Вышеград

Вид на Вышеград с Императорского луга.

Мы предлагаем вам посетить вторую пражскую историческую доминанту, овеянный легендами Вышеград.

 «А наутро созвал Крок родоначальников и старейшин и поведал им одну из тех тайн, что засияла ему по милости богов во тьме будущего. 

— Не можем мы больше здесь оставаться: не надежен Будеч и долго не выстоит. Надо иное место искать.

Все согласились с ним. Избрал Крок посланцев и приказал:

— Выходите в путь завтра перед восходом солнца. Идите на юго-восток до Влтавы-реки. Там и ищите, пока вас боги не приведут на пригодное место.

Пошли посланцы в те края и бродили там до тех пор, пока не остановились на скалистом мысе среди дремучих лесов, на правом берегу Влтавы. В синеватом лесном полумраке тихо катила широкая река свои спокойные воды. В них отражался и высокий утес, на котором остановились посланцы, и заходящее солнце, и зеленые луга противоположного берега, и темные дремучие леса, раскинувшиеся на крутых холмах.

За холмами река поворачивала на восток. В глубокой тишине девственных лесов звучно раздавался шум воды, бурлящей в ее порогах.

Когда посланцы окинули взором высокий мыс и лесные просторы, все в тот же миг, словно по воле богов, воскликнули в один голос:

— Вот здесь суждено нам жить!

То же повторили и Крок со старейшинами, когда прискакали они на быстрых конях осмотреть это место и край. И поставили чехи тут замок. Мастера-плотники из могучих стволов старых дубов и елей сложили строения на прочных столбах с просторными палатами и уютными горницами. Были в замке и обширные дворы и место для совета старейшин и народных собраний. Здесь обычно собирался народ, чтобы принести жертву богам, избрать воеводу либо выслушать его волю и суд.

С той стороны, где замок не был защищен крутою скалою, выкопали рвы и насыпали вал. На валу поставили высокие бревенчатые стены с вышками. Такие же вышки сделали над тяжелыми воротами, которым бревно служило запором.

Неподалеку от замка, в роще, под старыми буками, бил из земли родник, из него люди черпали в изобилии чистую воду. Родник тот назвали Езеркой, а замок, что стоял на высокой скале, — Вышеградом» *.

Так пишет Алоис Ирасек в «Старинных чешских сказаниях». Романтическому XIX веку весьма полюбилась эта старинная легенда о пышном княжеском Граде на отвесной скале над Влтавой. Впрочем, почему бы и нет, ведь основа легенды — в самом древнем источнике, в Космовой хронике...

Однако научные факты далеки от легенды. И говорят нам, что первые сведения о Вышеграде относятся лишь к X веку, то есть к периоду, когда княжеский Град на противоположном берегу Влтавы наверняка уже стоял. Приоритет Града можно обосновать и логически: первое поселение на месте сегодняшней Праги наверняка возникло над бродом, на месте Староместской площади и Тына. А городище было построено так, чтобы охранять и брод, и поселение.

Из этого следует, что Либуше не могла на Вышеграде предвещать славу Граду, который еще не возник в девственном лесу на другом берегу.

Точно так же обстоит дело и с девичьей войной. Аналогичные повести есть и в других национальных культурах. А эту, возможно, инспирировало уже само название крепости на холме на противоположном берегу. Девин... Космова хроника утверждает, что исход войны был решен не кровавой битвой за Девин, а вполне миролюбиво: было заключено перемирие, юноши и девушки сошлись на пиру, который должен был длиться три дня. Но в первую же ночь каждый из юношей похитил девушку. «И с той поры после смерти княгини Либуше женщины под властью мужчин». И все.

Но мы не имеем ничего против сказаний. Да и кто, собственно, знает, как все было на самом деле. Ведь даже если в этих поэтичных повестях нет ни капли правды, разве утратят они свое очарование?

Скорее всего, Вышеград был построен после Пражского града как сторожевое укрепление на юге, откуда было видно далеко вокруг. Пространство между обоими укреплениями стало быстро заселяться. Видимо, и под Вышеградом вскоре выросло поселение, где велась оживленная торговля: вначале здесь жили в основном купцы-евреи. Существуют доказательства того, что на Вышеграде чеканили болеславские динары, а это также свидетельствует о том, что его положение в княжестве было достаточно прочным.

И наконец, в XI веке князь Вратислав II, первым из рода Пршемысловичей получивший от императора право называться королем, перенес свою резиденцию на Вышеград. Почему? Это отнюдь не секрет. Вратислав II поссорился со своим братом, пражским епископом Яромиром, и не пожелал оставаться с ним в одних стенах. Возможно, он даже опасался за свою жизнь — ведь убийство брата в те времена не было чем- то необычным, когда на карту была поставлена власть, трон. Тогда на Выше-граде был построен княжеский дворец в романском стиле.

Где он находился? Там, где стоят три скульптурные группы Мысльбека: Лумир и Песня, Цтирад и Шарка, Забой и Славой — те самые скульптурные группы, о которых мы уже писали, что они были перевезены сюда с поврежденного моста Палацкого.

Вратислав ничем не мог так унизить брата в глазах папы, как превзойдя его в показной набожности. Вероятно, поэтому он с необычайным рвением принялся строить на Вышеграде костелы: базилику св. Петра и Павла — на месте нынешнего Вышеградского храма, башни которого так выразительно подчеркивают вторую доминанту Праги, а затем базилику св. Вавржинца и, наконец, ротонду св. Мартина (эта постройка сохранилась до наших дней).

Большие планы строил в отношении Вышеграда и Карл IV. В духе традиций он считал сторожевой град первоначальной резиденцией князей из рода Пршемысла: сам он весьма активно поддерживал эти традиции, чтобы подчеркнуть историческую преемственность чешского королевства (по мечу он был Люксембургом, но по прялке — Пршемыслом). Правда, Карл IV не превратил Вышеград в свою резиденцию, но решил, что оттуда будет выходить королевская коронационная процессия и пойдет затем через Новое Место, которое по его плану примкнуло прямо к вышеградской скале, а потом через Старое Место и Малую Страну на Град. И приказал Вышеград перестроить.

Подход к Праге с юга и юго-востока с тех пор охранял сильный отборный гарнизон королевских войск. Когда в 1419 году в Праге произошел революционный взрыв, Прага замерла в напряженном ожидании. Как поведет себя Вышеград? Атака горожан на его стены наверняка захлебнулась бы... Но Град тогда взял без боя один-единственный человек, бывший королевский гетман Ян Жижка из Троцнова. Он подошел к воротам, и, когда стража узнала его, старые солдаты, многие из которых служили под его командованием в Чехии и Польше во время войны с орденом немецких рыцарей, открыли перед ним ворота.

Когда после первого спада революционной волны Жижка со своими сторонниками ушел из Праги в Пльзень, а затем в основанный ими Табор, Вышеград вновь оказался в руках тех, кто хотел посадить на чешский трон императора Зикмунда. Пражане осадили Град и добились того, что он сдался прежде, чем прибыло подкрепление — вспомогательные отряды союзников императора. Крепостные стены были частично разрушены, чтобы Град не угрожал больше городу под скалой.

Тогда же навсегда окончилась славная эпоха Вышеграда. После окончания тридцатилетней войны на развалинах старых крепостных стен были начаты восстановительные работы, стали строиться новые укрепления. Там, где прежде был княжеский, а затем королевский дворец, вырос арсенал, крепостные стены, воздвигнутые императором Карлом IV, были заменены более отвесными и неприступными валами. И много ли недоставало, чтобы взлетела на воздух ротонда св. Мартина, которую военачальник императора превратил в пороховой склад?

В цитадели жизнь шла по-военному, отмеряемая временем смены караула. Крепость была ликвидирована лишь в 1866 году.

Поселение вокруг крепости меж тем в 1848 году превратилось в город горы Вышеграда, а спустя еще полстолетия стало шестым районом королевской столицы.

И еще кое-что мы расскажем вам о Вышеграде, прежде чем расстаться с ним: неподалеку от костела св. Петра и Павла, в стенах которого можно еще распознать остатки первоначального романского строения, лежат три больших камня, попирающие друг друга. Пражане не были бы пражанами, если бы не придумали легенды и об этих трех таинственных камнях. Это якобы Чертов столб: черт побился об заклад со священником, что донесет столб до самого Рима. Но не удержал его, столб упал и разбился на три части. В «Научном словаре» Ригера еще высказывается предположение, что столб, без сомнения, ведет свое происхождение от романской базилики. Но это не так. Видимо, столб этот, редкий памятник времен первых славянских поселений, выполнял функцию простых солнечных часов.

Примечания

* См. Алоис Ирасек. Сочинения в восьми томах. Т. 1. О Кроке и его дочерях. М., 1955, с. 39—40.

Прага. Редактор Т.А. Ольсевич, Составители И.А. Черкасов, М.Н. Кузьмин и Ю.И. Ритчик. М., 1981, с. 249-268.