Османская империя: подъем династии Османа (1324-1453)

Владения османов к 1355 году.

Еще до конца XIII века Осман поставил под свой контроль восточную часть византийской Вифинии. К 1317 году Осман (умер в 1326 году) оставляет командование армией своему сыну Орхану, который пересекает долину реки Сакарья и захватывает укрепления, защищающие подступы к Брусе. В конечном итоге к 1326 году город сдается, а восточнее, в то же время, взят еще и Болу.

С 1326 по 1365 год Бруса (Бурса) была столицей Османского государства.

Заслуга Орхана состоит в том, что это он действительно основал Османское государство, установив внутреннее управление: с 1327 года отмечается появление чисто османских монет — знак определенной независимости; создание настоящей армии, главной составляющей которой становится корпус янычар — элитные части, сформированные из профессиональных солдат; кроме того, реорганизуется кавалерия. В таком развитии османской армии нельзя не видеть воинственного религиозного влияния идеи о завоевании «мира неверных». Согласно надписи на мечети Шехадет в Бурсе Орхан носит титул — «Султан-победитель, Борец за веру...». Однако он проповедует далеко не ортодоксальный ислам, прибегая к тайным знаниям, культу Али и двенадцати имамов, сохраняя многие племенные тюркские обряды.

Орхан и его преемник Мурад I (1362—1389) ведут постоянную и неотступную войну против Византии: после Брусы / Бурсы (1326) они захватывают Никею / Изник (1331) и Никомедию / Измит (1337). В 1354 г. османы пересекают Дарданеллы и, в течение нескольких лет, завоевывают города Галлиполи / Гелиболу (1354) и Адрианополь / Эдирне (между 1362—1371), которые около века будут их главными базами в Европе. В результате многочисленных побед над сербами и болгарами, в частности в битвах при Марице (1371) и на Косовом поле (1389), значительная часть Балкан перешла под их владычество. Последовали и другие триумфальные успехи в Македонии, Болгарии, Сербии. Каждой завоевательной войне в Европе предшествовала экспансия, часто вполне мирная, в направлении Анатолии, что укрепляло основы их державы.

В 1389 году четвертый османский правитель Байязид I, получивший прозвище Йилдырым («Молниеносный», «Молния»), унаследовал значительные владения в Европе и Азии. Монарх с широкими амбициями, он хотел придать иное измерение своему государству. Обратив поначалу свое внимание на восток, он один за другим завоевал все турецкие эмираты (Сарухан, Айдын, Ментеше, Хамид, Караман, Гермиян, Сивас) и покорил в целом Анатолию. Блистательная победа при Никополесе (25 сентября 1396 года) над армией крестоносцев, пришедших освободить Балканы, только укрепила его амбиции. Но он был побежден и пленен Тамерланом в битве при Анкаре (20 июля 1402 года). Урезанная в своих размерах османская территория становится театром разрушительной гражданской войны между четырьмя сыновьями Байязида. Только в 1413 году Мехмеду I удается оттеснить своих братьев, но в течение нескольких лет ему и его преемнику придется столкнуться с различными восстаниями и мятежами.

Первейшей заботой Мехмеда I было восстановить и консолидировать Османское государство. Зато его сын Мурад II пошел по пути территориальной экспансии и одержал важные победы над Венецией, Венгрией и другими противниками османской державы на Балканах. В Европе османы контролировали Фракию, Македонию, Фессалию, Добруджу, Болгарию, не считая Албании, Валахии и части Сербии. Византия была ужата до пределов Константинополя и его окрестностей, а также Морей. В Анатолии им пока не подчинялись только Смирна (Из-мир), Синоп (Синоп) и Трапезунд (Трабзон).

Владения османов к 1451 году.

Когда в 1451 году Мехмед II перенял власть от своего отца Мурада II, империя была по-прежнему поделена на двое. Старая мусульманская земля — Анатолия была отныне неотъемлемой частью исламской цивилизации Ближнего Востока. Только что завоеванная Румелия жила по-прежнему представлениями и обычаями приграничного люда, эклектической верой и мистикой дервишей. Между ними — старой столицей в Бурсе и новой столицей в Эдирне — должен был быть перекинут мостик. 29 мая 1453 года, спустя два года после восшествия султана и семь недель после начала осады, янычары вновь ринулись на штурм крепостных стен Константинополя. Многие горожане полегли на поле боя; полумесяц был водружен на куполе храма Святой Софии. В христианской Европе это событие получило значительный отголосок.

Цитируется по изд.: Хитцель М. Османская империя. М., 2006, с. 17-21.