Завоевание Новой Испании (Альтамира-и-Кривеа, 1951)
Успехи этой [второй] экспедиции предрешили посылку третьей, во главе которой был поставлен эстремадурец Эранан Кортес, отличившийся как полководец при завоевании Кубы. Силы Кортеса, отправившегося с острова Кубы в 1519 года, состояли из 11 кораблей, 400 солдат, 200 индейцев, 32 боевых коней, 10 пушек и 4 кулеврии. Кортес был очень подходящим человеком для подобного предприятия. Храбрый, терпеливый, благоразумный, образованный, способный к разработке самых обширных политических планов и к проведению их в жизнь с величайшей настойчивостью, он умел использовать все благоприятные возможности. За несколько месяцев Кортес покорил обширное и могущественное государство, которое другой полководец с меньшими способностями сумел бы покорить лишь в течение нескольких лет и ценой страшного кровопролития.
По прибытии на Юкатан Кортес выиграл первую же битву на реке Табаско, в результате которой были подчинены окрестные вожди. Следуя вдоль побережья, Кортес высадился (21 апреля) в местности, на которой позже был основан город Веракрус. Здесь его посетил местный правитель, зависимый от императора, резиденция которого находилась в городе Мехико. Получив известие о прибытии испанцев, император Монтесума (или Мотекусома) попробовал отвратить надвигавшуюся опасность, отправив Кортесу богатые дары (главным образом золото) с просьбой отказаться от дальнейшего продвижения в глубь страны.
Полученные дары и сведения о богатствах Мексики только еще больше разожгли захватнические устремления Кортеса, который оставил просьбу императора без внимания и продолжал свое продвижение. С самого начала Кортес нашел союзника — племя тотомаков, в столице которого, Семпоала, он расположился. Изучив положение дел в стране, Кортес установил, что империя Монтесумы состоит из очень разнородных элементов, политическое господство среди которых принадлежит племени ацтеков, и что остальные племена готовы отделиться при первой благоприятной возможности. Он правильно рассудил, что при умелом использовании эти обстоятельства как нельзя лучше отвечают его намерениям.
Чтобы избежать случаев дезертирства из своей и так уменьшившейся армии, Кортес приказал вытащить на берег или затопить все суда, отрезав таким образом все пути к отступлений (решение героическое, но оно могло оказаться гибельным для участников экспедиции). Он продолжал продвижение с отрядом из 315 испанцев, 1300 человек вспомогательных войск из племени тотомаков при 7 орудиях. Кортес двигался по направлению к столице полузависимой республики Тлашкала, через Халапа и лощины горной цепи, окаймляющей плато Анахуак, на которое он проник через северный склон горы Пероте. Сначала тлашкальтеки оказали сильное сопротивление, но затем, разбитые в бою, они примкнули к Кортесу и сделались его мощными и верными союзниками.
Из Тлашкалы испанцы выступили в Чолулу, куда Кортес направился с целью предотвратить и наказать измену, подготовлявшуюся императором, о которой ему донесли тлашкальтеки (что, по-видимому, было неверно). Испанцы устроили ужасную резню чолултеков, в то время как тлашкальтеки грабили город. Из Чолулы испанцы направились в Иштальяпан, а оттуда в Мехико, куда они прибыли 8 ноября. В Мехико их приняли с большим почетом, но вскоре Кортес узнал, что на небольшой гарнизон, оставленный в Веракрус, было совершено предательское нападение по приказу Монтесумы. Тогда Кортес решил захватить Монтесуму в качестве заложника *. Эта мера была тем более необходима, что диспропорция в силах испанцев и ацтеков все увеличивалась.
Находившийся во власти Кортеса Монтесума, расправившись с некоторыми из своих вождей, пытавшихся поднять восстание, признал полную зависимость от испанского короля и обязался выплачивать ему дань (налоги). Кортес остался в столице в качестве губернатора. Для ознакомления со страной он отправил несколько экспедиций, в которых принимали участие местные чиновники-ацтеки, располагавшие картами.
Несколько месяцев спустя непредвиденное обстоятельство вынудило Кортеса покинуть Мехико. Когда экспедиция Кортеса уже готова была к отплытию, правитель Кубы Веласкес решил ее задержать. Но Кортес сделал вид, что не понял приказа и отбыл выполнять ранее полученное задание того же Веласкеса. Веласкес был очень уязвлен этим непослушанием. Его раздражение против Кортеса росло по мере того, как до него доходили сведения о блестящих успехах экспедиции.
Чтобы сместить и захватить Кортеса (в нарушение приказов вице-короля), Веласкес снарядил сильный отряд численностью в 800 человек под командой Панфило де Нарваэса. Узнав об этом, Кортес вышел навстречу своему противнику, и, неожиданно атаковав его около Семпоалы, полностью разгромил. Солдаты Нарваэса присоединились к войскам завоевателя.
Покончив со своим противником, Кортес немедленно вернулся в Мехико, где его присутствие было необходимо, так как там произошло народное восстание, вызванное беспричинным жестоким и ненужным убийством туземных вождей, справлявших свой праздник в большом храме (20 мая 1520 года). Виновником убийства был помощник Кортеса — Альварадо. Атмосфера настолько сгустилась, что Кортес вынужден был заставить Монтесуму обратиться к своим бывшим подданным с обещанием удалить испанские войска из столицы при условии обеспечения им безопасного выхода. Но восставшие были разъярены трусостью императора и предводительствуемые вождем по имени Куитлахуак стали метать в императора стрелы и камни. Раненый Монтесума отказался от всякой медицинской помощи и, как утверждают некоторые историки, через три дня умер от ран (30 июня), хотя другие историки считают (и это нам кажется более убедительным), что он был умерщвлен испанцами вместе с другими знатными пленными.
Кортесу и его войскам оставался только один выход — оставить город, что они и сделали, преследуемые ацтеками, избравшими себе нового императора по имени Куитлахуакцин. Новый император сумел в результате ловкого нападения нанести испанцам крупные потери. Испанцы вынуждены были обогнуть озеро, у которого расположен Мехико, и отступить по направлению к долине Отумба, где их поджидало двухсоттысячное туземное войско. Бой был очень тяжелый, так как сражались уже за жизнь, а не за победу. Выиграли его испанцы.
Через несколько месяцев, получив новые подкрепления от своих соотечественников и помощь от тлашкальтеков, Кортес покорил всю территорию между Попокатепетлем и Ситлалтепетлем.
В декабре Кортес снова двинулся на столицу, где во главе оборонявшихся войск стоял уже третий император — Куаутемокцин (Гуатимосин). Только 13 августа 1521 года Кортесу удалось после многочисленных боев сломить героическую оборону ацтеков и захватить Мехико. После падения Мехико все окрестные земли подчинились испанцам. Кортес увенчал свой триумф несколькими военными экспедициями, в результате которых были покорены области Мичоакан, Оахака, Колима, Табаско и Пануко. 15 октября 1522 года Кортес был официально назначен наместником короля в Новой Испании.
Цитируется по изд.: Альтамира-и-Кривеа Р. История Испании. Том II. М., 1951, с. 42-45.
Примечания
* Подчеркивая опасности, встретившие испанцев в Мексике, со стороны могущественного государства ацтеков и их императора Монтесумы, прибегавшего к обману и хитростям, Альтамира не подчеркнул тот факт, что проникновение испанцев в страну ацтеков сопровождалось беспощадным уничтожением туземцев, грабежом накопленных ими сокровищ и насильственным обращением их в христианство. Автор умалчивает о подлинных масштабах злодеяний завоевателей. (Прим. ред.)