Азелинский могильник

АЗЕЛИНСКИЙ МОГИЛЬНИК, археологический памятник Кировская области, Малмыжский район, деревня Азелино, левый берег реки Шошмы, правого притока реки Вятки. Могильник грунтовый. Памятник обследован В. Ф. Генингом. Датируется III — серединой V веков н. э. вятский вариант пьяноборской общности (Пьяноборская культура). Материалы могильника и аналогичного ему Суворовского стали основой для выделения в 1963 году В.Ф. Генингом в Волго-Вятском междуречье азелинской археологической культуры III—V веков н. э.

Азелинский могильник занимает небольшую площадку у края своеобразной стрелки, образованной коренной террасой реки Шошмы и небольшим логом с восточной стороны. На памятнике исследовано 20 погребений. Погребения образуют 2 ряда, вытянутых по линии Запад — Восток. Захоронения совершены а прямоугольных ямах на глубину преимущественно 50— 120 см. В 9 случаях зафиксированы одиночные захоронения, в 5 — групповые (по типу семейных склепов) с 2 и более костяками на различных глубинах. Умершие укладывались вытянуто на спине, головой на Север, возможно, в гробовище (отдельные фрагменты гроба, иногда выстланного рогожей, зафиксированы а нескольких погребениях). В большинстве захоронений обнаружены вещи. Украшения костюма зафиксированы так, как носились при жизни. Разнообразен женский костюмный комплекс: сложные головные уборы по типу шапочки — «такьи», головные венчики, накосники, височные наборы из колец, бус, подвесок в виде знака вопроса, ожерелья в виде знака вопроса, ожерелья из бус, гривны, нагрудники, браслеты, перстни, многочисленные застежки и т. д. Мужские погребения помимо ряда деталей одежды сопровождают разнообразные орудия груда, оружие. Исследовано захоронение кузнеца с набором кузнечных инструментов (кузнечные клещи, молоток, напильник, ножи-резчики, наковаленка и другой мелкий инструмент) и с готовой продукцией. Как среди мужских, так и среди женских захоронений фиксируется группа погребений с богатым вещевым комплексом, с полным набором всех известных типов украшений, оружия и орудий труда; группа с менее значительными комплексами и погребения с единичными вещами или полным их отсутствием, что связано, вероятно, не только с семейно-возрастными различиями, но и с имущественным положением умерших. На памятнике не встречена керамика, не характерны кости животных (кроме скелета собаки в погребении 19). Материалы могильника отражают процесс формирования западной групп древней пра-удмуртской общности.

Голдина Р.Д., Лещинская Н.А.

Цитируется по изд.: Уральская историческая энциклопедия. Издание 2-е дополненное и переработанное. Челябинск, 2000, с. 15.

Литература:

Худяков М.Г. Азелинский могильник // Проблемы истории докапиталистических обществ. М ; Л . 1934. № 7-8: Геиинг В.Ф. Азелинская культура lll—V ее. // ВАУ. 1963. Вып. 5.