Чехия. Религиозная борьба в XVI веке.
Для общественной жизни Чехии и Моравии XVI века характерна борьба между религиозными течениями. Чешские утраквисты приблизились к католический церкви и оказались весьма консервативными в сравнении с лютеранами Германии. В чешском обществе появились и приверженцы лютеранства - неоутраквисты. Между обеими группировками возникли конфликты. Затем существовала еще с середины XV века община чешских братьев, духовным отцом которой был Петр Хельчицкий (около 1390 - около 1457), противник католической церкви и угнетения народа, стоявший однако за мирные средства изменения общества. О Хельчицком сохранилось мало сведений. Идет полемика о его происхождении, образовании, имени, датах жизни. Лишь в начале XX века русскому ученому Н.В. Ястребову удалось воссоздать картину литературной деятельности Хельчицкого. Его сторонники появились в Чехии только в 40-х годах XV века. В 1453 году группа сторонников идей Хельчицкого основала Общину чешских братьев. Иржи из Подебрад разрешил им поселиться на границе с Силезией, где братья и занимались земледельческим трудом. В 1467 году произошло официальное оформление Общины. Она выработала свое учение, избрала епископа и совет.
Первоначально в Общину не принимались имущие. После 1474 года была проведена реформа и выработана новая догматика, получившая перевес в 1490 г. на синоде Общины. Братьям теперь позволялось заниматься торговлей и промыслом. Большинство Общины, принявшее новые правила, стало называться «болеславские братья» - по их центру в городе Млада Болеслав. К началу XVI века Община объединяла около 10% всего населения Чехии, включая и представителей дворянства.
В 20 -30-е годы XVI века в Общине снова проявились две линии. Сторонники нового направления подчеркивали значение образования и приближения ко всем прочим слоям общества. Они победили, в 1532 - 1533 году стало ясно, что учение Общины приближается к взглядам Цвингли и Лютера, к европейской реформации. Но борьба Общины с чешскими утраквистами продолжалась в течение всего XVI века.
В Чехии появилось и много мелких радикальных сект. Особенно укрепились в Моравии анабаптисты. Фердинанд I выступал против всех некатолических течений, добивался слияния консервативного утраквизма с католичеством. Против королевской политики выступила в 1546 - 1547 годы только Община чешских братьев. Она демонстрировала свое несогласие с королевской политикой в религиозных вопросах и свою солидарность с евангелическим лагерем Германии. Последовали репрессии. Епископ Общины Ян Аугуста был надолго заключен в темницу.
Фердинанд I решил возобновить Пражское архиепископство, что и было осуществлено в 1561 году. В Прагу были приглашены иезуиты. В 1562 году последовали нападки короля на утраквистов, но в 1564 году он умер. Его наследник Максимилиан II, не столь усердный в преследовании некатоликов, все же остался в рамках габсбургской политики. Он не подтвердил Аугсбургскую конвенцию, не утвердил и конфессию Общины чешских братьев. В 1575 году лютеране и чешские братья выработали общую конфессию. Этот теологический по форме документ был по содержанию чисто политическим и стал предметом продолжительной борьбы между королем и сословиями. Король в конце концов согласился уважать религиозные свободы, сформулированные в конфессии, но подтвердить свое согласие письменно отказался. Религиозный вопрос превратился в главный предмет спора между сословной оппозицией и королем. С 80-х годов XVI века рекатолизация поддерживалась в Чехии испанско-католическим лагерем, а евангелические сословия находили союзников в лагере противников Габсбургов.
История южных и западных славян (учебник). Под ред. Матвеев Г.Ф., Ненашева З.С. М., 1989.