Сасанидский Иран: восточная политика
Б. И. Маршак
К вопросу о восточных противниках Ирана в V веке
В последние годы проблемы, связанные с восточной политикой Сасанидов, оживленно обсуждаются в научной литературе, посвященной истории Средней Азии и Афганистана. Об этих проблемах речь идет и в специальных главах обобщающих трудов [10; 11; 12; 5], и в статьях [3; 8; 9; 18; 25], и в многотомных исследованиях [20; 27], и, наконец, в рецензиях на исследования [33].
Все эти труды, появившиеся за последние полтора десятилетия после обобщающей книги Р. Гиршмана [26], можно разделить на две группы: работы, связанные с европейской научной традицией изучения арабо-персидских, армянских и византийских авторов, и работы, опирающиеся почти исключительно на независимые от этой традиции материалы — монеты и китайские источники. Вторая группа работ [7; 25; 27] находится в противоречии с первой. Согласно работам второй группы враги на восточной границе сасанидского государства до конца V века находились не западнее и не севернее территории современного Афганистана, тогда как по работам первой группы получается, что противники Сасанидов (кидариты, хиониты или эфталиты) находились также и в Мавераннахре, и в юго-восточном Прикаспии.
Как показал В. Г. Луконин [7] на основании анализа кушано-сасанидских монет, захват Сасанидами кушанских владений в Афганистане относится к 370—380 годам, а полностью они оставили эти владения не ранее 460-х годов. Монеты кидаритов и других предшественников эфталитских монархов VI века появляются не ранее конца IV века. Эти монеты подражательны по отношению к сасанидским, они связаны с территориями южнее Амударьи. Одновременно со статьей В. Г. Луконина появилось многотомное исследование Р. Гебля, который относит к 371—385 годам всех сасанидских правителей кушанских земель, а к 385—440 гг. всех кидаритов [27, I, стр. 24]. Проблемы, затронутые в книге Р. Гебля, настолько велики и многообразны, что нуждаются в специальном рассмотрении. Отметим только, что материалы Р. Гебля не дают оснований для отказа от предложенной В. Г. Лукониным датировки кушано-сасанидских правителей.
К. Эноки показал, что по китайским источникам к 479—510 годам, а не ранее относится экспансия эфталитов на север и на восток от Тохаристана.
В 435—450 годы китайские авторы не отмечают присутствия эфталитов на территории Мавераннахра [9].
Однако в других источниках есть сведения, которые обычно понимаются как нашествие на Иран хионитов (или эфталитов) из Мавераннахра при Варахране V (426 г.), а также сведения о войнах Йездигерда II и Пероза с кидаритам и, кушанами, гуннами, хионитами и эфталитами, которые относят к территории юго-восточного Прикаспия. Такие сведения, казалось бы, говорят о том, что в V веке вся хорасанская граница была зоной столкновений Ирана с могущественной враждебной державой или с коалицией враждебного государства и союзных ему кочевников [8]. Создается впечатление, что две группы источников противоречат друг другу. Однако у византийских, сирийских, арабских, персидских, армянских авторов есть сообщения, которые не укладываются в концепцию о едином государстве или о коалиции от Каспия до Памира.
Прежде всего, надо отметить, что ни один из древних авторов не говорит о двух фронтах: в Прикаспии и в Тохаристане, но, говоря об одной и той же войне, разные авторы позволяют связывать ее с разными территориями. Егише Вардапет, участник войн Иездигерда II против «хонов, которых называют также кушанами», пишет о военных действиях с 442 по 449 год, о походе 450 года и о походе 454 года; он приводит указ царя, назначившего сбор войск для первого похода в Апаре (округа Нишапура), что само по себе свидетельствует о восточном, а не северном направлении похода. Сведения о более поздних кампаниях не оставляют сомнения в том, что речь идет о походах в Тохаристан [4, стр. 13—19, 30—31].
Сирийская хроника г. Карка де бет Селох сообщает, что после 446/7 года Иездигерд II отправился в провинцию Чол (Чор), разбил местных царьков и построил там город Шахристан — Иездигерд. Считают, что речь идет о войне на восточном берегу Каспия, где позднее жили тюрки, предводителя которых называют дехканом Сулом (Чудом) [28, стр. 277—2811. В VII — начале VIII века Сул был главным врагом арабов в этом районе. Однако известны два Чола (Чора, Чула, Сула) — в районе Гургана и в районе Дербента, которые постоянно путаются в источниках, начиная с позднесасанидского времени. У Табари говорится о постройке Перозом в стране Сул укреплений для защиты от нападений абхазов, банджаров, баланджаров и аланов, т. е. о постройке крепости в Дербенте, но через несколько строк говорится о строительстве Хосрова I в той же местности, причем указывается, что строительство велось из камня, добытого в Гургане. На следующей странице упоминается столкновение Хосрова с тюркским каганом, причем снова, хотя излагается один эпизод, в одной строке появляется граница Армении, а в другой — граница Гургана [19, стр. 453— 454; 21, стр. 895—896]. После того как во второй половине VI века тюрки появились у стен Дербента и в Чуле на востоке от Каспия, хронисты часто оказывались не в состоянии разобраться, о какой из этих местностей говорилось в сочинениях, более близких по времени к событиям V века. Сообщение «Списка столиц» [30] восходит к позднесасанидским источникам, в которых, как показывает анализ опирающегося на них Табари, спутаны оба Чола.
Егише отмечает успехи Йездигерда к 11-му году его правления (449 год) и в борьбе с кушанами, царь которых «был обессилен», и в борьбе с гуннами, которые нападали на Иран через ущелье Чора [4, стр. 19] Приск Панийский сообщает о набеге гуннов на Иран около 448 года [17, стр. 62]. Егише пишет о строительстве персами крепости в Чора на Кавказе при Иездигерде [4, стр. 28], и о расположенном неподалеку от Чора городще Шахристане [4, стр. 127], и о войнах, шедших в середине V века в восточном Закавказье.
Что же заставило почти всех специалистов [14, стр. 44; 28, стр. 277—281; 30, стр. 38, 43 и др.] считать, что в рассказе сирийской хроники сообщается о событиях в восточном, а не в западном Прикаспии? Видимо, здесь сказалось то, что по Приску войны Пероза с кидаритами, а по Прокопию Кесарийскому и роковой для Пероза бой с эфталитами происходили близ Гургана (Горго) [17, стр. 90—91; 15, стр. 21—38]. О войне с кидаритами сведения сохранились только у Приска, и это затрудняет анализ. Что же касается последнего похода Пероза, то о нем писали многие. Авторы, чьи сведения восходят к сасанидской исторической традиции, дают несколько версий. Но все они относят столкновение к Тохаристану. Римские и византийские историки имели весьма смутное представление о землях, лежавших к востоку от Гургана (Гиркании). Даже Аммиан Марцеллин, который лучше других знал географию Ирана, считал, что Амударья течет через Гирканию, что Маргиана окружена горами и граничит с Гирканией, что Теджен относится к Бактрии и впадает в Амударью [6, стр. 11, 186— 188]. Прокопий Кесарийский описывает местность, в которой был окружен Пероз, как горную долину, очень длинную, окруженную «крутыми горами, покрытыми чащей густых деревьев», и помещает ее около Гургана [15, стр. 21—38]. Восточные авторы, говоря о походах Сасанидов, также упоминают Гурган, но не как конечный пункт иранских земель, а как важный район, который не могла миновать царская армия, шедшая из западного Ирана в Хорасан. Так, Егише пишет о походе Йездигерда в 454 году: «Он перешел землю Вркан и, когда достиг страны Апар, то приказал в крепости города Нишапур задержать пленными князей и священников, которых вел с собой» [4, стр. 235—236]. Соприкосновение с противником произошло позже.
В легенде о войне Варахрана V с тюрками, в версии, приведенной у Динавери, маршрут похода описывается так: Гурган — Неса — Мерв [19, стр. 475]. В начале VII века наместником Гургана был армянский нахарар Смбат Багратуни. В 608 году (18-й год Хосрова II) Смбат с войском через Кумис и Гурган, где он пополнил свои отряды, пошел на Хорасан, разбил «кушан» и, «вернувшись оттуда, расположил войско в Апаршахре, в области Тос (Тус)» [18, стр. 142; 16, стр. 70—73]. Это сообщает Себеос — младший современник и родич Смбата. Таким образом, Гурган в подробных рассказах восточных авторов оказывается не ближним тылом сасанидской армии, а ее глубинной базой, связанной как с Хорасаном, так и с центральными районами Ирана.
То, что византийские послы застали Пероза, шедшего на кидаритов, в Гургане, как и то, что, находясь в Гургане, Пероз объявил войну эфталитам [13, стр. 42], свидетельствует о важной роли Гургана как исходного пункта больших походов на восток, той роли, которую этот район продолжал играть еще в начале VII века, но это не доказательство того, что целью походов были окрестности Гургана. Опасные для Ирана столкновения в восточном Прикаспии начались после смерти Смбата (в 618 году), когда армянские войска, составлявшие при Смбате остновную часть гурганской армии, восстали и перешли на сторону тюрок. С тюрками они обошли Каспийское море и вернулись на родину в 628 году во время тюркского похода через Чор (Дербент) [16, стр. 76]. Видимо, тюрки Сула захватили Гурган только после 618 года.
В 620-х годах, когда западнотюркский каган Тун шеху вел победоносную войну с Ираном на трех фронтах: в районе Гиндукуша (22, стр. 24], в Гургане и в Восточном Закавказье, у иранцев стали складываться легенды о победителе тюрок Бахраме Чубине, которые должны были получить особую популярность в страдавшем от тюркских набегов Хорасане. К последним десятилетиям существования сасанидского государства относятся, видимо, и другие легенды о победителях тюрок, причем победы над хаканом стали приписывать нескольким сасанидским царям, которые жили задолго до появления тюрок на исторической арене. Прославленный победитель — Бахрам Чубин был узурпатором. Легитимистское сознание сасанидского общества требовало другого героя, законного обладателя фарра. И вот наряду с романом о Бахраме Чубине появляется роман о Бахрам Гуре, законном царе и победителе тюрок. До нас дошли версии этого романа, включенные в сочинения Табари, Бал'ами, Динавери и других историков, а также его поэтический пересказ у Фирдоуси. Абсолютная недостоверность и беллетристический характер большинства эпизодов романа очевидны. Тюркский эпизод тоже изобилует анахронизмами и легендарными подробностями.
Прежде всего, враги Бахрам а Гура названы тюрками, которых возглавляет хакан, упоминается и жена хакана — хатун. Все это перенос в первую треть V века реальной обстановки конца VI — начала VII века, отразившейся и в романе о Бахраме Чубине. Огромное войско тюрок в 250 тысяч человек, угрожавшее самому существованию Ирана, гигантская добыча, взятая у тюрок, и многие другие детали в совокупности могут быть поняты не только как обычное преувеличение, но и как анахронизмы. Интересно, что, повествуя о событиях более позднего времени, хроники называют современников Пероза и Ковада эфталитами, а не тюрками, причем их предводителя почти всегда называют не хаканом, а просто царем эфталитов.
Это показывает вставной характер всего эпизода.
Сама фабула явно авантюрна. Полчища хакана появляются на границах Ирана. Шах Бахрам Гур, оставив наместником своего брата Нарсе, уезжает в Азербайджан охотиться. Подданные решают, что царь «бежит от врага и предает свое царство» [21, стр. 863, 864; 19, стр. 445]. Они готовы подчиниться хакану и платить ему налоги. Бахрам скрытно подходит к лагерю хакана и хитростью наводит ужас на войско врага. По Табари, с Бахрамом было только 300 воинов и 7 вельмож (32, стр. 105]. Динавери рассказывает, как персы привязали к шеям 7 тыс. жеребят надутые воловьи шкуры, в которые перед этим набросали камней, а затем погнали этих жеребят в сторону противника, чтобы напугать его шумом [19, стр. 475]. Бахрам Гур своими руками убивает хакана, захватывает в плен хатун, берет венец хакана и неисчислимую добычу. Затем персы переправляются через Амударью и ставят башню, как пограничный знак, на новой границе в глубине страны тюрок 1. Наместником на востоке Бахрам оставляет Нарсе, а сам возвращается в Иран и освобождает народ от налогов за три года «в благодарность за дарованную ему победу».
Этот Нарсе снова появляется как наместник всего государства в рассказе Бал'ами о полностью вымышленных приключениях Бахрама в Индии (36, стр. 125]. Судя по тому, что в дальнейшем изложении у Бал'ами к Нарсе отнесены сведения, которые у Табари сообщаются о министре Михр-Нарсе (ср. [36, стр. 125—126] с [32, стр. 138—112]), можно предположить, что брат Бахрама вообще вымышленная фигура. Рассказы о Бахраме Гуре и Нарсе были известны не только как часть хроники, но и как отдельная книга. В Фихристе упоминается среди других сасанидских романов сочинение под названием «Бахрам Гур и его брат Нарсе» [23, стр. 58].
Все, о чем шла речь, как будто позволяет отнести тюркский эпизод к таким же вымышленным, как и индийский. Этому, казалось бы, противоречит топографическая достоверность некоторых версий (Динавери, Фирдоуси). Нападение тюрок из Мавераннахра на окраины Мервского оазиса, подход подкреплений к персам со стороны Гургана через Нису, преследование тюрок через пустыню до Амуля — все это, видимо, отражает какие-то реальные столкновения, но скорее столкновения не V, а VII века. Авторы средневековых романов, когда они писали о знакомых местах, вообще дают достоверную топографию при полной недостоверности сообщаемых «исторических» сведений. Таким был, например, как показал В. В. Бартольд, известный роман об Абу Муслиме [1, стр. 189—194].
Таким образом, у нас нет достоверных данных о каких-либо войнах на северной границе Хорасана до прихода тюрок во второй половине VI века.
Более достоверные сведения имеются о событиях на восточной границе. Борьба Йездигерда II с хонами — кушанями в 50-х годах V века и борьба Пероза в 60-х годах того же века с кидаритскими гуннами — это, вероятно, войны с одним и тем же противником [8, стр. 66—67, 70—72]. Поскольку инициатива первых кампаний Йездигерда II исходила от него, можно считать, что война шла на кушанской территории. Одна из битв произошла у Мерверруда [18, стр. 141— 142; 29, стр. 302], следовательно, к началу походов 442 года вся Бактрия была оставлена Сасанидами. Варахран, «великий шах кушан», начавший править в 389 году в качестве сасанидского наместника [7,. стр. 30—32], видимо, лишился своих земель задолго до 440-х годов, поскольку Егише, говоря об аргументах, которые приводились советниками Йездигерда в пользу объявления войны кушанам, даже не упоминает о том, что кушанские земли недавно принадлежали Ирану [4, стр. 13—14]. Горный проход в страну кушанов, о котором пишет Егише, — это скорее всего теснины верхнего Мургаба, так как дальше дорога на Балх идет по доступной местности.
В ходе войн Йездигерд II не только опустошал территорию противника, но и брал крепости. К 449 году, как отмечает Егише, он держал верх над кушанами. Поход 450 г. скорее всего был направлен в более отдаленный район. Егише называет этот район Итагакан (Италакан) [4, стр. 33]. Персы взяли много городов и крепостей. Италакан издавна сопоставляют с названием эфталитов [35, стр. 15], но тогда странно, что Егише не упомянул этих новых врагов и продолжал писать только о войне с кушанами. И. Маркварт справедливо увидел здесь название города или округа Таликана (Тагакан — Талакан у Себеоса) [31, стр. 56]. «И» в начале слова могло появиться у позднего переписчика под влиянием сходного написания названия Италия [29, стр. 188]. Занятие Таликана было наибольшим успехом Йездигерда. В 454 году кушаны разбили его арьергард и произвели успешные набеги на сасанидские владения, но Егише не говорит ничего об отвоевании ими каких- либо земель. В 456 году, судя по сообщению Приска [17, стр. 84], Йездигерд снова воевал с кидаритами, которые отказались платить ему дань.
Если в первой части этой статьи главными были вопросы о двух Чолах и роли Гургана в войнах V века, то сейчас главным становится вопрос о двух Таликанах: хорасанском и тохаристанском. Хорасанский Таликан расположен неподалеку от Мерверруда, а тохаристанский — между Балхом и Бадахшаном. Если Йездигерд II дошел только до хорасанского Таликана, то его огромная армия, от генерального сражения с которой уклонялся противник, за 8 лет, взяв много крепостей, прошла два дневных перехода от Мерверруда до Таликана [2, стр. 255]. Едва ли успех мог быть таким незначительным.
С другой стороны, если он дошел до тохаристанского Таликана, то в его руках оказалась почти вся Южная Бактрия. Йездигерд II возобновил традицию назначения кушаншахами сасанидских принцев. Он назначил своего сына Хормизда, а затем другого своего сына Пероза правителями в кушанских землях [7, стр. 22—32]. Хормизд остался правителем Сеистана [32, стр. 115] 2. С восточной политикой Йездигерда как-то связано серебряное блюдо, на котором этот царь изображен с женой. На голове царицы надета корона — вариант короны последнего до Иездигерда II сасанидского кушан шаха Варахрана. Блюдо представляет собой, по-видимому, более позднюю копию с оригинала V века [34, стр. 101]. В связи со всем этим представляется более вероятным, что поход 450 года был направлен на Таликан в Тохаристане.
Пероз, правивший в кушанских владениях во время царствования его брата Хормизда (457—459), бежал к эфталитам и с их помощью захватил престол. За это он, как сообщает Табари, передал эфталитам Таликан. По Бал'ами, он отдал Таликан эфталитам и сам оставался в Таликане, куда к нему прибывали эмигранты из Ирана [36, стр. 127—128]. Война между братьями длилась два года [4, стр. 332]. Когда Пероз победил, он снова начал борьбу на востоке, причем ему в 60-х годах пришлось бороться с кидаритами и только в 70-х годах с эфталитами. Таликан, который он сдал эфталитам, был, по предположению Нельдеке, хорасанским Таликаном [32, стр. 116]. Но это могло иметь место только в том случае, если название «эфталиты» означает в этом контексте то же, что кидаритские гунны у Приска, поскольку иначе нельзя понять, почему соседями Пероза оказались кидариты, а не дошедшие до границы Хорасана эфталиты. Однако и смешение названий здесь маловероятно, поскольку различны сами ситуации: эфталиты в начале правления Пероза — его союзники, а вражду к кидаритам он унаследовал от Иездигерда II.
Но не приведет ли к еще большим противоречиям вывод о том, что отданный Таликан находился в Тохаристане? Если принять это предположение, которое нам кажется более вероятным, то последовательность событий восстанавливается так: в 457—459 годы во время гражданской войны в Иране Таликан и его округ переходит в руки эфталитов, которые, согласно Эноки, в то время жили главным образом в районе Бадахшана, а Балх возвращают себе кидариты. Боло, или Балаам (т. е. Бахл-Бами?), по китайским и византийским источникам — город в стране кидаритов, который часто (например, 32, стр. 119) отождествляют с Балхом. К концу 60-х годов V века Пероз побеждает кидаритов и оказывается лицом к лицу с эфталитами. Он ведет несколько войн против эфталитов, каждый раз неудачных, и погибает в борьбе с ними в 484 году. По версии Бал'ами, последнее вторжение Пероза в страну эфталитов началось на восточной границе Хорасана, но решающее сражение произошло на границе Балха и Тохаристана [36, стр. 139]. Тохаристан, когда он противопоставляется Балху, понимается в узком смысле слова как область к востоку от последнего, т. е. близ западной границы эфталитов в 459 году.
После поражения Пероза, сообщения о котором даже у современников расцвечены легендарными деталями (см. рассказ Лазаря Парбеци [13, стр. 42—44]), Иран какое-то время платил дань эфталитам. Но даже эта победа не отдала в руки эфталитов всю Бактрию. Чаганиан и вместе с ним дорогу на Согд они получили только от Кобада за помощь против Джамаспа в 498 г. [19, стр. 476]. То, что Кобаду принадлежали некоторые земли по Амударье, подтверждается сведениями Бал'ами об основании им (или о превращении в царские города) Земма, Термеза, Кобадиана (Кобадабада) [36, стр. 147]. Е. Е. Неразик считает, что эфталиты уже в 457 г. владели Балхом, Тохаристаном, Бадахшаном, Гарчистаном, основываясь на справке, которую дает Бал'ами к имени впервые упоминаемого им царя эфталитов [36, стр. 127], однако такая справка повторена Бал'ами и в связи с последним походом Пероза [36, стр. 131], т. е. она лишена хронологической конкретности. Табари в обоих случаях называет только Тохаристан [19, стр. 448; 21, стр. 872—873].
События VII века, описанные Себеосом, выходят за хронологические рамки этой статьи, но на них надо остановиться в связи с вопросами исторической географии, поскольку сведения Себеоса о походе Смбата относятся к самым достоверным. Войска Смбата шли по владениям эфталитов, которых, как показал Цегледи, Себеос называет «кушанами» [24, стр. 23], поскольку у него «кушаны» разбивают Пероза, тогда как тетальцами, т. е. эфталитами, он называет тюрок, поскольку у него и хазары — тетальцы, и сын тюрчанки Хормизд II тетальского происхождения по матери. Эта ученая архаизация этнических названий (тюрки называются даже маскутами, т. е. массагетами), однако, не затрагивает топонимики. Смбат в 608 году прошел Герат, Бадгис, Балх, весь Тохаристан и Таликан [16, стр. 75]. Здесь уже не может быть сомнений, что имеется в виду восточный Таликан, а западный даже не упоминается. Этот рассказ, показывая реальную глубину наступления сасанидской армии на восточном театре военных действий в ходе одной кампании, заставляет с большим доверием относиться к сообщениям об успехах Йездигерда II, который с несравненно более сильной армией, видимо, тоже доходил до восточного Таликана.
Теперь попытаемся представить себе историю борьбы Сасанидов с восточными соседями не как собрание разрозненных и противоречивых сведений, а как единую последовательность. Такие попытки остаются сугубо гипотетическими, когда у нас мало фактов, но без них история распадается на отдельные эпизоды.
К 358 году Шапур II заключает союз с кочевниками — хионитами, жившими близ восточной границы его владений. Вопреки обычному мнению, Аммиан Марцеллин ничего не сообщает о том, что этому союзу предшествовала борьба. Он лишь говорит, что, находясь в области хионитов и «евсенов», Шапур вел с кем-то (кушанами?) жестокую войну [6, стр. 129]. В 371—383 годы Сасаниды окончательно завоевывают кушанские владения в Афганистане [7]. В этой борьбе хиониты принимали участие на стороне Сасанидов. В конце IV — начале V века Кидара, опираясь на силы переселившихся в кушанские земли каких-то групп хионитов, вновь создал кушанское царство, которое в первой трети V века вытеснило из Бактрии Сасанидов. В это время возникли и другие княжества на территории довременного Афганистана. Они возглавлялись группами кочевников, известными позже под названием эфталитов. Одно из таких княжеств появилось в восточном Тохаристане и Бадахшане.
Йездигерд II отвоевал у кидаритов бактрийские владения. Пероз во время междоусобной войны 457—459 годов отдал восток Тохаристана эфталитам, а остальные территориальные приобретения отца — кидаритам. В 460—470-е годы какие-то группы эфталитов развили экспансию против южных владений кидаритов вплоть до Гандхары.
В 470-е годы и до своей смерти в 484 году Пероз упорно пытался завоевать эфталитов. Поражение Ирана в этой борьбе сопоставимо не с поражениями одной великой державы в борьбе с другой, а с разгромами армий восточных деспотий ополчениями горных и кочевых племен. Так были разбиты Газневиды сельджуками, а затем гурцами, так был разбит Синджар племенем балхских гузов.
Победители-эфталиты распространили свою экспансию на все соседние страны, но не создали единого государства. В Средней Азии они в конце V века заняли всю, северную Бактрию, а к 509 году дошли до Самарканда и захватили его. Мнение К. Эноки, что смена посольств в Китай из Судэ посольствами из Самарканда свидетельствует о захвате Судэ (Согда) эфталитами [25], представляется мало обоснованным. Это может свидетельствовать и о внутренних событиях в Согде. Гораздо показательнее полное прекращение посольств из Самарканда после 509 года и частые посольства от эфталитов начиная с этого года, о чем также пишет К. Эноки.
Могущество эфталитов продолжалось около полувека, и эта кратковременность их успехов также характерна для государственных объединений, не имевших широкой этнической базы.
История сложения государств кидаритов и эфталитов, как нам она представляется, показывает, что эти политические образования сопоставимы не с центральноазиатскими степными империями, а с государствами, основанными сравнительно небольшими горными народами, которые с переменным успехом вели жестокую борьбу против соседних монархий.
Б. И. Маршак. К вопросу о восточных противниках Ирана в V веке. // Цитируется по изд.: Страны и народы Востока. Выпуск X. Средняя и Центральная Азия. География, этнография, история. Под общ. ред. Д.А. Ольдерогге. М., 1971, с. 58-66.
Примечания
1. Здесь, возможно, параллелизм с романом о Бахраме Чубине. Себеос пишет, передавая одну из сасанидских версий этого романа, что, наступая за Амударьей, Бахрам Чубин «прошел дальше копья храброго Спандиата (Исфандиара), о котором говорят варвары, что он достиг войной этого места и воткнул в землю копье свое» [Щ стр. 31]
2. По Бал'ами, в Секстане правил Пероз [36, стр. 127].
Литература
1. Бартольд В. В., К истории Мерва, — Сочинения, т. IV, At, 1966.
2. Бартольд В. В., Мерверруд, — Сочинения, т. HI, М., 1965.
3. Гумилев Л. Н., Эфталиты н их соседи в IV в.,— ВДИ, 1959, № 1.
4. Егише Вардапет, История. Перевод П. Шаишиева, Тифлис, 1853.
5. 3еймаль Е. В., Кушанская хронология, М., 1968.
6. Кулаковский Ю. и Сонин А., Аммиан Марцеллин, История. Перевод с латинского, т. 1, II, Киев, 1906, 1907.
7. Луконин В. Г., Кушано-сасанидские монеты, —ЭВ, Л., 1967, XVIII.
8. Мандельштам А. М., К вопросу о «сндаритах, — КСИЭ, 1958, XXX.
9. Мандельштам A. М., О некоторых вопросах сложения таджикской народности в среднеазиатском Междуречье, — СА, 1954, т. XX.
10. Мандельштам А. М., Средняя Азия в VI—VII вв., — в кн. «История таджикского народа», т. II, ч. 1, М, 1964.
11. Массон В. М., Ромодин В. А., История Афганистана, т. 1, М., 1964.
12. Неразик Е. Е., Предки таджикского народа в IV—V вв. н. э., — в кн. «История таджикского народа», т. I, М., 1963.
13. Патканья и К., Опыт истории династии сасанидов по сведениям, сообщаемым армянскими писателями, СПб., 1863.
14. Пигулевская Н. В., Сирийские источники по истории народов СССР, М—Л., 1941.
15. Прокопия Кесарийского История войн римлян с персами, книга 1, перевод С. Дестуниса, СПб.; 1876.
16. [Себеос,] История императора Иракла. Сочинения епископа Себеоса, писателя VII века. Перевод с армянского [К. Натканьяна], СПб., 1862.
17. Сказания Приска Панийского, пер. Г.С. Дестуниса — «Ученые записки 2-го отделения Императорской Академии наук», 1861, кн. VII, вып. 1.
18. Тревер К. В., Кушаны, хиониты и эфталиты по армянским источникам IV— VII вв.,—СА, 1954, ХХI.
19. Шмидт А. Э., Материалы по истории Средней Азии и Ирана, — УЗИВ АН, М.—Л., 1958, т. XVI.
20. Altheim F., Geschichte der Hunnen, Bd I—V, Berlin, 1959—1963.
21. Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari, cum aliis, ed. M. J. de Goeje, Lugduni Batavorum, series il, t. 1—VI, 1879-41890.
22. Chavannes Ed., Documents sur les Tou-kiue (Turcs) occidentaux, St.-Pbg., 1903 («Сборник трудов Орхоиской экспедиции», VI).
23. Christensen A., Les gestes des rois dans les traditions de l'lran antique, Paris, 1936.
24. С z e g l e d у К., Bahram Gobin and the Persian Apocalyptic Literature,— «Acta orientalia hungarica», Budapect, 11968, t. VIII.
25. Enoki K., On the Nationality of the Ephthaliles, — «Memoires of the Research Department of .the Тбуб Bunko (Oriental 'Library)», Tokyo, 1959, № 18.
26. С h i r s h m a n JR., Les Chionites-Hephtaliles, Le Cairo, 1948.
27. Gobl R., Documente zur Geschichte der iranischen Hunnen in Bactrien und Indien, Bd I—IV, Wiesbaden, 1967.
28. Hoffman G., Ausziige aus syrischen Akten, — «Abhandlungen fur die Kunde des Aiorgenlandes», Bd VII, Leipzig, 1880.
29. L a n g l о i s V., Collection des historiens anciens et modernes de l'Armenie, vol. II, Paris, 1869.
30. M а r k w а г t J., A Catalogue of the Provincial Capitals of Eranshahr, — «Analecta Orientalia», Roma, 1931, № 3.
31. M а r q и а г t J., Eransahr nach der Geographie des Ps. Moses Xorenac'i, Berlin, 1901.
32. N o l d e k e T h., Geschichte der Perser und Araber zur Zeit der Sasaniden aus der arabischen Chronik des Tabari, ubersetzt... von Th. Noldeke, Leiden, 1879.
33. P u l l e у b l a n k I E., [рец. на:] F. A11 h e i m, Geschichte der Hunnen. I—HI (Berlin, 1959—1961], — «Orientalistische Literaturzeitung», Marz — Apr. 1964.
34. «Sasanian Silver. Late Antique and Early Mediaeval Arts of Luxury from Iran», Ann Arbor, 1967.
35. Vivien de Si-Martin, Les Huns blancs ou Ephtalites des historiens byzanti- nes, Paris, 1849.
36. [Zotenberg H.J, Chronique de Abou-Djafar-Mo'hammed-ben-Djarir-ben-Jezid Tabari, traduite sur la version persane d'Abou- «All Mo 'hammed Bel 'ami, Raris, 1869.