Испанская Америка накануне войны за независимость

Война за независимость в Испанской Америке (1810-1826) была подготовлена трехвековой борьбой ее народов против колониального гнета.

Многочисленные запреты и ограничения чрезвычайно мешали экономическому прогрессу американских колоний Испании, но приостановить его все же не могли. Хотя реформы 60-80-х годов ХVIII века не устранили основных препятствий, тормозивших хозяйственное развитие заокеанских владений, не разрешили острых противоречий между колонизаторами и подвластным им населением, они в какой-то мере способствовали некоторым сдвигам в экономике Испанской Америки. Меры по либерализации торгового режима, проведенные мадридским правительством в последней трети XVIII века, привели к известному оживлению торговли, что стимулировало увеличение объема промышленного производства и повышение товарности сельского хозяйства колоний (мясное скотоводство, выделка кож, разведение кошенили, выращивание сахарного тростника, табака, хлопчатника, ванили, йербы-мате и т. д.). Успехи экономического развития, экспроприация непосредственных производителей - индейцев, появление наемного труда благоприятствовали формированию в испано-американских странах капиталистических отношений. Однако их росту препятствовал колониальный режим.

Мадридское правительство, исходя из интересов метрополии, упорно старалось сдерживать развитие своих американских владений. К началу XIX века оставались в силе запреты, довлевшие над их промышленностью и сельским хозяйством. Торговые сношения с иностранными государствами по-прежнему не разрешались. Торговля колоний между собой была строго регламентирована и составляла незначительную долю всей их внешней торговли. Тяжелым бременем на населении Испанской,:Америки лежали многочисленные налоги: подушная подать, десятина, алькабала 1 и др. Широкое распространение пеонажа и других феодальных форм эксплуатации мешало повышению производительности труда как в сельском хозяйстве, так и в промышленности. Фактическое прикрепление к земле лишенных всяких прав и подвергавшихся жестокой эксплуатации индейцев и их зависимость от помещиков и колониальных властей ставили в весьма затруднительное положение владельцев рудников и мануфактур, нуждавшихся в рабочей силе.

Экономическая политика метрополии, постоянная дискриминация и политическое бесправие вызывали сильнейшее недовольство не только крестьян, ремесленников, городской бедноты, но и мелких и средних землевладельцев, лиц свободных профессий, а также помещиков-креолов, владельцев рудников и промышленных предприятий, купцов.

_______

1. Налог, взимавшийся при продаже и перепродаже товаров.

[48]

Рост революционных настроений был обусловлен и влиянием ряда внешних факторов. Успешная борьба английских колоний в Северной Америке за независимость, Великая французская революция, революция рабов Сан-Доминго, проникновение в Испанскую Америку передовых идей того времени - все это способствовало усилению освободительного движения. Несмотря на все запреты властей и церкви, сочинения Монтескье, Вольтера, Руссо, знаменитая «Энциклопедия», «Философская и политическая история поселений и торговли европейцев в обеих Индиях) Рейналя и другие произведения распространялись по всей Испанской Америке. Колониальные власти пытались помешать проникновению революционных идей и какой-либо информации о французских событиях. Однако невозможно было добиться полной изоляции от внешнего мира и воспрепятствовать распространению прогрессивных идей, которые способствовали активизации борьбы против колониального режима. Следует, однако, отметить, что война за независимость английских колоний в Северной Америке и Великая французская революция лишь стимулировали процессы, происходившие в Испанской Америке, где уже давно зрели не только материальные, но и идеологические предпосылки освободительного движения.

В этом смысле большое значение имела деятельность выдающихся просветителей Хосе Игнасио Бартолаче, Хосе Антонио Альсате, Хуана Бенито Диаса де Гамарра-и-Давалос (Мексика), Франсиско Эухенио де Санта Крус-и-Эспехо (Кито), Симона Родригеса (Венесуэла). Они выступали против официальной схоластики в науке, за развитие культуры и образования, критиковали колониальный режим. В мировоззрении этих и других ученых-гуманистов нашло идейное выражение стремление широких слоев испано-американского общества к освобождению от колониального гнета и установлению независимости, связанное с пробуждением национального самосознания.

Длительный процесс смешения различных этнических компонентов сопровождался установлением определенной общности метисного; креольского, негритянского и части индейского населения Испанской Америки. Все они говорили на испанском языке, исповедовали католицизм. Ранее не связанные между собой территории отдельных племен и народов были объединены в рамках вице-королевств и генерал-капитанств, делившихся на провинции и более мелкие административные единицы. Важное значение имело развитие экономических связей и образование внутреннего рынка в каждой из колоний. Под воздействием всех этих факторов к началу XIX века сложились объективные предпосылки становления испано-американских наций. Однако дальнейшей национальной консолидации препятствовало колониальное положение Испанской Америки.

В конце ХVIII - начале XIX века освободительное движение в американских .колониях значительно усилилось. В 1794 г. в Мехико был раскрыт заговор, во главе которого стоял корабельный казначей Хуан Герреро. Заговорщики готовили восстание с целью свержения испанских властей. Неудачным оказался и организованный там же в 1799 г. «заговор мачете » под руководством мелкого торговца Педро де ла Портильи. В начале XIX века сторонники независимости основали в Новой Испании тайное патриотическое общество «Рыцари разума». В Венесуэле в 1797 г. возник антииспанский заговор, в котором участвовали главным образом представители креольской верхушки во главе с Мануэлем Гуалем и Хосе Марией Эспаньей. О заговоре колониальные власти узнали накануне намеченного выступления, однако Гуалю и Эспанье удалось бежать. В Новой Гранаде распространение идей Великой

_____

1. Большой нож для рубки сахарного тростника.

[49]

французской революции было связано с именем и деятельностью просвещенного креола Антонио Нариньо, который перевел на испанский язык и тайно издал «Декларацию прав человека и гражданина».

Однако· большинство участников антииспанских заговоров и выступлений не были связаны с коренным населением, что значительно сужало социальную базу освободительного движения. Не решаясь опереться на народные массы, некоторые сторонники независимости из среды имущих классов пытались добиться отделения колоний от Испании при помощи враждебных последней держав - Англии и Франции, а также США. Позиция этих кругов испано-американского общества нашла наиболее яркое выражение в деятельности венесуэльского патриота Франсиско де Миранды (1750-1816). Происходя из богатой семьи, Миранда еще юношей стал офицером испанской армии и участвовал в войне против Англии, которую Испания вела на стороне английских колоний в Северной Америке. Продолжая службу на Кубе, Миранда установил контакт с испано-американскими патриотами и принимал участие в антииспанской деятельности. В связи с угрозой ареста он в 1783 г. бежал в США и вел там пере[1]говоры с рядом видных политических деятелей о помощи испанским колониям в освобождении от ига Испании. Не добившись успеха, Миранда отправился за океан и в поисках иностранной поддержки исколесил почти всю Европу, включая Россию, где пробыл около года (1786-1787). Наконец, он обосновался в Англии и представил британскому кабинету проект организации военной экспедиции в Испанскую Америку. Правительство Питта положительно отнеслось к разработанному Мирандой плану, однако осуществить его помешало сближение между Англией и Испанией на почве их совместной борьбы против французской революции.

В 1792 г. Миранда выехал во Франции и вскоре стал генералом революционной армии. Командуя дивизией, он одержал ряд побед, но затем в связи с военными неудачами был арестован и предстал перед революционным трибуналом, который, однако, полностью оправдал его. После возобновления войны между Испанией и Англией (1796) Миранда неоднократно пытался добиться отправки английской военной экспедиции в Южную Америку, но безуспешно. Тогда он сформировал отряд добровольцев и в августе 1806 г. высадился на побережье Венесуэлы. Не получив поддержки со стороны местного населения, Миранда вынужден был через некоторое время вернуться в Англию.

В начале XIX века, когда экономическое и политическое положение американских колоний Испании значительно ухудшилось, прежде всего в связи с участием метрополии в разорительных для нее войнах с Францией (1793-1795) и Англией (1796-1801, 1804-1808), антииспанские настроения среди населения Испанской Америки резко усилились. Это вызывало серьезную тревогу у мадридского правительства. Провозглашение независимости Сан-Доминго, экспедиция Миранды в Венесуэлу и другие события этих лет являлись грозными симптомами подъема освободительного движения. К тому же американским владениям Испании грозила опасность со стороны европейских держав и США, стремившихся использовать в своих целях рост антииспанских тенденций.

Что касается Франции, то после утраты Сан-Доминго и продажи Соединенным Штатам в 1803 г. Луизианы (которую ей двумя годами раньше возвратила Испания) она не могла рассчитывать на создание колониальной империи в Западном полушарии. Это, однако, не мешало Наполеону посылать в испанские колонии своих эмиссаров, оружие и пропагандистские материалы. Напротив, США, именно приобретя Луизиану, активизировали свою политику и предъявили по существу

[50]

претензию на Техас и Западную Флориду. К 1806 г. в Луизиане, являвшейся главным плацдармом для подготовки военных акций против испанских владений, были сосредоточены крупные силы.

Правящие круги Англии, пытаясь реализовать свои экспансионистские планы в отношении Испанской Америки, предприняли вооруженную интервенцию на Рио-де-ла-Плате (1806-1807). В ходе ее английские войска захватили Буэнос-Айрес и отделенный от него заливом крупный портовый город Монтевидео - столицу провинции Банда Ориенталь. Но ополчение, созданное местным населением, вскоре разгромило и изгнало интервентов. Эта победа способствовала усилению патриотических чувств, а бездействие колониальной администрации наглядно продемонстрировало слабость испанской монархии 'и ее неспособность сохранить свое господство над американскими колониями.

[51]

Цитируется по изд.: Альперович М.С., Слёзкин Л.Ю. История Латинской Америки с древнейших времен до начала XX века. М., 1981, с. 48-51.