Вьетнам государей-Тейшонов: внешняя и внутренняя политика
Используя результаты военных побед, Куанг Чунг стремился построить отношения со Срединной империей на боле или менее равной основе. После серии внешнеполитических мероприятий маньчжурский двор признал Куанг Чунга правителем (куок-выонгом) Вьетнама и отказался от поддержки дома Ле. Таким образом, угроза с севера была устранена. Боле того, Китай был одним из главных торговых партнеров Вьетнама.
В созданном Куанг Чунгом государственном аппарате ответственные посты занимали военачальники армии тэйшонов. Введена была новая система набора в армию: из трех налогоплательщиков один должен был идти в солдаты.
Аграрная политика Куанг Чунга преследовала цель сделать общину экономической опорой государства. Его указы предусматривали возвращение крестьян на землю, обязательную обработку заброшенных и целинных земель. Формы получения земельного налога оставались традиционными, однако размер его были ниже, чем при Чинях.
В сфере духовной жизни наиболее важными нововведениями Куанг Чунга были распространение тьы ном в качестве официальной письменности, а также расширение системы просвещения. Хотя основой для воспитания народа Куанг Чук считал конфуцианство, он и его окружение терпимо относились и к другим конфессиям. В частности, тэйшоны отменили запрет на пропаганду христианства в стране. Правда, позднее, когда католические миссионеры стали активно помогать их главном противнику Нгуен Аню, на вьетнамцев-христиан обрушились репрессии.
[18]
Цитируется по изд.: Новакова О.В., Цветов П.Ю. История Вьетнама. Часть 2. М., 1995., с. 18.