Британская Индия во 2-я половине XIX — начале XX века (РИЭ, 2018)

На этой марке английский король Георг VI присутствует как "император Индии".

Под властью Британской короны (2-я половина XIX — начало XX века). В 1858 британский парламент принял «Закон о лучшем управлении Индией», ликвидировавший ОИК и Могольскую империю. Власть в Индии (официально названной Индийской империей) перешла к английской короне. Королева Виктория, провозглашенная императрицей Индии, объявила ее жителей своими полноправными подданными, пообещала неукоснительно соблюдать права собственности, в том числе права князей на их владения, заявила о недопустимости дискриминации по расовому, национальному или конфессиональному при-знакам. Административный аппарат ОИК был заменен Индийской гражданской службой. Ее высший эшелон стал заполняться лицами, сдавшими специальные экзамены, формально открытыми для любого подданного Британской империи. В 1861 — 1864 была проведена военная реформа, увеличившая количество британских войск в Индии, поставившая под контроль англичан всю артиллерию и изменившая систему формирования сипайских полков. Вместе с тем были расширены возможности продвижения по службе для индийских офицеров. В 1860-е была проведена кодификация индийского права (на основе британского, но с учетом обычаев индусов и мусульман в сфере брака, семейного права, наследования). Формально европейцы и индийцы были уравнены в правах в сфере гражданского права, но сохранялся принцип, согласно которому европейца мог судить только судья-европеец. В 1883 году этот принцип был отменен, но в случае, если европейца за уголовное преступление судил судья-индиец, первый мог требовать суда присяжных-европейцев. Были приняты законы об аренде, защитившие некоторые категории арендаторов от произвола землевладельцев. После восстания 1857—1859 годов англичане не решались поднимать земельный налог в соответствии с ростом цен, и он продолжал реально уменьшаться. Основными источниками доходов колониальных властей стали акцизы, пошлины и косвенные налоги (например, на соль). В 1861 году были созданы совещательные советы при генерал-губернаторе и губернаторах, в которые власти назначали и некоторых высокопоставленных индийцев. В 1892 году эти советы и их функции были расширены, но подобные верхушечные реформы не удовлетворили индийскую общественность. Во 2-й половине XIX века продолжалась экспансия английских товаров, приводившая к перекачиванию средств из колонии в метрополию. Вместе с тем начались вложения английского капитала в Индию и переток индийского торгового капитала в промышленность. Строились шоссейные и железные дороги, порты, началось развитие промышленности. К концу XIX века появилась развитая текстильная промышленность — хлопчатобумажная (главным образом в руках индийцев) и джутовая (в основном в руках британцев). Строились гидроэлектростанции, развивалась добыча угля. В 1911 году основан первый металлургический комбинат в Джамшедпуре. Сооружались ирригационные системы в Синде, Панджабе, Северо-Западных провинциях, Центральных провинциях, дельтах рек Кришна, Годавари, Кавери, благодаря чему увеличилось производство пшеницы, риса, сахарного тростника, хлопка, земляного ореха. Высокого уровня достигло плантационное хозяйство (производство чая, кофе, индиго). Однако общего подъема сельскохозяйственного производства и улучшения положения низших слоев сельского населения не происходило. Британские власти способствовали внедрению системы образования европейского типа. Первые попытки преобразований в этой области относятся еще к 1833—1835 годам. В 1854 году во всех провинциях начали работать Департаменты народного образования, была унифицирована система начальных и средних школ, а также колледжей. В 1857 открылись первые университеты — Калькуттский, Бомбейский и Мадрасский. Однако колониальные власти не ставили целью создание системы всеобщего образования. В колониальный период большинство населения Индии оставалось неграмотным. В то же время сложился слой европейски образованных людей, которые стали выдвигать идеи проведения социальных преобразований, защиты индийского производства от импорта товаров, ограничения колониального режима, расширения участия индийцев в управлении.

Большую роль в формировании идеологии национально-освободительного движения и патриотических настроений сыграли религиозно-реформаторские течения, нацеленные на возрождение традиционной индусской или мусульманской культуры. Особенно большое значение имели в этом отношении для индусов Раммохан Рой, Даянанда Сарасвати и Свами Вивекананда. Их идеями воспользовались разные направления национальных движений. В культурном и политическом возрождении мусульманских образованных слоев значительную роль сыграл Сайид Ахмад-хан. Появились и радикальные мусульманские организации, призывавшие к возрождению ислама на фундаменталистских основах (ваххабиты, Деобандское движение).

Выразителем политических интересов образованной верхушки индийского общества стал образованный в 1885 Индийский национальный конгресс (ИНК), выступавший под лозунгами общеиндийского национализма и секуляризма. Основателями Конгресса явились А. О. Юм, М. Г. Ранаде, Д. Наороджи, Г. К. Гокхале, С. Банерджи, возглавившие либеральное направление национального движения. Они стремились к реформированию колониального режима путем легальной конституционной деятельности, предоставления правительству предложений и апелляции к британскому общественному мнению. Первые два десятилетия XX века были отмечены противоборством двух направлений в Конгрессе: либерального («умеренные» — М. Г. Ранаде, Д. Наороджи, Г. К. Гокхале, С. Банерджи) и радикального («крайние» — Б. Г. Тилак, Л. Л. Рай, А. Гхош, Б. Ч. Пал). Б. Г. Тилак и «крайние» призывали к борьбе за независимость, бойкоту английских товаров в знак протеста под лозунгом свадеши («отечественное», имелось в виду производство и потребление) и выступили с требованием свараджа («самоуправления»), подразумевавшим предоставление Индии статуса доминиона в составе Британской империи. Благодаря религиозным лозунгам им удалось превратить движение в массовое. Начались митинги, демонстрации, пикетирование магазинов, где продавались английские товары; иногда они перерастали в столкновения с полицией. В Бенгальском и Бомбейском президентствах стали возникать подпольные революционные террористические организации, начавшие вооруженную борьбу с колониальными властями («Анушилон Шомити», «Джугантар»). Взрыв протеста вызвало решение в 1905 году разделить Бенгалию на две провинции: Восточную (с преобладанием мусульманского населения) и Западную (с индусским большинством), воспринятое как намерение внести раскол в национальное движение, противопоставив индусов и мусульман. Наряду со светской политической деятельностью возникли общественно-политические организации, отстаивавшие интересы своей религиозной общины: у индусов, мусульман, сикхов, христиан и других. Наибольшее значение имели политические организации индусов, составлявших абсолютное большинство населения, и мусульман, наиболее многочисленного меньшинства. В 1906 году было объявлено о создании партии, поставившей задачу защиты политических интересов мусульман — Мусульманской лиги (МЛ). В том же году возникла партия индусов — Хинду махасабха (ХМС, Великий союз индусов) и ряд других организаций, стоявших на позициях индусского национализма и коммунализма («общинности»), Национальное движение стало раскалываться по конфессиональному принципу. Полиэтничность индийского общества объективно предполагала зарождение национальных движений на субрегиональном уровне и создание организаций, представлявших интересы отдельных народов и отстаивавших идеи «региональных национализмов» или «этнонационализмов»: матратхского, бенгальского, тамильского и т. д., нередко в противовес общеиндийскому национализму ИНК. Кастовый фактор сыграл важную роль в развитии антиколониального движения в Индии. Конфликты на кастовой основе, знаменовавшие нарастание противоречий между традиционно доминирующими в политической жизни страны брахманскими слоями и среднестатусными земледельческими и торгово-ростовщическими кастовыми группами, а также низкокастовыми и внекастовыми («неприкасаемыми»), свидетельствовали о приобщении к активной деятельности все более широких слоев населения. В 1907 году на сессии в Сурате произошел раскол в рядах ИНК. «Крайние» требовали от Конгресса решительных действий в отношении властей и поддержки народных выступлений, в то время как руководство ИНК придерживалось умеренной тактики. 

Л. Б. Алаев.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 7. М., 2018, с. 59-61.

Литература:

Алаев Л. Б. Средневековая Индия. СПб., 2003; Его же. Южная Индия: Общинно-политический строй VI-XIII вв. М„ 2011; Алаев Л. Б., Вигасин А. А., Сафронова А. Л. История Индии. М., 2010; Антонова К. А. Английское завоевание Индии в XVIII веке. М„ 1958; Ашрафян К. 3. Аграрный строй Северной Индии (XIII - середина XVIII в.). М„ 1965; Ванина Е. Ю. Идеи и общество в Индии XVI-XVIII вв. М„ 1993; Ее же. Индия: история в истории. М., 2014; Ее же. Средневековое мышление: индийский вариант. М., 2007; Неру Дж. Открытие Индии / Пер. с англ. М., 1955; Чичеров А. И. Экономическое развитие Индии перед английским завоеванием (ремесло и торговля в XVI-XVIII вв.). М., 1965; A Concise History of South India. Issues and Interpretations / Ed. by Noboru Karashima. New Delhi, 2014; Habib I. The Agrarian System of Mughal India (1556-1707). Bombay, 1963 (2-е изд.: New Delhi, 1999,2001); Nilakan- ta Sastri. History of India. Madras, 1950; Sharma R. S. Indian Feudalism: c. 300-1200. Calcutta, 1965; Stein B. History of India. Oxford, 1998; Stein B. Peasant State and Society in Medieval South India. Delhi, 1980; The Cambridge History of India. V. 1, 3-6. Cambridge, 1922-37; The Cambridge Economic History of India. V. 1-2. Cambridge, 1982-1983; The History and Culture of the Indian People / Ed. by R. C. Majumdar. 11 vols. Bombay, 1951-1969; The Oxford History of India / Ed. by P. Spear. 4th ed. Oxford, 1981.