Испанская Америка в 1808-1810 годы: начало борьбы за независимость

Непосредственным толчком к подъему освободительного движения в испанских колониях послужили революционные события 1808 г. в метрополии. Вторжение французских войск в Испанию и пассивность правящей клики вызвали взрыв народного возмущения. В обстановке начавшейся в стране революции Карл IV вынужден был 19 марта отречься от престола, и королем был провозглашен его сын Фердинанд VII.

Через несколько дней интервенты вступили в Мадрид, где в начале мая вспыхнуло народное восстание. Оно было жестоко подавлено оккупантами. Фердинанду VII под давлением Наполеона пришлось отказаться от своих прав и остаться во Франции, куда его вызвал император. Меньше чем через месяц королем Испании был провозглашен брат Наполеона Жозеф Бонапарт.

Однако испанский народ поднялся на борьбу против оккупантов. Образовались провинциальные хунты, действовавшие от имени Фердинанда VII. 25 сентября была создана Центральная хунта, местопребыванием которой стала в дальнейшем Севилья.

В связи с испанскими событиями в колониях создалась крайне сложная политическая обстановка. Среди колониальной администрации и уроженцев метрополии возникли разногласия по поводу того, признать ли власть Жозефа или сохранять верность пленнику Наполеона Фердинанду VII, которого временно заменяла Центральная хунта. Вице-короли Перу и Новой Гранады сразу же признали власть хунты. Однако их коллеги на Ла-Плате и в Новой Испании отказались это сделать и заняли выжидательную позицию, вследствие чего вскоре были смещены. К середине 1809 г. власть во всей Испанской Америке оказалась в руках ставленников Центральной хунты. Эго соответствовало и стремлениям креольской оппозиции, рассчитывавшей на то, что после неминуемого, по ее мнению, разгона хунты французскими войсками колонии станут независимыми. Однако убедившись вскоре, что колониальный режим не претерпел существенных изменений, испано-американские патриоты стали активнее выступать в защиту своих требований.

В некоторых случаях эти выступления принимали характер вооруженных восстаний. Так, 25 мая 1809 г. вспыхнуло восстание в г. Чукисака (Верхнее Перу), 16 июля восстали против колонизаторов патриоты Ла-Паса, Восстания вспыхнули и в некоторых других районах Верхнего Перу. Но все они являлись стихийными, носили локальный характер и к концу 1809 г. были подавлены испанскими войсками.

В августе 1809 г. анти-испанское выступление произошло в городе Кито. Однако, узнав о сосредоточении карательных войск, руководившие восстанием представители креольской знати растерялись и капитулировали. В сентябре 1809 г. заговор против колониальных властей возник в Вальядолиде (Новая Испания). Об этом стало известно властям, и заговорщики были арестованы.

Таким образом, вследствие нерешительности и неорганизованности патриотов Испанской Америки власть продолжала оставаться в руках колониальной администрации. Но положение ее становилось все более непрочным, особенно в связи с новы[1]ми событиями в Испании.

Серьезные поражения испанских войск в метрополии (начало 1810 г.) и оккупация большей части страны французскими интервентами свидетельствовали о полном бессилии регентского совета, формально выступавшего, как и Центральная хунта (которую он к этому времени сменил), от имени Фердинанда VII. Известия об этих событиях явились сигналом к началу восстания в различных районах Испанской Америки. В апреле-июле 1810 г. в крупнейших колониальных центрах Каракасе, Буэнос-Айресе, Боготе, Кито, а вслед за тем и в других городах было свергнуто испанское господство и к власти пришли патриотические хунты. В сентябре 1810 г. революционным движением были охвачены Новая Испания и Чили. Так началась война за независимость испанских колоний, которая приняла чрезвычайно затяжной характер и длилась до 1826 г.

В ходе ее обозначились четыре основных региональных комплекса:

1) Новая Испания и Центральная Америка, 2) северная часть Южноамериканского субконтинента (Венесуэла, Новая Гранада, Кито), 3) вице-королевство Рио-де-ла-Платы, . 4) Тихоокеанское побережье Южной Америки (Чили, Перу). События, происходившие в каждом из этих районов, были почти или совсем не связаны между собой, особенно на первом этапе освободительной войны (1810-1815).

Цитируется по изд.: Альперович М.С., Слёзкин Л.Ю. История Латинской Америки с древнейших времен до начала XX века. М., 1981, с. 51-52.