Вьетнам в Средние века
К началу VI века обострились противоречия между местной служилой знатью, фактически руководившей страной, и китайской администрацией государства Южный Лян. В 541 году вьеты под руководством крупного чиновника Ли Бона изгнали из страны китайского управляющего. В Северном Вьетнаме возникло независимое государство Вансуан, где правила основанная Ли Боном династия Ранняя Ли (541—603) (см. Ли Ранняя). В 603 году китайская империя Суй завоевала Вансуан, однако реальная власть в стране оставалась в руках вьетских чиновников. Позиции китайских империй (Суй, с 618 года Тан) становились во Вьетнаме все слабее, пока в 880 году китайские войска окончательно не покинули территорию страны. Но номинально Вьетнам стал независимым только в 939 году, когда Нго Куйен, основатель династии Нго (939—965), вышел из-под власти Южной Хань, одного из китайский государств, возникших на обломках империи Тан, и провозгласил себя выонгом (в дальнейшем вьетнамские династии периодически признавали свою формальную независимость от китайских империй). Правитель обладал верховной собственностью на всю землю. Она обрабатывалась общинниками, большинство которых прямо зависело от государства или от чиновников, получавших ренту — налог с общин, передававшихся им в кормление. Но значительная часть общин выпадала из системы государственного налогообложения, так как находилась на наследственных землях крупных землевладельцев (шыкуанов). Они стремились к полной самостоятельности в своих уделах. Уже при Нго Куйене (939— 944) многие владения шыкуанов стали фактически независимыми от центральной власти. После его смерти страна распалась на 12 крупных уделов. Начался период раздробленности и междоусобиц, известный как эпоха «12 шыкуанов». В 968 году один из шыкуанов, победивший своих соперников — Динь Во Линь провозгласил себя вуа (собственный вьетнамский титул императора, в отличие от титула выонг). Страна получила название Дайковьет (Великий Древний Вьет). Но окончательно подавить сопротивление шыкуанов удалось лишь при вуа Ле Хоане (980-1005). В 1-й половине XI в. завершился процесс централизации Дайковьета. Основной административной и фискальной единицей оставалась община. Набор чиновников осуществлялся отчасти через заимствованную из Китая систему государственных экзаменов. В сформировавшейся в XI веке общевьетской синкретической религиозной системе культ предков и местные религиозные верования сочетались с вьетской формой буддизма тхиен, сложившейся на основе чань-буддизма, а также с конфуцианством. Укрепившееся вьетнамское государство, с 1069 года именовавшееся Дайвьет (Великий Вьет), повело во 2-й половине XI века борьбу за расширение своих владений. Война с китайской империей Сун (1075—1077) закончилась присоединением к Дайвьету территорий племен нунг (ныне провинция Каобанг). Завоевание в 1069 году северных земель Чампы (на территории современных провинций Куангбинь и Куангчи) положило начало продвижению вьетов в южном направлении. В начале XII — начале XIII века они вели войны с Камбоджей. В 1257—1288 годы в Дайвьет трижды вторгались монголы, но он отстоял свою независимость, при отходе монгольской армии в 1385 году погиб один из крупнейших военачальников Сагату. В борьбе против монгольского нашествия выдающуюся роль сыграл полководец Чан Куок Туан (храмовое имя Чан Хынг Дао, 1228—1300), под руководством которого в 1388 году был потоплен крупный монгольский флот. С начала XIV века Дайвьет возобновил экспансию в южном направлении; в 1307 году были присоединены области О и Ри в районе современного города Хюэ. Длительные войны 2-й половины XIII века подорвали сельское хозяйство и стали причиной недовольства крестьян. Обнищавшие общинники бросали деревни и селились во владениях крупных землевладельцев, чтобы избежать налогов центрального правительства. Власть крупных собственников земли укреплялась, а позиции администрации вуа ослабевали. В условиях ширившихся оппозиционных выступлений, военных поражений (серия вторжений Чампы во 2-й половине XIV века) и значительного упадка авторитета центральной власти служилая знать сгруппировалась вокруг канцлера Хо Кюи Ли, фактического правителя страны с 1378 года. Он укрепил армию и в 1389 году вернул в состав Дайвьета области, захваченные Чампой. Хо Кюи Ли начал реформы, которые должны были подорвать власть крупных наследственных землевладельцев и укрепить позиции служилых слоев и центральной власти. Наиболее существенной из них была земельная реформа 1397 года, предусматривавшая, в частности, значительное ограничение размера наследственных земельных владений. Реформа нанесла сильнейший удар по крупным наследственным собственникам, не затронув при этом интересов чиновников, которые сохраняли значительные земельные владения в условном держании. В годы правления основанной Хо Кюи Ли династии Хо (1400—1407) был реорганизован государственный аппарат, усилены органы контроля, восстановлена строгая централизация. Но реформаторская деятельность Хо Кюи Ли и его сына Хо Хан Тхыонга натолкнулась на ожесточенное сопротивление крупных землевладельцев, которые обратились за помощью к Китаю. В 1407 году китайская армия вторглась в Дайвьет, свергла династию Хо и заняла территорию страны. В 1427 году в результате массового освободительного движения, возглавленного Ле Лоем, китайские войска были изгнаны из Дайвьета. Ле Лой основал новую династию Поздние Ле (1428—1789). Он и его ближайшие преемники продолжили реформы по упрочению централизованного государства.
В XV веке укрепилась государственная земельная собственность, быстро росли города, развивалась торговля, главным образом внутренняя. Рост ремесел способствовал росту маленьких городков — фыонгов, специализировавшихся на производстве и сбыте определенных изделий (несколько таких городков образовывали пригороды столицы Тханлонга и нескольких административных центров). Ведущую роль играла торговля бумагой, ткацкими и гончарными изделиями. Внешняя торговля особого развития не получила, прежде всего из-за отсутствия в стране пряностей и относительно большого расстояния, отделявшего Дайвьет и его единственный морской порт Вандон от главных морских путей. В этот период армия и чиновничий аппарат обрели стройную организацию. Конфуцианство стало официальной идеологией. При императоре Ле Тхань Тонге (1460— 1497) вьетнамское государство достигло наивысшего расцвета, к Дайвьету был присоединен ряд областей на западе, в 1471 году признала свою зависимость Чампа.
В 1-е десятилетие XVI века начались выступления против центральной власти усилившихся служилых родов {Мак, Нгуены, Чинь), постепенно ставших фактическими хозяевами страны. В 1527 году власть захватил Мак Данг Зунг, но основанная им династия, контролировавшая столицу и север страны, потеряла значительную часть своих земель в борьбе с Чинями к 1592 году, сохранив за собой лишь северо-восточную провинцию Каобанг (до 1677). К 1630-м годам в Дайвьете при сохранении номинальной власти династии Ле фактически сложилось два самостоятельных государственных образования: Дангнгоай — государство Чиней (территория современного Сев. и Центрального В. до провинции Нгеан) со столицей Тханлонг (ныне Ханой) и Дангчаунг — государство Нгуенов (большая часть территории современного Центрального Вьетнама) со столицей Фусуан (ныне Хюэ).
M. Ю. Ульянов.
Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 4. М., 2017, с. 405-408.