Города инков

Инки создали около 80 административных и церемониальных центров на новых местах, призванных служить центрами провинций. Большинство

[66]

из них были расположены в четырех или пяти днях пути друг от друга. В этих центрах всегда есть очень большая площадь, прямоугольная или трапециевидная, где население провинции периодически пировало на средства Инки, в благодарность за работу на благо правителя. В таких случаях религиозные церемонии позволяли обновлять соглашение, заключенное между Инкой и его подданными. Обряды подношений богам проводились на возвышенной платформе (усну), чтобы в них мог участвовать весь собравшийся на площади народ.

Таким образом, инкские поселения были не просто настоящими городами, или даже административными центрами, но «центрами благо-состояния». В них отсутствовал рынок, и на протяжении большей части года обитаемыми были лишь некоторые из их строений. К тому же после Испанского завоевания эти «искусственные» города были поспешно оставлены. Так, постоянное население Атун-Шауши, одного из наиболее крупных Центров, составляло всего порядка 7000 человек.

[67]

Но когда город заполнялся людьми для совершения обрядов, которые превозносили имперское единодушие, его численность возрастала многократно. Конкистадор Мигель де Эстете, который в 1532 году видел это поселение в подобных обстоятельствах, решил даже, что оказался в одном из крупнейших городов на всем континенте. Эрнандо Писарро, побывавший там в 1533 году, утверждает, вероятно, несколько преувеличивая, что видел там 100 000 «служивых индейцев», которые пировали и танцевали. В этих городах имелась, как правило, и резиденция правителя, где Инка останавливался проездом, а также храм Солнца и «дом избранных женщин» (акльяуаси), в котором постоянно проживали и работали женщины, посвятившие себя культу Солнца и приготовлению маисового пива и церемониальных одежд.

Из всех этих центров провинций лучше всего, вероятно, сохранился город Уануко. В центре этого поселения, расположенного на высоте 3700 м, на дороге, что соединяет Куско и Кито, находилась огромная площадь (520 х 360 м), способная вместить очень большое количество людей. Посреди нее высилась платформа, служившая сценой для обрядов подношения, столь грандиозная, что ее мог видеть каждый. В случае дождя гуляки укрывались в окружавших площадь больших строениях продолговатой формы и продолжали пировать

[68]

уже там. От площади исходили несколько улиц, де-ливших город на сегменты, которые простирались на 2 квадратных километра и включали в себя при-

[69]

мерно 4000 построек в типично инкском архитектурном стиле. На ближайшем холме размещались около 700 хлебных амбаров, которые служили для снабжения армий и временных жильцов.

Подобные центры чаще всего встречаются в высокогорьях и в срединной части Тауантинсуйу. На побережье инки возвели лишь два поселения: Инкауаси, в долине Каньете, и Тамбо-Колорадо, в долине Писко. Ни одного инкского города не существовало на территории древней Империи чиму, за исключением разве что Тумбеса, от которого уже ничего не осталось. В Кольясуйу инки построили гораздо меньше административных центров, чем в высокогорьях Чинчасуйу, предпочитая занимать древние поселения, вроде Атун-Кольи или Чукуито. На крайнем юге Империи, в регионах, принадлежащих сегодня Аргентине и Чили, где плотность населения была несколько меньшей, а единственными полезными ископае-

[70]

мыми являлись минералы — в частности, чилийский обсидиан, — инки приказывали возводить лишь постоялые дворы.

[71]

Главы из книги: Итье С. Инки. М., 2013, с. 47-74.