Болгария в 1920-1921 годы: перегруппировка политических сил

Первый период деятельности однопартийного кабинета Земледельческого союза был одновременно периодом собирания реакционных сил болгарской буржуазии. Потерпев поражение на парламентских и муниципальных выборах в конце 1991 – начале 1920 годов, болгарские реакционные партии стали перегруппировывать свои силы.

[82]

В конце 1920 г. на основе трех бывших так называемых либеральных партий, превратившихся в ничтожные группы, была создана одна национал-либеральная партия во главе с Б. Смиловым и Н. Геннадиевым.

В ноябре 1920 г. народнядкая и прогрессивно-либеральная партии объединились в народно-прогрессивную партию.

Позднее, в 1922 г., после длительных переговоров, на основе коалиции между тремя буржуазными партиями — народно-прогрессивной, демократической и радикальной — образовался Конституционный блок. Официально он был создан якобы в целях «восстановления конституционных прав».

Крупная буржуазия требовала положить конец политической разрозненности ослабленных партий буржуазного лагеря. Этому давлению вынуждены были на время подчиниться многие лидеры буржуазных партий, не желавшие из фракционных соображений уступать дорогу «новому общественному движению».

Фактическую поддержку Конституционному блоку во всех его действиях оказывали правые лидеры широких социалистов, формально не вступившие в его ряды.

Вожаки Конституционного блока лицемерно заявляли, что они добиваются прихода к власти парламентским путем. В действительности же за Конституционным блоком скрывалась фашиствующая болгарская буржуазия. Последняя искала новых путей и методов политической борьбы, стремилась, по примеру венгерской и итальянской буржуазии, разгромить нараставшее под руководством БКП революционное движение, отстранить от власти Земледельческий союз, чувствительно затронувший реформами ее интересы, и захватить государственное управление в свои руки, с тем чтобы установить в Болгарии режим фашистской диктатуры.

В результате сильного полевения за период революционной ситуации 1918—1919 гг. трудящихся масс Болгарии влияние буржуазных партий было подорвано. Ослабленная буржуазия потеряла надежду взять руль государственного управления в свои руки на основе методов буржуазно- парламентской демократии. Она рассчитывала отныне захватить власть при помощи военного переворота. В связи с этим реакционный лагерь начал создавать тайные фашистские заговорщические организации, готовившиеся к вооруженному захвату власти.

Центральной политической организацией фашизировавшейся болгарской буржуазии был так называемый «Народный сговор», созданный на средства крупных банкиров весной 1922 г. Во главе его стояли Александр Греков, Александр Цанков и Христо Калфов. «Народный сговор», состоявший всего из нескольких десятков человек 1. Фактически являлся политическим штабом болгарской фашиствующей буржуазии, готовившим вооруженный переворот.

Главной опорой болгарской фашиствующей буржуазии были офицеры в унтер-офицеры, уволенные из армии. В Болгарии, как и в других странах, активно воевавших в первую мировую войну, число офицеров и унтер-офицеров запаса было очень велико. «...Преступнейшая и реакционнейшая империалистская война 1914—1918 годов, — писал В. И. Ленин,— воспитала во всех странах и выдвинула на авансцену политики во всех, даже самых демократических республиках именно десятки и десятки тысяч реакционных офицеров, готовящих террор и осущест-

_________

1. См. Г. Цонев и А. Владимиров. Сентябрьское восстание в Болгарии 1923 года, стр. 72.

[83]

вляющих террор в пользу буржуазии, в пользу капитала против пролетариата» 1. Реакционное болгарское офицерство, отражая интересы шовинистических кругов болгарской буржуазии, мечтало о таком правительстве, которое начало бы подготовку к осуществлению новых вариантов плана «Великой Болгарии».

Центром болгарских офицеров (как запасных, так и офицеров, находившихся на службе) была тайная Военная лига, созданная в 1919 г. и возглавлявшаяся реакционными офицерами — полковниками И. Волковым, С. Василевым и подполковниками Д. Велчевым и Н. Рачсвым. Военная лига была тесно связана с «Народным сговором». Некоторые члены Военной лиги входили в состав «Народного сговора»  2.

Через личного адъютанта царя Бориса III подполковника X. Калфова, являвшегося активным членом Военной лиги, последняя была тайно связана со двором.

Военная лига являлась по существу военно-политической организацией фашизирующейся болгарской буржуазии. На службе у реакции находились также масонские ложи и другие тайные организации, вроде фашистского офицерского союза «Кубрат». Кроме того, болгарская реакция опиралась на русских белогвардейцев-врангелевцев (более 20 тыс. человек), которые находились в Болгарии и сохраняли свою военную организацию.

По мере усиления стремлений правительства Стамболийского к сближению с Югославией к болгарскому реакционному лагерю все более примыкала значительная часть националистических македонских групп, возглавлявшихся реакционными лидерами ВМРО.

После окончания первой мировой войны при поддержке болгарского двора и реакционной болгарской буржуазии вновь возродилась Внутренняя македонская революционная организация (ВМРО).

Прикрываясь традиционным знаменем и лозунгами старой ВМРО, пользовавшейся популярностью в народе, как в Македонии, так и в Болгарии, македонские лидеры, генерал Протогеров и Тодор Александров, давнишние агенты Кобургской династии, при помощи демагогии и ловкой пропаганды сумели увлечь за собой в эти годы значительную часть наивных, плохо разбиравшихся в политике македонских четников 3.

Под флагом сочувствия популярной в Болгарии борьбе югославских македонцев против политики сербизацни, проводившейся правящими кругами Югославского государства, реакционные лидеры ВМРО разжигали реваншистские антиюгославские настроения в Болгарии.

Антиюгославская деятельность некоторых групп македонских четников инспирировалась и финансировалась итальянскими империалистами. Твердый курс правительства Стамболийского, направленный на сближение с Югославией, расстраивал планы итальянских империалистов, стремившихся обострить отношения между двумя славянскими государствами. Используя все силы в целях свержения правительства Земледельческого союза, агенты итальянских империалистов установили контакт с националистически настроенными офицерами и с реакционными руководителями ВМРО. С этого времени часть деятелей ВМРО все больше превращалась в агентуру итальянского империализма на Балканах.

_______

1. В. И. Ленин. Соч, т. 30. стр. 316.

2. С. Василев. 9 юни и събитията около Т. Пазарджик (из дневника ми). Пловдив, 1921 сто. 6.

3. Д. Г. Кьосев История на македонского-нацяонално революционно движение София, 1954. стр. 496—499.

[84]

Таким образом, ВМРО становилась удобным орудием в руках у велико- болгарских шовинистов, мечтавших о реванше, в руках у фашизировавшейся болгарской буржуазии, собиравшей силы для свержения правительства Стамболийского и установления фашистской диктатуры, при помощи которой она рассчитывала разгромить революционное движение в стране.

По примеру итальянских фашистов болгарская реакция попыталась создать националистические фашистские организации молодежи. Один из лидеров народно-прогрессивной партии тодоров заявил на слете реакционной организации молодежи, что она не должна стыдиться называть себя фашистской 1.

Болгарская крупная буржуазия не жалела средств для сколачивания сил реакционного лагеря. На деньги банкиров и монополистов создавались тайные организации и основывались новые газеты, которые должны были усилить пропаганду в пользу реакционного лагеря. В апреле 1922 г. начала выходить газета «Слово», являвшаяся неофициальным органом «Народного сговора». О том, сколь велико было значение, которое придавали новой газете болгарские буржуазные круги, можно судить хотя бы по тому, что для издания газеты «Слово» было организовано в октябре 1921 г. специальное акционерное общество «Стопанско развитие». Средства во вновь созданное акционерное общество внесли несколько болгарских банков. Союз болгарских акционерных обществ, Объединение табачных экспортеров и другие объединения капиталистов 2. В составе членов редакции и сотрудников газеты находились крупнейшие лидеры народно-прогрессивной и демократической партий и другие видные лица реакционного лагеря, связанные с банковскими кругами. Это лишний раз подчеркивало, что «новое общественное движение», как именовали себя объединившиеся в Конституционном блоке буржуазные партии, представляет интересы болгарской реакционной буржуазии.

В борьбе против правительства Стамболийского крупная буржуазия опиралась на свою экономическую мощь, ибо реформы, проведенные правительством, хотя и затронули интересы крупной буржуазии, вызвав ярость в рядах реакционного лагеря, однако не поколебали экономического господства крупного капитала в стране.

Реакционный лагерь имел поддержку и в самом государственном аппарате. Правда, в период деятельности правительства Стамболийского многие «теплые местечки» у кормила государственного правления были переданы деятелям Земледельческого союза; казнокрадство, взяточничество и кумовство дорвавшихся до власти деятелей БЗНС принимали иногда неслыханные масштабы, и это толкало в объятия реакции неустойчивые, колеблющиеся элементы. Что же касается решающих звеньев государственного аппарата — полиции и армии, то их основной руководящий состав, состоявший из реакционеров или примыкавших к реакционному лагерю лиц, так и не был сменен.

Реакционный лагерь болгарской буржуазии имел поддержку также со стороны влиятельного правого крыла Земледельческого союза, возглавлявшегося К. Томовым, М. Турлаковым, С. Омарчевским—ярыми врагами рабочего класса. Необходимо отметить, что в руках представителей этого крыла БЗНС находились важнейшие министерства — военное, внутренних дел и др.

_________

1. «Работнически вестник», 31 августа 1922 г.

2.  Я. Иоцов. Управлението на «Демократия ескня сговор». «Исторически преглед», год. V. 1948, кн. I, стр. 23—26.

[85]

24 мая 1921 г. сторонниками реакционного лагеря была организована в Софии при участии русских белогвардейцев провокация, явившаяся по существу первой пробой сил фашистского лагеря. Болгарские фашисты бросили бомбу в демонстрацию учащихся, посвященную празднованию дня славянских просветителей Кирилла и Мефодия. Затем фашистские громилы совершили нападение на клуб Коммунистической партии. Получив отпор со стороны рабочих, охранявших партийный клуб, погромщики устремились к Народному дому — зданию, где размещалось руководство Коммунистической партии. Пользуясь попустительством властей, фашистские головорезы учинили разгром, а затем подожгли Народный дом.

Болгарская реакция, как уже отмечалось, поддерживалась и вдохновлялась империалистами Антанты, обладавшими большой силой в Болгарии в лице различных союзных контрольных комиссий. Наибольшее влияние имела начавшая функционировать в Болгарии в феврале 1921 г. и состоявшая из представителей Франции, Италии и Англии Межсоюзническая комиссия, представлявшая комиссию по репарациям, заседавшую в Париже. В задачи комиссии входил контроль над выполнением болгарским правительством финансовых обязательств по Нейискому договору. Межсоюзническая комиссия установила контроль над деятельностью болгарского Национального банка. Специально назначенный комиссией контролер при правлении банка имел право ревизовать все операции банка, контролировать его эмиссионную деятельность. Позднее Межсоюзническая комиссия добилась даже права рассматривать и одобрять государственный бюджет до одобрения его Народным собранием.

Многочисленные контрольные комиссии, содержание которых ложилось на плечи трудящихся Болгарии, не стеснялись в расходах и чрезвычайно отягощали государственный бюджет. К тому же они, как и многие дипломатические представители крупнейших империалистических государств, находившиеся в это время в Болгарии, самым бесцеремонным образом вмешивались во внутренние дела болгарского государства, заступаясь за болгарских спекулянтов, связанных с ними совместными аферами, и добиваясь предоставления себе различных привилегий и льгот.

Недаром представлявшие империалистов Антанты контрольные комиссии, деятельность которых вызывала все растущее возмущение в болгарском народе, рассматривались трудящимися как поработители Болгарии. Контрольные комиссии вмешивались не только в экономическую, но и в политическую жизнь страны, выступая всегда на стороне реакционных элементов.

Таковы были те основные силы, на которые опиралась болгарская реакция.

Несмотря на все ухищрения и помощь международной реакции, болгарскому фашизму не удалось создать себе массовой социальной базы. Это в значительной мере было обусловлено успешной деятельностью Коммунистической партии Болгарии.

[86]

Цитируется по изд.: История Болгарии. Том II. Под ред. П.Н. Третьякова, С.А. Никитина, Л.Б. Валиева. М., 1955, с. 82-86.

Рубрика: