Аксум в X – XIII веках: в свете эфиопских преданий

В давние, незапамятные времена, рассказывает эфиопская легенда, прибыло в Эфиопию много израильских священников, которые обратили народ в веру Ветхого завета и единого бога. Породнились они с местными племенами и жили так до появления Фрументия — аббы Сэламы, который обратил народ Аксума в христианство. Те же, кто противился новой вере, были изгнаны из пределов страны. Изгнанники осели в Сымене, Уогэре, Уолькайте, Ласте, где их стали называть фалаша; фалаша — это «странники», «скитальцы». Они в свое время прибыли из Иерусалима в Аксум, потом, изгнанные из Аксума, направились в Сымен и Уогэру и в конце концов поселились в Сымене, гористой и труднодоступной области, представлявшей собой естественную крепость. Там постепенно они обжились, даже выбрали себе царя Гедеуона. У этого царя была необыкновенной красоты дочь по имени Юдит, или Эстер. Некий христианский владыка из Бугыны (в Ласте) по имени Зэра-Яыкоб, увидя ее, воспылал к ней любовью. Он взял ее в жены, не зная того, что она фалаша. Она так покорила его своей красотой и опутала любовными чарами, что он отрекся от христианства, перешел в ее иудейскую веру и изменил имя на Сэломон.

Как раз в то время (примерно во вторую четверть Х века) умер царь Аксума Дэгнажэн, и трон унаследовал его малолетний сын Анбэса-Ыддым. Узнав об этом, Юдит собрала войско из жителей Сымена и Ласты и отправилась на покорение Аксума. Аксумские князья, желая спасти царского потомка, бежали из Тигре в Шоа, а троном за-

[50]

владела прекрасная, но жестокая и ненавидевшая христиан Юдит. Ее кровавое правление, во время которого сжигались церкви и уничтожались аксумские памятники, продолжалось 40 лет. После ее смерти на троне в Аксуме вновь оказался радостно принятый народом Тигре Анбэса-Ыддым, царствовавший 20 лет. Однако народ Ласты и Сымена, уже раз свергнувший законного аксумского правителя под водительством Юдит, теперь постоянно роптал и наконец взбунтовался против Дыль-Нэада, наследника Анбэсы-Ыддыма. И снова Дыль-Нэад, как и его отец, вынужден был искать убежища в Шоа, а на севере власть захватил правитель Ласты Тэкле-Хайманот, основатель новой династии — династии Загуйе.

Так излагает легенда историю внутренних волнений, потрясавших в VIII — Х веках государство и способствовавших окончательному падению ослабленного экономически и урезанного территориально Аксума.

Подлинных исторических документов того времени совсем не сохранилось. Есть лишь упоминание в «Истории александрийских патриархов» о письме царя абиссинцев к христианскому царю Нубии, в котором эфиопский правитель просил нубийского посодействовать в том, чтобы александрийский патриарх прислал возможно быстрее нового абунэ, так как царица народа бени-хамуйах внезапными набегами опустошает страну, сжигает церкви, преследует христиан и царь не в состоянии один остановить этот пожар, угрожающий полным уничтожением христианской веры. К сожалению, кроме этого единственного упоминания, до нас не дошло больше сведений ни о народе, ни о стране по названию Бени Хамуйах.

Данные археологических раскопок и арабские хроники говорят, что примерно в VIII веке в северные и приморские области Аксума вторгались племена беджа, когда-то покоренные и переселенные царем Эзаной. Видимо, набеги этих племен способствовали ослаблению Аксума, но окончательный удар государству нанесли нашествия неведомой и жестокой царицы, которые были предположительно в IX или Х веке. И наконец, из описаний арабских историков и географов известно, что в начале Х века какой-то аксумский правитель, имени которого они не указывают, вновь обрел на короткое время власть над утраченными

[51]

территориями, вернул острова Дахлак и возобновил контакты с Южной Аравией.

Эти скупые сведения исторических источников в какой-то мере подтверждают записанные эфиопские предания, и пусть мы в настоящее время не в состоянии воссоздать в деталях историю упадка Аксума в VI—Х веках, однако внутренние и внешние причины падения государства можно понять. Эти причины состояли в следующем: Арабский халифат лишил Аксум выхода к Красному морю, что сопровождалось уменьшением территории государства и

его экономическим ослаблением; рост центробежных тенденций в стране, где за экономическим ослаблением последовало ослабление центральной власти; и наконец, нашествие неизвестных нам народов, враждебных и аксумскому государству и христианству.

Но, несмотря на все эти события, и в последующие века прослеживаются бесспорные связи с культурой и цивилизацией христианского Аксума. Мы имеем в виду период господства так называемой «узурпаторской» династии Загуйе, когда у кормила власти в государстве стали представители местного кушитского населения агау (агоу). Вполне могло быть, что именно набеги кушитских народов в IX — Х веках оказались той разрушительной силой, которая окончательно уничтожила клонившийся к упадку Аксум.

[52]

Цитируется по изд.: Бартницкий А., Мантель-Нечто И. История Эфиопии. М., 1976, с. 50-52.