Чехия: середина XI – начало XIII века

Чехия в период феодальной раздробленности

(середина XI—начало XIII в.)

 середине XI века крупное землевладение в Чехии выросло и окрепло, в связи с чем окончательно победили феодальные отношения. Увеличение и укрепление феодальной земельной собственности чешских князей, панов, владык, церквей, монастырей, экономическая разобщенность страны вследствие господства натурального хозяйства и весьма слабые экономические связи между отдельными частями страны привели к политической раздробленности Чехии. Эта раздробленность, получившая наиболее четкое выражение в XI—XII веках, была обусловлена экономическими причинами, а также необходимостью усиления непосредственной власти феодалов на местах в условиях обострения классовой борьбы.

Экономическая раздробленность, явившаяся основой политической феодальной раздробленности, соответствовала в тот период развитию произ-водительных сил. .В этот период не созрели еще материальные условия для объединения разобщенных частей страны в одно экономическое целое. Единый рынок для этих частей» в условиях господства натурального хозяйства, создаться не мог. Экономические и культурные центры, которые смогли бы прочно объединить разобщенную часть страны отсутствовали.

Вследствие указанных обстоятельств резко возросла практическая мощь феодалов. Особенно усилилась при этом феодальная знать. Крупные феодалы, такие, как моравский маркграф, пражский епископ, отдельные члены княжеской семьи и представители других крупных феодальных родов, стремились осуществлять самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. Противоречивые интересы феодалов привели к феодальным усобицам.

В результате роста светского и церковного землевладения в XI веке в Чехии и Моравии окончательно складывается феодальное поместье («велькостатек»). Феодалы стремились увеличить свое поместье самыми разнообраз-

[73]

ными способами (обмен, покупка земли), но главным из них являлся захват общинных земель, в результате чего деревни ранее свободных общинников включались в феодальное поместье.

Земля феодального поместья делилась на две части. Одну часть земли чешские источники называют господской землей. В состав ее входили дом, двор, хозяйственные постройки, сад, огород, скотный двор, птичник и т. д. На господской земле стояла церковь. Господскими землями были лесные массивы, пастбища, луга и пустоши, захваченные феодалами у сельской общины. Обработка господской земли велась трудом зависимых крестьян, работавших со своим инвентарем. В распоряжении феодала было также значительное количество челяди — дворовых слуг, которые обслуживали феодала и обрабатывали принадлежавшую ему землю с помощью его инвентаря.

О структуре чешского поместья XI—XII веков можно судить на основании грамот чешских князей, выданных отдельным лицам, преимущественно духовным землевладельцам, грамоте XI века, данной князем капитулу в Старом Болеславе, говорится о существовании в системе поместья особой барской запашки. Литомержицкая грамота 1057 года содержит указание на то, что в системе поместья имелись земли, обрабатываемые зависимыми крестьянами. Князь жаловал феодалам и церкви земли вместе с крестьянами, которые были таким образом неразрывно связаны со своими наделами.

Для феодального поместья XI—XII веков характерна система дворов или усадеб, с которыми был связан ряд феодально-зависимых деревень. В XI— XII веках господские дворы и зависимые от них деревни, принадлежавшие отдельным феодальным фамилиям, были разбросаны нередко по разным частям страны, не составляя компактных владений, которые появились лишь в последующие столетия.

Формы феодального землевладения были различны. Земли, непосредственно захваченные, феодалами у крестьян или пожалованные им в безусловное наследственное владение князем (отнявшим их также у крестьян), составляли свободное или аллодиальное владение. Наряду с этим существовало уголовное владение, связанное с несением феодалом определенной службы князю. Многие феодалы имели одновременно и аллодиальные и условные владения. Феодалы боролись за превращение своего владения, пожалованного им на определенный срок, в наследственное. Князь Конрад Оттон в своем «Праве Конрада» (1189 год) вынужден был объявить, что все владения, находящиеся к тому времени в руках феодалов, признаются наследственными.

Размеры феодального землевладения тоже были различными. Они колебались в пределах от одного или нескольких господских дворов и деревень до больших владений-панств, включавших в себя десятки замков, деревень и городов. Мелкие и средние землевладельцы нередко состояли в прямой ленной зависимости от крупных феодалов. В XI—XII веках ясно выделяется высший слой феодалов-панов — владельцев огромных вотчин-сеньорий и многих деревень и городов.

Отличительной чертой такой вотчины была концентрация административной, судебной и финансовой власти непосредственно в руках пана-сеньора, что закреплялось нередко феодальной иммунитетной грамотой, определявшей особые права феодала и его отношение к государственной власти.

На территории своих вотчин крупные феодалы владели местными торгами, ремесленными слободами, городами. Политическим центром вотчины был замок — каменная крепость. Крупного феодала окружали зависимая от него шляхта и его личная дружина. В XI—XII веках наиболее крупными

[74]

Пахота. Миниатюра из кодекса Яна из Иенштейна. 1396—1397 гг.

 

вотчинниками были паны Витковцы в южной Чехии и на юге Моравии, в XII—XIII веках паны из Липы, на севере Чехии.

Крупнейшим феодальным собственником в Чехии была католическая церковь. В чешских грамотах говорится об огромных владениях, которые получала церковь от светских феодалов и князей. Оломоуцкой церкви в XII веке принадлежало 82 деревни и 261 двор. К 30-м годам XIII века та же церковь владела уже 1000 деревень и более чем 600 дворами. Структура владений духовных феодалов была аналогична структуре владений светских панов.

Часть феодального поместья составляла земля, находившаяся в держании у зависимых крестьян. Эту землю источники называют «крестьянской землей». Крестьянская земля делилась на наделы, находившиеся в пользовании отдельных крестьян) В состав надела входили: крестьянский двор с домом и надворными постройками, иногда огород, сад, наконец, полевой надел, состоявший из полос пашни, расположенных чересполосно с земельными участками соседних крестьян или с полями феодала.

Крестьянский надел и хозяйственный инвентарь, находившийся в распоряжении крестьянина, обеспечивали ему получение минимума средств для существования, а феодалу давали возможность выжимать из крестьянина прибавочный продукт. Феодальная собственность на землю являлась основой феодализма, определявшей характер производственных отношений.

Для того чтобы феодал мог реализовать свои права, вытекающие из феодальной собственности на землю, находящуюся в держании у крестьян, было необходимо внеэкономическое принуждение. Являясь производным от феодальной собственности, внеэкономическое принуждение играло большую роль в системе феодального общества.

B XI—XII веках в Чехии окончательно оформились основные антагонистические классы феодального общества господствующий класс феодалов и эксплуатируемый им класс крестьянства.

Класс чешских феодалов — «первые мужи», «земская звать» — вобрал в себя различные элементы. Сюда вошли крупные землевладельцы — выходцы из родоплеменной знати, люди, возвысившиеся на службе у князя, и т. д. Это были «знатные первого положения». Основную массу землевладельцев составляли «знатные второго положения». Большинство их происходило из дружинников чешского князя, посаженных князем на землю. Служилые мелкие землевладельцы часто назывались «воинами».

Как уже говорилось, рост крупного феодального землевладения происходил в результате наступления феодалов на чешскую территориальную общину. Основную массу общинников составляли крестьяне, находившиеся

[75]

на различных ступенях зависимости от феодала. Крестьянская община, превратившись в крепостную общину, стала играть двойственную роль: защищая крестьян от феодалов, она одновременно выступала как орудие эксплуатации крестьянства.

В процессе внутренней дифференциации общины выделялась небольшая группа зажиточных крестьян.

Посев. Миниатюра XIV века.

Во главе деревень стояли общинные старосты («кметы»). В их распоряжение поступал общинный сбор, они решали тяжбы между жителями деревни и выполняли различные административные функции. Феодалы ставили сельских старост под свой контроль, использовали круговую поруку при сборе повинностей с крестьян. Об этом ясно говорит чешский источник «Право Конрада», в котором сообщается, что на общинников накладывался коллективный штраф в случае, если на кого-либо из жителей деревни падало подозрение в краже.

Сенокос. Миниатюра XIV века.

Несмотря на перерождение территориальной общины, она вела упорную и долгую борьбу против феодалов за сохранение общинных угодий — лесов, лугов, пастбищ и т. д. В результате этой борьбы феодалы вплоть до XIII века вынуждены были предоставлять крестьянам право на пользование общинными угодьями «согласно древнему праву крестьян». Ссылки на это право встречаются даже в источниках XIII—XIV веков.

Обмолот зерна. Миниатюра XIV века.

Для заключительного этапа феодализации был характерен рост всех категорий феодально-зависимых крестьян. Чешские источники XI—XIII веков говорят, что крестьяне могли быть «различного положения». В актах XI—XIII веков зависимых крестьян называли различными терминами. Это свидетельствует о том, что они попали в зависимость различным путем и оказались не в одинаковом положении.

Основной группой зависимых крестьян, соответствующей древнерусским смердам, были «дедичи» — бывшие свободные общинники. В XI—XII веках большинство дедичей оказалось в зависимости от духовных или светских феодалов. Они перестали быть собственниками земли и стали всего лишь ее

[76]

Сбор урожая. Миниатюра из Библии Вацлава IV, 1390—1400 гг.

 

держателями. Наравне с термином «дедич» для обозначения зависимых крестьян-общинников употреблялся термин «человек». Впрочем, термин «дедич» продолжал употребляться и по отношению к свободным общинникам.

Значительную группу зависимых крестьян составили так называемые «госпиты» — крестьяне, которые вынуждены были покинуть свою землю и поселиться на новой земле, где они рассматривались как «пришельцы» или «приезжие». За право пользования землей госпиты должны были вносить феодалу определенную плату. В отличие от дедичей, госпиты не имели наследственных прав на землю и были обременены по сравнению с дедичами большими повинностями, в чешских источниках термин «госпит» употреблялся не только для обозначения крестьян, переселившихся с одного места на другое, но и для обозначения феодально-зависимых крестьян вообще. Одной из категорий зависимых крестьян были «цензуалы» — попавшие в феодальную зависимость благодаря деньгам, взятым у феодала в долг. Это — «закупы» Русской Правды. Наконец группу зависимых от феодала людей составили колоны и сервы — рабы. Источники обычно не делают между этими категориями никакого различия. Происхождение колонов и сервов было различно. Но главным образом ими становились люди, пригнанные феодалами из чужих стран в качестве пленных. Зависимые крестьяне, жившие на земле духовных феодалов, получили название «задушных людей».

Чешские источники содержат еще ряд терминов, относящихся к разным категориям земледельцев. Крестьяне назывались «кметами», «пахарями», «рустиками», «вилланами», «приписанными» и др. Выяснить имущественные

[77]

и правовые различия в положении этих крестьян очень трудно вследствие отсутствия необходимых источников.

Для рассматриваемого этапа феодализации характерна нивелировка всех указанных выше категорий крестьян. Их объединяло то обстоятельство» что все они были прикреплены к земле и обязаны были нести феодальные повинности. Чешские источники XI—XII веков свидетельствуют, что если свободный крестьянин перешел во владение землевладельца, то он считался прикрепленным к земле. Поэтому в чешских источниках этого периода различные категории крестьян выступают часто и под общим названием «людей» приписанных к земле».

Среди свободных крестьян-общинников, сохранившихся в XI—XII веках, начали появляться так называемые крестьяне-подсоседки, или халупники («газарии»), которые владели настолько маленьким отрезком земли, что не могли вести самостоятельное хозяйство. Чаще всего в их распоряжении оставалась лишь хата — «газа», откуда и происходит их название. Такие крестьяне вынуждены были идти к феодалу — обрабатывать господскую запашку или служить в барской экономии.

Процесс феодализации принимал различные формы. Активную роль в этом процессе играло государство. Король, передавая землю феодалу, лишал свободных крестьян права собственности на их участки.

В результате крестьяне должны были искать «покровительства» у других землевладельцев; если же им разрешали оставаться на жалуемой земле, то уже не в качестве свободных крестьян, а в качестве лиц, зависимых от феодала.

Свободные крестьяне-общинники часто терпели настолько большой ущерб от произвола соседних феодалов, оказывались в столь стесненном положении в результате лишения общинных угодий и прав, роста «земских поборов», что не могли дальше владеть землей самостоятельно. В этих случаях крестьяне, не имея иного выхода, отдавались под «защиту» феодала, «коммендировались» ему, становились зависимыми от него людьми. Чешские источники XI—XII веков говорят о таких случаях, когда крестьяне, владевшие землей, «отдавали себя в службу». Результатом такой, несомненно, вынужденной «коммендации» также была потеря крестьянином права собственности на землю.

Из чешских источников видно, что зависимые крестьяне несли в пользу феодалов как отработочные, так и натуральные повинности. Основной формой ренты в этот период становится рента продуктами сельского хозяйств (натуральная рента). Чешские источники сохранили различные названия повинностей натурального характеру. Важнейшей из них по-прежнему была рента зерном, продуктами животноводства и др. Были случаи, когда натуральные повинности сочетались с барщиной. Примером этого могут служить повинности крестьян, которые сидели на земле крупного феодала Збигнева. В XI веке они работали на барщине и несли в пользу своего господина натуральные повинности.

Крестьяне, оставшиеся лично свободными, несли ряд повинностей в пользу князя. Главными из них были так называемый «налог мира» (по-видимому, это был выкуп, спасающий хозяйство от открытого феодального грабежа), повинность «укрепления городов или мостов», обязанность сопровождать князя или его служащих, повинность, в силу которой крестьянин должен был предоставлять князю или его свите средства сообщения («повоз»), и др.

Князь пользовался трудом не только лично свободных крестьян, но и крестьян феодально-зависимых. Королевские грамоты XI—XII веков указывают на то, что все крестьяне по требованию короля должны были работать

[78]

Пастух. Миниатюра XV в.

 

на укреплениях, засеках, валах и пр. Кроме этого, все крестьяне платили десятину в пользу церкви.

Политическим орудием закабаления крестьянства был феодальный иммунитет, развитие которого сыграло большую роль в усилении политической власти господствующего класса. Феодальный иммунитет, как указывают Маркс и Энгельс, развивался из феодального землевладения как его неотъемлемый атрибут 1.

Права и функции центральной власти переходили в результате иммунитета к отдельным землевладельцам. Основные элементы иммунитета возникли одновременно с возникновением феодальной собственности на землю. Ограничение прав центральной власти в пользу землевладельцев можно наблюдать в Чехии уже с X—XI веков. Юридическое выражение иммунитет начал получать в княжеских и королевских иммунитетных грамотах XII и последующих столетий.

В грамоте XII века, например, указывается, что еще в середине XI века (1057 г.) крестьяне Литомержицкого капитула были освобождены от всяких государственных повинностей и несли повинности лишь в пользу князя. Иммунитетная грамота Болеславского капитула, относящаяся к XI в., освобождала крестьян капитула от государственной повинности «налог мира» и других повинностей, предоставляя капитулу взимать эти повинности в свою пользу. Аналогичные привилегии получили в XI—XII веках.

________

1.  См. К. Маркс. Капитал, т. I, стр. 339.

[79]

Стрижка овец. Миниатюры XIV в.

 

чешские монастыри Градиштенский, Тржебицкий и др. Кроме права взимания с крестьян повинностей, иммунитетные грамоты передавали феодалам право творить суд и расправу. Совокупность всех этих прав составляла полный иммунитет.

Известные ныне иммунитетные грамоты церковных корпораций относятся к более раннему времени и богаче содержанием, чем иммунитетные грамоты светских феодалов. Образцом таких грамот служит грамота 1146— 1147 годов, данная князем Владиславом оломоуцкому епископу. Грамота содержит полный перечень феодальных повинностей, на которые имел право оломоуцкий епископ, стремившийся стать независимым удельным князем. Церковь, таким образом, добилась иммунитета раньше, чем светские феодалы. Иммунитетные грамоты светских феодалов сохранились от конца XII века. О развитии иммунитета говорит «Право Конрада» (конца XII — начала XIII века). Особенно распространился светский иммунитет в Моравии.

На усиление феодального гнета крестьяне отвечали усиленным сопротивлением.) Распространенной формой классового протеста было бегство крестьян с земли феодала.) Грамота Литомышльского монастыря 1167 года сообщает, например, что крестьяне оставляли свои участки земли из-за насилия господ, не желая сносить притеснений. Нередко нарастание классовой борьбы находило выражение в активном выступлении крестьян. Так, чешский хронист говорит, что при князе Бржетиславе крестьяне-деди-

[80]

чи активно протестовали против передачи их князем Сазавскому монастырю. Чешский хронист Козьма под 1087 годом сообщает о том, что крестьяне села Гвоздец близ Мишни (Мейсена) расправились с должностными лицами чешского князя Бржетислава. За это войско короля забрало у восставших жителей «все имущество, а их самих и их жен обобрало вплоть до шнурков и обуви, все строения сожгло до основания, разорило их и, взяв с собой лошадей и скот, без всякого для себя вреда отправилось в путь».

Распространенной формой классовой борьбы продолжали оставаться выступления крестьян против церкви, происходившие под лозунгами восстановления язычества. Вскоре ту же роль стали играть средневековые ереси, получившие особое распространение в XIII веке.

Как уже указывалось, характерной чертой феодального поместья была его замкнутость, его натуральный характер. «Крепостное поместье должно было представлять из себя самодовлеющее, замкнутое целое, находящееся в очень слабой связи с остальным миром»  1.

Хозяйственная жизнь поместья была направлена на удовлетворение потребностей феодала. Зависимые крестьяне и ремесленники производили сельскохозяйственные продукты, ткани, одежду, обувь, необходимую утварь и обслуживали как барский двор, так и население деревни. Продажа излишков и покупка некоторых видов изделий, не производимых внутри поместья, были эпизодическим явлением.

Вместе с тем XI—XII века были временем дальнейшего отделения ремесла от сельского хозяйства. Грамоты XI века говорят, что в поместьях имелись «многие служащие различных ремесел». Они составляли особую категорию ремесленных слуг, которые назывались «министериалами», «мастерами» и т. д. «Мастера» были нередко наследственными невольниками феодала, которые отличались от рабов лишь тем, что их нельзя было продать. Они занимались ремесленной деятельностью для удовлетворения нужд поместья.

В X—XII веках ремесленники нередко селились вместе, вследствие чего возникали целые ремесленные села. Ремесленники добывали руду, изготовляли вооружение, жернова для мельниц, промывали золото, ковали лошадей, ловили и обдирали зверей, шили шкуры, варили мед, копали глину. Ремесло еще больше специализировалось, особенно в связи с развитием в Чехии горнорудного промысла, монетного дела, изготовления сукна и пр.

Ремесло наряду с развитием в системе феодального поместья получило дальнейшее развитие в чешских городах. Центром ремесленной и торговой деятельности в XI веке являлись пражские подградья. В этом отношении характерно одно свидетельство чешского хрониста Козьмы. Под 1090 годом он сообщает, что жена князя Конрада Брненского, брата короля Братислава, обращаясь к последнему, сказала, что богатство надо искать не где-то далеко, за границами государства, а внутри — в центре своего государства — в пражском подградье. При этом она сказала: «там самые богатые купцы из всех народов, там самые богатые денежные люди, там и торг, на котором богатейшая добыча достанется твоим воинам».

Аналогичные подградья возникли в Брно, Оломоуце и других городах. Здесь развивались ремесло и торговля.

В связи с развитием ремесла и торговли значительно выросло население чешских городов, которое пополнялось главным образом за счет зависимых крестьян, бежавших от феодальной эксплуатации. В подградья переселялись

__________

1.  В. И. Ленин. Соч., т. 3, стр. 158.

[81]

также многие свободные общинники, лишившиеся по той или иной причине земли.

Рост городского ремесла вызвал заметное расширение местного рынка для сельскохозяйственных продуктов. Натуральная рента давала возможность феодалу реализовать часть продуктов на рынке. В сферу обмена втягивались и крестьяне, которые покупали необходимые им ремесленные товары на городских рынках, реализуя для этого часть своей продукции.

В пражских подградьях, куда вело восемь дорог, вскоре возникло три постоянных торга. На одном из них, например, продавали продукты сельского хозяйства, привезенные из окружающих деревень и поместий; на двух других ремесленники Праги и приезжие купцы сбывали свои товары. Подобные торги имелись и в других местах.

Положение Чехии в центре Европы содействовало росту ее внешней торговли. Торговые пути, связывавшие Прибалтику с Италией, Францию и Германию с восточными славянами, проходили через Чехию. Следует особенно отметить торговлю Чехий с Русью. Чешские источники XI—XII вв. говорят о торговых связях Чехии с восточными славянами, с Востоком, с Западной и Южной Европой.

Из Чехии вывозили воск, лошадей, рабов (до XII века), кожу, шкуры, мед, дерево, хмель, свинец, серебро. В Чехию ввозили соль, ткани, особенно сукна, пряности, металлы, шерсть, лен, коноплю, вино и зерно. В результате роста ремесла и торговли на протяжении XI—XII веков окрепли чешские города, причем количество их заметно возросло.

Чешским городам были присущи основные черты феодального города. Население их еще было связано с сельским хозяйством. Горожане имели пашни, огороды, пастбища для своего скота. Однако основным их занятием были ремесло и торговля. Город находился в зависимости от того феодала, на земле которого он был построен. Многие феодальные города развивались как центры отдельных феодальных владений (Прага, Болеслав, Оломоуц). Население городов несло феодальные повинности в пользу князя со своих земель и со своего сельского хозяйства. Повинности носили иногда отработочный, чаще же натуральный характер. Ремесло и торговля облагались пошлинами. Юрисдикция над населением города принадлежала феодальному владельцу города.

Развитие и укрепление феодальных отношений в Чехии привели, как мы видели выше, к усилению на местах политической власти крупных феодалов и вместе с тем к обострению их борьбы с центральной властью, за полный иммунитет. Следствием всего этого было то, что Чехия с середины XI а оказалась в состоянии феодальной раздробленности.

Период феодальной раздробленности в чешских землях отличался от соответствующего периода таких стран, как Русь, Польша, Германия. Особенностью феодальной раздробленности в Чехии было то, что несмотря на длительную междоусобицу, продолжавшуюся вплоть до конца XII века, там образовалось сравнительно небольшое число феодальных «полугосударств» Кроме пражского князя во внутренней и внешней политике самостоятельно выступали лишь моравский маркграф и пражский епископ. Принимавшие участие в междоусобице крупные феодалы (Вршовцы и др.), а также члены великокняжеского рода не могли надолго закрепиться в своих уделах. Период феодальной раздробленности в Чехии был сравнительно коротким, хотя пережитки и рецидивы феодальной раздробленности не раз имели место и впоследствии.

Феодальная раздробленность в Чехии получила юридическое выражение в так называемом «Законе сеньората» Бржетислава I (1055 г.), в соответствии с которым княжеский престол переходил по наследству к старшему сыну

[82]

князя, а младшие сыновья оказывались в вассальной зависимости от старшего. На основе нового закона после смерти Бржетислава великим князем был избран его старший сын, Спитигнев II (1055—1061 гг.).

Однако брат Спитигнева Вратислав, игнорируя новый закон, начал борьбу против князя. Он нашел поддержку у младших братьев и матери, а также в Моравии, где ему удалось установить свою власть. Захватив в 1061 году великокняжеский престол, Вратислав II пытался ослабить власть пражского епископа Яромира. С этой целью в 1063 года он добился у римского папы разрешения основать Моравское (Оломоуцкое) епископство. Вратислав II искусно воспользовался борьбой императора Генриха IV с папой Григорием VII, а также борьбой императора против его многочисленных врагов в Германии. (За поддержку, оказанную императору, чешский князь Вратислав получил от него королевскую корону и вскоре прекратил платить дань империи.

После смерти Вратислава II борьба за чешский престол возобновилась. Преемник Братислава II, его старший сын — Бржетислав II, уже при своей жизни, в обход закона 1055 года, стремился гарантировать наследование великокняжеского престола своему брату Боривою. Для германского императора это послужило удобным предлогом для вмешательства во внутренние дела Чехии с целью ее подчинения империи. Однако чешское княжество воспротивилось вмешательству германского императора. В битве у Хлумца в 1126 году чешский князь Собеслав наголову разбил вторгшихся в Чехию немцев, причем в этой битве погибло множество немецких рыцарей. Германский император Лотарь признал себя побежденным и запросил мира.

Победа у Хлумца имела большое прогрессивное значение для развития чешского народа. Немецким феодалам был дан хороший урок. Знаменательны слова Собеслава, обращенные через послов к императору: «Знай, король, что согласно древнему праву и обычаю главам чешского народа принадлежит право избирать князя и государя, а императорам лишь подтверждать его. Ты не имеешь права отягощать нас новым законом, мы предпочтем новому закону гибель в справедливом сражении».

Собеслав I пытался упрочить положение великокняжеского престола и выступал против сепаратизма удельных князей и знати. Так, например, сейм в Вышеграде 1130 года, созванный Собеславом, осудил руководителей феодального заговора Мирослава, Страземира и др. Преемник Собеслава — Владислав II (1140—1173 гг.) также вел борьбу с феодальной усобицей внутри страны. Он стремился укрепить государственную власть, что нашло свое выражение в получении им королевской короны (1158 г.), которая стала наследственной в роде Пржемыслов. С этого времени Чехия стала именоваться королевством.

Но успехи Собеслава I и Владислава II в области стабилизации внутреннего положения в стране были весьма относительны и непрочны. Последующий период (с'1173 г.) вплоть до восшествия на престол Пржемысла I (1197 г.) наполнен новыми усобицами. За двадцать с лишним лет на чешском, престоле сменилось 10 правителей. История Чехии этого периода полна феодальных мятежей, предательств, войн, в течение которых германские императоры не раз пытались вмешиваться во внутренние дела Чехии.

Внутренняя борьба в Чехии особенно усилилась в правление чешского князя Конрада Оттона (1188—1191 гг.), от которого остался законодательный документ «Право Конрада», свидетельствующий о том, что княжеская власть шла на дальнейшие уступки крупным феодалам — носителям центробежных тенденций в страну. Об этом же говорят изменения в аппарате княжеского управления. Важное значение в этот период получил совет при князе, состоявший из феодальной знати. Во второй половине XII века начал

[83]

функционировать чешский сейм — собрание феодалов, в котором принимали участие члены княжеского совета. Окончательно чешский сейм сложился в XIII веке. Вначале сейм только выслушивал князя и высказывал свои соображения. Затем он получил законодательные функции, от него зависели такие вопросы, как война за границей и сбор дани (при князе Владиславе II), избрание пражского епископа (с 1198 года); сейм, наконец, стал принимать и утверждать законы (1189 год, «Право Конрада»). Рост юрисдикции отдельных феодалов привел к выработке норм так называемого земского или шляхетского (феодального) права, а позже — к организации феодального Земского суда.

Все это вело к дальнейшему ослаблению княжеской власти и падению ее авторитета, к усилению внутренней неустойчивости государства.

Феодальная раздробленность политически ослабила Чешское государство. Чешскому народу приходилось дорого расплачиваться за усобицы феодалов, которые нередко сопровождались вторжением в страну германских войск. В условиях феодальной раздробленности и ослабления княжеской власти Чехия не могла воссоединиться с родственной ей Словакией.

Однако значение феодальной раздробленности нельзя сводить лишь к одним отрицательным политическим последствиям. Важно отметить, что в этот период был достигнут значительный прогресс в области развития производства: происходило дальнейшее расширение запашки, развивались производительные силы в сельском хозяйстве и ремесле, росла внутренняя й внешняя торговля. Феодальная надстройка в виде политически раздроблённого государства не только не препятствовала развитию и укреплению феодального базиса, а наоборот, помогала ему усилиться. Феодальные отношения предоставляли в этот период простор для развития производительных сил. Феодальная раздробленность была закономерным явлением в истории феодализма.

[84]

Цитируется по изд.: История Чехословакии в трех томах. Том I. Под ред. Г.Э. Санчука и П.Н. Третьякова. М., 1956, с. 73-84.

Рубрика: