Красная площадь (Смолицкая, 1982)

Константин Юон. Вербный базар на Красной площади. 1916.

Это главная площадь нашей страны, самая древняя, самая красивая и большая. Здесь представлена история и современность: Кремль, собор Василия Блаженного, Исторический музей и Мавзолей В. И. Ленина, вождя Октябрьской революции и основателя Советского государства. В октябрьские дни 1917 г. на площади шли ожесточенные бои отрядов Красной гвардии с юнкерами, засевшими в Кремле. В 1918 г. здесь состоялся первый парад Красной Армии. И по сей день на Красной площади проходят самые значительные события нашей страны и столицы: праздничные демонстрации трудящихся, военные парады, митинги, прием школьников в пионеры. Посещение Красной площади — это всегда праздник.

История и современность переплетены не только во внешнем облике Красной площади и в тех событиях, которые на ней происходили. Сочетание прошлого и настоящего осознается и в ее названии. Почему она так названа — Красная площадь? Многие сразу же ответят, что красная значит «красивая». Нет, скажут другие. Красная она потому, что красный цвет — символ революции, а эта площадь символизирует все революционное, советское. Третьи будут уверять, что Красной она названа потому, что здесь преобладает красный цвет: взгляните на Кремлевскую стену, Мавзолей В. И. Ленина, здание Исторического музея. Красным кажется даже собор Василия Блаженного. Действительно, все это так, но площадь получила свое название по какому-то одному признаку из трех приведенных. Поскольку она названа Красной в документах XVII века, значит связь этого топонима с красным цветом как таковым или как символом революции

[098]

исключается. Эта площадь названа Красной потому, что всегда была самой красивой, большой и важной в жизни Москвы.

В древнерусском языке и в современных русских народных говорах слово красный употребляется тогда, когда говорят о чем-то хорошем или, как пишет В. И. Даль в своем словаре, «о доброте, красоте: красивый, прекрасный, превосходный, лучший». То, что имело при себе определение красный, было лучшим, хорошим: красная девица — «красивая, хорошая», красная рыба — «лучшие сорта бескостной хрящевой рыбы», красный угол — «красиво убранный угол с иконами», красное крыльцо — «главное, парадное и самое красивое крыльцо», красная строка, красное словцо и многое другое.

С самого начала своего возникновения Красная площадь стала главной площадью Москвы, более того, причиной ее появления была насущная потребность расширить пределы города, его важных составных частей, в данном случае торга, вывести его за пределы переполненного Кремля. Ученые сходятся на том, что она появилась в конце XV века, а точнее в 1493 г., когда за пределы Кремля был выведен торг и по указу Ивана III предписано было снести деревянные постройки вокруг Кремля, которые часто горели и тем самым представляли большую опасность. Тогда-то у восточной кремлевской стены и была образована площадь для мелкой торговли 13.

А первоначально, как показали последние исследования ученых 14, Красная площадь находилась внутри Кремля, там, где сейчас Соборная площадь; Лобное место тоже было в Кремле. На Красную площадь в Кремле выходило красное крыльцо дворца, на которое вели три красные лестницы. Под крыльцом, между лестницами, были ворота, которые имели название Красные. Красным назывался даже дворцовый сад на набережной, примыкавший к Красной площади с юго-запада.

Поначалу площадь, выведенная за пределы Кремля, мало походила на площадь. Это был рынок, здесь стояли шалаши, палатки, скамейки, на которых происходила разнообразная торговля. Вскоре площадь стала своеобразным московским форумом. Время от времени появлялись царские указы, запрещавшие строить на площади дома и

_____

13. Сытин П. В. Из истории московских улиц. М., 1952, с. 39.

14. Мокеев Г. Я., Черный В. Д. Краевая площадь в Кремле времен Дмитрия Донского,-?? Памятники Отечества, 1980, № 1, с* 93.

[099]

большие торговые лавки, но эти постройки появлялись, так как здесь собиралось много народа и кипел торг. Как самое многолюдное место города, площадь стала местом сбора мятежников и всякого недовольного люда. С другой стороны, она стала местом проведения многих мероприятий московских государей: здесь чинилась расправа над мятежниками (например, здесь были казнены взбунтовавшиеся при Петре I стрельцы); здесь же зачитывались важные царские указы; собирались бояре, купцы, разные должностные лица высокого ранга и обсуждали важные для государства вопросы, такие, как, например, вздорожание хлеба. На площади проходили церемонии, связанные с коронацией царей, крестные ходы. Это была действительно главная площадь города, ее политический и торговый центр.

Деревянные торговые постройки на площади часто горели, и поэтому площадь носила название Пожар, которое в документах зафиксировано только в XVII веке, но существовало несомненно намного раньше. Народ стекался сюда, чтобы послушать, «что говорят на Пожаре».

Бажная роль площади в жизни столицы государства заставляла горожан заботиться о ее внешнем облике. Во второй половине XVII века она была обстроена красивыми зданиями. Через ров, проходящий вдоль кремлевской стены, были переброшены мосты (к Никольским и Фролов- ским, Спасским воротам), которые сразу «обросли» лавчонками. С юга площадь украшал живописный собор Василия Блаженного. Именно тогда она стала по-настоящему Красной и тогда-то это ее название в виде официального попало в документы. Бе дальнейшее развитие, перестройка торговых рядов и появление других зданий — все было направлено к тому, чтобы оправдать это название.

Но такое, казалось бы, убедительное объяснение имеет противников. Один из исследователей истории Красной площади И. К. Зеленецкий считал, что название ее имеет другое происхождение. По его мнению, к моменту своего появления площадь не была такой красивой, чтобы этот признак стал названием. На ней были рвы, ямы, непролазная грязь, плохонькие постройки. А свое название она, должно быть, получила по находившимся на ней торговым рядам, которые в русском языке называются красными. Он приводит в пример Тулу, где Красная площадь якобы получила свое название по тому, что на ней на-

[100]

ходились торговые красные ряды, а также в порядке аналогии он приводит Театральную площадь в Москве, которая названа так по находящемуся на ней театру. Это мнение не выдерживает серьезной критики. Дело в том, что не всякие торговые ряды на Руси и в России назывались красными, а только те, в которых торговали тканями или, как пишет Даль, «аршинным товаром». Красные ряды — это реалия, свойственная сравнительно небольшим городам, таким, как Кострома, Рязань, Тула и т. п. В Москве же на Красной площади, главном рынке государства, вообще красных рядов не было. Торговля аршинным товаром велась здесь более дифференцированно. Привозные, заморские ткани продавались в Сурожском ряду, некоторые ткани — в Крашенинном ряду, сукна — в Суконных рядах, большой ассортимент аршинного товара продавался в Кружевном золотком ряду, в Холщевом и некоторых других.

С веками торговля на Красной площади становилась все шире. В XVII веке здесь шумел большой, оживленный торг (см. схему торговых рядов на рис. 2). Своеобразным товаром торговали на мосту у Фроловских ворот — «грамотностью», как тогда говорили,— рукописными и печатными книгами, тетрадями, лубочными картинками, заграничными гравюрами. Именно по этому признаку, основному своему назначению, площадь имела и еще одно название — Торговая. В то время не было строгой официальной закрепленности названия, и поэтому одновременно могло бытовать., несколько наименований для одного объекта. Название Красная как единственное было закреплено официально за площадью значительно позднее, по свидетельству П. В. Сытина 15,— лишь в XIX в. Торговая же функция Красной площади сохранилась и до наших дней. И сейчас здесь находится главный торговый центр страны — ГУМ, который когда-то начинался с шалашей, лавок, шатров для мелкой торговли.

Как устанавливается в исследованиях историков, самым ранним названием для этой площади было не Пожар и Красная, а Троицкая. Так она называлась в XVI веке по церкви Св. Троицы, стоявшей на крутом обрыве над Москвой-рекой, там, где сейчас собор Василия Блажен-

______

15. Сытин П. В. Откуда произошли названия улиц Москвы, М., 1959, с. 160.

[101]

[План торговых рядов на Красной площади в XVII веке. Здесь не приводится]

[102]

ного. Собор же получил свое название по имени юродивого Василия, похороненного на кладбище при церкви Св. Троицы. Поскольку название собора стало своеобразным топонимом внутри Красной площади, целесообразно остановиться на нем специально.

Первоначально он назывался не собором Василия Блаженного, а собором Покрова, что на рву, впоследствии Покровским. Он был построен русскими зодчими Бармой и Постником по повелению Ивана Грозного в честь победы русского войска над Казанским ханством. Храм как бы увековечивал собой героические подвиги народа и хранил память о тех, кто погиб в Казанском походе. Барма и Постник возвели необыкновенно живописный собор из девяти разновысоких храмов, расположенных вокруг одного центрального. Декоративность и живописность его предопределялась уже тем, что он стоял на самой большой народной площади Москвы и как бы специально был создан для народа.

Место, где он стоял, тоже было необычным — самым высоким на площади; это было начало крутого обрыва к Москве-реке, а рядом проходил ров, защищавший Кремлевскую стену. Собор назывался Покрова, что на рву, потому, что был воздвигнут в честь христианского праздника Покрова богородицы (богородица якобы спасла войско, укрыв его покрывалом). Это несомненно перекликалось с победой русского войска под Каванью. Собор стоял на рву, что тоже вошло в его наименование. В 1588 г. к нему был пристроен небольшой храм св. Василия, воспринятый народом как построенный в честь блаженного Василия. Так спустя 30 лет (собор был воздвигнут в 1559 г.) он получил и другое название, бытовавшее наряду с официальным,— Покровский собор и собор Василия Блаженного. В настоящее время более известным является последнее. Это новое название собора легло в основу другого топонима. Та часть Красной площади, которая была заключена между ним и Кремлевской стеной, еще до 1938 г. называлась Васильевской площадью (после 1938 г. она вошла в состав Красной площади).

Красная площадь настолько обширна (ее пл. 75000 м2), что имеет и другие внутренние топонимы — как небольшой микрорайон столицы. Один из них — Лобное место. В настоящее время Лобное место воспринимается как специально устроенный помост круглой фор-

[103]

мы из камня, обнесенный решеткой, на котором якобы рубили лбы, т. е. головы. В действительности же это не так. Лбом в русском языке называется не только наиболее высокая выступающая часть головы человека, но и наиболее высокая выдающаяся вперед часть возвышенности, горы, лишенная растительности; холм, курган, сопка. Именно здесь и была самая высокая и выступающая вперед часть крутого откоса к Москве-реке, которая стала и самой возвышенной частью площади. Лобным назывался и торг, расположенный вокруг этого высокого места 16. Именно с него, как с самого высокого, объявлялись всевозможные указы, в том числе и смертные приговоры, но исполнялись они не на Лобном месте, а поблизости от него или на торговой площади в Китай-городе, на месте современной ул. Разина. Там, например, был казнен и Степан Разин. С Лобного места цари и патриархи «беседовали» с народом; молодой Иван Грозный, в частности, отсюда держал свою речь перед .миром в 1549 г. Считается, что оно было сооружено в 1535 г.

Существует и еще одна версия происхождения названия Лобное место. Это не что иное, как калька евангельского топонима Голгофа, пришедшего к нам через греческий язык в связи с принятием христианства. К тому же Голгофа в значении «лобное место» подкрепляется значением слова лоб в русском языке как «высокая, наиболее выдающаяся вперед часть возвышенности, горы, лишенная растительности; холм, курган, сопка».

Общественный и общественно-политический характер Красной площади не исчерпывался только воздвижением на ней Покровского собора и сооружением Лобного места. Ее функции в этом направлении расширялись. В 1703 г. Петр I устроил здесь первый народный театр, который назывался «Комедийная храмина» и помещался у Никольских ворот. Поскольку Красная площадь была главным общественным местом столицы, в 1700 г. Петр I приказал развесить у Спасских и других ворот образцы европейской одежды на манекенах для всеобщего обозрения. Это было вызвано тем, что царь хотел как можно быстрее внедрить эту одежду вместо русской. В 1818 г. на площади был поставлен памятник К. Минину и Д. Пожарскому, которые в 1612 г. во главе народного ополчения, разгромившего интервентов, въехали на

_____

16. Фомин И. И. Краевая площадь в Москве. М., 1909, с, 4.

[104]

Красную площадь. В 1883 г. на площади был открыт Исторический музей, построенный на месте бывшего здания Земского приказа, с крыльца которого дьяки когда-то читали царские повеления; после Земского здесь находился Аптекарский приказ.

Главным памятником нашего времени на Красной площади является Мавзолей В. И. Ленина, построенный по проекту архитектора А. Щусева в 1929—1930 годы на месте временного деревянного. Благодаря темно-красному цвету, лаконичности и строгости форм Мавзолей органически вписался в архитектурный ансамбль Красной площади, усилив тем самым ее общественный характер.

[105]

Цитируется по изд.: Смолицкая Г.П., Горбаневский М.В. Топонимия Москвы. М., 1982, с. 98-105.