Запорожская сечь

Усиление крепостного гнета, обнищание и разорение части мещанства, национально-религиозное угнетение народных масс увеличивало массовые побеги крестьян и мещан из Галиции, Подолии, Волыни и Полесья в слабо заселенные Брацлавщину и Поднепровье. Приток беглых крестьян способствовал росту здесь казачества. Среди казачества увеличивается прослойка зажиточных землевладельцев. Часть из них принадлежала к «шляхетным» казакам, т. е. происходившим из обедневшей шляхты. В своих усадьбах и хуторах зажиточные казаки эксплуатировали наймитов, подсоседков и пленников. Они снабжали казацкую бедноту оружием, лодками, сетями, одеждой и за это отбирали у нее значительную часть добычи от промыслов и военных походов. Однако нормы эксплуатации здесь были значительно ниже, не утвердилось здесь и крепостное право.

Стремясь использовать казачество в борьбе против Турции и Крымского ханства, а также установить контроль над казачеством и использовать его в борьбе против народных масс, польское правительство берет часть казаков на государственную службу. Впервые было взято на государственную службу 300 казаков. Они были вписаны в список-реестр, откуда и получили название реестровых казаков. Разумеется, что в казацкий реестр попали, главным образом, зажиточные казаки. Этим Мероприятием создавалась привилегированная группа казаков. Реестровцам установлена была плата деньгами и сукном. Они получили право казацкого суда и самоуправления. Командная верхушка получала значительные земельные пожалования. Рядовым казакам разрешалось пользоваться освоенными ими землями. За пожалованные права и привилегии реестровые казаки должны были нести охранную службу по защите границ от татар, а также помогать правительству в борьбе его против казацкой бедноты и крестьянства.

Спасаясь от репрессий польского правительства и угнетения помещиков, немало украинских казаков искало защиты в переселении на южные окраины Московского государства, на территорию современных Сумской, Воронежской и Харьковской областей. В одном только 1589 г. на Донец переселилось около 700 казаков во главе с атаманом Матвеем Федоровым.

Русская народная песня воспела одного из украинских казаков — атамана Михаила Черкашенина (черкасами в то время называли в России украинцев, от названия города Черкассы), находившегося на службе у русского правительства и сражавшегося против татар:

За Зарайским городом, за Рязанью за Старою.

Из далеча из чиста поля, из раздолья широкого.

Как бы гнедого тура привезли убитого.

Привезли убитого атамана польского *,

Атамана польского по имени Михайла Черкашенина,

А птицы ластицы круг гнезда убиваются;

Еще плачут малы его дети над белым телом;

С высокого терема зазрела молодая жена,

А плачет-убивается над его белым телом

Скрозь слезы свои она едва слово промолвила,

Жалобно причитаючи по белу телу:

„Козачья вольная по здорову приехали,

Тебя света моего привезли убитого",

Привезли убитого атамана польского,

А по имени Михаила Черкашенина.

В половине XVI ст. возникает за днепровскими порогами центр казачества — Запорожская Сечь (от слова засека, укрепление). В начале 80-х годов XVI ст. Сечь была на днепровском острове Томаковке, а в 1590-х годах она была перенесена на остров Базавлук.

Опираясь на Сечь, казачество не только обороняется от татаро-турок, но и само переходит в наступление, нападая на татарские и турецкие города-крепости на побережье Черного моря и разрушая их. Так, в 1575—1577 годы казаки во главе с Богданом Ружинским совершили поход на Крым. В 1589 г. совершен был очередной большой поход, во время которого были опустошены Очаков, Белгород, Тягинь на северном побережье Черного моря и Козлов в Крыму.

Казаки были прекрасными пушкарями и меткими стрелками, хорошо владели копьем и саблей. Искусные в нападении, они умели также хорошо оборониться от превосходящих сил врага в укрепленном таборе из возов.

Сечь имела свой флот из лодок, которые назывались чайками или байдаками. На них казаки пускались в отважные походы в Черное море и не раз громили турецкий флот, состоявший из парусно-весельных кораблей — галер.

Жили казаки в деревянных или плетенных из хвороста и обмазанных глиной помещениях — куренях.

Закаляясь в походах и боях, находясь постоянно в готовности отряжать нападение, казачество к концу XVI ст. создало сильную и дисциплинированную организацию. Во главе войска стоял гетман. Основной военной единицей был полк. Полк делился на сотни, а последние на десятки. Все командные должности, начиная с гетманской и кончая атаманом, командовавшим десятком, были выборными. Однако казацкая верхушка, располагая военной и судебной властью, применяя силу, подкуп и демагогию, добивалась переизбрания ее на командные должности.

Запорожское казачество развивалось в условиях острых социальных противоречий. Меньшую часть его составляла богатая верхушка «старшие казаки», главным образом командный состав. Это были владельцы лодок, оружия, соляных и хлебных запасов; одновременно они располагали значительными денежными средствами, даваемыми в долг бедноте под высокий процент.

Значительную часть казачества составляла казацкая беднота, экономически зависимая от зажиточного казачества. Противоречия между казацкой беднотой и зажиточной верхушкой нередко выливались-в ожесточенную вооруженную борьбу.

В конце XVI ст. количество беглецов на Запорожье из крестьян и мещане, не выносивших крепостного гнета, с каждым годом увеличивалось. Запорожская Сечь становится не только опорной базой в борьбе против татарско-турецкой агрессии; она постепенно превращается и в политический центр украинского народа, поднимающегося на борьбу против господства шляхетской Польши.

Магнатское наступление на юго-восточное Поднепровье и Брацлавщину не только вело к захвату земли крестьян, мещан, казаков, мелкой шляхты, но угрожало и самому существованию казачества. В то же время магнаты задевали интересы реестровых казаков и казацкой старшины, захватывая также и их земли и ограничивая их в правах. Это принудило казачество оружием защищать свои права и земли от посягательств со стороны магнатов и шляхты.

В 1591 г. вспыхнуло крестьянско-казацкое восстание против украинских и польских феодалов. Борьбу казачества возглавил гетман реестровых казаков К. Косинский, выходец из мелкой шляхты. Поводом к выступлению Косинского послужил захват магнатом Острожским его имения Ракитного на Белоцерковщине. Восстание казачества послужило толчком к выступлению крестьян к городской бедноты против крепостничества на Киевщине, Брацлавщине, Волыни и Подолии. Повстанцы разгромили на Киевщине и Волыни имения магнатов Острожских, Вишневецких и других. Они захватили такие значительные в то время города-крепости, как Богуслав, Белая Церковь. Казаки совершили нападение даже на Киевский замок, где захватили пушки, порох и ружья. Но казакам трудно было выдержать борьбу с хорошо вооруженными объединенными силами украинской и польской шляхты. В 1593 г. под местечком Пяткой (на Волыни) они потерпели поражение от шляхетского войска, возглавляемого украинским магнатом Острожским, и Косинский вынужден был заключить с магнатами договор о прекращении борьбы. Но вскоре казаки снова собрались под Черкассами и возобновили борьбу против феодалов. Не видя перспектив на успешное окончание борьбы, Косинский обратился от имени казаков к московскому царю Федору Ивановичу с просьбой принять их в подданство. Царь согласился. Об этом известил польское правительство черкасский староста А. Вишневецкий. Он писал, что Косинский присягнул «великому князю московскому со всем войском и поддал ему уже все пограничье больше чем на 100 миль на тех границах, и в письме своем к ним великий князь московский писал себя уже царем запорожским, черкасским и низовским и послал на Запорожье сукно и деньги».

Дальнейшие сношения русского правительства с Косинским были прерваны смертью последнего: он был убит под Черкассами в 1593 г.

В 1594 г. крестьянско-казацкое восстание вспыхнуло с новой силой. Во главе реестрового казачества стал в это время Г. Лобода, человек зажиточный, имевший связи с украинской шляхтой и киевским духовенством. Руководство нереестровой казацкой массой взял в свои руки Северин Наливайко. С. Наливайко происходил из местечка Гусятина. Отец его был ремесленником на Подолии и владел землей. Магнат Калиновский захватил землю Наливайко, а самого отца Наливайко убил. С. Наливайко некоторое время служил в войске князя Константина Острожского. Он славился как выдающийся пушкарь и как человек исключительной храбрости.

В 1594 г. С. Наливайко оставил службу у Острожского и, собрав отряд казаков, начал борьбу против феодалов. В том же году он осуществил удачный поход в Молдавию, где разгромил Значительные татарские силы, шедшие на помощь турецкой армии, воевавшей против Австрии. Весной 1595 г. Наливайко повторил поход в Молдавию одновременно с Лободой, а потом пошел со своими казаками на помощь австрийской армии, сражавшейся в Венгрии против турок.

Еще в то время, когда казаки воевали в Молдавии, на Брацлавщине вспыхнуло восстание крестьян и мещан. После прибытия казаков из похода оно еще более усилилось. Брацлавские мещане захватили замок. Позднее польское войско, воспользовавшись уходом казаков в Венгрию, жестоко расправилось с восстанием. Из Венгрии Наливайко направился на Волынь (в 1595 г., где крестьянство также подымалось на борьбу. Много повстанцев присоединилось к Наливайко. Расправившись с магнатами и шляхтой на Волыни, Наливайко двинулся в Белоруссию, охваченную также крестьянским восстанием. Восставшие с боями взяли такие города, как Слуцк, Бобруйск, Могилев (на Днепре) и др. В январе 1596 г. повстанцы возвратились на Волынь.

В то время как казаки во главе с Наливайко и восставшие крестьяне прошли с боями в Белоруссию, казаки-реестровцы расправлялись со шляхтой на Киевщине до Овручского Полесья включительно. К этому времени крестьянское восстание охватило Киевщину, Волынь, Брацлавщину и Подолию.

Для борьбы с восставшими король двинул большие военные силы. Под натиском польской армии казаки Наливайко, а с ними и часть восставших крестьян, отступили сначала на Брацлавщину, а потом под Белую Церковь (на Киевщине), где и соединялись с отступившими сюда отрядами реестровцев. Здесь между повстанцами и передовыми частями польской армии произошел бой, после которого повстанцы отступили вниз по Днепру. Польская армия атаковала повстанцев под Трипольем, но, несмотря на большое преимущество в артиллерии и коннице, не смогла разбить восставших. Понеся значительные потери, повстанцы отступили в мае месяце за Днепр на Лубенщину. Часть из них, главным образом, повстанцы-крестьяне, хотела отступить за московскую границу и искать защиты у русского правительства. Реестровое казачество, особенно его верхушка, не разделяли этого стремления. К тому же польское войско предупредило отступление, отрезав пути отхода. Тогда восставшие, рассчитывая на помощь Запорожья, заложили укрепленный лагерь на р. Солоница, невдалеке от теперешнего города Лубны.

Более двух недель продолжалась мужественная оборона в Солоницком таборе. В тяжелой обстановке, создавшейся в таборе в результате нехватки продовольствия, обострились противоречия между реестровыми и нереестровцами. Командующий польскими войсками гетман Жолкевский старался углубить эти противоречия разного рода обещаниями реестровым казакам. С этой целью он вступил в переговоры с Лободой. Казацкая верхушка высказывалась за прекращение борьбы. Восставшее крестьянство решительно протестовало против капитуляции. Дошло до вооруженной схватки, в которой был убит гетман Лобода: Голод и обещание командующего польской армии гетмана Жолкевского амнистии восставшим при условии сдачи ими оружия, принудили восставших пойти на капитуляцию. Наливайко был схвачен реестровцами и выдан полякам. Но Жолкевский не сдержал своего слова и предательски напал на почти безоружных. Польские солдаты вырезали их несколько тысяч человек, не исключая женщин и детей, находившихся в таборе. Лишь часть реестровцев пробилась из окружения и ушла на Запорожье. Наливайко был казнен в Варшаве.

Подавив восстание 1594—1596 годов, польское правительство наложило на казаков баницию, т. е. объявило их вне закона.

Восстания 1591 — 1596 годов были первыми большими восстаниями украинского крестьянства и казацких масс против феодально-крепостного гнета и одновременно началом освободительной борьбы украинского народа против шляхетской Польши.

Цитируется по изд.: История Украины. Краткий курс. Киев, 1948, с. 85-89.

Примечания

*  Польского—полевого.