Турция: деспотический режим Абдул-Хамида II
Внутренней опорой деспотического режима Абдул-Хамида были крупные феодалы турецкого и нетурецкого (арабы, черкесы, албанцы) происхождения, высшее мусульманское духовенство, генералитет. Официальной идеологией султанской Турции стал панисламизм. При помощи панисламистской пропаганды турецкие феодалы надеялись держать в узде мусульманские народы империи и распространить свое влияние на мусульман за ее пределами.
Усиливалось национальное и религиозное угнетение немусульманских народов империи. Особенно тяжелым было положение армянского народа. Когда в 1894 г. восстало доведенное до отчаяния армянское население в районе Сасуна, правительство учинило массовый погром армян. Истреблялось население целых районов, включая женщин, стариков и детей. В 1895 г. армянские погромы произошли в Эрзуруме, Трабзоне и ряде других городов Малой Азии, в 1896 г. — в Стамбуле.
В то же время деспотический режим Абдул-Хамида и гнет иностранных колонизаторов тормозили развитие турецкого капитализма, обрекали производительные силы страны на застой. Турецкие купцы и предприниматели оказывались в крайне невыгодном положении по сравнению с иностранными фирмами.
Турецкая буржуазия (по своему составу почти исключительно торговая) была слишком слаба, чтобы решительно выступить против империалистов, и слишком тесно связана с помещичьим землевладением, чтобы возглавить или хотя бы поддержать антифеодальные требования крестьян. Но, скованная в своей деятельности абсолютистскими порядками, она стремилась к замене их конституционным режимом. На этой почве зародилось турецкое буржуазно-революционное движение.
Носителями революционных идей выступили представители интеллигенции, главным образом из среды офицерства и учащейся молодежи. По национальности многие из них являлись не турками, а курдами, черкесами, албанцами, представителями других мусульманских народов империи. Тем не менее политическая и идеологическая направленность их деятельности отвечала прежде всего интересам турецкой буржуазии.
В 1889 г. в Стамбуле был создан тайный политический комитет под названием «Единение и прогресс». Вскоре после этого сформировался заграничный центр турецких буржуазных революционеров — «Османское общество единения и прогресса». С 1892 г. стал выходить в Париже печатный орган общества — газета «Мешверет» («Дебаты»). Существовали и другие тайные политические кружки. Они строились строго конспиративно и были слабо связаны друг с другом.
Участников всех этих организаций обычно называли младотурками, понимая под этим расплывчатым названием всех вообще сторонников введения конституционного строя в Турции. Впоследствии младотурками называли уже только членов комитета (позднее — партии) «Единение и прогресс».
Младотурки были оторваны от народных масс и от освободительной борьбы нетурецких народов империи. Жестокие репрессии правительства Абдул-Хамида, казнившего и отправлявшего на каторгу участников революционного движения, привели к ослаблению их организаций в стране. К концу XIX в. деятельность младотурок развертывалась преимущественно за границей, где к этому времени появилась довольно многочисленная турецкая революционная эмиграция.
Цитируется по изд.: Всемирная история. Том VII. М., 1960, с. 198.