Ангкорская Камбоджа: территориально-административное деление

О территориально-административном делении в древней Камбодже известно очень мало. При этом возникает множество вопросов, главным из которых является территориальная целостность королевства, не вызывающая уверенности даже в ангкорский период. Существует гипотеза, согласно которой, начиная с эпохи правления Джайявармана II в начале IX века и до восшествия на престол Раджендравармана (середина X века), королевство представляло собой множество мелких княжеств, которые короли пытались объединить хотя бы путем уплаты ими дани. Напомним, что в соответствии с индийской традицией кхмерские короли носили титул чакравартина, то есть властителя мира. И только при Раджендравармане в середине X столетия была введена система «провинций», точнее «округов», что подразумевает более или менее реальную централизацию власти. Но здесь возникают некоторые языковые нюансы: если слово «виджайя» встречается и в санскритских, и в кхмерских надписях и означает такое понятие, как «округ», то смысл кхмерского слова «прочая» менее ясен. В ангкорскую эпоху это слово используется часто, иногда оно является синонимом «виджайи», но подчас подразумевает более крупную по сравнению с округом административную единицу и иногда может означать целую провинцию, пожалованную королем одному из сановников. Другая проблема связана с точной идентификацией большинства округов, названия которых встречаются в эпиграфике. Единственные названия округов, не вызывающие у нас сомнения, следующие: Штрештхапура (район Ват Пху на юге Лаоса), Самбхупура (Самбор на Меконге), Индрапура (район Тяка), Малиан (район Баттамбанга), Йен Внам (букв, предгорье, Дангрека?) и, наконец, Лаво (Лопбури в Таиланде).

Что же касается количества округов, то здесь мы располагаем двумя свидетельствами китайских летописей, относящихся к разным эпохам истории древней Камбоджи. Первое сообщение содержится в династийной хронике Суй и относится к периоду правления Ишанавармана I. В ней говорится о том, что, кроме столицы, в королевстве Ченла было тридцать городов, каждый имел наместника из местной знати. Поэтому можно предположить, что именно такое количество округов существовало в то время в государстве. В конце XIII века Чжоу Дагуань сообщает о наличии в Стране кхмеров девяноста округов (но называет всего лишь десять из них) и добавляет, что в каждом был свой правитель, а их административные центры были обнесены частоколами из крепких бревен.

Данные Чжоу Дагуаня относятся к тому периоду, когда Сукотай и Чампа уже отделились (ок. 1220), и показывают, что в то время страна занимала примерно ту же территорию, что и современная Камбоджа, включая северо-восточные области Таиланда. Так, одно из приводимых им названий может соответствовать округу с центром в Пимаи (два других идентифицированных названия относятся к округам, расположенным в современных провинциях Баттамбанг и Компонгчнанг, расположенных к северо-западу и западу от Великого озера). В правление Джайявармана VII количество округов равнялось числу лечебниц. В надписи на стеле Та Прохм говорится, что в стране было 102 лечебницы в «разных округах» или «по одной на округ». Однако обнаруженные на сегодняшний день лечебницы располагаются по территории страны крайне неравномерно: четыре — в районе Ангкор Тхома и примерно двадцать — на северо-востоке Таиланда, что никак не могло соответствовать количеству округов, на которые мог бы быть разбит последний регион.

Следующей за провинцией территориальной единицей была деревня (грома, срук). По словам Чжоу Дагуаня, в каждой, даже самой маленькой, деревне, был храм или часовня, и имелся свой правитель. Он также приводит названия множества деревень, но не сообщает, где они расположены. В надписях периода правления Джайявармана VII говорится, что деревни существенно различались по числу жителей. Так, в надписях на стеле Та Прохм сообщается, что к храмам было приписано 3140 деревень, в которых проживало 79 365 человек (то есть в среднем по 25 жителей на одну деревню). На этой же стеле указано, что в 838 деревнях, приписанных к лечебницам, про-живало 81 640 человек (то есть по 97 человек на деревню). Что касается стелы Прах Кхан, то в ее надписях говорится, что в приписанных к храмам 13 500 деревнях и в прилегающих к ним населенных пунктах проживает 306 372 человека (в среднем по 22 человека на одну деревню). Между округом и деревней, вероятно, существовала еще одна территориальная единица, включавшая в себя сто, десять или пять деревень.

Необходимость административно-территориального деления была связана со сбором налогов.

Но вполне возможно, что существовали и относительно независимые религиозные округи (вероятно, нечто вроде церковных приходов. — Примеч. пер.), называвшиеся анраями.

Их автономия проявлялась главным образом в налоговой и правовой сферах (Метье дю Бур) *.

Цитируется по изд.: Дажан, Брюно. Кхмеры. // Брюно Дажан. М., 2009, с. 76-80.

Примечания

* Юбер де Метье дю Бур. Первая половина XI века в Камбодже: Сурьяварман I, его жизнь и некоторые аспекты институтов его эпохи //Journal Asiatique, т. 258,1970 // С. 282-313).