Архангельское

АРХАНГЕЛЬСКОЕ - музей-усадьба в окрестностях Москвы, дворцово-парковый ансамбль конца 18 - начала 19 веков. Архангельское известно по документам с 1584 года под именем Уполозы как вотчина московских служилых людей. Современное наименование получило в 1646 году. С 1703 года Архангельское принадлежало Д. М. Голицыну, который в 30-х годах положил начало превращению его в парадную резиденцию, соорудив дворец, окруженный французских парком. В конце 18 века дворец был разобран и построен по новому проекту. После 1810 года, когда Архангельское перешло в собственность князя Н. Б. Юсупова, работы по завершению дворцового ансамбля и внутреннему убранству дворца и павильонов развернулись особенно широко. В это время Архангельское стало одним из центров крепостной художественной интеллигенции, где работали мастера различных специальностей, в частности архитекторы В. Стрижаков и И. Борунов, живописцы Ф. Сотников, М. Шебапин, М. Полтев, братья Г. и И. Новиковы и др. С 1818 по 1831 годы в Архангельском имелась художественная школа, которую прошли 51 юноша и 18 девушек из крепостных Юсупова. Одновременно в Архангельском работали фарфоровый и хрустальный заводы, краснодеревная мастерская. В 1812 году крепостные Архангельского и окрестных деревень подняли восстание против усиления крепостнической эксплуатации, подавленное воинской командой. В результате новой вспышки недовольства крепостных в 1815 году был убит управляющий имением. Окончательный облик, сохранившийся до наших дней, Архангельское приобрело в 20-х годах 19 века, когда после пожара в 1819 году внутреннее убранство дворца было восстановлено под руководстком архитектора Е. Тюрина, при участии О. Бове, С. Мельникова и др.; террасы парка были перестроены.

Превращенное в 1918 году в музей, Архангельское является комплексным памятником русской культуры и искусства. Включает парк, дворец, павильоны «Каприз», «Чайный домик», храм Екатерины II, Розовый фонтан, театр. Во дворце-музее размещены коллекции живописи, скульптуры и прикладного искусства, в составе которых - картины Д. Б. Тьеполо, ван Дейка, Г. Робера, Ж. Калло, Ж. Б. Грёза, Ф. С. Рокотова, С. С. Щукина, А. О. Орловского, скульптура А. Канова, И. П. Витали и др. Специальная экспозиция посвящена материалам о творчестве крепостных архитекторов, живописцев и мастеров художественного фарфора. Во дворце имеется библиотека, состоящая преимущественно из изданий 16-18 веков (более 16 тысяч томов). В здании усадебного театра хранятся единственные в мире подлинные декорации П. Г. Гонзага.

В. В. Познанский. Москва.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961.

Литература:

Вениаминов Б., Архангельское, "Мир искусства", 1904, т. 11, в. 2, с. 31-42; Шамурин Ю., Подмосковные, (кн. 1), М., 1912 (Культурные сокровища России, в. 3); Бессонов С. В., Архангельское. Подмосковная усадьба, М., 1937; Торопов С. A., Архангельское, М., 1928; Сивков К. В., Крепостная суконная фабрика в Архангельском в нач. XIX в., в кн.: Московский край в его прошлом, ч. 2, М., 1930; его же, Крепостные художники в с. Архангельском, в сб.: ИЗ, т. 6, М., 1940.