Бирма: от колонии к республике
XIX век для Бирмы — драматическое столетие: в последней его четверти она перестала существовать как самостоятельное государство, превратившись в одну из провинций Британской Индии.
Непосредственные контакты Бирмы с европейскими государствами относятся к XVIII—XIX векам. Характер этих контактов менялся, на первый план выступали то идеологические, то политические моменты.
Однако отдельные представители западного мира — купцы, миссионесы, просто искатели счастья — стали появляться здесь значительно раньше. Судьба одного из них даже тесно переплелась с судьбой далекой восточной страны.
В конце XVI века Бирма была истощена внутренними раздорами, восстаниями, войнами с соседним Сиамом и Араканом — государством, существовавшим на территории страны до XVIII века. Под натиском сиамских и монских войск, араканского флота бирманская империя распалась. Араканцам достался важный порт в дельте Иравади — Сириам (Танльин). Они оставили там гарнизон, в который входил отряд португальцев, и таможню, начальником которой сделали Филиппа де Бриту.
Сперва он регулярно высылал дань властителю Аракана, но через какое-то время, решив, что пора выйти из повиновения, провозгласил себя правителем Сириама и подчинил соседних мелких бирманских и монских феодалов. Власть его распространилась на большую территорию. Каждый корабль, проплывавший мимо берегов Бирмы, платил ему дань. «Мало кому из португальских авантюристов,— пишет советский историк И. В. Можейко,— удалось приблизиться к тем вершинам, на которые вознесся бедный португальский дворянин де Бриту. Он стал королем — предел мечтаний для каждого дворянина. И умер он королем. Правда, королевство его было невелико и просуществовало всего несколько лет».
Принудительными мерами по массовому обращению жителей в христианство де Бриту (бирманское имя его — Нга Зин) восстановил их против себя. Он осквернил буддийские храмы, приказав содрать с них золото. Все медные колокола были переплавлены на пушки и ядра. В 1613 г. бирманский император Анаупхелун (1605—1628), проводивший объединительную политику, занял Сириам и приказал казнить его властителя. Об этом событии напоминает сейчас большой колокол, преподнесенный императором Шведагону. Несколько сот бывших подданных де Бриту вместе с католическими священниками переселились в Верхнюю Бирму. Мужчинам было вменено в обязанность нести военную службу; на протяжении трех последующих веков христиане служили канонирами и мушкетерами в армии.
С упадком португальского влияния в XVII веке начался период конкурентной борьбы за Бирму между голландской и английской Ост-Индскими компаниями. Не осталась в стороне и Франция. В этих условиях немалая роль предназначалась миссионерам, выполнявшим секретные и просто дипломатические поручения и подготавливавшим тем самым почву для колониального проникновения в страну. Так, за тщательно составленный план рангунского порта миссионер Санджермано, автор знаменитого «Описания Бирманской Империи», получил от англичан пенсию. Подробные карты составил в конце XVIII века епископ Маитегацца, причем, по мнению знатоков, он сделал это более квалифицированно, нежели британский полковник Сайме. Карты итальянца уже в 1784- году «были хорошо известны, о них говорили, их копировали».
Иногда бирманские правители сами обращались за помощью к Западу. Император Танинганве в письме от 11 марта 1723 года, переданном с итальянцем Кальчи, писал о желательности развития отношений с христианскими государствами, о необходимости иметь европейских специалистов, опытных в живописи, ткацком и стеклодувном деле, астрономии, механике, географии и других науках, для обучения бирманцев.
Миссионерам нелегко было жить в чужой стране: помимо прочего, мешали различия в обычаях, привычках, представлениях. Как сказал министр-бирманец одному европейцу, «ваши и наши обычаи противоположны по многим пунктам, вы пишете на белой бумаге, мы — на черной; вы встаете, мы садимся; чтобы показать уважение, вы обнажаете голову, мы — ноги». Общеизвестна формула, отражающая и сегодняшнюю реальность, «бирманское — это буддийское». В XVIII веке обращенные в христианство люди остерегались в том признаваться, поскольку (если следовать объяснению историка У Кауна) жители Бирмы «не понимали, что кто-то может принять иную веру и не потерять при этом свою национальность».
Деятельность миссионеров тормозило также незнание местного языка и культуры. Исключение составляли лишь некоторые из них. Хорошо владели бирманским, например, Нерини, Санджермано, Перкото, Карпани. В школах, где они преподавали, обучение, по словам У Кауна, было поставлено гораздо лучше, чем в других учебных заведениях. Итальянцам принадлежал ряд специальных работ по языку.
Их начинание удачно продолжил Адонирам Джадсон. Миссионер, много сделавший для утверждения христианской религии в стране, за что в США его величают «отцом американских миссий Бирмы», он одновременно был автором серьезных лингвистических трудов, создателем бирмано-английских и англо-бирманских словарей разного типа и объема. В 1963 году в честь 150-летия со дня приезда четы Джадсонов в Бирму здесь были проведены заседания, прочитаны доклады, учрежден юбилейный комитет. Общественность страны стремилась почтить память востоковеда, ряд исследований которого сохранил свою ценность до наших дней.
Надо сказать, что вообще отношение бирманской интеллигенции к европейцам и их культуре довольно сложно, во всяком случае неоднозначно. Когда речь заходит о проблемах взаимовлияний, в частности о культурном воздействии Англии на Бирму, чаще всего высказываются две крайние точки зрения: либо всячески преувеличивается цивилизаторская миссия англичан, либо полностью отрицается положительное влияние их культуры.
Бирма стала колонией Великобритании не сразу, а была захвачена в ходе трех войн, растянувшихся на шестьдесят лет. Во время первой войны (1824—1826) бирманская армия нанесла ряд поражений противнику. Революционный демократ Добролюбов, говоря об этих сражениях, подчеркивал «воинскую славу бирманов», которых возглавлял выдающийся полководец генерал Бандула (1782—1825). Несмотря на мужество защитников, война была проиграна. Англия оккупировала две важные провинции на юго-западе и юго-востоке страны. После второй войны 1852 года в руках англичан оказались самые плодородные и богатые области. Но в Верхней Бирме, столицей которой был воспетый поэтами Мандалай (по-бирмански он звучит как Мандалей), еще тридцать три года, вплоть до 1885, правили бирманские короли, в том числе знаменитый Миндон (1852—1878).
Иностранцы — англичане, французы, американцы, русские,— бывавшие при его дворе, сходятся в том, что это был широко образованный человек, интересовавшийся западной системой просвещения. Своих сыновей он отдал в школу американского миссионера. Его брат принц Канаун отправил дочерей обучаться в христианский монастырь. Ему, кстати, принадлежат слова: «Без науки не избавишься от Англии».
Русскому путешественнику Пашино Миндон показал «Жизнеописание Петра Великого», воспроизведенное на пальмовых листьях, заявив, что это его любимая книга. Говорили, что бирманскому королю нравилось, когда его сравнивали с Петром Первым. Пашино так описывает церемонию приема иностранцев Миндоном: «Фразу императора повторяет министр двора, лежащий ничком на полу. Эту же фразу повторяет государственный казначей, но только гораздо громче, адресуя ее переводчику. Последний передает ее вам двумя словами, вроде благополучно ли вы доехали. Вы отвечаете, что несчастий с вами дорогой не было. Ваш ответ передается переводчиком высокопарно и многословно государственному казначею. Тот при передаче вашего ответа министру двора прибавляет еще несколько фраз, а последний, возвышая голос, нараспев говорит такую продолжительную речь, что приводит вас в изумление, потому что ваш ответ состоял только из нескольких слов».
Стремясь превратить Верхнюю Бирму в сильное государство, Миндон провел ряд прогрессивных реформ. При нем были построены заводы, закуплены пароходы, началась чеканка монеты и пр. Он старался установить дружественные отношения со многими странами, чтобы упрочить позиции Бирмы перед лицом агрессивной Англии. Но после его смерти в стране разгорелась борьба за престол. Император, у которого было пятьдесят три законных жены, сорок восемь сыновей и шестьдесят две дочери, не назначил преемника. Внутриполитическая обстановка осложнялась тем, что каждого из претендентов поддерживали европейские державы.
Две недели длилась третья война. Низложение последнего правителя из династии Конбаун Тибо (1878—1885) и высылку его из страны современники восприняли как знак порабощения Бирмы. Свидетелей увоза королевской фамилии случилось много. Семь километров, отделявших мандалайский дворец от пристани, где Тибо должен был сесть на пароход, кортеж двигался между рядами британских солдат, за которыми стояли толпы бирманцев, и среди них будущий писатель Такин Кодо Хмайн, тогда еще мальчик. Он горько плакал и, лишь только король появился на пристани, побежал в пагоду. «Поклонившись с почтением изваянию Будды, он сказал: „Народ стал отныне рабом. Пусть же в будущем, о Будда, он снова станет свободным„» — так описывается этот горький для страны и каждого бирманца день.
После смерти Тибо его супруга Супаялат вернулась в Бирму, и Такин Кодо Хмайн не раз встречался с нею. В стихах, созданных в связи с ее кончиной (1925), он вспомнил о печальных днях сорокалетней давности, очевидцем которых оказался.
В 1886 году вся Бирма была включена в состав Британской Индии в качестве одной из ее провинций, однако Англии понадобилось несколько десятилетий, чтобы окончательно завладеть страной. Здесь долго не прекращалось партизанское движение.
Специфика экономической, политической и общественной жизни Индии, по словам Маркса, заключалась в потере старого мира без приобретения нового. Эти слова можно отнести и к Бирме. В колониальной системе Великобритании ей отводилась роль основного поставщика риса. С открытием Суэцкого канала (1869) положение изменилось. Цены на рис на мировом рынке поднялись, площади под этой культурой стали расширяться, выросла и численность населения в областях (в первую очередь в дельте Иравади), где находились годные для освоения земли. Оно росло также за счет того, что из разных районов Индии в соответствии с официальной политикой английских властей ввозились крестьяне и сезонные рабочие: потребность в рабочей силе была велика. Эта иммиграция позволяла снижать цену на труд. (Существовала четкая градация: из служащих самую высокую заработную плату получали англичане, затем англо-индийцы и индийцы, совсем низкую — бирманцы.) Часть индийцев потом возвращалась на родину, часть же оседала в Бирме.
Кроме батраков, в страну прибывали ростовщики, помещики, торговцы. Слово «четти» — человек из касты торговцев и ростовщиков в Южной Индии — вошло в бирманский язык в индийском звучании. Именно так — «четти», «четть-ярами» — называли жестоких и скупых ростовщиков. В сознании многих бирманцев индийцы (даже бесправные кули) связывались с англичанами.
Первая мировая война непосредственно коснулась Бирмы, выставившей около 19 тысяч солдат. Отсюда в Индию, а потом в Англию шли кожа, тик, нефть, вольфрам и в первую очередь продовольствие. Но мировые цены на рис значительно упали. С закрытием рисовых мельниц увеличилась безработица среди рабочих этой отрасли. Сократились доходы крестьян. Цены на продовольственные товары повысились на 25 процентов, на одежду — более чем в 2 раза.
Годы войны были отмечены нарастанием антиколониальных настроений, затронувших разные слои населения. Усилилась антиимпериалистическая борьба в Индии, и ее Бирманская провинция вступила в период политического подъема.
Деятели Бирмы не раз подчеркивали влияние Великого Октября на освободительное движение в стране. Такин Кодо Хмайн писал, например, что «после Великой Октябрьской социалистической революции борьба бирманцев за национальную независимость разгорелась с новой силой».
Активизации этой борьбы заметно содействовали монахи, испокон века пользующиеся влиянием в народе. В конце 20-x годов монах У Визара решительно поддержал крестьян, отказавшихся платить налоги. Он был осужден властями и скончался после 166 дней голодовки. Смерть патриота вызвала волну антибританских демонстраций. Позже в Рангуне ему поставили памятник. Большой резонанс в стране получил выпад против генерал-губернатора Бирмы Р. Крэддока. Известный политический деятель У Отама на митинге в присутствии многих людей крикнул: «Крэддок, убирайся домой!»
В 1930 году была создана ассоциация «Наша Бирма!», сыгравшая значительную роль в расширении национально-освободительного движения. Ее члены стали называть себя «такинами» («господин», «хозяин»). Прежде это слово употреблялось только применительно к англичанам, теперь оно вошло составной частью в имена членов организации, которые тем самым подчеркивали, что бирманцы — хозяева своей земли. Читатель еще встретится со многими такилами — руководителями рабочего движения Такин Чхи Мауном, Такин Лвином, прозаиком Такин Ба Тауном и др.
В том же году началось восстание, известное в истории как Крестьянское восстание, Таравадское восстание, или восстание под руководством Схая (Сая) Сана. Оно продолжалось до 1932 года и носило явно антиимпериалистический характер. В ходе его были выдвинуты политические лозунги, выражавшие интересы широких слоев населения. Важно, что в нем участвовали не только бирманцы, но также шаны, карены, индийцы. Повстанцы создали свою организацию — объединение галоунов. Это название было понятно каждому: галоун в бирманской мифологии — птица-исполин, царь пернатых и пожиратель змей. В соответствии с традицией Схая Сан (Учитель Сан) провозгласил себя императором и заложил новую столицу в джунглях на горе Алаун. Англичане бросили на подавление восстания регулярные части, были вызваны даже войска из Индии. Схая Сана схватили. На суде он сказал: «Я не боюсь умереть, я знал, что, если буду арестован, меня рано или поздно приговорят к смерти. Но я исполнил свой долг и верю, что мои революционные последователи будут сражаться до конца».
Большое участие в общественно-политической жизни страны принимало студенчество. В историю вошли первый (1920) и второй (1936) университетские бойкоты. В 1938 году студенты включились в марш рабочих-нефтяников на Рангун.
Этот поход, как и забастовка нефтяников, окончился поражением, но он стимулировал дальнейший рост патриотических сил. Правительство доктора Ба Мо, созданное в результате формального отделения Бирмы от Индии (чему предшествовала многолетняя борьба), весьма жестоко расправлялось с непокорными рабочими, крестьянскими активистами и студентами. Противоречия между британскими властями и реакционными лидерами отступали на задний план перед лицом общего противника — растущих демократических сил страны.
С середины 30-х годов более заметный интерес к Бирме стала проявлять Япония. Расширялись японо-бирманские торговые отношения, открывались японские предприятия, крепли неофициальные политические связи. В конце десятилетия в Бирме находилось множество японских агентов, которые действовали в городах и деревнях под видом главным образом врачей и фотографов. Они распространяли идею «освободительной миссии» Японии на Востоке. Национальная пресса помещала статьи, восхвалявшие Страну Восходящего Солнца. Широко пропагандировался лозунг «Азия — для азиатов!».
В начале 1939 года состоялось официальное открытие важнейшей стратегической дороги, ведущей из китайского города Куньмин к пункту Намкаму на бирманской границе. На территории Бирмы сухопутная дорога к Намкаму была проложена задолго до того. Когда милитаристская Япония напала на Китай, там тоже приступили к строительству шоссе. Эта дорога, по которой англичане и американцы доставляли оружие и провиант, явилась камнем преткновения в англо-японских и японо-американских отношениях. Бирма, будучи частью Британской империи, была втянута в межимпериалистические противоречия и стала объектом японской экспансии.
Бирманцы, настроенные резко антианглийски, поскольку видели в британском империализме основного, непосредственного угнетателя, не столь остро восприняли угрозу со стороны Японии. И только коммунисты (Компартия была образована в 1939 году) выступали с последовательно интернационалистских и антимилитаристских позиций. В. Ф. Васильев отмечает, что они «боролись с прояпонскими тенденциями в Бирме, опираясь на поддержку индийских коммунистов, контакты с которыми все возрастали», предупреждали против того, чтобы рассматривать помощь японцев как «золотую возможность осуществления давнишних мечтаний изгнать из Бирмы англичан». К сожалению, в решающий момент руководящие деятели компартии оказались в тюрьмах.
Япония обещала поддержку в достижении политической независимости, помощь в создании армии с командным составом из бирманцев. Осенью 1941 года возглавляемая Аун Саном, будущим национальным героем Бирмы, группа «30 товарищей» («30 йебо») 1 прибыла в Таиланд и приступила к организации армии. Эту группу составляли многие славные сыны бирманского народа. В соответствии с традицией они все сменили свои имена на звучные псевдонимы: полковник Аун Сан, командующий армией, стал Боу Те За («Могущественный предводитель»), Такин Шу Маун — Боу Не Вин («Сияющий, как солнце») 2; У Хла По — Боу Ле Я («Предводитель правой руки»), У Хла Мьяйн — Боу Ян Аун («Победитель врагов») и т. д. К ним присоединились сотни эмигрантов. Желая сохранить силы, Аун Сан и его соратники, движимые одним стремлением — свергнуть английское господство, продолжали сотрудничать с японцами, несмотря на то что начинали понимать истинные цели Страны Восходящего Солнца. В Армию Независимости входили подлинные патриоты — крестьяне, рабочие, городские низы. Во главе стояла революционная молодежь.
Военные действия в Юго-Восточной Азии Япония развернула в декабре 1941 года. Через неделю был захвачен мыс Виктория, где находился аэродром, связывавший Сингапур с Индией. Таким образом, оккупация Бирмы началась с юга. «В январе проблема заключалась в том, чтобы выбраться из Моламьяйна, в феврале — чтобы пересечь Ситаун, в марте — как выбраться из Рангуна, в апреле — из Енанджауна, к началу мая — как бежать из самой Бирмы»,— сообщал один из очевидцев.
Вместе с англичанами Бирму покидали бирманцы — высшие чины бюрократического аппарата, а также множество индийских ростовщиков, торговцев, чиновников. Уходили и трудящиеся индийцы, предоставленные самим себе. В горах на границе с Индией погибло немало людей. Отступая, британские части выводили из строя промышленные и транспортные объекты, уничтожали имущество «Бирма ойл компани» и пр.
В мае 1942 года японцы захватили Мандалай, позже вышли к китайской границе. Они вынашивали планы вторжения в Индию. Бирме при этом отводилась роль плацдарма. Одновременно с японскими дивизиями в страну вступила Армия Независимости, которую бирманский народ воспринимал как армию-освободительницу и которую повсюду встречали с воодушевлением. Вначале она насчитывала около 3 тысяч солдат, но ряды ее быстро росли. К ней присоединялись даже монахи, а также солдаты, дезертировавшие из местных английских частей.
Армия осуществила ряд удачных военных операций, что поднимало дух ее солдат. Аун Сан подчеркивал позднее, что по искусству ведения партизанской войны она имеет право претендовать на почетное место среди всех армий мира. «В XIII веке,— писал он,— татарские орды Хубилай-хана обрушили всю свою мощь на шатающийся трон Паганской династии. Бирманские воины на тяжелых слонах, опытные только во владении копьем и мечом, не смогли устоять перед конными лучниками Хубилай-хана и отступили на юг. Уходя, они прибегли к тактике выжженной земли, эвакуировали гражданское население и начали партизанскую войну. В конце концов Хубилай-хан должен был уйти из Бирмы. В XVIII веке продвижение монов с юга дезорганизовало жизнь страны. Алаунпая, стремившийся воссоединить нацию, сперва выступил в качестве партизанского вожака. Объединив отряды, действовавшие в разных концах страны, он сумел создать сильное государство и добиться национального единства».
На бирманской земле японские войска вели себя как захватчики. В выпущенном в те дни манифесте Единого антиимпериалистического фронта народов Бирмы (созданного в 1944 году и позднее получившего название «Антифашистская Лига народной свободы») говорилось: «В настоящее время мы, бирманцы, находимся под железной пятой японских фашистов... Каждый день подвергают поруганию наши религиозные святыни. С уважаемыми людьми и преступниками обращаются одинаково. Наносятся оскорбления чести наших женщин. Японцы отнимают у нас продовольствие. Продукты... обмениваются на лишенную стоимости японскую валюту... Людей отправляют на принудительные работы; наше положение не лучше, чем положение животных».
Своих обещаний японское командование в не выполнило. Оно отдало приказ распустить Армию Независимости. Это наносило удар по планам тех националистов, которые вступили в контакт «с японскими империалистами прежде всего в надежде создать свою собственную национальную армию как боевое средство достижения независимости».
Однако вместо расформированной Армии Независимости была образована Национальная Армия, и она 27 марта 1945 года поднялась против оккупантов. Ее поддержал весь народ, и вспыхнуло восстание. Этот день вошел в историю страны как День Сопротивления. 1 мая был освобожден Рангун. Через два дня в город вступили союзные войска. Англичане вновь заняли Бирму, и начался следующий этап национально-освободительной борьбы.
19 июля 1947 года было совершено злодейское убийство. Ворвавшиеся на заседание кабинета министров наемники, руку которых, как известно, направляли бирманские реакционеры, застрелили Аун Сана и его соратников. «Народ потерял лидеров, которых безмерно уважал и которым бесконечно доверял»,— писал тогда выдающийся политический деятель Такин Чхи Маун. Но дело Аун Сана и всех борцов за национальное освобождение не пропало. 4 января 1948 года Бирма получила независимость.
Задачи, вставшие сразу же перед молодым суверенным государством, были чрезвычайно сложны. Необходимо было преодолеть однобокую специализацию на монокультурный экспорт, вывести экономику страны из застоя, избавиться от засилья иностранного капитала, решить ряд социальных проблем в городе и деревне и т. д.
Внутриполитическая обстановка была крайне напряженной. Борьба вокруг проблем социально-экономической политики приняла отчетливо классовый характер. Находившееся у власти правительство Антифашистской Лиги народной свободы во главе с У Ну охотно пользовалось поддержкой иностранных держав, в первую очередь Америки. Швейцарская газета «Нойе цюрхер цайтунг» писала в 50-е годы: «Свободный Запад должен терпеливо помогать Бирме, чтобы воспрепятствовать возможному дальнейшему продвижению коммунизма через Бирму, эти ворота, ведущие в Индию». Коммунистическая партия и другие демократические организации страны ушли в подполье. В марте 1948 года началась гражданская война, а через несколько лет в страну вторглись гоминьдановские войска. Они и после разгрома в середине 1955 года сохранили контроль над некоторыми труднодоступными районами. Принятый в 1953 году закон о национализации земель фактически не проводился в жизнь. Широко разрекламированный «план Пидота», суливший процветание каждой семье, не был реализован. Уже при его разработке был допущен ряд просчетов. И к 1960 году бирманская экономика не достигла даже довоенного уровня.
В марте 1962 года власть в Бирме перешла к Революционному Совету. Как заявил его глава генерал Не Вин, этому способствовало ухудшение политического и экономического положения в стране. Вскоре была утверждена декларация «Бирманский путь к социализму», поддержанная прогрессивными силами страны. Центральная идея этого документа — отказ от капиталистического пути развития, ограничение капиталистического уклада и постепенная трансформация его в сторону социализма.
Был проведен ряд мероприятий, направленных на ликвидацию позиций иностранных монополий в промышленности, в банковской системе, внутренней и внешней торговле. Приняты важные аграрные законы (например, об отмене аренд[1]ной платы помещикам и др.).
К 70-м годам правительству удалось добиться некоторой стабилизации экономики. В 1969/70 году валовой национальный продукт на 8,9 процента превысил уровень 1964/65 года (считается наиболее показательным). Состоявшийся в июле 1971 года первый съезд Партии Бирманской социалистической программы (ПБСП) принял важный документ «Директивы по разработке и осуществлению национального плана экономического развития». Главная цель этой программы, рас[1]считанной на двадцать лет,— «заложить экономические, социальные и политические основы для построения социализма». Она отражает поставленные партией задачи — превратить страну из аграрной в аграрно-индустриальную, вдвое повысить жизненный уровень населения, развивать социалистические производственные отношения, добиться ежегодного прироста производства на 2 процента, полностью ликвидировать безработицу. В 1973/74 году в валовом национальном продукте доля государственного сектора составляла около 35 процентов, кооперативного — более 8, частного — 57 процентов.
В Основном документе Международного совещания коммунистических и рабочих партий (1969) отмечалось, что в не[1]которых странах бывшего колониального мира социалистическая ориентация «пробивает себе дорогу, преодолевая большие трудности и испытания». В городе и деревне Бирмы есть силы, которые противятся демократическим преобразованиям. Кроме того, нерешенной остается одна из самых острых и сложных проблем — повстанческое движение. Историк А. Ф. Малов так характеризует основные группы, ведущие борьбу против правительства (по данным иностранной прессы, они насчитывают в общей сложности 20 тысяч человек): нелегальные Национальный демократический объединенный фронт (основан в 1959 году) и Национальный освободительный фронт (создан в 1970 году); феодально-сепаратистские и националистические организации (Шанский национальный союз, Качинская армия независимости и др.). Особенно активизировалась деятельность противников режима в середине 70-х годов, и это не случайно. Усилились экономические трудности; из-за нехватки риса, масла и других продовольственных товаров бастовали рабочие; антиправительственные эле[1]менты спровоцировали столкновение между бастующими и полицией и т. д.
1974 год ознаменовался крупным событием, имеющим важное значение для демократического, прогрессивного раз[1]вития Бирмы,— вступила в действие новая конституция. Революционный Совет, которому в течение предыдущих двенадцати лет принадлежала вся полнота власти, сложил свои полномочия. В соответствии с положениями конституции было сформировано правительство: Государственный совет и Совет министров. Глава государства — председатель Государственного совета, являющийся президентом. Тогда же состоялись выборы в однопалатное Народное собрание, избираемое населением на четыре года. В выборах в Народное собрание и местные Народные советы участвовало 94,6 процента избирателей. (В некоторых районах из-за действий повстанцев выборы не проводились.)
Согласно конституции, Социалистическая республика Бирманский Союз — суверенное независимое многонациональное государство трудящихся, свободное от эксплуатации человека человеком и одной национальности другой. Принятие основного закона должно содействовать более широкому проявлению народной инициативы в строительстве нового общества. После передачи власти Народному собранию начался следующий этап развития Бирмы и сдвиги будут, очевидно, определяться прежде всего экономическими успехами.
Цитируется по изд.: Западова Е.А. В стране, где течет Иравади. Очерки культуры современной Бирмы. М., 1980, с. 6-17.
Примечания
1. «Небо тоунчхей» — так называют тех, кто участвовал в создании Армии Независимости.
2. Боу Не Вин ф актине сии, стало именем собственным нынешнего президента страны, только «боу» («офицер») сменилось на традиционное «у» («господин»).