Мексика / Новая Испания

Колониальный период (16 - начало 19 веков) (установление феодально-крепостнического строя, зарождение капиталистических отношений). В процессе завоевания Америки испанские конкистадоры достигли в 1517 году побережья Мексики и в 1519 году для ее покорения с Кубы был отправлен отряд под предводительством Э. Кортеса. Ацтеки во главе со своим вождем Куаутемоком оказали упорное сопротивление, однако в 1521 году их столица Теночтитлан была захвачена испанцами, которые к концу 16 века в основном завершили завоевание Мексики. Уничтожая сложившиеся здесь формы цивилизации, завоеватели захватывали земли, грабили и порабощали индейцев, а при малейшей попытке сопротивления зверски расправлялись с ними. Мексика вошла в состав созданного в 1535 году вице-королевства Новая Испания, включавшего к начале 19 века все испанские владения в Северной и частично Центральной Америке. Подавляющее большинство коренного населения было лишено почти всех своих земель, полностью зависело от произвола колониальных властей, помещиков, церкви и подвергалось неограниченной эксплуатации. Индейцы должны были отбывать трудовую повинность и платить подушную подать. Большинство их было прикреплено к крупным поместьям - асьендам. Многие индейцы превратились со временем в наследственных долговых рабов - пеонов. Наряду с сельским хозяйством система долгового рабства практиковалась также на рудниках и мануфактурах. С середины 16 века в связи с истреблением значительной части индейцев и нехваткой рабочих рук в Мексику начали ввозить рабов-негров.

На невольничьем корабле

Экономия, жизнь Новой Испании была подчинена интересам метрополии. Важнейшей отраслью колониальной экономики являлась добыча драгоценных металлов. Стремясь сохранить за метрополией монополию на ввоз товаров, испанские власти тормозили развитие обрабатывающей промышленности, запрещали выращивание винограда, олив, пеньки, льна, разведение шелковичных червей и т. д. Росту торговли препятствовали государственные монополии на продажу соли, пороха, табачных изделий и других товаров, высокие пошлины, а также запрещение торговать с иностранными государствами. Однако несмотря на запреты и ограничения, установленные колонизаторами, к концу 18 - началу 19 веков в Мексике наблюдался известный рост промышленности (в том числе обрабатывающей, в которой все большую роль стали играть мануфактуры, возникшие еще в конце 16 - начале 17 веков), оживление внешней и внутренней торговли, повышение товарности сельского хозяйства. Началось формирование капиталистических отношений.

Колониальный режим обусловливал политическое бесправие и дискриминацию подавляющего большинства населения. Привилегированная верхушка колониального общества состояла из уроженцев метрополии, которые занимали почти все высшие административные, военные и церковные должности, некоторые из них владели поместьями и рудниками. Уроженцы метрополии относились с презрением к так называемым креолам - родившимся в Америке потомкам европейцев, и всячески ущемляли их права.

Католическая церковь стремилась уничтожить древние индейские культуры Мексики, помешать распространению образования среди населения. Светская литература фактически являлась простым придатком литературы метрополии. Однако несмотря на жесткий контроль со стороны церкви, наука и искусство все же развивались. Во 2-й половине 17 века в Мексике жили и работали выдающийся ученый К. де Сигуэнса-и-Гонгора, поэтесса Х. И. де ла Крус. Огромное влияние на развитие мексиканского искусства оказало индейское народное творчество. Экономическая политика метрополии, дискриминация и политическое бесправие вызывали сильнейшее недовольство ремесленников, городской бедноты, мелких и средних землевладельцев. Недовольство колониальным режимом охватило также креольских помещиков, купцов, владельцев рудников и промышленных предприятий. Проявлением сопротивления различных слоев населения Мексики колонизаторам была упорная борьба против испанского господства и особенно многочисленные народные восстания 17-18 веков. Самыми крупными из них были восстания индейцев Оахаки (1660), Новой Мексики (1680-1696), Юкатана (1761), Мичоакана (1767), а также восстания 1624 и 1692 в Мехико.

В последней трети 18 века в мексиканской общественной мысли появилось, новое направление, виднейшими представителями которого были философы-просветители Х. И. Бартолаче, X. А. Альсате,. X. Б. Диас де Гамарра-и-Давалос. Они выступали против официальной схоластики в науке и философии, за развитие культуры и образования, критиковали колониальный режим. Большое влияние на передовую часть мексиканского общества оказали идеи европейских просветителей, борьба английских колоний в Северной Америке за независимость (1775-1783), Великая французская революция конца 18 века.

Апологеты испанского колониализма пытаются представить завоевание и колонизацию Мексики как чрезвычайно прогрессивное предприятие, явившееся, по их словам, величайшим благом для коренного населения. Л. Аламан, А. Хибаха-и-Патрон (A. Gibaja y Patron, Comentario critico, histurico, autentico a las revoluciones sociales de Mexico, t. 1-5, Mexico, 1926-35), П. Л. Лагуарта (P. L. Laguarta, Historia de la beneticencia espafiola en Mexico, Mexico, 1955) и другие реакционные историки утверждают, будто конкистадоры руководствовались исключительно благородным стремлением приобщить миллионы индейцев-язычников к европейской цивилизации и католической религии. Консервативно-клерикальная историография (К. Перейра (С. Pereyra, Hernán Cortés, Madrid, 1931), С. де Мадарьяга (S. de Madariaga, Hernán Cortés Conqueror of Mexico, L., 1942), А. Дотор (A. Dotor, Hernán Cortés, Madrid, 1948), Э. Барриос Берумен (E. Barrios Berumen, La conquista espafiola, Mexico, 1954, и др.) прославляет завоевателя Мексики Кортеса как великого государственного деятеля и основателя мексиканской нации. В противовес колониалистскому «испанистскому» направлению в буржуазной историографии, прогрессивные мексиканские ученые подчеркивают высокий уровень развития древних индейских народов Мексики и рисуют объективную картину ее завоевания и колонизации испанцами. В начале 20 века либеральный историк Х. Гарсиа выступил с ярким разоблачением кровавых преступлений конкистадоров. Л. Кастильо Ледон (L. Castillo Ledón, La conquista y colonización española en Mexico, Mexico, 1932), высказываясь против односторонне-негативной оценки испанского колонизации и отмечая положительное влияние европейской культуры на Мексику, вместе с тем приводит много фактов, свидетельствующих о жестокости и зверствах завоевателей, истреблении и ограблении индейцев, разрушении их цивилизации и т. п.

М. С. Альперович. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966.