Чжоу (Рыжов, 2001)

ЧЖОУ, китайская императорская династия, правившая в 1122-249 гг. до Р. Х. Племя Чжоу (название которого было потом перенесено на занимаемую им территорию и дало имя правившей здесь княжеской династии) пришло в речные долины Центрального Китая с запада. Родоначальником княжеского рода Чжоу считался некий Ци (известный по своему посмертному титулу как Хоу-цзи), который занимал должность управителя земледелия при легендарном императоре Яо (правил в XXIV-XXIII вв. до Р. Х.). Его потомки были вождями племени Чжоу на протяжении многих поколений. Один из них - Дань-фу в начале XIII в. до Р. Х. получил княжеский титул гун. Тогда же земли, занимаемые племенем Чжоу в Цишани, были официально признаны его наследственными владениями. По свидетельству Сыма Цяня, именно Дань-фу, получивший посмертный титул Гу-гуна, отверг обычаи кочевников: он стал строить города, окруженные стенами, и предместья вокруг них, сооружал здания и дома и расселял в них народ. При нем чжоусцы перешли к земледелию. Своим наследником Гу-гун объявил младшего сына Цзи-ли (получившего потом титулы Гун-цзы и Ван-цзы). Старшие братья Тай-бо и Юй-чжун, не желая, чтобы подданные вопреки воле их отца провозгласили их князьями, бежали в земли Цзин (на самый юг Китая) и отреклись от власти. (От них вела свое происхождение боковая ветвь рода Чжоу - княжеская фамилия У).

При Гун-цзы княжество Чжоу стало одним из самых могущественных в Шанской империи. Он много воевал, побеждал соседние племена, усмирял врагов Шан и строил новые города. Император Тай-дин (правил в начале XII в. до Р. Х.) даровал Гун-цзы почетный титул бо, но потом велел его умертвить. Ему наследовал сын Чан (который более известен под титулом Си-бо ("Повелитель Запада"). (См. о нем в жизнеописании последнего шанского императора Чжоу-синя.) Чан еще более возвысил род Чжоу. Почти за полвека своего правления он заметно увеличил пределы княжества и перенес столицу из района Цишань на восток, во вновь отстроенный город Фэн (неподалеку от современной Сиани). За несколько лет до смерти Чан принял титул вана ("государя"), который кроме него носил только император, и стал именоваться Вэнь-ваном ("Просвещенным правителем"). В последующие века Вэнь-вана почитали как одного из величайших мудрецов древности, много сделавшего для процветания своего государства. Косвенным образом такую высокую оценку подтверждают и данные археологии. Они свидетельствуют о том, что как раз в правление Вэнь-вана чжоусцы сделали огромный шаг вперед в своем экономическом и культурном развитии. После его смерти (в 1135 г. до Р. Х.) власть над Чжоу принял его сын У-ван.

В 1122 г. до Р. Х. он выступил против императора Чжоу-синя и разгромил его армию в битве при Муе. Однако У-ван не положил конец династии Шан. Он поставил у власти сына свергнутого (и покончившего с собой) Чжоу-синя, У-гэна, поручив надзор за ним двум своим младшим братьям Гуань Шу-сяню и Цай-шу. Совсем низложить династию Шан У-ван не решился, поскольку, так же как его отец, считал это большим грехом. До самой смерти он пребывал в состоянии политической двусмысленности - глава государства по сути, он по имени оставался подданным бессильного У-гэна. У-ван все время находился в ожидании, что Небо дарует знак своего расположения к нему и его потомкам (и тогда Чжоу могли бы прийти на смену старой династии), но такого знака при его жизни так и не последовало. В 1115 г. до Р. Х. У-ван умер, и престол перешел к его сыну Суну; это был Чэн-ван. Поскольку новый государь был еще мал, а дом Чжоу только что утвердился у власти, младший брат У-вана, Чжоу-гун, испугался, что владетельные князья взбунтуются, и взял власть в свои руки. Тогда Гуань-шу, Цай-шу и другие младшие братья У-вана, подозревая Чжоу-гуна в стремлении захватить престол, совместно с У-гэном подняли мятеж против Чжоу. Чжоу-гун, заручившись повелением Чэн-вана, выступил против мятежников. Война продолжалась три года и закончилась новой решительной победой Чжоу над Шан. Чжоу-гун казнил У-гэна и Гуань-шу и сослал Цай-шу. Вторичное поражение шанцев было расценено всеми современниками как знак явного расположения Неба к Чжоу. С этого времени легитимность новой династии уже ни у кого не вызывала сомнения, и она прочно утвердилась у власти. Чтобы обезопасить своих потомков на будущее от новых мятежей шанцев, Чжоу-гун часть их переселил во вновь образованное княжество Сун, часть - в княжество Вэй, а часть - в свой собственный наследственный удел Лу. Значительная часть шанцев, причем наиболее квалифицированная, оказалась в районе реки Ло, где под руководством Чжоу-гуна была построена новая столица Чжоу - город Лои (Чэнчжоу). В результате всех этих перемещений шанцы вскоре слились с местным населением и перестали существовать как единая этническая общность.

Однако сильная центральная власть в Чжоу существовала не более столетия. Уже при внуке Чэн-вана, Чжао-ване, в управлении страной, по словам Сыма Цяня, стали проявляться слабости и изъяны. Предоставив чиновникам заниматься государственными делами, император посвящал все свое время исключительно охоте. При нем впервые удельные князья стали позволять себе своеволия и насилия. Чжао-ван погиб во время похода против отпавших инородцев мань на юге Китая. Его сыну Му-вану пришлось подавлять сепаратистское выступление князя Чу, который самовольно присвоил себе титул "вана" (государя). В последующие годы князья становились все более независимыми. При внуке Му-вана, беспечном и легкомысленном И-ван Цзяне, дела царского дома пришли в такой упадок, что стихотворцы стали сочинять о нем сатиры. При его внуке Ли-ване чуский князь вновь присвоил себе царский титул и объявил себя независимым. Однако Ли-ван не преследовал узурпатора, так как не имел для этого достаточно сил. Пишут, что этот государь был жесток и бесчеловечен, предавался излишествам и проявлял высокомерие. Главный смотритель его двора, Жуан-гун, зная о любви государя к деньгам, всеми правдами и неправдами вымогал их у вельмож и простого народа. Чжухоу (владетельные князья) не любили Ли-вана и не являлись к его двору. В 841 г. до Р. Х. подданные восстали против императора и изгнали его в Чжи. Власть в государстве перешла к двум советникам - Чжао-гуну и Чжоу-гуну, которые правили вместе (это правление был названо Гун-хэ, что значит "общее согласие"). В 827 г. до Р. Х., когда Ли-ван умер в Чжи, советники возвели на престол его сына Сюань-вана и провозгласили его императором. В 789 г. до Р. Х. войска Сюань-вана были наголову разбиты кочевниками-жунами у Цяньму. Сюань-ван набрал новое войско, выступил против врага и изгнал жунов из Китая. Это было последнее крупное деяние императорского дома Чжоу.

Сын Сюан-вана, Ю-ван, на третьем году своего правления (в 779 г. до Р. Х.) страстно влюбился в простую девушку Бао-сы. Он удалил свою прежнюю жену-государыню из рода Шэнь вместе с ее сыном И-цзю, сделав старшей женой Бао-сы, а ее сына Бо-фу провозгласил своим наследником. Отец прежней жены Шэнь-хоу не стерпел оскорбления и вместе с западными варварами цюаньжунами напал на Ю-вана. Император призвал на помощь владетельных князей, но никто не явился на его зов. Армия Ю-вана была разбита у горы Лишань (в 771 г. до Р. Х.). Победители овладели западной столицей империи Цзучжоу (расположенной в родовых владениях Чжоу) и разрушили ее. Ю-ван был схвачен и убит. После этого владетельные князья, соединившись с Шэнь-хоу, возвели на престол прежнего наследника - старшего сына Ю-вана. Это был Пин-ван.

Сделавшись императором, Пин-ван в 770 г. до Р. Х. переехал на восток в Лои (в Чэнчжоу), так как в старой разоренной и разрушенной столице он не чувствовал себя защищенным от нападения жунов. Земли, искони принадлежавшие роду Чжоу, он отдал князю Цинь, поручив ему защиту западных границ империи от вторжений усилившихся жунов. Во время правления Пин-вана Чжоуский дом окончательно ослаб и сохранил реальную власть лишь в небольшом домене вокруг Лои. Сильнейшие князья перестали считаться с императором. В последующие века постепенно возвысились могущественные княжеские дома Ци, Чу, Цинь и Цзинь. Именно они во многом стали определять политическую жизнь страны. Что же касается чжоуских ванов, то роль их в событиях последующей эпохи была настолько ничтожной, что о них почти не упоминают китайские хроники. В 256 г. до Р. Х. последний император Чжоу по имени Нань-ван, не имея сил для борьбы со своим могущественным вассалом - правителем Цинь, решил отказаться от престола, лишь бы сохранить жизнь и свободу. Он явился к циньскому князю Чжао-сян-вану и формально передал ему все свои владения, после чего получил позволение возвратиться в столицу и жить в ней, отказавшись от всяких претензий на административную власть. Но на обратном пути в том же году Нань-ван умер. Так как он не оставил после себя детей, то с его смертью династия Чжоу пресеклась.

Использованы материалы книги К.Рыжов. Все монархи мира. Древний Восток. М., "Вече". 2001.

Рубрика: