Британская Бирма (1886-1942)

Самой большой ошибкой Англии в отношении Бирмы было присоединение ее к Индийской империи. Это было естественным шагом, поскольку на каждом этапе завоевание было организовано и проведено английскими властями в Индии. Неизбежным результатом этого акта явилась перестройка управления Бирмой по индийскому образцу. В Малайе этой ошибки удалось избежать, потому что проникновение англичан в эту страну началось после передачи Стрейтс-Сетлментса в ведение министерства по делам колоний. Даже еще в 1886 году можно было избежать этой ошибки, если бы при переходе всей страны под британское господство в должной мере посчитались бы с тем фактом, что культура, история и взгляды страны придали ей свой особый характер, сохранить который всеми возможными средствами было долгом завоевателей. Однако, поскольку очень немногие разбирались в этих вопросах, решающую роль сыграли соображения административного порядка.

Когда-то принято было говорить, что для того чтобы стать ирландцем, достаточно прожить в Ирландии в течение трех поколений. То же можно сказать и о Бирме. Больше того, первые английские администраторы пришли к выводу, что единственным эффективным средством добиться чего-нибудь является применение методов бирманцев. Любое явление бирманцы оценивали в зависимости от того, в какой степени оно соответствует бирманским обычаям, и ответ: «Это не в наших обычаях!»— данный двором Авы английскому послу в связи с каким-нибудь его предложением, был ответом окончательным; дальнейшее обсуждение было бесполезно. В связи с этим в Тенассериме после его оккупации в 1826 году и в Пегу после 1852 года хотя и был намечен порядок управления, соответствовавший образцу, введенному англичанами в Индии, на практике управление приближалось к бирманским традиционным методам. Хотя в теории применялся метод прямого управления, установленный в Бенгалии, на практике преобладало косвенное управление, имевшее некоторое сходство с голландской системой управления на Яве. Жизнь рядового сельского жителя протекала в основном так же, как и при бирманском управлении, а в городах жило очень мало бирманцев.

Радикальное изменение положения произошло под влиянием различных факторов. Во-первых, унификация управления по образцу управления в Индии стимулировалась в значительной степени стремлением к ликвидации беспорядков, возникших после присоединения Бирмы в 1886 году. С точки зрения более отдаленной перспективы этот фактор мог утратить свое решающее значение; традиционные бирманские методы могли со временем вновь утвердиться, если бы не возрастающее разделение функций и дополнительные обязанности, которые правительства современного западного типа брали на себя в течение последующего периода. Старая политика невмешательства была оставлена, и изобретены новые формы государственного вмешательства, преследовавшие цель повышения производительности и социального благосостояния. Наряду с этим в результате огромного усовершенствования средств связи все более и более расширялся централизованный контроль — контроль секретариата Рангуна

[483]

над администрацией округов и контроль английских властей в Индии над администрацией провинций.

После аннексии Бирмы возникла неотложная проблема устранения беспорядков. Бирманская армия пренебрегла приказом о сдаче и растеклась по деревням в джунглях, сохранив свое оружие, чтобы вести партизанскую войну на обширной территории. Туджи, являвшиеся основой бирманской системы окружной администрации, стали вожаками движения сопротивления и во главе мятежных отрядов действовали повсюду, пытаясь помешать образованию устойчивого управления. Не менее пяти принцев королевской семьи, из которых каждый был претендентом на престол, удерживались в различных районах. К тому же серьезное восстание вспыхнуло в Нижней Бирме. Ликвидация королевской власти, каким бы ничтожеством ни был сам Тибо, вызвала по всей стране реакцию против иностранного господства. Потребовалось пять лет тяжелой борьбы для того, чтобы подчинить страну, и в период наибольшего сопротивления в операциях участвовали войска численностью в 32 тысячи человек и 8500 человек военной полиции.

Для целей гражданской администрации Верхняя Бирма, за исключением шанских государств и обширных горных районов, населенных небирманскими народами, была разделена на четырнадцать округов, каждый из которых управлялся заместителем или помощником комиссара. Что касается налоговой и гражданской судебной службы, то первоначально Чарлз Бернард намеревался предоставить туземным ведомствам возможность управлять в соответствии с местными обычаями. Однако преемник Чарлза Бернарда Чарлз Кростуэйт являлся твердым приверженцем администрации, установленной в Индии, и привез с собой готовый план превращения деревни в основную социальную и политическую единицу, подобно тому, как это имело место в Индии. По его мнению, староста участка прежней администрации, известный под названием мьотуджи, или тайтуджи, по выражению автора недавно опубликованного исследования 1, «затмил и узурпировал законную власть сельского старосты». Его план поэтому заключался в том, чтобы разбить участок на деревни и усилить значение деревни как административной единицы в первую очередь для того, чтобы использовать ее в целях восстановления законности и порядка, ибо он прежде всего намеревался возложить на деревенскую общину ответственность за преступления, совершенные на ее территории.

Новая политика нашла свое воплощение в «Распоряжении о деревнях Верхней Бирмы» от 1887 года и в «Законе о бирманской деревне» от 1889 года, которые применялись по всей стране. В результате этих двух мероприятий старосты участков и деревень были облечены законными полномочиями в отношении поддержания порядка и взимания налогов. В результате этого мьотуджи и тайтуджи были постепенно устранены. Таким образом, наиболее крупная туземная социальная и политическая единица предшествовавшего периода была уничтожена и было установлено стереотипное прямое управление, при котором деревни были поставлены под начало гражданского служащего мьо-о, или районного чиновника.

Дж. С. Ферниволл, который имел многолетний опыт администратора в Бирме, не только непосредственно наблюдал за действием новой системы, но и тщательно изучил имевшиеся местные материалы, касающиеся системы мьотуджи 2, охарактеризовал результаты перемен в недавно вышедшей работе 3. Во-первых, пишет он, на деревни были возложены обязанности, которые не компенсировались какими-либо правами. Во-вторых, в целях обеспечения равномерного распределения обязанностей старост и сочетания достаточного воз-

___________

1. F. S. V. Dоnnisоn, Public Adm inistration in Burma, London and New York, 1953.

2. Главные отчеты представляют собой собрание нескольких тысяч документов, известных под названием Ситаны. Ферниволл собрал большое число этих документов в томе, который, по-видимому, никогда не был опубликован. Он был использован Ма Мья Сейн для исследований, послуживших основой ее работы «Administration of Burma», Rangoon, 1938.

3. J. S. Fuгnivall, Colonial Policy and Practice, p. 74— 76.

[484]

награждения с эффективным управлением (с точки зрения надзора со стороны мьо-о) после 1909 года был проведен широкий план объединения деревень. Вызванное этим слияние деревень привело к сокращению числа старост более чем на 2 тысячи и превратило деревню в чисто искусственную административную единицу. В-третьих, с ликвидацией мьотуджи постепенно исчезала привычка в случае серьезных конфликтов между соседними деревнями обращаться к его арбитражу, «с тем чтобы найти компромисс на основе общепринятых обычаев»; на смену этому обычаю пришла «механическая логика судов». Общий вывод Ферниволла сводится к тому, что «народное самоуправление бирманских времен было заменено иностранной правовой системой».

Можно сомневаться в правильности применения термина «народное самоуправление» к полуфеодальной власти мьотуджи, хотя следует признать, что мьотуджи был связан местными обычаями и не принимал произвольных решений. Однако можно сомневаться и в способности старого бирманского института справиться с новыми обязанностями, которые он, безусловно, должен был бы выполнять в условиях XX столетия. Великое зло новой системы заключалось в том, что мьо-о, как гражданский служащий, подвергался частым перемещениям и редко оставался на одном месте достаточно долго, чтобы изучить все, что требовалось для налаживания хорошего управления, в то время как мьотуджи был местным жителем, предки которого до него занимали этот пост.

Искусственная связь Бирмы с Индией имела и другие неблагоприятные последствия. Два ее первых верховных комиссара, Артур Фейр и Альберт Фитч, наибольший период своей прежней деятельности провели в Бирме; они говорили по-бирмански, понимали религию и знали обычаи бирманцев, а Фейр написал первую на английском языке образцовую историю Бирмы. Однако после отставки Фитча в 1871 году пост верховного комиссара, а затем лейтенант-губернатора провинции занимали люди, получившие образование в Индии и стремившиеся по получении повышения вернуться туда. Они так и не научились бирманскому языку и обладали лишь поверхностным знанием страны.

Больше того, связи с Индией обусловливали отрицательное отношение английских администраторов в Бирме к религии страны. В то время буддизм был уже не просто религией народа, но и государственной религией и являлся таковой со времен правления короля Пагана Аноратхи (1044— 1077). Поэтому с ликвидацией монархии вставал важный вопрос о положении буддийской организации при новом режиме. Люди, долго служившие в Бирме, особенно полковник (позднее сэр Эдуард) Слэден, близко знавший Миндона, настаивал на том, чтобы новое правительство поддерживало законную власть глав буддийской церкви, как это делали бирманские короли. Это требование поддерживали влиятельные бирманские лидеры. Глава буддийской церковной организации— Татанабайнг возглавил делегацию к главнокомандующему Фредерику Робертсу, обратившуюся к нему с просьбой утвердить полномочия церковной комиссии, действовавшей при королях.

Все его требования были охотно удовлетворены, за исключением одного крайне важного вопроса о признании его собственных полномочий и церковного кодекса, на основании которого поддерживалась дисциплина в монастырях этого ордена. Англичане утверждали, что, если они в этом вопросе последуют примеру короля, это явится своего рода вмешательством в вопросы религии, а декларация королевы от 1858 года, изданная после окончания индийского мятежа, содержала твердое обещание, что ее правительство воздержится от такого вмешательства. В Нижней Бирме буддийская церковь уже утратила дисциплину и спаянность в результате ее отрыва от главной церкви. Теперь с ликвидацией последних остатков церковной автономии утрачивался единственный эффективный механизм, регулирующий прием в члены ордена и исключение непокорных членов. Вытекавший отсюда упадок монастырской дисциплины привел к появлению невежественных, недисциплинированных монахов, пренебрегавших изучением священных палийских канонов ради того, чтобы заниматься подстрекательством к мятежу и создавать беспорядки.

[485]

Повышение верховного комиссара в 1897 году до ранга лейтенант-губернатора провинции, при котором находился законодательный совет из девяти назначаемых членов (в том числе пять недолжностных лиц), явилось прелюдией, хотя и не причиной, к значительному расширению функций управления II увеличению числа новых департаментов, занимавшихся вопросами социального благосостояния. Постепенно вводилась также судебная система, основанная на английском принципе разделения власти. Это началось с основания в 1900 году главного суда для Нижней Бирмы, за которым последовало в 1905 году создание отдельной судебной службы, которая должна была освободить чиновников исполнительной власти от всех гражданских и некоторых уголовных дел. Вначале по соображениям экономии это нововведение не применялось в Верхней Бирме, где комиссары области слушали дела на заседаниях суда, а заместители комиссаров разбирали гражданские дела в более отдаленных районах. Больше того, многие справедливо считали, что разделение власти на уровне ниже Верховного суда не будет способствовать хорошему управлению и что касается по крайней мере заместителя комиссара, правильнее было сосредоточивать власть в его руках, чем разделять эту власть 1.

Рост числа специализированных департаментов, начавшийся в 1899 году созданием особого департамента, к которому должно было перейти управление тюрьмами от генерального инспектора гражданских госпиталей, был отчасти обусловлен поощряемой крупным капиталом новой кампании за «увеличение производительности», а отчасти заботой о социальной справедливости, которая возрастала на протяжении всего X IX века среди более прогрессивных слоев англичан и которая должна была оказать столь могущественное влияние на политику в XX веке. Голландцы почувствовали влияние этого гуманистического импульса в то же самое время и объявили «новый курс» в Индонезии.

В Бирме создание специального департамента по управлению тюрьмами было ускорено отчасти потому, что ввиду большого роста преступности и общего беззакония, являвшихся выражением протеста рядового бирманца против вводимых иностранными властями новшеств, было необходимо разгрузить чиновников общего административного аппарата, с тем чтобы они могли сосредоточить свои силы на кампании против преступности.

В 1900 году для более эффективного разрешения вопроса о поземельном налоге был назначен комиссар по делам поселений и регистрации земель. С 1900 года был также установлен более строгий контроль над обучением и началось значительное расширение государственного образования. В 1904 году был основан департамент кооперативного кредита. В 1905 году был назначен главный начальник службы охраны лесов, а в 1906 году — директор департамента сельского хозяйства. Появились департаменты сельского хозяйства, ветеринарный и рыболовства, а в 1908 году был назначен комиссар по вопросам санитарии и стал функционировать департамент общественного здравоохранения в качестве организации, существующей отдельно от медицинского департамента, частью которого он раньше являлся. В Рангуне появился новый крупный секретариат, который должен был связывать все эти департаменты, и бюрократическое управление стало обычным явлением.

Либералы гладстоновского толка стремились благоприятствовать политическому просвещению индийского народа путем постепенного внедрения местного самоуправления. Уже в 1874 году по настоянию английских властей в Индии в нескольких бирманских городах были образованы муниципальные комитеты, члены которых назначались. В 1882 году был введен принцип выборности. В области самоуправления прогресс был, однако, невелик. Общие действия затруднялись тем, что городское население состояло из различных национальных общин: бирманцев, китайцев и различных индийских народностей. Местное общественное мнение было также против всяких мероприятий, которые могли бы привести к росту налогового обложения, и часто не сочувство-

____________

1. Доннисон в своей книге (F. S. V. Donniso n, op. cit., р. 40— 41) высказывает по этому вопросу некоторые полезные замечания.

[486]

вало тем благим целям, для достижения которых создавались подобные комитеты. Поэтому эта система имела значительный успех только в Рангуне с его относительно большим числом европейцев и образованных азиатов.

Окружные сельские комитеты, впервые образованные в 1884 году, опять же по настоянию властей в Индии, явились крайне неудачным экспериментом самоуправления. Местному чиновнику приходилось держать их крепко в руках, а так как крайне вредная практика частого перемещения мешала ему хорошо изучить свой округ, общим результатом этого была неэффективность методов управления и коррупция среди подчиненных.

В результате реформы Минто — Морли 1909 года, касающейся управления Индией, число членов законодательного совета Бирмы было увеличено до 30 человек, причем большинство из них не были должностными лицами. Совет имел право делать запросы, выносить резолюции, проводить голосование, но его резолюции не были обязательны для правительства. Несмотря на резко выраженное желание самого Морли, чтобы реформы прямо или косвенно не привели к введению парламентской системы в Индии, теперь представляется очевидным, что в 1909 году Англия фактически перешла Рубикон, хотя принцип народных выборов и не был введен. Это стало ясным в годы первой мировой войны, когда Англия, чтобы удержать Индию, обещала обеспечить политический прогресс и в качестве конечной цели ввести ответственное самоуправление.

Однако доклад Монтегю — Челмсфорда, который положен в основу «Закона об управлении Индией» 1919 года, рекомендовал, чтобы вопрос о Бирме был отложен до специального обсуждения, поскольку ее народ принадлежит к другой расе, находится на другом уровне политического развития и перед ним стоят совершенно другие проблемы. Всех поразила та буря протеста, которая внезапно разразилась в Бирме, когда стал известен характер альтернативных предложений в отношении ее политического развития. Национальные чувства бирманцев достигли крайнего подъема; были организованы бойкоты, и раздавались громогласные требования самоуправления.

Поэтому парламент в 1921 году решил распространить на Бирму диархическую 1 форму конституции, которая была введена в других индийских провинциях «Законом об управлении Индией» 1919 года.

Был назначен комитет по делам реформ в Бирме под председательством Фредерика Уайта, который должен был на месте выработать детали нового устройства; и хотя экстремисты среди бирманских политиков отвергли диархическую систему как недостаточную, Бирма в 1923 году стала провинцией, во главе которой стоял губернатор, и, за исключением шанских государств, Каренни и районов, населенных горными племенами, были сделаны первые шаги к «постепенному осуществлению ответственного самоуправления».

Основные черты новой системы сводились к следующему: число членов Законодательного совета увеличивалось до 103 человек, из которых 79 должны были быть избраны на основе демократического избирательного права, 2 входили по должности и 22 должны были назначаться; управление было поручено губернатору, при котором находился Исполнительный совет, состоявший из двух членов, которые должны были ведать вопросами, резервированными за губернатором, и двух ответственных перед законодательным органом министров, которые должны были ведать вопросами, переданными им губернатором.

К вопросам, резервированным за губернатором, относились: оборона, закон и порядок, финансы и доходы. Департаменты ведали переданными им вопросами просвещения, здравоохранения, лесного хозяйства и акцизами. Передача очень важного лесного департамента поставила Бирму впереди всех других провинций, за исключением Бомбея. Избирательное право было предоставлено главам семьи не моложе восемнадцати лет, без различия пола.

_____________

1. Диархия — система управления, введенная в начале 20-х годов XX века в Индиии Бирме, при которой часть вопросов, наиболее важных (обороны, финансов и т. п.), находилась в полном ведении английского губернатора, а менее значительных (здравоохранение, образование)—в ведении министров, входивших в Исполнительный совет. — Прим. ред.

[487]

Чем было вызвано введение такого широкого избирательного права с возрастным цензом, более низким, чем в какой-либо европейской демократической стране? В комментариях Ферниволла по этому вопросу содержится краткое изложение различных попыток объяснить этот удивительный шаг 1. «Официальное объяснение заключалось в невозможности установить возрастной, имущественный и образовательный ценз; наивные люди приветствовали это как свидетельство веры в либеральные идеалы; циники объясняли это раздражением, вызванным необходимостью делать «хорошую мину при плохой игре» или хитростью: если, мол, народу не нравится бюрократия, пусть получает полную демократию и в ней разочаруется. Наиболее благожелательно настроенные объясняли это тем, что правительство верило, что заслуженная, по его мнению, приверженность «консервативных элементов» перевесит недовольство нескольких опасных агитаторов».

Кроме того, Бирма получила пять мест в новом индийском законодательном органе в Нью-Дели, ведавшем «центральными вопросами». Было также предусмотрено большое увеличение числа местных органов самоуправления, большинство членов — как муниципальных комитетов, так и сельских окружных комитетов — должно было избираться. Более того, эти органы были облечены широким кругом полномочий, включая вопросы содержания дорог (за исключением главных), здравоохранения, санитарии, содержания госпиталей, надзора за состоянием скота, обеспечения и управления бойнями, организации и контроля над рынками, функционирования паромов и организации школьных советов; а это означало, что Бирма действительно получила в весьма значительной степени самоуправление как на местах, так и в центре. Перемены не коснулись правосудия, хотя почти в то же самое время был образован Верховный суд, который заменил собой главный суд в Нижней Бирме и комиссара по судебным делам в Мандалае, а разделение судебных функций достигло такой степени, что окружные комиссары уже больше не созывали сессий.

В Законодательном совете с самого начала образовался прочный националистический блок, который обычно располагал большим числом голосов, чем правительство. Господствующей партией была Народная партия, или «Партия двадцати одного» 2, возглавлявшаяся умеренным У Ба Пе. Существовала также небольшая Независимая партия во главе с Дж. А. Маунгом Джи, который был склонен поддерживать правительство. Крайние националисты во главе с У Чи Хлайнгом, президентом Великого совета буддийских ассоциаций (ВСБА) бойкотировали совет.

Избиратели вначале проявляли безразличие, и личное соперничество между выбранными лидерами мешало действенному объединению для контроля над правительством. Поэтому нетрудно было найти кандидатов на министерские посты даже среди оппозиции. В самом начале господствующая партия требовала улучшения системы просвещения с целью подготовить бирманцев к самоуправлению, быстрой бирманизации государственных учреждений, поощрения местного экономического развития, ограничения иностранной «эксплуатации» и предоставления больших денежных средств департаментам, «имеющим значение для национального развития», а также на цели сельскохозяйственного кредита. Наблюдался заметный прогресс в области просвещения и здравоохранения, но важные экономические и расовые проблемы были столь же далеки от разрешения, как и прежде. Финансы, представлявшие наиболее трудную проблему, относились к вопросам, резервированным за губернатором; и хотя департаменты, ведающие вопросами, переданными губернатором министрам, и получали причитающуюся им долю из денежных ассигнований, тот факт, что руководители не располагали полномочиями возложить какое-либо дополнительное бремя на налогоплательщика, означал, что проведение широкой национальной политики реконструкции было крайне затруднено.

___________

1 Furnivall, op. cit., р. 160.

2. Получившая свое название по числу членов, подписавших первую программу партии.

[488]

Тем не менее диархия представляла собой действительно реальный шаг вперед в области политического воспитания обеих сторон. Во всем этом чувствовалось, однако, нечто получившее название «неустойчивый дух непостоянства» 1, ибо в «Законе об управлении Бирмой» 1921 года было указано, что через десять лет будет образована конституционная комиссия, которая обсудит возможность проведения дальнейших реформ. Вскоре было предъявлено требование о назначении этой комиссии раньше намеченного срока, создания полностью ответственного правительства и отделения Бирмы от Индии.

Стремление к отделению было естественным, ибо возраставшая иммиграция из Индии и экономическая конкуренция вызывали у бирманцев опасения, что их страна может со временем превратиться в вассальное государство индийского содружества, управляемое индийцами.

В 1928 году прибыла «комиссия Саймона», чтобы изучить результаты реформ, проведенных в 1923 году. В своем отчете комиссия высказалась в пользу отделения и рекомендовала произвести еще целый ряд конституционных изменений. Однако внезапно мнение бирманцев по вопросу об отделении изменилось.

Крикливая группа под руководством молодого претендента на политическое руководство доктора Ба Мо утверждала, что, если Бирма будет отделена от Индии, темпы ее конституционного развития могут оказаться более медленными, чем в Индии. Наибольшие их подозрения вызывал тот факт, что правительство и крупный капитал безоговорочно стояли за отделение. Фактически одна из главных причин, почему официальные круги высказывались за отделение, заключалась в следующем: они считали, что доля Индии в доходах Бирмы слишком велика. Центральные налоги, как, например, подоходный налог, и таможенные пошлины могли возрастать в гораздо большей степени, чем доходы провинций.

В то время как с ноября 1931 года по январь 1932 года в Лондоне заседала специальная Конференция круглого стола по вопросу о Бирме и обсуждала основные положения конституции для отделенной от Индии Бирмы, волнение в стране достигло кульминационного пункта и привело к образованию сильной антисепаратистской лиги, которая ратовала за присоединение к предполагаемой Индийской федерации с правом выхода из нее. На общих выборах в ноябре 1932 года эта лига одержала полную победу. Едва ли нашелся бы хоть один бирманский антисепаратист, который был бы сторонником постоянного союза с Индией. Поэтому, когда Англия дала ясно понять, что она не склонна предоставить Бирме право по своему желанию отделиться от Индии, лига резко изменила свою позицию. По «Закону об управлении Индией» от 1935 года разделение этих двух стран должно было произойти 1 апреля 1937 года.

Новая конституция отделенной Бирмы определена в общих чертах в части XIV и в таблицах X— XV «Закона об управлении Индией», причем «сущность ее составил «Закон об управлении Бирмой» 1935 года, а дух был выражен в инструкциях его величества правительству» 2. Правительство Бирмы было подчинено непосредственно английскому парламенту; министр по делам Индии стал министром по делам Индии и Бирмы, и было создано особое управление для Бирмы под началом заместителя министра по делам Бирмы. Ответственность за внешнюю и внутреннюю оборону, за валютную политику, денежное обращение и чеканку монет, иностранные дела и исключенные территории (шанские государства, Каренни и районы, населенные горными племенами) была теперь возложена исключительно на губернатора. По всем остальным вопросам, за исключением некоторых чрезвычайных полномочий, возложенных на него, он должен был действовать в соответствии с советами своих министров. Общее управление было поручено ответственному перед законодательным органом кабинету министров из десяти человек, возглавляемому премьер-министром.

Законодательный совет состоял из двух палат. В верхнюю палату, сенат, входило 36 членов, половина из которых избиралась палатой представителей,

__________

1. Donnison, opi cit., p. 55.

2. Там же, p. 73.

[489]

а половина назначалась губернатором. Палата представителей насчитывала 132 члена, из которых 92 избирались по территориальным избирательным округам, а остальные представляли общины и другие специальные группы, такие, как Рангунский университет, торговцы и рабочие. Избирательное право было даже расширено; оно было распространено на большинство мужчин старше двадцати одного года и всех женщин того же возраста, способных выдержать элементарное испытание по грамотности.

Полномочия, резервированные за губернатором, теоретически были большими, чем на практике. В инструкциях губернатору рекомендовалось «так осуществлять свои полномочия, чтобы не давать министрам возможности полагаться на специальные полномочия губернатора с тем, чтобы снять с себя ответственность, которая лежит именно на них». Он должен был — там, где только возможно, — консультироваться с ними даже по вопросам, входившим в сферу его специальных полномочий. Надеялись на то, что его «специальные полномочия», рассчитанные на предотвращение серьезной угрозы внутреннему миру, защиту национальных меньшинств и предотвращение несправедливой дискриминации английских подданных и их товаров, по мере возможности останутся без применения.

Бирманский кабинет и парламент располагали теперь почти полным контролем над внутренними делами. Первые общие выборы сопровождались острой борьбой. Доктор Ба Мо был первым премьер-министром; он и его коллеги добились своих постов путем обещания разрешить серьезные проблемы, связанные с тяжелым состоянием сельского хозяйства, коррупцией и неэффективностью сельской администрации. Их первые попытки были не очень успешны. Новой системе управления, однако, не удалось утвердиться и устояться, так как миру во всем мире уже угрожали нацистская Германия и Япония, вторгнувшаяся в Китай.

На политической жизни внутри страны отрицательно сказывалось личное соперничество претендентов на власть, что влекло за собой появление большого количества мелких партий. Доннисон, служивший в Бирме при новой системе управления, пишет, что «первая реакция новых министров на расширение власти, присвоенной им новым законом, выразилась в том, что они стали более дерзкими, менее добросовестными, более циничными и, как правило, вмешивались в дела управления и даже иногда оказывали давление на суды».

Англия раньше, чем Голландия, приступила к разрешению проблемы образования среди туземного населения. Фейр в качестве первого комиссара Британской Бирмы стремился создать систему образования на базе монастырских школ, которые, как и в Сиаме, давали общее начальное образование для мальчиков по всей стране. Его план, однако, не удался, так как первый директор департамента народного просвещения, назначенный в 1866 году, вскоре умер, а его преемник не знал бирманского языка.

Следующий план предусматривал замену монастырских школ светскими. В конечном итоге оба типа школ получали субсидии и инспектировались. Но в связи с неизбежным спросом на людей, знающих английский язык, вызванным потребностью государственных и деловых учреждений в клерках, внимание было обращено на развитие англо-бирманского образования. Государственные школы были основаны в 70-х годах, а миссионерские школы получали субсидии от католической церкви, Общества проповеди евангелия и все возрастающую помощь от американской баптистской миссии. Некоторые из лучших учеников этих школ сдавали экзамены в Калькуттский университет.

Когда в 1880 году вся система образования была пересмотрена и были введены экзамены в провинциях, конечной целью почти всех средних школ была подготовка к сдаче экзаменов в Калькуттский университет; однако основанная в 1873 году Рангунская англо-бирманская государственная школа ввела более высокую ступень обучения — Рангунский государственный колледж, который в 1884 году начал готовить учащихся для получения экстерном степени Калькуттского университета. Политика департамента просвещения, однако, заключалась скорее в поощрении основания частных школ, чем в организации государственных. В 1900 году насчитывалось 16 миссионерских сред-

[490]

них школ и небольшой баптистский колледж в Рангуне, где карены могли получать высшее образование. Департамент просвещения содержал пять нормальных школ для подготовки учителей и, креме государственной средней школы и колледжа в Рангуне, ряд профессиональных школ, готовивших специалистов по землеустройству, элементарной технике, лесному делу и акушерству. Всего насчитывалось 17 тысяч туземных школ, из них 341— для девочек.

В XX веке в связи с растущим спросом на людей со средним образованием, владеющих английским языком, сильно ослабел интерес к монастырским школам, и внимание было сосредоточено на увеличении числа средних школ. Это неизбежно выдвинуло на первый план вопрос о высшем образовании, и первый крупный спор по вопросу об отделении от Индии возник в связи с требованием создания собственного, независимого университета в Бирме. Это повлекло за собой основание в 1920 году Рангунского университета, представлявшего собой учебное заведение и интернат; в его состав вошли два существовавших до того высших учебных заведения— государственный и баптистский колледжи.

Университет начал свое существование в период крайнего политического напряжения, связанного с вопросом о диархии, а также с отказом департамента просвещения поддержать институт, созданный по образцу калькуттского, предоставлявший степени обучающимся экстерном и поощрявший деятельность местных филиальных общеобразовательных колледжей; это наряду с борьбой по вопросу об англо-бирманском образовании повлекло за собой по всей стране бойкот государственных и миссионерских учебных заведений. Совет национального просвещения сделал попытку создать законченную систему образования, свободную от государственного контроля. Национальное образование должно было открыть путь к национальной независимости и самоуправлению.

Это было наиболее внушительное движение, но после введения диархии и передачи образования в ведение бирманского министра оно потеряло свою актуальность. Попытки добиться примирения увенчались успехом, особенно когда в 1924 году был издан дополнительный закон об университете, предоставлявший бирманцам больший контроль. Бойкот был прекращен и лучшим школам Совета национального просвещения было предоставлено право на государственные субсидии. Университет также получил достаточно средств для расширения своей деятельности — открыть медицинский, технический и лесной факультеты, равно как создать крупный современный педагогический факультет, при котором были организованы школы для прохождения практики. Это послужило огромным стимулом для развития образования и культуры по всей стране 1. Кончавшие этот университет значительно способствовали повышению уровня той службы, для работы в которой они были предназначены.

Однако попытки политического давления, часто предпринимавшиеся до1937 года, стали значительно более ощутимы с введением в этом году новой конституции для Бирмы, и тот высокий уровень, который с большим трудом был достигнут до этого времени, начал неизбежно снижаться. Союз студентов также превратился в удобное поле деятельности для безответственных политических агитаторов, и дисциплина была подорвана. Введение нового устава для университета в 1939 году вдохновлялось не одними лишь честными целями образования; это делалось с намерением использовать его для подготовки политических агитаторов против англичан.

К сожалению, однако, авторы слишком много внимания обращали на эту сторону вопроса, так что подлинная ценность проделанной университетом в течение этого периода работы остается не освещенной 2. Оглушающая болтовня плохо осведомленных критиков мешает правильно оценить факты.

___________

1. Жалобы Донннсона (Dоnnisоn, op. cit., р. 70) на то, что «курс обучения был часто нереалистичен и недостаточно связан с нуждами страны», отражают исключительно ошибочную позицию европейцев в отношении университетского образования для жителей Азии. Подлинным злом они считали тот факт, что это было университетское образование, а не высшее техническое образование, «связанное с нуждами страны».

2. Пребывание и работа в университете с декабря 1952 по март 1953 года больше чем когда-либо убедили автора в том, что так именно и обстояло дело.

[491]

Цитируется по изд.: Д.Дж.Е. Холл. История Юго-Восточной Азии. Пер. с. англ. Я.М. Света, Р.А, Тузмухамедова. М., Издательство иностранной литературы, 1958, с. 483-491.

Рубрика: