Индия между двумя мировыми войнами
Индия в 1918-1939 годы: подъем массового антиколониального движения под лозунгом независимости Индии. Первая мировая война обострила противоречия между Индией и Англией и способствовала возникновению нового подъема освободительного движения. Индийская национальная буржуазия, увеличив свои капиталы в период войны, стремилась вкладывать их в дальнейшее производство. Однако империалистическая политика Англии ограничивала предпринимательскую деятельность индийских капиталистов, которые страдали также от политического бесправия и расовой дискриминации. Война ухудшила положение широких трудящихся масс. В городах быстро росла стоимость жизни. Крестьяне были задавлены бременем военных налогов и помещичье-ростовщической эксплуатацией. Национальная буржуазия, рабочий класс, крестьянство, мелкая городская буржуазия, интеллигенция и ряд других слоев населения составляли освободительный антиимпериалистический лагерь. Но в этом лагере существовали внутренние противоречия, определявшие зачастую политику его отдельных групп. В борьбе против этого лагеря английский империализм опирался на помещиков, князей, общинные организации и другие реакционные группировки.
Национальный конгресс, стоявший во главе освободительного движения, под влиянием массовой борьбы, начавшейся в Индии после 1-й мировой войны и Октябрьской революции в России, изменил свою политику. Руководство Конгресса понимало, что только при помощи широкого движения масс можно добиться независимости. Поэтому Конгресс пошел на сознательное развертывание массового движения, стремясь одновременно придать ему такие формы, которые бы не содействовали активизации революционной и классовой борьбы. Наиболее соответствующей интересам национальной буржуазии оказалась форма ненасильственного движения (сатьяграха), которая проповедовалась М. К. Ганди, завоевавшим исключительную популярность в стране. Именно в послевоенный период Ганди стал признанным руководителем Национального конгресса, а его учение (гандизм) - официальной идеологией этой партии.
Непосредственным поводом к началу подъема освободительного движения 1918-1922 годов послужили "Монтегю-Челмсфорда реформы", закреплявшие колониального положение страны, и Роулетта закон, направленный против участников национальной борьбы. Эти действия колониального правительства вызвали широкую кампанию протеста по всей стране. Особое значение имели события в Амритсаре в 1919 году (см. Амритсарская бойня), всколыхнувшие всю Индию. В декабре 1920 года на сессии Национального конгресса было решено начать кампанию гражданского неповиновения. Эта кампания сопровождалась бойкотом английских товаров, отказом от работы в английских учреждениях и т. д.
В 1918-1922 годы значительно возросла активность рабочего класса. Забастовки охватили все промышленные центры страны. В ходе стачечного движения начали возникать первые профсоюзы, а в 1920 году образовался Всеиндийский конгресс профсоюзов. В 1920-1922 годы были созданы первые коммунистические кружки, что явилось непосредственным отзвуком Октябрьской революции. Выступления рабочих способствовали общему подъему освободительной борьбы. 1918-1922 годы были отмечены крупным размахом крестьянского движения. Активное участие в антиимпериалистическом движении приняли мусульмане. В 1918 году в Индии возникло так называемое халифатское движение, антианглийское по своей сути. Его участники протестовали против неравноправного Севрского договора с Турцией.
Боевые выступления трудящихся и обострение классовой борьбы встревожили руководителей Национального конгресса - сторонников ненасильственных форм борьбы за независимость. В 1922 году в местечке Чаури-Чаура местные жители, доведенные до отчаяния притеснениями колониальных властей, убили 22 полицейских. Руководство Национального конгресса было встревожено выходом антианглийской борьбы за рамки ненасилия и приняло решение о прекращении кампании гражданского неповиновения. В результате этого, а также репрессий, которые колонизаторы обрушили на движение, оно пошло на спад.
Период стабилизации капитализма в Индии (1923-1927) был отмечен временным спадом национального движения. Борясь с освободительным движением, английский империализм усиленно разжигал индусско-мусульманскую рознь, опираясь на Хинду махасабху и Мусульманскую лигу. Напуганные появлением коммунистических кружков и ростом влияния коммунистов, колониальные власти организовали в 1924 году первый антикоммунистический процесс в Индии - Канпурский процесс. Вопреки репрессиям, коммунистические кружки продолжали свою работу. В декабре 1925 года была основана Коммунистическая партия Индии (КПИ). В этих условиях часть деятелей Национального конгресса приняла участие в так называемых Законодательных собраниях, с которыми Конгресс раньше не был связан. Она образовала группу свараджистов. М. К. Ганди, стремясь восстановить пошатнувшиеся позиции руководства Конгресса, выдвинул так называемую "конструктивную программу" частных реформ. Ее основным требованиями были: пропаганда ручного ткачества, борьба с алкоголизмом и ликвидация "неприкасаемости". Ручная прялка объявлялась средством спасения крестьянства от нищеты. Среди радикально настроенных конгрессистов зрело недовольство руководством партии. В 1927 году в Конгрессе сложилось левое крыло, объединившее сторонников активизации антиимпериалистической борьбы. Его возглавили Дж. Неру и С. Ч. Бос. В условиях приближавшегося нового подъема освободительной борьбы, дальнейшего распространения идей марксизма, а также недовольства мелкобуржуазных элементов руководством Конгресса в Индии в 1926-1927 годы стали возникать рабоче-крестьянские партии; они стояли за боевые, революционные формы антиимпериалистической борьбы и сыграли положительную роль в политическом просвещении индийских рабочих и крестьян.
Мировой экономический кризис 1929-1933 годов оказал существенное воздействие на экономику Индии. Кризис привел к значительному падению цен на сельскохозяйственные продукты, что повлекло за собой сокращение посевных площадей, рост задолженности крестьянства, его обезземеливание и дальнейшее обнищание. Ряд районов Индии был охвачен голодом. Промышленность также болезненно ощущала на себе воздействие экономического кризиса. Началось массовое разорение ремесленников, а также некоторых средних и мелких капиталистов. Пытаясь выйти из кризиса, предприниматели провели капиталистическую рационализацию, которая сопровождалась снижением зарплаты пролетариата, интенсификацией его труда и увольнениями. Росла численность безработных. В то же время "ножницы", образовавшиеся в результате разрыва между низкими ценами на сельскохозяйственные продукты и высокими ценами на промышленные товары, дали возможность крупным капиталистам увеличить свои капиталы и пустить их в расширенное воспроизводство, что приводило к дальнейшему развитию национального капитализма. Усилилась централизация капитала и возникло несколько монополистических национальных объединений.
Мировой экономический кризис вызвал дальнейшее обострение противоречий между индийским народом и английским империализмом и способствовал дальнейшему подъему антиимпериалистического движения, начавшемуся еще в 1928 году. Инициатором и активным участником ряда крупных антиимпериалистических кампаний 1928-1929 годов (в том числе и кампании протеста против конституционной комиссии Саймона, см. Саймона комиссия) был рабочий класс. В начале 1928 года был созван съезд рабоче-крестьянских партий Индии, на котором была основана Всеиндийская рабоче-крестьянская партия. Ширилось профессиональное движение. В 1928 году был образован революционный союз текстильщиков "Гирни камгар", сыгравший важную роль в истории борьбы индийских рабочих. Расправляясь с рабочим движением, колониальные власти арестовали 32 деятеля революционного рабочего движения (среди них было 14 коммунистов) и учинили один из крупнейших антикоммунистических процессов (см. Мирутский процесс).
В 1930 году Национальный конгресс объявил кампанию гражданского неповиновения под руководством М. К. Ганди. Эта ненасильственная кампания сопровождалась рядом боевых антиимпериалистических выступлений трудящихся масс (восстания в Шолапуре, Пешаваре, Читтагонге, антифеодальные выступления крестьян в княжествах Кашмир и Алвар). Руководство Конгресса, напуганное революционными формами борьбы и обострением классовых противоречий, пошло в марте 1931 года на соглашение с колониальными властями (Делийский пакт, или Пакт Ганди - Ирвин). В 1932 году после неудачных переговоров Ганди с колониальными властями об уступках началась вторая кампания гражданского неповиновения. Однако по своему размаху она была значительно слабее первой. В 1934 году была объявлена вне закона Коммунистическая партия.
В борьбе против освободительного движения в Индии английские колонизаторы продолжали политику репрессий против его участников. Одновременно они стремились расширить свою опору в стране и разжечь противоречия между различными группами населения.
В 1935 году английский парламент принял Закон об управлении Индией. По новой конституции несколько расширялись права провинций и в них создавались правительства, ответственные перед законодательными провинциальными собраниями. Был несколько расширен круг избирателей в эти органы. Центральные органы должны были быть построены по федеральному принципу. Федерация предусматривала увеличение влияния феодальных князей в центрального законодательного собрании. Избирательные курии создавались по религиозному признаку, что служило разжиганию розни между индусами и мусульманами. Вся власть по-прежнему оставалась в руках английских колонизаторов. Неру справедливо назвал конституцию 1935 года рабской. В стране развернулась кампания протеста против конституции, объединившая все основные силы освободительного движения. В результате предусмотренное конституцией федеративное устройство не было осуществлено. Сложившаяся в период борьбы против реакционной конституции расстановка классовых сил создавала объективные условия для организации единого антиимпериалистического фронта в Индии. В 1936 году сессия Национального конгресса выдвинула в качестве одной из первоочередных задач борьбу за создание единого фронта всех антиимпериалистических сил. Активное участие в борьбе за единый фронт приняли индийские коммунисты. На базе роста крестьянского движения в 1936 году возник Всеиндийский крестьянский союз. Он выступил против рабской конституции и призвал крестьянские организации принять участие в едином антиимпериалистическом фронте.
В начале 1937 года на основе конституции 1935 года происходили выборы в провинциальные законодательные собрания. В 8 из 11 провинций победу одержал Национальный конгресс, выступивший с антиимпериалистической предвыборной программой. В этих провинциях были созданы конгрессовские министерства. Политика этих министерств была двойственной и противоречивой. Они пытались провести ряд частных реформ прогрессивного характера; вместе с тем они стремились ограничить размах массового движения и в ряде случаев действовали в интересах имущих классов.
Борьба против рабской конституции и предвыборная кампания способствовали оживлению национально-освободительного движения. Большую роль в подъеме антиимпериалистического движения сыграл рабочий класс, выступивший в качестве инициатора крупных политических забастовок (Бомбейская забастовка 1938 года и другие). Значительный размах приобрело крестьянское движение (особенно в Бенгалии, Андхре, Соединенных провинциях, Бихаре и Керале). Новой чертой освободительной борьбы было антифеодальное движение в княжествах (Хайдарабад, Траванкур, Майсур, Кашмир, княжества Раджпутаны, княжества Катхиавара и Ориссы). Народы княжеств выступали против феодальной деспотии, за создание ответственных перед народом правительств. Движением руководили конференции народов княжеств и другие организации, стоявшие близко к Национальному конгрессу. В Индии усилилась также борьба против подготовки к новой мировой войне.
Развитие массового антиимпериалистического движения в Индии после 1-й мировой войны оказало глубокое воздействие на индийскую культуру. В литературе Индии складывалось единое антиимпериалистическое направление, которое объединило писателей различных политичных взглядов (Рабиндранат Тагор, Казн Назрул Ислам, Хари Нараян Апте, Субраманья Баради, Премчанд, Икбал, Валлатхол и др.). В 20-е годы в литературу Индии проникают политические и философские идеи Ганди. В 30-х годах формирование революционного направления в национальном и рабочем движении находит свое отражение и в литературе. Повышается внимание ряда индийских писателей к острым социальным и классовым конфликтам.
Передовые писатели страны проявляют интерес к Советскому Союзу, первые свидетельства такого интереса связаны с творчеством Баради и Премчанда. Особенно значительное влияние на развитие литератур народов Индии оказывает творчество М. Горького. В прямой связи с этим влиянием в литературах народов Индии возникает движение "прагативад" ("прогрессивней"), начало которого связано с образованием Ассоциации прогрессивных писателей Индии (1936-1953), принимавшей активное участие в культурной и политической жизни страны. Ассоциация получила поддержку со стороны крупнейших деятелей культуры (Р. Тагор, Дж. Неру). "Прагативад", как движение, объединял в своих рядах писателей, поэтов и деятелей других областей культуры, принадлежавших к различным направлениям, но выступавших с позиций интересов национально-освободительного движения и особенно демократических масс против декадентских и модернистских течений, получивших значительное распространение с 1920-х годов.
А. М. Дьяков. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.