Сибирь в XVII – XVIII веках: население (Татищев)
О жителях сибирских
Жители разумеются все те, которые в Сибири живут, но разнствуют во времяни пришествия; некоторый бо от неизвестной древности, иные же пред некоторыми времянами пришед поселились, и яко жители постоянные с прежними за равных почитаются, иныя же времянные суть. Междо древними находятся три языка: 1) Сарматской, которой во многом с финским, карельским, лапланским и т. п. согласен, 2) Татарской или паче калмыцкой, 3) Особливой, что ни с которым из сих не опишется. Что же населения их принадлежит, то от гисторий известно, что первой человек сотворен и по потопе Ной с родом своим вселился в полуденных странах и тамо, а не на севере обитал. В сии же северные страны по прошествии многих лет, переходя по малу, от места до места преселяясь, зашли до края моря Ледоватого, наиболее, мню, по неволе и насилием других загнаны, нежели добровольно. Никто бы, мню, в такие пустые студеные и бесплодные места селится восхотел, да и состояние миролюбное и кроткое сих северных народов тому согласует, что они с другими о землях и угодиях воеватся силою, насилием отврасчать и свое засчисчать не хотят, в пустыни удалились. Когда же, откуда оные пришли и какие у них приключения и премены были, о том от самих яко-не имусчих писания, ничего уведать не можно. Також соседи их, яко китайцы и другие имеюсчие писания, имели ль какие об них известии и есть ли в гисториях оных что достопамятнее описано, мне неизвестно. На полудни же, яко в Египте, Греции и Персии издавна гисторики были, но за отдалением от сих стран и что-либо о сих ведать не весьма было удобно. Однако ж Геродот, греческий историк, о котором в § 1 упомянул, нечто сходное с сими о некоторых народах оставил, и сусче три народа, описанные им, яко аримаспи, аргипеи и андрофаги, некоторое с сибирскими жители подобие имеют. О первых сказует Геродот в книге 4, гл. 6, что аримаспи люди живусчие близ гор, покрытых снегом, и каждый из них имеет один глаз. Имя же оное кладет быть их языка, якобы «арима» значит един, аспа—глаз. Но я, имея вокабулярии или краткие лексиконы татарского, калмытского, финского, естлянского, вотяцкого, чувашского, черемиского, мордовского, вогулицкого, пермского, остяцкого и др.25 едва не всех в Сибири находясчихся народов, токмо все в едином языке известном сходственнаго нет. Но сходно сему в татарском «араме» жмурые, не гледи, которое может и тому применится, что калмыки имеют малые глаза, власно зажмурясь смотрят, то может что они аримаспи или жмурясчиеся имянованы. Да гистория пришествия их от полудни в северные страны во времяни не согласует. А понеже древние многократно подобными обстоятельствы сусчее изобразовали, то можно мнить, что долгие в сих странах зимою ночи сим обстоятельством изобразить хотели. 2) Аари в финском значит край, конец, опушка, ама—земля, по которому вотяки яко крайними себя к горам Рифейским или от протчих сарматских народов отшедь ариа, землю свою арима доднесь имянуют. 3) Народ аринчи в Сибири водится, нечто на то же походило, и хотя Страленберг сказует, что на их языке ари значит шершень, но остяки, соседи их, говорят, что-то значит наисторонный или отдаленный. Что же о изгнании сих аринчей змеями Страленберг от Геродота доводит, онаго я сам от тех аринчей уведать случая не имел и для того до дальшего уведомления оставляю. Но если подлинно сии сарматские народы были, то видимо, что они крайние, а не одноокие имяновались, в котором Геродот, яко неведусчий того языка, от сказателей обманут. Удивительнее же, что по Геродоте более 1900 лет Мюнстер и другие таких однооких людей утверждали, но ныне их нигде нет.
О андрофагах. Геродот и по нем многие сказуют быть на севере, и якобы они от того прозваны, что людей едят, токмо такого народа, как имянем, так обстоятельством, в Сибири ныне неизвестно, да и быть имяни оному греческому не можно. Но когда я русское имя самоедов возьму, то оно с тем веема согласно, ибо значит то же, что людей едят. Но может быть что прежде ели и от того имянованы, токмо я не имел случая уведать, как те самоядь себя зовут, и что оное их звание значит.
О аргипеях, которых Геродот плешаками зовет, оных по имени видится, сходственных нигде не находится, но по обстоятельствам лапландцы и самоядь, яко один народ, доволно согласует, ибо междо ими плешивых много, а безбородых болшая часть. Другое, что они люди тихие, набожные и к войне неспособные, то паки их состояние с описанием Геродотовым согласует, ибо в суеверии подобного им народа, мню, на свете нет. Сие хотя не утверждаю, однакож любопытному к далыпему исследованию и изъяснению представляю, Страленберг же на стр. 64 показует, что остяки о себе сказуют, яко бы они прежде жили в Финляндии или Лапландии; оное, мню, он взял от имяни подобнаго, ибо их язык с финским один. И они всякою землю, где болот, рек и озер много, сувома и сумовись имянуют. И может быть, что они прежде, около Волги жив, от татар или прежде от славянорусов в сии места загнаны, как то с вотами или вотяками и с бярмами или пермяками учинилось, которые с ними одного же народа и языка, и прежде нашествия русских жили нероздельно.
Другой род жителей Сибирских есть татарской или колмыцкой, которых число також не малое, но сих токмо разумею идолопоклонников, которые издавна в стране, имянуемой Сибирь, находятся..
Цитируется по изд.: Татищев В.Н. Избранные труды по географии России, М., 1950, с. 70-72.