Шведагон

Шведагон, главный храмовой комплекс страны [Бирмы], место паломничества буддистов из других государств — частица жизни каждого бирманца. С ним связан ряд исторических событий. Без вознесшегося над городом золотого шпиля невозможно представить себе Рангун. Очевидно, из-за Шведагона Бирму часто величают «страной золотых пагод». Между тем это не совсем верно: буддийские святилища в основном белого цвета.

Существуют многочисленные легенды и о размерах первого Шведагона, и о его основании около двух с половиной тысяч лет назад. По одной версии, в его подземельях спрятаны несметные сокровища. Событие недавнего времени за[1]ставило неожиданно вспомнить именно об этой версии. После муссонных дождей 1976 года на холме, где стоит пагода, образовался провал в 200 метров длиной (20 метров в ширину и 10 в глубину). На месте оползня бригада инженеров из Технологического института обнаружила пещеру, уходящую куда-то под фундамент. Потолок пещеры выложен кирпичом, пол зацементирован. При раскопках заваленного землей входа обнаружились ступеньки, ведущие вниз. Сантиметр за сантиметром продвигались люди, пока не появилась вода. Было принято решение работы приостановить и возобновить их тогда, когда ее откачают. Подтвердится ли легенда?

Буддизм — основная религия Бирмы: его исповедуют более 80 процентов населения страны. В различных книгах, статьях, высказываниях местных государственных и общественных деятелей неизменно подчеркивается его воздействие на весь уклад жизни. Здесь часто повторяют: «Быть бирманцем — значит быть буддистом». Всякий знает легендарную биографию основателя учения, сына влиятельного кшатрия из рода Шакьев, а затем отшельника Сиддхаратхи Гаутамы, ставшего Буддой, т. е. Просветленным. Чрезвычайной популярностью пользуются джатаки — рассказы о его перевоплощениях, композиционно оформившиеся, по мнению ученых, около III—II веков до н. э. Каждая джатака открывается  описанием события, свидетелем которого стал Будда. Оно ассоциируется у него с каким-нибудь аналогичным случаем в одном из его собственных прежних существований (скажем, когда он был принцем, слоном и т. д.), и он начинает свое повествование. В конце он отождествляет героев притчи с участниками конкретного события. Огромными тиражами издаются книги, в которых в доступной форме излагаются принципы и заповеди этого вероучения, обстоятельства, связанные с жизнью Будды. Школьники-буддисты перед началом урока обязательно произносят молитвы и т. д.

Исповедующие буддизм убеждены, что все существа проходят через цепь перерождений и в зависимости от поступков, совершенных в прошлом, возрождаются то в одном, то в другом облике. Достижение нирваны — высшего состояния, позволяющего выйти из круговорота бытия, — цель, к которой они стремятся. Идея «сансары» (санскритское «странствие») для них не нуждается в доказательствах. Современный исследователь-бирманец пишет: «Жизнь после смерти есть не только основная вера народа Бирмы, но точно установленный факт. Например, моя жена еще помнит свое предыдущее существование. Она была мальчиком... единственным сыном состоятельного человека в Таунгу... В детстве она часто рассказывала родителям в Пегу о светлых днях отрочества в прежней жизни. Она могла указать место ее старого дома. Моя старшая дочь — воплощение моей матери, а младшая — тетушки по материнской линии. Как только они научились произносить слова, сразу стали вспоминать о прошлых рождениях».

В повседневной жизни подобные разговоры ведутся постоянно. По всей стране прогремела история об удивительном ребенке, который цитировал целые куски из религиозных текстов. Считалось, что в предшествующем существовании он был монахом. Конфликтные ситуации многих литературных произведений строятся на вере в перерождения. Один из примеров— новелла До Кхин Мьоу Чхи (родилась в 1915 году) «Торжество Электры». С первых дней появления героини на свет ее возненавидела собственная мать, решившая, что девочка является воплощением бывшей возлюбленной мужа. В конце концов мать бросила семью, а дочка осталась с парализованным отцом и двадцать лет самоотверженно и преданно ухаживала за ним. После смерти отца она ушла в монастырь. Обсуждая этот случай, другие персонажи высказывались в том смысле, что так оно и было, как думала мать. Иначе, почему бы девочка столь преданно ухаживала за отцом...

Будучи в Бирме, я какое-то время квартировала в доме одной милой и очень хлебосольной женщины. Она была твердо убеждена, что в прошлых существованиях мы с нею состояли в тесных родственных отношениях. «По-иному не объяснить, — говорила она,— отчего человек из далекого Ленинграда поселился именно у меня».

Бирманцы с уважением относятся к мнению других людей и не станут навязывать собственную точку зрения, но внутренне уверены в своей правоте. Любое существо после гибели своей телесной оболочки возрождается в другом теле соответственно «закону кармы» — возмездия-воздаяния за совершенные ранее поступки. «Вращающееся колесо — вот символ ряда жизней, определяемых принципами кармы... Колесо жизни дает нам новые возможности, с помощью которых, если мы захотим, мы сможем улучшить нашу судьбу. В этом колесе постоянно поднимаются и опускаются не только люди, но и живые существа», — поясняет индийский философ Радхакришнан. Можно в дальнейшем стать небесным созданием, человеком, наделенным разумом, но не исключена возможность обрести облик бездомного духа, обитателя ада, животного. (Среди последних самой низкой тварью считается со[1]бака, и для бирманца всякое сравнение с ней оскорбитель[1]но. Сказать о человеке «верный пес», «хватка бульдога» — значит сильно обидеть его.) Тот, кто умирает насильственной смертью, вряд ли поднимется выше по кругу перерождений. Смысл конечного спасения — выход из сансары, прекращение рождений, нирвана. Бирманские влюбленные клянутся друг другу в верности не на всю жизнь, не до последней березки, как это сделали бы в России, а так:

Мы пройдем с тобою через бесконечную сансару вместе

До того, как достигшем мирного берега нирваны.

«Закон кармы» возлагает на человека ответственность за правильность его теперешней жизни. Новое рождение является ее естественным следствием. Каждое существование — это кармическое воздействие предшествующих и причина будущего. Под кармой подразумевается некая сила, стоящая над всеми поступками и определяющая конкретную форму нового воплощения. От поведения и мыслей человека в его прошлых жизнях (а они были настолько праведными, что он возродился человеком, а не животным и пр.) зависит его возвращение в настоящий мир, его материальное положение и социальный статус. Поэтому так важно для верующего совершить «доброе дело» и в результате получить «награду».

В системе бирманского буддизма учение о «награде», «заслуге» занимает чрезвычайно видное место. Ведь чем больше «заслуг» накоплено здесь, тем тверже уверенность, что в следующей жизни ожидает здоровье и знатность. «Награду» скажем, может принести приглашение монахов для чтения молитв и соседей для слушания их, соблюдение поста, прием гостей, стрижка (девушками) ногтей на руках и ногах пожилых женщин в первый день Нового года — в газетах помещаются снимки, запечатлевающие трогательную сценку.

Состоятельные люди в этих целях строят культовые сооружения, а те, у кого денег нет, объединившись деревней или городской улицей, сообща возводят одну ступу. На территории Шведагона немало таких сооружений. Писательница Дагон Кхин Кхин Лей на свои средства при жизни выстроила религиозное здание в современном стиле, что и зафиксировано над входом в него. Как подмечает исследователь До Ми Ми Кхайн, каждый даритель чувствует удовлетворение, когда произносит традиционную формулу: «Ахмья, ахмья!» («Поровну, поровну!»), т. е. призывает своих знакомых разделить с ним «награду» от совершаемого им благочестивого поступка. А те отвечают: «Таду, таду!» («Да будет так!»). И бирманские праздники — обычный, традиционный буддийский, городской или деревенский, просто семейное торжество — все они в конечном счете опираются на идею совершения «хорошего поступка», «делания добра».

Официальная история буддизма в Бирме начинается с XI века и связана с образованием первого на ее территории централизованного государства, известного как «Паганское царство». В стране утвердилась та ветвь вероучения, которая именуется «хинаяна» (малая колесница) и согласно которой «спасение» предполагается возможным только для монаха. Главным в поведении последовательного адепта считается отказ от связей с мирской жизнью. Вместе с тем национальные формы буддизма (тайский, цейлонский, бирманский) складывались в процессе соединения философских доктрин его школ и религиозно-этической системы в целом с культурным комплексом и религиозными представлениями населения конкретной страны. Распространяясь в Бирме, буддизм приспосабливался к местным традициям и верованиям, в известной степени поглощал их. В качестве составной части в него вошел и анимизм.

Принятие новой религии не заставило бирманцев отказаться от веры в сверхъестественные силы, в добрых и злых духов. Они и сейчас убеждены, что каждое живое существо, даже каждая вещь имеет своего ната. Едва только человек появляется на свет, в него вселяется дух-хранитель. Располагается он обычно в голове (именно поэтому голова — самая священная часть тела), обеспечивает удачу и здоровье. Потом на протяжении всей жизни в честь этого ната выполняются различные обряды, связанные с наиболее важными возрастными циклами. Если же он вдруг покинет человека, то на последнего сразу обрушатся несчастье и хвори.

В доме всегда присутствует дух дома. Кокосовый орех, подвешенный на красной ленточке (ша ни), — подношение духу — есть в каждом доме. На окраине селения строится жилье для ната — покровителя деревни, который оберегает ее жителей от врагов и эпидемий. В Рангуне, в районе Чимйиндайн, например, находится несколько небольших, на уровне человеческого роста, домиков из бамбука и дерева. Это

помещения для духов, призванных охранять одну из улиц. Защитникам целой социальной группы оказывается общественное уважение, им подносят дары, испрашивают у них разрешения и пр.

Существуют духи деревьев, камней, садов, ручьев и т. д. Если, например, срубят дерево, а ритуальные церемонии не будут совершены, то нат может обидеться, покинуть свое убежище и стать бродячим. А такие очень опасны: их трудно обнаружить, а следовательно, нельзя выполнить положенные обряды, т. е. умилостивить. Бирманцы рассказывают множество историй о непонятных происшествиях, связанных с духами.

— Когда человек умирает, — объясняла мне девушка-буддистка, — дух высвобождается и бродит семь дней, не понимая, что произошло. Он передвигается на машине, на пароходе или просто ходит туда-сюда. Дважды в день его кормят. На седьмой день зовут монахов, одаривают их, угощают и просят помолиться за то, чтобы в будущей жизни покойный возродился человеком. В этот день «эйн саун нат» (дух дома) заявляет духу умершего, что тот не должен больше здесь жить, смущать и беспокоить членов семьи, особенно детей. И дух понимает, что человек умер. Он начинает плакать, ибо ему очень не хочется покидать дом. Вечером входную дверь держат открытой, ставят около нее таз или тарелку, наполненную пеплом (обычно от сожженной бумаги). Ровно в пол[1]ночь дух переступает порог, оставляя на пепле свой след. Очень многие «видели» его собственными глазами. Дух выходит «спиной», потому его единственный след повернут пяткой назад.

После смерти ребенка школьного возраста учитель строго предупреждает покойника, запрещая ему приходить в класс и звать своих друзей к себе. В связи с кончиной государственного служащего администрация издает официальный приказ (пьяндан), который зачитывают над телом умершего и вывешивают на доске. Там говорится примерно следующее: «С сего дня директор разрешает тебе уйти, мы на тебя не в обиде» и пр.

Люди знают, что не следует нарушать установленные правила и нормы поведения, иначе наты-хранители уйдут и от этого увеличится число натов-вредителей. Их, правда, можно задобрить, выставив маленькую корзину (кхо) с едой, — заплакал, например, ребенок, стали холодными ручки и ножки, нужно положить в кхо рис, мясо, вынести ее за деревню и бросить. Предохраняет от них и татуировка.

Те, кто верит в духов, никогда не скажут просто «нат», а обязательно употребят вежливую форму — «Ашин чжи» (Большой хозяин). Некоторые женщины способны в состоянии экстаза «общаться с духами». Такого рода сеансы даются в частных домах, и на них собирается немало истинных почитателей натов.

О культе духов подробно рассказал в своих изданных на английском языке книгах «Бирманская драма» и «Народные элементы в бирманском буддизме» доктор Тхин Аун. Он сообщил, что различаются несколько групп натов, причем каждая основывается на иерархическом принципе. Одну из них образуют «37 натов», имеющих легендарных прототипов, в частности королей, королев, принцев, слуг, простых людей. Существуют официальные списки этих 37. Последний был составлен по приказу императора в XVIII веке поэтом Мьявади. «Маленькая наттами с флейтой», например, самая симпатичная и добрая из них, считается покровительницей малышей и школьников. Коль скоро ребенок улыбается во сне, значит, она развлекает его. Школьники перед экзаменом дарят ей платья, игрушки.

Для почитателей все эти наты реальны. Им подносят одежду, вино, еду, специальный чай. Известны их вкусы и пристрастия — один дух не употребляет в пищу свинину, другой не выносит резкого, одурманивающего запаха цветка дерева чампака из семейства магнолиевых, третий — запаха лука. Есть нат — куритель опиума, любитель крепких напитков. В Центральной Бирме его знают под именем У Мин Джо, или Большой брат Джо. Тамошние места богаты винной пальмой, и он содействует тому, чтобы напиток был особенно опьяняющим. Ритуальные празднества в честь этого ната сопровождаются веселыми песнями и обильными возлияниями.

Зато есть другой нат — абсолютный трезвенник. Его зовут У Шин Чжи, и он — хранитель водных дорог. С каждой лодки, плывущей по Иравади, ему непременно дарят цветы, свечи, чай, выпаренный клейкий рис, зерно кокосового ореха. Согласно легенде, в предыдущей жизни У Шин Чжи был человеком. Как-то, желая хоть немного помочь матери, он отправился с лодочниками на работу. Те оставили его на острове присмотреть за лодкой, приготовить еду и предупредили, чтобы он не играл на своей арфе. Однако феи леса, которым очень хотелось потанцевать, упросили его поиграть.

Потом они взяли с юноши слово, что он останется с ними. Лодочникам нужно было уже возвращаться домой, а феи не отпускали У Шин Чжи. Лодка не тронулась с места, пока его не сбросили в воду. Так человек стал духом. Праздник его в прибрежных районах отмечают в ноябре — декабре (месяц нато). Создана музыкальная пьеса на этот сюжет. Полна драматизма сцена, когда мать в поисках сына приходит на берег реки, а он появляется в облике ната.

Те, кто имеет отношение к искусству или науке, держат в домах фигурку Туратати (бирманизированная индийская богиня Сарасвати), изображаемой верхом на мифической птице хинта.

В прежние времена иностранец, нанимавшийся на службу к императору, обязан был произнести клятву верности, в которой, помимо прочих слов, упоминались наты на горе Поупа. Эта гора в Центральной Бирме — потухший вулкан, из кратера которого вытекает ручей, а склоны покрыты густым лесом, — считается главным местом пребывания духов. Тысячи паломников ежегодно поднимаются по живописной дороге, чтобы испросить защиты у натов-хранителей. Здесь в месяце нато проводятся фестивали, посвященные духам Махагири и др.

По традиции, император Анируда, в годы правления которого в стране утверждался буддизм, приказал поместить натов на территории крупнейшего святилища своей столицы Пагана — Швезигоне. На вопрос о том, чем вызван этот приказ, он будто бы ответил: «Люди не могут сразу перейти к новой вере. Пусть они ходят к своим старым богам...»

Натам вменяется в обязанность наблюдать за тем, чтобы люди поступали в соответствии с учением Будды. Не случайно бирманские пагоды полны фигурками разных духов. Верховный нат Тиджамин (Таджамин), без которого не обходится ни один человек в обычной жизни, четыре раза в месяц (дни полнолуния, новолуния, восьмые дни после полнолуния и новолуния) направляет посланца к людям для получения отчета от четырех натов-помощников. Он отвечает за благосостояние своих подопечных и должен быть в курсе всех земных дел. Тиджамин восседает на мягком ложе, но если что-то на земле требует его вмешательства, ложе тотчас становится твердым и жестким, как камень. Отсюда нередко встречающийся в литературе и часто повторяемый в жизни возглас-вопрос: «Неужели ложе Тиджамина никогда не станет жестким?»

Смешение различных верований отражается и на восприятии изображений Будды. Их в Бирме великое множество — от амулетов, что носят на шее, до гигантских изваяний. Считается, что после освящения статуй в них переходит сверхъестественная сила, а каждое изображение или символ Будды (ступа, дерево, под которым на него снизошло озарение, отпечаток ступни и т. д.) несет огромную «энергию». Согласно трактовке анимистов, оно имеет своих духов, обитавших в камне или дереве, из которых сделано данное изображение. После окончания его изготовления совершается обряд «открывания глаз». Среди сотен статуй в Шведагоне есть одна, по размеру не очень большая, но достаточно знаменитая. Черные глаза статуи кажутся живыми. Создается впечатление, что они следят за человеком, в какую бы сторону он ни направился.

Со статуями связано множество историй — рассказывают, что они плачут кровавыми слезами, залечивают свои раны пли обращаются с речью к верующим. О знаменитой статуе в мандалайской пагоде «Махамьят муни» созданы легенды и написаны стихи. Гигантскими изваяниями славится город Пегу. К X—XI векам относится «Золотая статуя лежащего Будды», или «Золотой Будда», длина которой 55 метров, а высота 15. Она выложена из кирпича и каменных блоков. Ложе, прическа, ступни покрыты мозаикой из кусочков цветного стекла и зеркал с вкраплением драгоценных камней. Над фигурой сооружен навес.

Недалеко от города под открытым небом покоится лежащий Будда (длина более 50 метров). В статуе, по словам монаха из местного монастыря, замурован огромный бриллиант, поэтому ее и называют «Бриллиантовый Будда» (были попытки похищения драгоценного камня). В период дождей к ней можно подъехать только на лодке. В 2 километрах от Пегу находятся четыре двадцатиметровые фигуры сидящего Будды (XV век), установленные вокруг квадратного пилона и ориентированные на страны света.

Каждый город имел статую для защиты от врагов, как своеобразный гарант существования. Если же враг разрушал ее, это было равносильно захвату города.

Верующие прекрасно осведомлены об истории жизни не только самого Будды, но и его восьми знаменитых учеников. По особым датам, связанным с буддийской общиной, перед их изображениями совершаются церемонии.

В Бирме насчитывается около 17 тысяч буддийских святилищ и 20 тысяч монастырей, где в качестве послушников или монахов пребывает какое-то время все мужское население страны. Недаром здесь широко бытует пословица: «Ты должен стать монахом, до того как станешь мужчиной». Буддийская община (сангха) построена по принципу иерархичности, причем учитывается служебное положение ее членов, степень учености, старшинство, зависящее от количества лет, проведенных в монастыре (год, пять, десять).

Условия вступления в общину и выхода из нее несложны. Так называемые временные монахи должны наряду с постоянными членами сангхи выполнять необходимые предписания и соблюдать устав. Они одинаково высоко почитаются мирянами. Военачальники, состоятельные люди не пользуются таким уважением, какое вызывают отшельники, аскеты, монахи.

С детства бирманец заучивает несколько заповедей и неукоснительно следует им в дальнейшем: «Подавать милостыню (монахам) по средствам», любить их, выполнять свои обязанности по отношению к ним от чистого сердца, говорить с ними вежливо и т. д. Каждый дом или улица знает «своего» монаха и поддерживает его, ведь, пребывая в монастыре, он собирает «награды» для самого себя и для верующих. Он считается достойнейшим человеком, поскольку имеет большие возможности для совершения благочестивых поступков и накопления «заслуг». В сельской местности и в городах он выступает главным советчиком по самым разным вопросам (хозяйственным, семейным, даже по вопросам выборов в органы власти). Его советы для мирянина — закон. Строительство дома, переселение в новую квартиру, семейные торжества, свадьба, рождение ребенка, похороны, годовщина смерти и религиозные праздники — все это сопровождается угощением монахов.

Ежедневно на рассвете по улицам городов и деревень можно видеть процессии людей в оранжевых (скорее, цвета шафрана) одеяниях с чашами в руках. За ними часто следуют мальчики (служки) из монастыря, несущие на плечах подносы на трех ножках. На них ставят то, что приготовят, встав на заре, хозяйки, — рис, сладости и т. д. Не поместившееся на подносах забирают сами монахи и послушники. Случается, что неуклюжий помощник падает и тогда все летит на землю. Об этом поется в одной из песен:

Вчера утром» я заботливо приготовила твое любимое кушанье, мой дорогой послушник.

Увы, мальчик поскользнулся на деревенской тропке, и чаши рассыпались.

Монахи и послушники останавливаются у дома, молча принимают подношения. Заходят внутрь они лишь после приглашения. Женщины-монашки, наголо обритые, в розовых одеждах, обычно произносят слова молитвы.

Расходы на содержание буддийского духовенства весьма разорительны для населения. Бирманская семья ежегодно тратит на это немало средств и времени. Помимо денег, продуктов питания, хозяйственной утвари — кувшинов для воды, подносов, свечей, строительных материалов, религиозных книг, многие жертвуют на изготовление статуй или покупают для наклеивания на них золотые пластины (производство которых налажено в Мандалае). На восстановление пострадавших от землетрясения (1975) культовых сооружений Пагана верующие собрали к апрелю 1978 года 199 тысяч кьят. Миряне, кроме того, добровольно обрабатывают монастырские земли, возделывают сады (монахам запрещено обрезать ветви деревьев, полоть сорную траву), убирают помещения и т. д.

Важное значение для бирманца имеет понятие «дхана» (подавать милостыню, дарить). Оно весьма емкое и подразумевает угощение бедных родственников, подношение веера монаху или драгоценного камня знаменитому святилищу. При всяком удобном случае ревностные буддисты стараются делать это. Одна моя знакомая, девушка лет восемнадцати, очень долго копила деньги на золотой браслет, но через короткое время принесла его в дар Шведагону. И она сама, и ее семья были счастливы, что сумели совершить столь благочестивый поступок.

В стране существуют так называемые светские (т. е. находящиеся в миру) монахи (упака). В присутствии постоянных членов общины они на особой церемонии произносят три раза формулу: «Я прибегаю к Будде, дхамме и сангхе» (Будда, закон и община — «триратна», «три драгоценные истины» буддизма), иначе говоря, обязуются чтить Будду, оказывать материальную поддержку общине, выполнять пять основных моральных предписаний: не убивать, не лгать, не красть, не прелюбодействовать, не пить спиртного.

Особая роль принадлежит учителю (схая), который, не являясь монахом, проповедует буддийское учение. У него может быть постоянная работа, но несколько раз в неделю он с разрешения Совета Шведагона приходит сюда или в любую другую пагоду на два-три часа, где за ним зарезервировано определенное место (исповедальня). Он «курирует», если допустимо так выразиться, некоторое число мирян, а они поддерживают его материально и идут к нему со своими заботами и бедами. Одного он убеждает бросить пить и объясняет, что для этого нужно, другому дает совет, скажем, жениться на женщине старше его по возрасту и т. д. Такой учитель выступает одновременно в трех лицах — как «врач-психиатр», астролог и духовный наставник.

Молодое поколение Бирмы воспитывается в духе верности буддизму. Одно из основных событий в жизни каждой семьи, где есть сыновья, — пострижение в послушники (по-бирмански «шинпью»). По всей стране оно проводится преимущественно в жаркие апрельские дни.

Мне довелось присутствовать на этой церемонии в семье киноактрисы Ма Ма У. Праздник длился три дня, было истрачено свыше 10 тысяч кьят. Вообще известие о том, что такие-то отметили шинпыо, не пожалев денег, пригласили множество гостей, выставили хорошее угощение, быстро разлетается по городу и вызывает всеобщее одобрение. Понятно, что далеко не все в состоянии тратить подобную сумму, поэтому иногда семьи, имеющие мальчиков — погодков и одногодков, кооперируются и устраивают торжество совместно.

В столице процессия движется чаще всего на машинах и автобусах. Зонты золотого цвета и участие артистов обязательны. Согласно традиции, родители и члены семьи (преж[1]де всего отец) несут украшенные цветами лотоса короба с одеянием будущих послушников и чашу для подаяния. (В связи с этим у вдов и одиноких женщин, отдающих сына в послушники, возникает много волнений.) За ними идут девушки с лаковыми подносами, уставленными дарами. Самая красивая удостаивается чести нести коробку для бетеля. Далее следует группа музыкантов и танцоров.

Виновники торжества очень нарядны — шелковая одежда, расшитая золотой или серебряной нитью, увешанная блестками, сверкает на солнце 1. (Это должно напомнить о пути Сиддхаратхи Гаутамы, который благополучию и богатству предпочел поиски истины и спасение.) От машины до входа в Шведагон их несут на руках или же они шествуют без обуви, в белых носках по ковровой дорожке — касаться грешной земли нельзя: с этого дня они принадлежат Будде.

После выполнения необходимых формальностей участников церемонии фотографируют. Женщины с большими серебряными чашами, в которых находятся рис и мелкие монеты, осыпают ими присутствующих. Потом все идут к машинам, и кортеж направляется к другой пагоде, расположенной поближе к дому, а затем к молельням, в которых выставлены фигурки духов. Им подносят фрукты, воду и пр. Наконец, родственники и гости возвращаются в дом. Там артисты дают концерт, монах произносит нечто вроде проповеди о пользе и важности происходящего и приглашенным предлагают угощение.

Обычно родители стараются совместить шинпью и церемонию прокалывания ушей девочкам — этим занимаются специальные люди (мужчины и женщины). Увидеть сыновей в одеянии оранжевого цвета, а дочерей с золотыми сережками — мечта всех пап и мам. Для бабушек и дедушек — великое счастье присутствовать при этом. Если в семье нет сыновей, то стараются помочь деньгами родственникам и знакомым.

Из дома все идут в монастырь, где сыновья будут проходить срок послушничества. Здесь монах произносит наставления, и под выстукивание барабана мальчикам начинают брить головы. Бреют опасной бритвой, и бывает, что кто-нибудь из них не выдерживает и плачет. Но, как правило, дети держатся спокойно, с достоинством: их долго готовят к этому событию. Волосы падают на белую простыню, которую либо держат с четырех сторон родственники, либо расстилают на земле. Затем ее аккуратно складывают и прячут. Честь принять волосы, по традиции, принадлежит отцу. После этого мальчиков купают, поливая из шлангов либо из ковша (считается, что вода очистит их от всего мирского), и уводят. Появляются они уже в оранжевых одеждах; стоят рядом с монахами, опустив глаза. Родители, поклонившись своим сыновьям, вручают им чаши для подаяния. Теперь неделю или больше они проведут в монастыре.

Случается, конечно, что молодой послушник через дватри дня сбегает, ведь трудно с непривычки есть лишь раз в полдень, а дальше пить только воду, соки или питаться исключительно фруктами. Иногда любящая бабушка остается в монастыре, выполняет необходимые работы по уборке и прочее, чтобы быть поближе к внуку. Всякое бывает. Но в день церемонии об этом не думают. Главное — провести торжество, как положено.

В первые два дня гости веселились, с интересом смотрели выступления певцов и танцоров и наблюдали за игрой в чинлон (национальная игра). На третий день, когда вернулись из монастыря, где остались новые послушники, в доме долго звучали слова молитвы.

Порой обряд шинпью совершается в монастырской школе, но это тоже обходится родителям достаточно дорого, так как угощение гостей и одаривание монахов — непременные части ритуала. Автор этих строк побывал и в монастырской школе Шведагона во время обряда. Пол в большом зале был устлан циновками и коврами, на которых расположились приглашенные (около двухсот человек). Еду устанавливали на низеньких столиках на пять — шесть человек. Монахи (их угощали несколько ранее) возлежали на почетных местах лицом к публике. Наконец, зазвучали слова молитвы, присутствовавшие пали ниц, и началась церемония пострижения.

На разных этапах исторического развития страны буддийское духовенство и религиозные организации выступали как активная политическая сила, оказывая серьезное влияние на ход общественного процесса.

В 50-е годы при правительстве У Ну всячески поощрялось строительство культовых сооружений. Был возведен комплекс зданий, в котором заседал шестой буддийский собор. Эти работы тяжелым бременем легли на плечи народа 2. В августе 1961 года был утвержден закон об изменении конституции в целях объявления Бирмы первой в мире буддийской республикой. Этому предшествовала шумная кампания за принятие данной поправки, авторами которой были сторонники У Ну и фанатичные монахи. Однако уже через месяц общественное недовольство заставило внести на рассмотрение парламента дополнение к закону, призванное гарантировать права национальных меньшинств — небуддистов по вероисповеданию. Самих бирманцев закон тоже не сплотил под знаменем буддизма. Не привел он и к консолидации сангхи: она разделилась на секты, каждая из которых стремилась воспользоваться благами, обещанными правительством.

«У Ну, — пишут историки И. Можейко и А. Узянов, — находился во власти заблуждения о возможности разрешить с помощью буддизма проблемы, стоящие в середине XX века перед многонациональным государством, где даже бирманцы зачастую воспринимали религию лишь как часть традиционного уклада, далеко не всегда определяющего нормы морали».

Хотя Революционный Совет отменил прежние законы, провозглашавшие буддизм государственной религией, пропаганде его уделяется большое внимание в современной прессе. В редакционных статьях крупнейших газет (особенно на[1]кануне религиозных праздников), в выступлениях известных писателей разъясняются отдельные положения вероучения, излагается его история, уточняются термины. В печати сообщается о важнейших событиях в жизни сангхи; помещаются фотографии настоятелей монастырей, получивших высшие духовные звания, монахов — победителей очередных конкурсных экзаменов, общественных и политических деятелей, подносящих дары членам общины, и т. д. В специальных периодических изданиях, в художественных и общественно-политических журналах публикуются новые варианты буддийских сюжетов, рассказов о религиозных святынях. В выходящем на английском языке журнале «Гардиан» помещаются переводы молитв, многочисленные статьи на тему «Религия и социализм» и т. п. (аналогичные статьи появляются в периодической печати на бирманском языке).

Буддизм и сегодня — не только религия, но и составная часть «светского» мировоззрения десятков миллионов людей. Для проникновения в жизнь страны, понимания ее литературы и искусства, в известной степени ее политики и экономики необходимо иметь представление об этом вероучении, ибо и в настоящее время его влияние (особенно в сельских районах, где проживает большая часть населения) чрезвычайно велико.

Цитируется по изд.: Западова Е.А. В стране, где течет Иравади. Очерки культуры современной Бирмы. М., 1980, с. 74-87.

Примечания

1. В столице действует система частного проката, где за одну пасхоу для такой церемонии нужно уплатить по крайней мере 30 кьят.

2. В настоящее время культовое строительство сокращается и ведется в основном на средства частных лиц и религиозных общин.

 

Г

Рангун и другие города

В 1852 году англичане почти полностью разрушили Рангун, а затем восстановили его. Это был единственный город, построенный ими в Бирме (в других возводились отдельные здания колониальной администрации). Военный инженер Р. Фрезер распланировал его так, что на перекрестке двух главных улиц оказалась ступа Суле; четыре основные улицы идут параллельно реке Рангун, сорок две — перпендикулярно им. Ширина лишь немногих, делящих город на квадраты со стороной 250 метров, составляет 30 метров, ширина остальных не превышает 9 метров. Высота жилых домов достигает 15—20 метров. Скученность и хаотичная застройка

отличает центральную часть Рангуна. Сами англичане обитали в живописных местах, близ озер. Коттеджи, окруженные зеленью и цветами, поражают разнообразием архитектурных форм.

С 70-х годов XIX века в стране началось возведение крупных зданий. Старый секретариат, Центральная больница, Верховный суд были сооружены Фоксом в конце XIX — начале XX столетия в стиле «Ренессанса королевы Анны». Все они были трехэтажные с внутренними дворами. Позже появились здания Центрального рынка, комплекс университета, некоторые административные и банковские здания, выполненные в так называемом новоклассическом стиле.

Первые архитекторы-бирманцы получили образование в Англии. В 1936 году по проекту У Тина был построен дом городского муниципалитета, примечательный тем, что в решение его фасадов были внесены национальные элементы (декоративная скульптура, например, осуществлена по мотивам народного традиционного зодчества).

В середине 50-х годов при столичном университете открылся архитектурный факультет. Несколько студентов были посланы на учебу за границу. С 1962 года зодчих готовит и соответствующее отделение Технологического института. Тем не менее нехватка в квалифицированных кадрах все еще ощущается, ведь первые выпускники архитектурного факультета стали работать фактически лишь в конце 50-х — начале 60-х годов. Они концентрировались преимущественно в двух проектных организациях: Корпорации общественных работ и Национальном строительном департаменте.

Современная архитектура страны развивается по двум направлениям. Одно связано с традиционными нормами и требованиями, другое — с индустриализацией и влиянием западной архитектуры. Облик зданий, гостиниц, контор, универмагов, домов для служащих отмечен чертами, свойственными так называемому интернациональному стилю. В качестве примера можно привести здание большого универмага в Рангуне, спроектированное У Боу Чжи, У Аун Чжи Мьином и др.

В своей практической деятельности многие архитекторы осваивают опыт зарубежных зодчих, но при этом они стремятся использовать национальные мотивы. Удачную попытку такого рода демонстрирует столичный аэропорт Мингаладон. Достопримечательностью этого современного здания стала роспись интерьера зала ожиданий и ресторана, выполненная замечательным художником У Ба Чи. Здесь представлена композиция на темы бирманских легенд и борьбы народа за освобождение. Ока служит добрым напутствием тем, кто приезжает в страну и желает ознакомиться с нею.

Менее успешным оказался опыт создателей столичного железнодорожного вокзала, оформление которого, по мнению специалистов, носит эклектический характер.

Ряд гражданских, промышленных и жилых зданий сегодняшней Бирмы проектировали и возводили специалисты из разных стран. Так, первый медицинский институт в Рангуне— творение зодчих из Англии. Они помогали и в проектировании жилых домов. Индийские архитекторы Р. Стайн и Л. Полк построили библиотеку для храмового комплекса пагоды Мира — круглое здание с тремя крыльями. Американские архитекторы участвовали в проектировании одного из новых кварталов столицы. С помощью КНР было сооружено несколько небольших промышленных предприятий, в том числе текстильная фабрика. По проекту советских архитекторов построены больница в городе Таунджи, гостиница «Озеро Инья» и Технологический институт в Рангуне.

Древние традиции народного зодчества бирманцев сохраняются при возведении культовых сооружений. Формы и декор их остаются такими же, как и столетия назад, хотя применяются новые строительные материалы — металл, железобетон. Шестой Буддийский совет проводил свою работу в помещениях комплекса, сооруженного в середине 50-х годов. Он включает пагоду Мира, буддийскую библиотеку с музеем и группу зданий Академии буддизма. Некоторые постройки нарочито архаичны. Главное святилище окружено круглой галереей, которая имеет пять входов, ориентированных на пять статуй Будды. Число входов символизирует принципы «панча шила», поддерживавшиеся правительством Бирмы. Огромное впечатление производит так называемый Зал заседаний на 10 тысяч мест, его кирпичный корпус вместе с железобетонным покрытием покоится на шести пилонах. Внутри и снаружи он напоминает пещеру: до половины стены засыпаны землей, поросшей травой и кустарником. У зала отличная акустика.

Основные типы жилых построек, строительные и отделочные материалы не менялись на протяжении веков. Небольшие города и сельская местность застраиваются стихийно, неорганизованно. Размер и тип жилища определяют средства хозяина.

Бирманский дом носит название «эйн», но общую характеристику непременно дополняют конкретизирующие приметы. Маленький, низкий, плохонький дом называют «эйн пхоу», «эйн коу», «эйн писа», лачугу — «те» и т. д. Обычно эйн сооружается на сваях 1—2,5 метра высотой в целях защиты от наводнений и сырости, змей, и он всегда обращен фасадом на восток, откуда появляется солнце. Изображение Будды, домашний алтарь тоже помещаются в восточной части дома. В эту сторону направлена и голова спящего, ноги же ориентированы на западную часть, именуемую «эйн чхеййин», что значит «изножье дома».

В плане жилище прямоугольное, каркасно-столбовой конструкции. В сельской местности, оно, как правило, состоит из двух комнат, причем первая служит гостиной, а вторая — спальней. Низкие легкие перегородки разделяют жилые комнаты и переднюю часть дома (тип нашей открытой веранды). Венчает его круто нависающая крыша, призванная защищать от дождя и солнца. В зависимости от ее формы — четырехскатной, двускатной с двумя дополнительными подрезами или двускатной с фронтоном — различают несколько типов жилищ. Для хозяйственных нужд используют площадь под домом; здесь хранят сельскохозяйственные орудия, рыболовные снасти, ткацкий станок, держат домашних птиц, животных. Там же находят спасение от жары.

Традиционные строительные материалы вполне отвечают местным климатическим условиям. Основными служат твердые породы деревьев — тик, пьинкадо, которые не поддаются гниению и которые не едят термиты, а также бамбук, ротан, листья сахарной пальмы, солома. Бамбуковые маты надежно защищают от ветра, не препятствуя в то же время естественной вентиляции. Конструкции из бамбука и пальмовых листьев легко отдают влагу и мало ее поглощают. Для хорошей вентиляции полы обычно делают из расщепленных бамбуковых реек.

Дом в Бирме построить недолго. Нужно только выбрать удачное время (подходящими считаются месяцы апрель, май, август, декабрь, январь, март, в остальные же лучше поостеречься). Необходимо определить день недели (к примеру, начать стройку во вторник — к болезни, а в четверг — к успеху), наконец, пригласить монахов прочитать священные тексты. Что касается материалов, то бамбуковые маты для стен и перегородок продаются повсюду. Орнамент на стенах прост по рисунку, но различен даже в соседних домах. Кровлю, которую изготовляют из обработанных пальмовых листьев, иногда соломы или тростника, также можно купить в виде полуфабриката.

Такое жилище дешево и к тому же легко восстанавливается после пожаров, которые здесь очень часты. 8 марта 1970 года, например, в Мьохауне за полтора часа сгорело 500 домов, 18 марта в Рангуне в районе Северная Оккалапа — 26, в тот же день в Тавое — 400 домов. Подобные трагедии в жаркий сезон разыгрываются постоянно. Случаются они и в прохладный сезон. В одной лишь столице в 1976 году был зарегистрирован 231 пожар. Как утверждают власти, причиной их в это время года бывает легкомысленное обращение с керосином, которым пользуется большинство жителей.

Состоятельные люди сейчас строят дома каменные с железобетонным каркасом — они называются «тай». Кроют их черепицей или оцинкованным железом. Вентиляция обеспечивается соответствующим расположением окон, дверей, вентиляционных отверстий. В современных гостиницах и жилищах зажиточных горожан есть кондиционеры.

Центр городского строения данного типа составляет гостиная; по бокам расположены спальня, подсобные помещения, кухня. Иногда ее выносят в примыкающую к дому пристройку. На кухне у любой хозяйки, бедной и богатой, царит образцовый порядок и чистота. В богатый дом нередко ведет открытая веранда с несколькими дверьми во внутренние покои. Одну комнату, в которую попадают через гостиную и которая как бы выступает перед всем строением, занимает самый уважаемый член семьи.

Обстановка комнат в большинстве случаев традиционная. Постельные принадлежности — циновки, одеяла, валиковые подушки — утром скатывают и ставят в угол, если хозяева не спят на деревянных кроватях. Тут же помещается ящик или шкаф для одежды, за стеклом которого часто выставлены сувениры, фотографии. Низенький круглый стол поворачивают на бок и прислоняют к стене, чтобы освободить место; к обеду, ужину, к приходу гостей его выкатывают на се[1]редину комнаты. В некоторых домах можно увидеть полированную мебель — обычные (в нашем понимании) столы, стулья, журнальные столики, а также плетеные кресла, холодильники, полки с книгами. Стены увешаны фотографиями, иногда картинами на буддийские сюжеты, разноцветными календарями. Полы тщательно вымыты или натерты. При входе в дом, по издавна сложившемуся обычаю, обувь принято снимать.

Показателем материального статуса семьи служит наличие ванны и водопровода. (В жаркий сезон трубы так сильно нагреваются, что можно ошпарить руки, если мыть их прямо под краном.) Воду обычно набирают в определенны часы подачи. Все хозяйки стараются запастись ею на целый день. Если вода далеко от дома и нет водопровода, прибегают к услугам водоносов. Собирают и дождевую влагу: в Бирме знают цену капле воды. Рядом с любым жильем находится один или несколько больших резервуаров, воду которых используют для мытья. В студенческих общежитиях существуют «душевые комнаты», где стоят высокие железные бочки.

Около дома непременно разбит сад, даже если участок невелик — всего два шага между забором и домом. Многие увлекаются разведением орхидей. Чувство прекрасного присуще каждому бирманцу.

Бирма — страна деревень: их более 50 тысяч. Облик поселений меняется очень медленно. Обычно на холме расположен белый храмовой комплекс. Самую чистую и благоустроенную часть деревни составляют монастырь и прилегающие к нему сооружения. Его земля считается священной, она всегда утрамбована, территория подметена. Здесь запрещается громко говорить, шуметь: ничто не должно нарушать тишину и покой, мешать размышлениям. Изредка раздается стук «каладэ» — колотушки, сзывающей монахов на молитву. Приезжие и паломники могут остановиться в монастыре или так называемых домах отдохновения — «заятах», представляющих собой навесы на столбах. Пол приподнят на 1,5—2 метра над землей. Вместо стен редкая изгородь из штакетника. Плата за пребывание в них не взимается. Заяты есть повсюду — и в Шведагоне, и близ Золотого Будды в городе Пегу, и в каждом селении около ступы или монастыря.

Большинство бирманских городов одноэтажные, что отчасти объясняется особенностями быта, климата, представлениями. Существовало, например, поверье, что пребывание другого человека над головой приносит несчастье, лишает жизненной силы и «тайны». Первые двухэтажные дома появились только в XIX веке; сейчас в новых кварталах построены пятиэтажные. Благоустроенные жилища предоставляются

государственным служащим. Так, столичный район Янкин вместил 12 тысяч человек. Здесь преобладают двух- и четырехэтажные секционные дома 12. Тем не менее, как отмечает архитектор С. С. Ожегов, капитальное жилищное строительство еще не вышло из стадии эксперимента. Среди многочисленных типов такого рода зданий практически нет ни одного, достаточно полно удовлетворяющего условиям жизни в тропиках. Требования сквозного проветривания, влагозащиты, ориентации зданий ставят проектировщиков в очень жесткие рамки, определяют необходимость создания принципиально иных типов квартир и домов. Поиски только начинаются.

Из 284 городов Бирмы лишь в четырех число жителей превышает 100 тысяч. Прежде всего это столица, население ко[1]торой (вместе с пригородами) составляет более 2 миллионов человек. Она расположена на левом берегу реки Рангун (иначе— Хлайн), устьевого рукава Иравади, в 30—40 километрах от ее впадения в залив Мартабан. С дельтой Иравади река соединена каналом Твантей 13, что делает Рангун крупнейшим портом страны: на него приходится 90 процентов ее внешнеторгового оборота. Буквальное значение названия города — «Конец вражды» («Ян коун»). Во многих европейских языках прижилось написание, взятое из английского,— Рангун. То же произошло с названием городов Патейн, ставшим Бассейном, Пьи, превратившимся в Пром, Проме, Мьей, ставшим Мергуи и т. д.

Рангун вырос на месте селения Дагон, захваченного в мае 1755 года императором Алаунпайей, который проводил централизаторскую политику. А вот что говорит о возникновении города легенда. Как-то старый отшельник сорвал в лесу огромный цветок и принес его домой. Из цветка вышла прекрасная девушка, которую старик назвал своей дочерью.

Ее увидел верховный нат Тиджамин и решил, что ей предназначено стать матерью великого короля. Явившись к людям в облике красивого юноши, нат попросил руки девушки. От этого союза родился король Оккалапа, известный в истории тем, что основал Дагон и стал его властителем. Согласно легенде, Тиджамин «отвечал» за создание этого селения и святилища, где должны были храниться реликвии Будды. Таким образом, возникновение столицы Бирмы и Шведагона связано с именем самого популярного ната. А имя его сына Оккалапа носит один из больших районов Рангуна. Там есть и пагода (недавно она восстановлена), которую, как полагают, возвела девушка, вышедшая из цветка.

Шведагон, по преданию, был сооружен в VI веке до н. э., теперешний вид приобрел в XV—XX веках. Он дважды отстраивался после пожаров в XIX столетии. Это целый город со своим управлением — Советом, полицией, службами, ответственными за чистоту, порядок, за сокровища. В 1972 году насчитывалась 41 служба. Ему принадлежит монастырь и т. д.

Высота платформы (холма), на которой стоит Шведагон, — около 20 метров, ее площадь 214x275 метров. Высота центральной ступы 14 достигает 99 метров. За несколько километров от Рангуна и из любой точки города виден ее золотой шпиль 15.

Горячие дебаты вызвало предложение построить лифт в Шведагоне. Противники нововведения доказывали, что если человек сам поднимается в гору, преодолев трудный подъем, то это принесет ему большую «награду». Выдвигался и другой аргумент: современный лифт будет дисгармонировать с древним памятником. Тем не менее лифт построили, и он доставляет верующих, а также туристов на верхнюю платформу. Здесь совершаются религиозные церемонии, а в 20—40-х годах проходили антианглийские демонстрации. На платформе расположены ступа Наунточжи, искусно оформленные павильоны со статуями Будды и колоколами, множество построек, где паломники могут отдохнуть, молельни (в том числе араканские, китайские, таиландские и прочие), музей и другие сооружения.

В основании центральной ступы Шведагона (по периметру 433 метра) находится реликварий, где, согласно преданию, хранятся восемь волос Будды и другие священные реликвии. Внутрь нее войти нельзя, ее можно обойти. Вокруг расположены 64 ступы трех-четырехметровой высоты и 4 большего размера, а за ними, тоже по периметру — 72 каменных святилища примерно той же высоты, что и ступы. Между ними помещены скульптуры животных, призванных охранять их. Ниже основания — обход, вымощенный мрамором и бетонными плитами. Каждый верующий подносит дары «своему» животному, соответствующему дню недели, в который он родился. Надпись уведомляет, что понедельник связан с тигром, вторник — со львом, среда — со слоном и т. д. Сооружение покрыто сусальным золотом, а вершина его облицована еще и золотыми листами 16. В завершающую часть вделано множество оправленных и неоправленных драгоценных и полудрагоценных камней, определить стоимость которых хотя бы приблизительно не представляется возможным. В 1970 году в Бирме произошло небольшое землетрясение, и было принято решение о срочном ремонте Шведагона. В течение определенного срока все желающие могли приносить в дар ему золотые изделия и драгоценные камни. Все эти дары должны были быть замурованы также в вершине ступы. Со всей страны стали поступать пожертвования. Газеты сообщали о самых крупных.

В Шведагон ведут четыре лестницы (ориентированные на страны света). У входа с южной стороны, расположенного ближе всего к центру города, несут бессменный караул два девятиметровых льва-гиганта. Каждая из лестниц (по 205 ступеней) покрыта идущей уступами крышей. Вдоль выстроились многочисленные лавочки, где продаются бумажные ленты для украшения статуй Будды, небольшие бумажные зонты, искусственные цветы, свечи, гирлянды из цветов жасмина. В дни праздников здесь царит оживление. Можно приобрести четки, книги, изделия местных умельцев, барабаны, трещотки и колокольцы, игрушки (тут бывает много ребятишек), маски из папье-маше.

Цитируется по изд.: Западова Е.А. В стране, где течет Иравади. Очерки культуры современной Бирмы. М., 1980, с. 197-205.

Примечания

11. В период муссонных дождей многие деревни оказываются в воде; тогда единственный способ передвижения — лодки. В селении Кханаун Toy, находящемся недалеко от столицы на реке Рангун, все строения расположены высоко над землей. И в дождливый, и в сухой сезон местные жители ходит по узеньким шатким мосткам-«улицам», соединяющим все части, селения.

12. Надо сказать, что на балконах здесь никогда не увидишь выстиранного белья (особенно женского). Юбки обычно сушатся на траве у домов. Если приезжий по незнанию или соседки с верхних этажей по вредности характера повесят юбки на балконе, то это может стать причиной ссоры и даже общественного разбирательства.

13. Строительство велось с 1860 года, несколько раз прерывалось и было закончено в 1935 году. Длина канала достигает 19,5—21,5 мили (около 36—39 километров).

14 Ступа (слово санскритского происхождения, буквально «вершина») — род буддийских памятных сооружений, возводившихся для хранения «реликвий» или для обозначения священных мест. Уже в древности их строили из камня, на фундаменте, с навершиями в виде зонтиков в несколько ярусов и украшали статуями Будды, зачастую окружали оградой. Развитие буддийского культа превратило их в объект поклонения и паломничества. Считается, что ступа воспроизводит священную гору Меру, олицетворяющую в индийской и бирманской космологии центр вселенной. Появление именно такой формы иногда объясняют следующим образом: Будду спросили, какие строения следует возводить для обозначения священных мест. Он расстелил монашеское одеяние, поставил на него перевернутую чашу для подаяния, а сверху — оранжевый зонт.

15 Верующие, в том числе и шоферы, проезжая мимо Шведагона, соединяют ладони и шепчут олова молитвы.

16. Как отмечалось в прессе, во время ремонта центральной ступы в 1971 году были сделаны попытки срезать слой золотой облицовки. Но члены Совета пагоды и многочисленные добровольные помощники проявили бдительность и помешали злоумышленникам.

Рубрика: