стр. 47, неправильно отнес это свидетельство к Иллирику.

51. Acta Sanct. Octobris, IV, p. 132.

52. Consularia Italica (Chr. min. I, 338, 12), Isidori Chron. (ib. p. 478, 412 — civile bellum). Paul. Diac. 4, 36. Huius (Phocae) tempore Prasini et Veneti per orientem et Aegyptum bellum faciunt et sese mutua caede prosternunt.

[7]

полководцем Приском, который не гнушался оказывать ему поддержку своей личной службой на посту комита экскувитов. Фока выдал за него замуж свою единственную дочь Доменцию. Так как у Фоки не было сына, то женитьба Приска на Доменции приближала его к трону и была понята в столице, как избрание императором преемника. Во время игр на ипподроме по поводу этого радостного события в царской семье, димархи увенчали лавром статуи не только императора и императрицы, но также Приска и Доменции. Но почет, оказанный Приску, вызвал подозрение у Фоки. Он привлек к ответственности димархов обоих димов и хотел предать их казни на самом ипподроме. Усиленные просьбы народа спасли димархов от смерти.53 Этот случай не мог не отозваться на отношениях зятя к тестю, и наше предание приписывает именно Приску инициативу того мятежного движения в Африке, которое положило конец правлению Фоки осенью 610 года. Весьма возможно, что связь между этими событиями установлена позднее, и Приск лишь оказал тайное содействие замыслам Ираклия, пользуясь своим влиятельным положением при дворе не в интересах своего тестя. То обстоятельство, что после катастрофы Ираклий Младший выставлял его кандидатуру на престол, служит несомненным свидетельством о его участии в низвержении Фоки.

Когда в Константинополь стали доходить вести о мятежном движении в Африке, Фока, жестокий и подозрительный по характеру, все более и более усиливал террор. Партия прасинов, которая взяла некогда инициативу возведения его на престол, стала к нему во враждебные отношения как в столице, так и в других городах империи. Престиж императора падал все ниже, и под последним годом правления Фоки летопись сохранила такой эпизод. — Когда во время ристаний на ипподроме император надолго прервал увеселение, удалившись для обеда, прасины встретили его возвращение криками «опять засунул нос в кувшин и разум потерял». Это оскорбление имело своим последствием жестокие казни многих димотов. Префект города Козьма одних вешал, других бросал в море, зашив их в мешки, третьих карал отсечением конечностей. Прасины ответили на эти репрессии поджогом претория, и в этом пожаре сгорели канцелярия и помещение военной команды, состоявшей при префекте.54 Подозревая повсюду измену и предательство, Фока искал виновных и проявлял изобретательность в изощрении жестокости казней.55

Зима 609-610 года отличалась необычайной суровостью. Moре близ столицы покрылось льдом, в котором замерзло множество рыбы.56 Холода захватили и Сирию: замерз Евфрат в среднем своем течении, как то было занесено современником в летопись.57 Эту зиму проводил в столице упомянутый выше Феодор Сикейский. По cooбщению его биографа, император сильно страдал от подагры и, зная репутации Феодора, как целителя, пригласил его к себе. Феодор воспользовался этим случаем, чтобы внушить ему мысль о необходимости для него покаяния во всех своих грехах и преподать ему заветы кроткости и милосердия. Патриарх Фома, преемник умершего в конце 606 г. Кириака, разделял со всем населением столицы тревоги за ближайшее будущее и ужас настоящего. Перед Великим Постом он впал в болезнь, упросил Феодора не покидать его и молиться не о выздоровлении, а о скорейшей кончине, боясь дожить до худших дней. 20 марта 610 года патриарх Фома скончался. Посвящение преемника, в лице Сергия, совершилось 8 апреля. Феодор присутствовал на этом событии и, по словам своего биографа, ободрял Сергия, когда тот сомневался в своих силах для предстоявшего ему поприща.58

Общее состояние империи под властью недостойного правителя было ужасно. Помимо таких страшных бедствий, которые причинял империи Хосров отвоеванием целых областей на востоке, ближайшие к столице области оказывались в полной беспомощности перед аварским ханом и продолжавшейся иммиграции славян, состоявших под властью хана. В летописных преданиях византийцев нет никаких свидетельств о жизни этих областей в правление Фоки; но египетский повествователь, Иоанн Никиуский, близкий по времени свидетель, знает о нашествиях варваров, разорении городов и уводе в плен христианского населения. По его словам, один лишь город Фессалоники умел отстаивать себя за своими крепкими стенами и служил единственным опорным пунктом власти императора в опустевшей и обезлюдевшей стране.59 Но и этот город страдал от того анархического движения, которое шло по всей империи под видом борьбы димов.

В одной лишь стране, входившей тогда в пределы империи, разоренной Италии, правление Фоки не ознаменовалось новыми бедствиями. С возвращением Смарагда на пост экзарха восторжествовала политика папы Григория в отношении лангобардов. Заключенное Смарагдом перемирие было возобновлено в 605 году на три года с обязательством уплаты 12 тысяч номизм ежегодно, и на тех же условиях возобновлено опять в 607 году. В 610 году начались непосредственные сношения лангобардов с центром империи. В Константинополь прибыло посольство от царя Агилюльфа, за которым последовало ответное посольство от константинопольского двора.60

 _______

53. Johan. Antioch. 218 e. Theoph. 294, 11-26 - почти дословное совпадение.

54. Johan. Antioch, frg. 218 e.; Theoph. 296, 25~297, 5. — Феофан заканчивает замечанием, что Фока воспретил прасинам πολιτεύεσϑαι. Как понять это запрет, остается неясным в виду того, что вскоре после того прасины действовали, как дим, в последней катастрофе Фоки.

55. Theoph. 297, 12-16. — Скривон Макробий, подозреваемый в соучастии, был привязан к столбу, служившему мишенью для солдат на военном поле и расстрелян.

56. Theoph. 297, 11-12.

57. Chr. min. (Scr. Syri. t. IV), p. 113.

58. Theodori Sìceotae vita, с. 15, 1. с. p. 58-59.

59. Jean de Nik. с. 108, p. 550.

60. Paul. Diac. 4, 32; 35.

[8]

Сношения двора с папой Григорием носили дружественный характер до самой его смерти, последовавшей в 604 году, и упрочились при его преемниках: Себастьяне, который состоял апокрисиарием папы Григория при византийском дворе (†606 г.), Бонифации III (†607) и Бонифации IV, который занял римский престол 25 августа 608 года. При Бонифации III был устранен старый пункт раздора, столь сильно волновавший папу Григория: Фока воспретил константинопольскому патриарху именоваться вселенским и подтвердил тем первенство римского престола во вселенской церкви.61

Бонифаций IV получил от Фоки разрешение превратить в храм знаменитый памятник древнего зодчества, Пантеон Агриппы на Марсовом поле, уцелевший в целом и малоповрежденном виде среди окружавших его развалин. Вновь созданный храм был посвящен Деве Марии и всем мученикам. Это последнее обстоятельство имело своей причиной то, что для освещения этого здания в основание престола были свезены кости мучеников из всех римских катакомб на 28 телегах. Храм получил название Santa Maria ad Martyres.62

Добрые отношения между римским престолом и византийским правительством, налаженные экзархом Смарагдом, привели к тому, что Фока был увековечен на территории Рима великолепным по тому времени памятником. На форуме близ арки Септимия Севера была воздвигнута колонна со статуей императора из позолоченой бронзы. Колонна была взята из какого-то древнего здания и на ее пьедестале была высечена надпись, уцелевшая и до наших дней, в прославлении заслуг этого императора перед Италией. Сооружение этого монумента было закончено в 608 году. Надпись начинается так: 63

Optimo clementissimo pissimoque

principi domino Focae imperatori

perpetuo a D(e)o coronato triumphatori

semper Augusto

Smaragdus ex praepos(to) sacri Palatii...

______

61. Lib. Pontif. p. 316. Hic (Bonifacius) optinuit apud Focatem principem, ubsedes apostolica beati Petri apostoli caput esset omnium ecclesiarum.

62. Lib. Pontif., p. 317. — Gregorovius. Gesch. d. S. Rom. II, 219.

63. Corp. Insc. Latin. VI 1200. — Курсивом набраны сбитые слова и буквы надписи. Тот же самый Смарагд увековечил память Фоки в Африке постановкой его статуи в Карфагене. Уцелела лишь надпись, см. Corp. Inso Latin. Vili, 10529. — Так как власть Смарагда не простиралась на Африку где пост экзарха занимал Ираклий, отец будущего императора, то самый факт постановки в Карфагене статуи Фоки от имени Смарагда является загадочным и трудно объяснимым.

[9]

Цитируется по изд.: Кулаковский Ю.А. История Византии, том III. 602-717 годы. СПб, 1996, с. 3-9.

Рубрика: