Турция в 1870 – 1900 годы

Население. В период между 1840 и 1870 годами османы составляли меньшинство всего населения империи 1; с 1870 года они постепенно приближаются к тому, чтобы стать большинством. Все мусульмане, приходившие из иных мест и селившиеся в Европейской Турции или Анатолии (за исключением Сирии и стран, где господствует арабский язык), обыкновенно уже в первом поколении совершенно растворялись в османском населении. С 1829 года, со времени освобождения Греции, османы таким образом поглотили и ассимилировали многочисленных мусульманских переселенцев, греков, сербо-хорватов, болгар, черкесов, вышедших либо из областей, которые последовательно были утрачены турками, либо из стран, завоеванных русскими. Этот приток новых элементов, который заметно усилился с 1870 года, а с другой стороны утрата областей, населенных по преимуществу неосманами, опрокинули все пропорции между различными «расами» в империи. Движение в сторону превращения всех неосманов империи в турецкую нацию с одной стороны поддерживалось политикой султана Абдул-Гамида, а с другой стороны встречало сопротивление в пробудившемся партикуляризме как полумусульманских народов — албанцев и городских арабов (арамеев), так и чисто мусульманских, т. е. арабов, организованных в племена, и курдов. Резня армян в 1894—1895 годах не была единичным фактом, подобно сирийским избиениям 1860 года, но составляла часть целого плана, политической системы стре-

_________

1. См. т. VI, стр. 104.

[05]

лившейся истребить ту часть населения империи, на ассимиляцию которой уже мало надежды, и заменить ее такой, которая поддается османизации 1.  Еще задолго до этого кровавого маневра имперского османского национализма корреспондент Британского обозрения в Константинополе указывал на его предумышленность: «Если бы династия Магомета II в свое время последовала примеру Филиппа II и выгнала или истребила христиан, как это сделал сын Карла V с испанскими маврами, весь Балканский полуостров был бы ныне занят добрыми мусульманами, которые не поддавались бы влиянию Европы и энергично поддерживали бы стамбульский халифат... Этим объясняется та новая политика систематического истребления христиан, которая с такой грубой беззастенчивостью изложена в официозном Иттихаде» 2. Иттихад (Союз) был основан в Париже в 1868 году младотурками. Но когда одна часть их повернула в сторону непримиримого национализма, то их либерально-оппозиционная газета примкнула к правительству, которое разделяло их доктрину.

Противоположное движение, партикуляристское, шло из Албании; это движение с 1878 года, момента образования Албанской лиги, основанной мусульманами и христианами, угрожало османскому национализму. Мусульмане, стоящие во главе албанских автономистов, — явление очень значительное. «В религиозном отношении Албания может быть разделена на три различные части: треть албанцев состоит из христиан-церковников (католиков и православных), треть — из магометан, последняя треть — это независимые (бекташи 3

__________

1. События 1894—1895 годов были началом того обширнейшего систематического и продуманного до конца плана, который в несравненно больших размерах и гораздо более обдуманно и планомерно осуществлен был уже младотурками (с Талаат-пашой и Энвер-пашой во главе) в 1915 году, когда из полутора миллионов турецких армян, считая и женщин с детьми, было вырезано около 950 000 человек. Приятной для Абдул-Гамида неожиданностью при этом в 1895 году было определенно враждебное отношение к армянам со стороны князя Лобанова-Ростовского, русского министра иностранных дел. Русские армяне подозревались в сепаратизме, и самодержавие чувствовало себя в тот момент солидарным с Абдул-Гамидом. — Прим. ред.

2. Британское обозрение, Корреспонденция с Востока, август 1876 года.

3. Бекташи официально считаются мусульманским духовным орденом. Его основатель Хаджи Бекташ Вели — легендарный покровитель янычар. Все янычары были приписаны к ордену, и шейх (настоятель) дервишей был почетным командиром 99-й роты янычарского корпуса.

Могила Хаджи Бекташа в монастыре того же имени (между Кыр-Шехиром и Кейсарией, в Ангорском вилайете) одинаково почитается и мусульманами под названием могилы Бекташа Вели и местными христианами под названием могилы святого (agios) Хараламбоса.

[06]

протестанты и свободомыслящие). Бекташей несколько сот тысяч. Бекташизм вначале был просто исламской сектой; проникнув в Албанию в XVI веке, он, по-видимому, эволюционировал так быстро,  о может считаться скорее совокупностью пантеистических принципов, чем религией, имеющей свой культ и обряды» 1.

Одинаково замечательно и то, что за последнее время автономисты-курды, исключительно мусульмане, сочли нужным, хотя бы только на бумаге, а именно в газете Курдистан, издаваемой в Женеве, пойти навстречу  армянам, родство с которыми они усматривают в языке. Для подавления этих стремлений мусульман к автономии султан и партия националистов пытались посеять в Албании раздоры между мусульманами и христианами и поддерживали национальное раздражение албанцев против славян и греков.

Они призывали курдов грабить армян, а чтобы привлечь к османству объединенных курдов и арабов, они решили прибегнуть к военной мере и сформировали кавалерию гамидиэ. Полки, называемые гамидиэ по имени султана Абдул-Гамида, были созданы в 1891 году; они вербовались из аширет, т. е. организованных по племенам курдов и арабов Курдистана, Месопотамии и центральной Сирии. «Главные основы устройства кавалерии гамидиэ таковы: обязательная военная служба в мирное время сводится к небольшим периодам обучения; люди отбывают службу себя на родине; военные деления приспособляются к организации племен, и некоторые командные должности предоставляются туземным вождям» 2. Созданием этой иррегулярной кавалерии преследовались не только прямые военные цели, но и ставилась главным образом задача – привлечь к себе курдских и арабских вождей 3 путем: раздачи им чинов и дальнейшего продвижения их по службе, а заодно и отуречить их сближением с офицерами регулярной армии.

Вообще турецкая националистическая партия сосредоточила свои усилия в Малой Азии, где ей удалось достигнуть существенных результатов, чему способствовали как иммиграция мусульман, утративших свое имущество в европейских провинциях, так и ассимиляция небольших мусульманских

_________

1. Албания, 30 июля 1897 года.

2. Capitaine Lamouche, L'Organisation militaire de’Empire ottoman.

3. Имеются в виду военачальники отсталых арабских полуфеодальных племен, крупные феодалы; родовая знать арабских и курдских племен. - Прим. Ред.

[07]

групп, возникавших из разложения организованных племен, туркменов, юрюков,1 татар и курдов, и из притока черкесов, а также бедствия армян и эмиграционное движение, возникшее среди сирийцев-христиан. 2

Провал парламентаризма; преобразование и раскол в Молодой Турции; национализм и панисламизм. Мы уже указывали, 3 что под именем младотурок смешивали две партии, из которых одна, более или менее искренняя, верила в панацею бумажных реформ и конституций, в спасительность рабского подражания Европе и в парламентаризм, другая, очень искренняя в своем революционном энтузиазме, «вполне турецкая, вполне национальная и очень враждебная Европе именно в силу своего национализма», весьма быстро отделалась от пристрастия ко всему европейскому и от веры в конституционные реформы. Провал парламентаризма, — достаточно нелепого в стране, где было пять различных языков и где население подразделялось не только по племенам и языкам, а еще и по религиозным сообществам и профессиональным кастам, — этот провал, который был очевиден для всех с первого же собрания оттоманского парламента (1877) и за которым вскоре последовала война с Россией, окончательно рассеял всякие иллюзии у тех из революционных младотурок, у которых они еще могли сохраниться. «Благодарю бога, который, среди прочих бедствий, избавил мою страну от палаты депутатов!» — говорил в 1871 году один революционный младотурок, выходя из Версальского собрания. Провалу парламентаризма предшествовало (1876) падение Мидхата, который стремился провести систему реформ конституционным путем. С этого момента революционные младотурки, побуждаемые сверх того страхом перед панславистами, бросились очертя голову в объятия национализма и панисламизма; надо сказать, что один из двух наиболее замечательных среди них людей, Кемаль,4 был литератором, а другой, Зия, никогда не переставал быть поэтом. Это легко было обнаружить, читая статьи в их партийных органах; и те европейцы, которые приняли всерьез «панисламистскую опасность» на основании отрывочных фрагментов мусульманской романтической

__________

1. Юрюки — турецкое племя, в XIX веке в значительной мере полукочевое. — Прим. ред.

2. Избиения армян терроризировали сирийцев-христиан настолько, что некоторые селения совсем опустели: жители бросали все и уходили с семьями, куда глаза глядят. — Прим. ред.

3. См. т. VI, сгр. 119—123.

4. Точнее: Намык-Кемаль. — Прим. ред.

[08]

литературы, должны были обладать сильным воображением. Но если вся эта фразеология не подняла магометанского мира, как на это наивно надеялись некоторые европейские и турецкие журналисты, то она создала османскую националистическую партию и разбила Молодую Турцию на авторитарных (стоящих за сильную центральную власть) националистов и на либералов. Что бы ни говорили лица, утверждавшие, будто в Турции нет патриотизма, будто патриотизм там сливается с религией (что, впрочем, является не более как общим местом, так как только одни мусульмане, да и то не все, считают себя «османами»),— патриотизм в Турции существует. Это—патриотизм турецкий, шовинистический, военный, хорошо подмеченный многими газетными корреспондентами во время войны в Фессалии в 1897 году. Патриотизм этот проявляется не только в военных демонстрациях; он вызвал своего рода возрождение, точнее сказать, создал в османской империи новый вид научного исследования, именно изучение происхождения турецкого народа. Многие османы заняты теперь этим изучением (подобно тому, как во Франции изучают происхождение французов от кельтов); книгоиздательство Прогресс (Jkdam) перепечатывает или издает впервые старинные турецкие тексты под названием Следы предков (Acar-i-eslaf); капитан Неджиб Асим, один из лучших писателей и ученейших людей Турции, издал сравнительную грамматику урало-алтайских языков и затем блестящий перевод той книги Геродота, которая затрагивает национальное чувство турок, — книги о Скифии. В общем, хотя либеральная младотурецкая партия проявила в конце XIX века большую активность, она не имеет глубоких корней в стране 1.  Характеристика ее, приведенная в газете сепаратистов Албания, в основном довольно правильна: «Младотурецкая партия формируется по племенному составу: 1) из константинопольских турок, 2) из черкесов и сирийцев, т. е. из лиц, принадлежащих к столь разоренным национальностям, что их судьба тесно связана с судьбой турок и единственной надеждой на существование для них является поэтому полное слияние с последними; по интеллектуальному составу: 1) из большого количества молодых изнеженных дэнди, рассеянных небольшими группами во всей Европе, а особенно в Париже; они носят монокли и цилиндры, сюртуки по последней моде, они довольно невежественны,

________

1. Младотурецкая программа, однако, уже в 1908 году объединила значительные элементы в стране, и младотуркам удалось надолго захватить в свои руки полную власть в государстве. — Прим. ред.

[09]

и идеал их не идет дальше постройки железной дороги и некоторой свободы печати, но больше всего их захватывает показная сторона, и им смертельно хочется со временем самим разыграть великую парламентскую комедию; 2) из нескольких серьезных, убежденных, почти образованных людей, но совершенно не знающих истории, современного состояния, развития и силы различных национальностей Оттоманской империи, — национальностей, грозный натиск которых они чувствуют, не пытаясь его анализировать. Каковы же силы младотурецкой партии? Вы сочтете их ничтожными, если узнаете, что движение ограничивается Константинополем; за пределами Константинополя эта партия представлена лишь отдельными лицами. А в самом Константинополе? Здесь она состоит примерно из трех тысяч человек, из которых наберется всего лишь сотня активно действующих. Какова программа младотурецкой партии? Пока — конституционная монархия с умеренным парламентарным режимом; в основе же, но позднее, — республиканский строй. Какова будущность младотурецкой партии? Партия эта — партия эфенди, не имеющая никаких корней в народе, а ведь революции делаются не людьми, носящими монокли и сюртуки, а народами» 1.

Турецкие националисты называют республиканством то древнее плебисцитарное и теократическое учение, которое отстаивали все мусульманские сектанты еще при Омейядах 2;  старинный знаток магометанского государственного права, Маверди, разработал в XII веке теорию этого учения: верховная власть сосредоточивается в иджма 3 (согласие народа); ут-

__________

1. Албания, 25 апреля 1897 года. Статья написана мусульманином.
«Мусульманин» очень поверхностно разбирался в том, о чем так развязно писал за каких-нибудь одиннадцать лет до полной победы младотурок над султаном. Дело было не в том, что младотурки носили монокли и сюртуки, а в том, что они твердо решили перевести полуфеодальную азиатскую державу в колею европейского буржуазного государства и этим спасти империю от разложения. Им не удалось полностью то, о чем они мечтали. Во-первых, слишком запоздало их историческое дело, — и европейский капитал уже не дал им времени произвести нужную реформу. Во-вторых, им не удалось ни в малейшей степени справиться с центробежными стремлениями отдельных частей империи, — и разрешение страшного для существования Турции национального вопроса младотурки начали по способу Абдул-Гамида, которого они свергли, вырезывая почти начисто целые народы. Сохранить целостность государства им не удалось, сами они были сметены прочь военным поражением в 1918 году, но говорить о них должно как о серьезном историческом явлении. — Прим. ред.

2. Омейяды — одна из возвысившихся в VII веке династий арабского халифата, стоявшего во главе тогдашнего арабского государства. — Прим. ред.

3. Точнее: иджман-уль-уммет, означавшее «согласие народа». Броме корана и суннета основанием для мусульманского шариата (законоведения) служит так называемый иджман-уль-уммет. Этим словом называется сборник решений первых четырех халифов и главных сподвижников пророка (имама) и толкований их по гражданским и духовным вопросам.  Прим. ред.

[10]

верждать, что иджма может ошибаться, - ересь; народ самодержавен и непогрешим; он избирает неограниченного халифа, и если халиф не шествует по пути народному и божьему, самодержавный народ смещает его и назначает другого, также неограниченного, также ответственного перед самодержавным народом и также смещаемого им. Это учение и да              ло мусульманским странам ту форму правления, которой вполне справедливо дано название деспотизма, умеряемого анархией.

В1870 году в  деятельность младотур                ецкой партии выражалась в заговорах, целью которых были внезапные нападения или областные восстания. Несчастная война и дезорганизация Франции отняли у этой партии всякую надежду на поддержку со стороны французских революционеров,              относительно которых одно время создавали себе иллюзии наиболее смелые члены партии и особенно Мехмед-бей. Смерть одного за другим Али-паши и Фуад-паши, бывшего представителем правительственной и дипломатической политики Турции, проводившей идею соглашения с Европой во что бы то ни стало, привела к эволюции партии. Эмигранты, проживавшие во Франции, получили амнистию и вернулись в Турцию (1871).1 С этого времени партия раскололась: одна из фракций образовала ядро конституционно-реформаторской правительственной партии, которая сгруппировалась вокруг Мидхат-паши; усилия этой партии привели к попытке введения парламентарного режима, а затем к его провалу; другая фракция превратилась в национальную партию панисламизма и халифата, партию «Турции для турок»; эта партия пустила некоторые корни в мусульманском населении через посредство религиозных орденов бекташи и мевлеви, с которыми наиболее передовые младотурки, пантеисты и свободомыслящие вроде Мехмед-бея,2 сблизились с 1868 года. Преклоняясь перед западными науками и методами, одна фракция националистической партии была убеждена, что может освоить их без посторонней помощи и самостоя-

_________

1. Точнее: в 1872 году при министерстве Махмуд Недим-паши. Прим. ред.

2. Мехмед-бей покончил самоубийством в 1877 году. Али Суави был убит, предводительствуя студентами-революционерами в 1875 году во время мурадовского мятежа.
(Али Суави-бей был убит в 1878 году в мае, во время подавления восстания, руководителем которого он был. Это восстание имело целью свержение султана Абдул-Гамида и восстановление на троне Мурада V при регентстве Мидхат-паши. Это восстание было с ответом на капитуляцию Абдул-Гамида в Сан-Стефано и на разгон им в январе 1878 года второго турецкого парламента. В восстании участвовали: часть крестьянства, солдаты, студенты и т. д., Прим. ред.)

[11]

тельно развивать их, не прибегая ни к чьему посредничеству. Своим знаменем она выставила османскую национальность и ислам, в который не верила, но к традициям которого она была привязана из патриотического самолюбия, желая к тому же воспользоваться им как национальной силой. Это — партия мусульманская из шовинизма и из оппозиции к иностранному вмешательству, что не мешало ей делать попытки к усвоению чужеземных научных знаний и художественной литературы. Восходя через исламизм к национальным истокам, партия эта в конце XIX века начала распространять в тесном кругу идею национальности, покоящейся на расовом основании; некоторые исторические и филологические работы были внушены сознанием единства урало-алтайской расы, родства между венграми, турками, татарами, монголами, простирающегося с одной стороны до финнов, а с другой — до японцев 1.

Либеральные реформаторы. Мы говорили 2  о том, как развивались учения о свободном исследовании, возобновленные мутазилитами (свободомыслящими), подвергавшимися пре-следованиям при Аббасидах. Хотя предварительная цензура мешала распространению этих учений в Турецкой империи в форме оригинальных произведений, однако они проскальзывали урывками во множестве как в книгах, так и в газетных и журнальных статьях. Обычно принятый способ заключался в том, что учения эти приводились в цитатах из произведений, написанных индийскими богословами, которые благодаря английскому режиму могли свободно распространять новомутазилитское учение. Здесь, как и при всяком умственном движении в мусульманском мире, приходится считаться с двумя факторами, приводящими к одному и тому же результату: с бессознательным подражанием Европе, с одной стороны, и с желанием бороться против Европы, с другой, вооружить исламизм, чтобы дать ему возможность бороться равными силами. В конце концов исламизм стремится стать либеральным, чтобы защищаться от либерализма, и преобразуется из чувства самосохранения; этим объясняется, почему в этом обновлении мусульманских доктрин главными деятелями являются ученые мусульманской церкви,

___________

1. Лишенная научного основания, эта теория в своем развитом виде представляет реакционную шовинистическую идеологию, служащую целям агрессии. Ныне, с известными переделками ее пытаются использовать японские расистские политики в целях обоснования своих агрессивных планов в отношении тюркских народов. —Прим. ред.

2. См. т. VI, стр. 123.

[12]

очень привязанные к своей религии и имеющие большую склонность отождествлять с нею свою национальность. Несколько выдержек из новомутазилитских книг, недавно изданных в Индии, дадут понятие о новом духе, проникающем в ислам. «Современный застой в мусульманской общине происходит главным образом от взгляда, укоренившегося в умах всего мусульманства, будто бы право пользоваться своим личным критическим суждением прекратилось вместе с первыми законоведами (четырьмя канонистами)..., будто бы мусульманин, чтобы считаться правоверным последователем пророка, обязан всецело подчинить свои суждения толкованиям людей, которые жили в IX веке и не могли иметь никакого представления о XIX веке... Церковь и государство слились; халиф был имамом, светским государем в такой же степени, как и духовным вождем. С течением времени, по мере того как деспотизм проник в привычки народа, канонический дух овладел умами всех классов общества» 1. И тот же ученый заключает: «Закон (шариат) в некоторых пунктах непримирим с современными потребностями ислама, будь то в Индии или в Турции, и требует изменений».

Мулла Чыраг-Али делает такое же заключение: «Мусульманский закон (шариат), если только можно называть его законом, поскольку он не заключает в себе никакого органического закона, никоим образом не является бесспорным и неизменным» 2.

Литература; науки; книгопечатание. В своей совокупности турецкое литературное движение, созданное до 1870 года усилиями Шинаси, Зия, Кемаля, развернулось лишь после 1870 года. Сами-паша Задэ, рассказы которого Мелочи (Кючюк Шейлер) и роман Приключение (Сергюзешт), направленные против порабощения женщин, заслуживают перевода; Ахмед Мидхат и прекрасные его книги о воспитании; г-жа Фатьма Алийа и т. д., — все они стали писать лишь после 1870 года.

Равным образом, не раньше этого срока, а больше всего в последние годы стали издаваться в Турции настоящие научные труды, как переводные и переработанные, так и оригинальные. Первые оригинальные работы по физиологии доктора Бесим Омера относятся к 1880 году; в это же время появился и первый систематический курс турецкой литературы 3.  Еще позднее выступают на сцену филология, критика и

___________

1. Сеид Амир-Али, Дух Ислама (Spirit of Islam).

2. Мулла Чыраг-Али, Критическое истолкование Джихада (Critical exposition of Jihad).

3. Махмуд Экрем, Куре турецкой литературы, 1882.

[13]

издание древних текстов, предпринятое Ахмед Джевдетом и Неджиб Асимом, основанное ими общество древних текстов Следы предков (Agar-i-eslaf), журнал Школа (Mekteb) и газета Прогресс (Ikdam). Археология создана была директором Константинопольского музея, живописцем Хамди-беем, учеником Жерома. Жером первый открыл мастерскую в Константинополе и обучил нескольких турецких живописцев.

Книгопечатание развивалось медленно, вместе с литературой. До 1870 года издания, вышедшие из турецких типографий, были просто плохи: плохо набраны, плохо отпечатаны, полны опечаток. Мало-помалу они улучшаются, несмотря на недостаток денежных средств (сброшированные книги даже не сшивались!). В 1889 году Барбье де Мейнар, компетентный в этом деле судья, в таких выражениях отзывался об одном турецко-французском словаре (Р. Юсуфа), отпечатанном в турецкой типографии Абу Зия: «Изящество турецкого и французского шрифта, исправность текста делают честь типографии, которой весьма умело и к великой пользе для турецкой литературы руководит Зия Тевфик». Передо мной лежат иллюстрированные журналы и научные книги с виньетками и рисунками, отпечатанные в государственной типографии в Константинополе; шрифт, набор, бумага, печать не оставляют желать лучшего.

Это умственное движение сосредоточивается в столице и немногих провинциальных городах: в Салониках, Смирне, Алеппо, Багдаде. В Турции нет турецкой провинциальной жизни. Провинциальная жизнь в Алеппо и в Багдаде — арабская, антитурецкая; в Албании, где она только что зарождается, в Эльбасане и в Берате она по характеру албанская. Умственное движение в Турции до 1870 года и после, правда, создано было провинциалами (Зия из Амасии — черкес; Тахсин и Кемаль — албанцы; Хаяли из Багдада — араб; Мидхат Помак — болгарин-мусульманин; Али Суави — туркменский татарин 1;  к началу XX века — Неджиб Асим из Алеппо; Бесим Омер — албанец), но возникло оно в Константинополе, и только здесь и могло возникнуть.

________

1. Точнее: не туркменский татарин, а турок. — Прим. перев.

 [14]

Цитируется по изд.: История XIX века в 8 томах. Под ред. Лависса и Рамбо. Перевод с французского под ред. Е.В. Тарле. 8 том. Конец века. 1870-1900 гг. Часть вторая. М., 1938, с. 14-36.