Индия в 1919-1939 годы
Индия в межвоенный период (1919 - 1939). В первые два десятилетия XX века колониальная политика формировалась двумя силами — консерваторами и либералами. Стремление к политическому компромиссу проводилось достаточно последовательно либеральными и либерально-коалиционными правительствами, в то время как ужесточение колониального режима, вплоть до репрессивного подавления антианглийских выступлений, было характерно для консерваторов. Изменение международного климата в послевоенном мире, создание Лиги Наций способствовали частичному отходу от силовых методов управления колониями и стремлению к достижению политического компромисса с элитами колониальных обществ. В 1919 году английский парламент принял Закон об управлении Индией (реформы Монтегю-Челмсфорда). Реформа изменила характер государственной власти в Индии: на смену полной автократии пришла структура власти, в которой власть вице-короля и губернаторов провинций сочеталась с выборным началом и ограниченной ответственностью министров-индийцев. Она получила название диархия (двойственное управление). Положение реформы о порядке выборов в Законодательное собрание предусматривало раздельное голосование индусов и мусульман и предоставляло последним ряд привилегий. Политика противопоставления индусов и мусульман получила законодательное закрепление. Вместе с тем, наряду с важными уступками, британские власти предприняли ряд репрессивных акций против участников антиколониального движения (например, печально знаменитая «Амритсарская бойня» — кровавая расправа над участниками многотысячного митинга протеста в Панджабе).
Предложенная Ганди программа несотрудничества была принята в 1920 году на чрезвычайном съезде ИНК в Калькутте, а проходивший в том же году очередной съезд в Нагпуре подтвердил приверженность Конгресса идейным установкам этого лидера. Основной политической целью, которую Ганди поставил перед Индией, стало поэтапное и постепенное продвижение к независимости, а главной политической задачей — объединение всех социальных, кастовых, этнических, конфессиональных групп и партийных сил под единым руководством наиболее авторитетной и представительной общеиндийской организации — ИНК. В сатьяграхе, сочетавшей активную оппозицию колониальному режиму с ненасилием, Ганди видел универсальную форму национальной и социальной консолидации индийского общества. Проведение массовой общеиндийской кампании гражданского несотрудничества должно было пройти два этапа. Первый этап предполагал такие формы бойкота колониального режима, как отказ от почетных должностей и званий, бойкот официальных приемов, бойкот английских школ и колледжей, бойкот английских судов, бойкот выборов в законодательные органы, бойкот иностранных товаров, второй — уклонение от уплаты государственных налогов. Освободительное движение понималось Ганди не только как борьба с британским раджем (верховной властью), но и как устранение внутренних барьеров, разделяющих индийский социум, и достижение сарводайи — всеобщего благоденствия. Ганди привнес в индийскую политическую жизнь образность и фразеологию, заимствованную им из традиционных религиозно-философских систем Индостана, однако универсалистский принцип в подходе к религии, как проявлению высшей духовности, предполагал равную истинность и полную совместимость всех религиозных систем, являлся объединяющим фактором в противостоянии общему врагу. Первая в истории страны общеиндийская кампания гражданского неповиновения началась в августе 1920 года. Она проходила в форме митингов, демонстраций, крестьянских выступлений и стачек, перерастая временами рамки ненасилия. Кровавые события февраля 1922 года (сожжение толпой крестьян обстрелявших их полицейских в местечке Чаури-Чаура, в центральных районах Индии) послужили для Ганди предлогом для прекращения сатьяграхи. Подключение халифатистов к кампании гражданского неповиновения и тесные связи Ганди с лидерами этого движения создавали предпосылки для совместных действий двух основных конфессий — индусов и мусульман. Однако МЛ [Мусульманская лига], возглавляемая М. А. Джинной, не поддержала тактики Ганди и осудила массовое несотрудничество и Халифатистское движение. В 1921 году Джинна покинул ИНК, а практика одновременного проведения сессий МЛ и ИНК (1916—1921) сменилась периодом конфронтации.
В это время наряду с движениями, основанными на методах ненасилия, получила дальнейшее развитие деятельность революционно-подпольных организаций на территории Британской Индии и за ее пределами, осуществляемая представителями индийской революционной эмиграции. Лидеры зарождавшегося индийского коммунистического движения принимали участие в деятельности Коминтерна. В 1925 году на съезде в Канпуре было провозглашено создание Коммунистической партии Индии (КИИ).
В 1920-е годы в ИНК оформились две группировки, получившие название «противников перемен» и «сторонников перемен». Первые (Ч. Раджагопалачария, Р. Прасад и др.), поддержав Ганди, выступили за проведение политики, основанной на несотрудничестве с колониальными властями во всех сферах социально-политической жизни, включая бойкот законодательных органов. Вторые (М. Неру, Ч. Р. Дас и др.) были против линии бойкота и продолжали считать конституционную борьбу за увеличение индийского законодательного представительства наиболее значимой формой протестной деятельности. Они предлагали компромиссную форму участия в органах власти: вхождение в них и бойкот их изнутри. В 1923 году «сторонники перемен» провозгласили создание Свараджистской партии, которая стала проводить свою линию в законодательных органах от имени Конгресса. В 1924—1928 годы Ганди ушел от политической деятельности и сосредоточился на реализации «Конструктивной программы», ставившей целью межобщинное единение, ликвидацию «неприкасаемости», возрождение национальных культурных традиций. В середине 1920-х годов в ИНК оформилось течение, представлявшее собой молодое поколение конгрессистов, требовавших активизации деятельности Конгресса. Лидерами и идеологами левого крыла в ИНК стали Дж. Неру и С. Ч. Бос. Оно завоевало ведущие позиции во Всеиндийском конгрессе профсоюзов и в рабочих и крестьянских союзах, повсеместно создаваемых в Индии в 1920-е годы. В 1927 году состоялся Мадрасский съезд ИНК, на котором Дж. Неру и С. Ч. Бос были избраны генеральными секретарями Конгресса. Съезд принял резолюцию о главной цели освободительного движения в Индии — достижении полной независимости и получении республиканского статуса.
В 1929 году на съезде Конгресса в Лахоре было принято решение о проведении новой общеиндийской кампании гражданского несотрудничества. Руководителем ее, как и в 1921 — 1922 годы, стал М. К. Ганди. В основу кампании гражданского неповиновения 1930 года было положено требование отмены британским правительством соляной монополии и налога на соль (отсюда и название «Соляной поход»). Кампания была начата в апреле 1930 года и проходила по той же программе, что и в начале 1920-х годов, предполагавшей бойкот английских товаров, отказ от занимаемых постов, от участия в работе Законодательного собрания и т. п. Она приобрела огромный размах и объединила представителей самых различных слоев индийского общества, включая крестьянство и фабрично-заводских рабочих. Власти, запретив проведение кампании несотрудничества, объявили ИНК и другие политические организации, принимавшие участие в сатьяграхе, вне закона. В мае 1930 года был арестован М. К. Ганди, а к концу 1930 года тюремному заключению подверглось около 60 тысяч человек.
Приверженная принципам умеренного конституционализма и не признававшая методов борьбы Ганди МЛ не приняла участия в кампании несотрудничества. Большинство мусульманских политиков отказывалось обсуждать вопросы будущего конституционного устройства до решения межобщинной проблемы. В 1930 году известный мусульманский философ и поэт М. Икбал выступил с предложением о предоставлении Панджабу, Северо-Западной пограничной провинции (СЗПП), Белуджистану и Синду статуса независимого государства. Однако оно не было принято Лигой: на этом этапе речь шла лишь о расширении провинциальной автономии, отделении Синда и реорганизации СЗПП. Наряду с обособлением мусульманских организаций происходил процесс укрепления партий, выступавших с лозунгами хиндутвы (индуизации индийского общества). Наряду ХМС, крупнейшей индусской партией в Британской Индии, с 1925 году в качестве культурно-просветительской организации, призванной служить делу консолидации индусской общины, действовала Раштрия Сваямсевак Сангх (РСС) — Союз добровольных служителей родины. Его основатель К. Б. Хедгевар, а затем продолжатель его дела М. С. Голвалкар явились, наряду с руководителем ХМС В. Д. Саваркаром, создателями теории построения индусской государственности (хинду раштра) в Индии. Со 2-й половины 1920-х годов изменилась концепция колониальной политики Великобритании в Индии в связи с переменами в политической жизни метрополии: приходом к власти лейбористов, потеснивших либералов и консерваторов. Концепция лейбористов в колониальном вопросе заключалась в постепенной трансформации империи в Британское содружество наций. Главным методом колониальной политики 1-го и 2-го лейбористских правительств середины 1920 — начала 1930-х годов стала концепция Содружества, реализуемая в серии конституционных реформ. Вестминстерский статут 1931 года, провозгласивший юридическое равноправие доминионов и метрополии, стал официальным признанием их самостоятельности во внутренних делах. В августе 1935 года английский парламент принял новый Закон об управлении Индией, созданный на основе рекомендаций Комиссии Саймона и трех Конференций круглого стола в Лондоне с участием ведущих политических партий Индии, вошедший в историю как Конституция 1935 года. После проведенных на основании конституции выборов в 1937 году победивший в большинстве избирательных округов ИНК сформировал провинциальные правительства, которые приступили к осуществлению аграрных преобразований и созданию национальной промышленности. Во 2-й половине 1930-х годов в ИНК возникла еще одна фракция, получившая название Конгресс-социалистическая партия (КСП) во главе с Дж. Нараяном, стоявшая в то время на позициях, близких западным социал-демократам. КСП способствовала сближению ИНК и КПИ, продолжавшемуся с 1935 по 1939 годы, и созданию единого антиимпериалистического фронта накануне Второй мировой войны.
А. Л. Сафронова.
Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 7. М., 2018, с. 62-65.