Вьетнам в годы Второй мировой войны
После вступления Франции во 2-ю мировую войну 1939-1945 годов (сентябрь 1939 года) французская реакция ликвидировала многие завоевания, которых добились народные массы Вьетнама во время движения (1936-1939) за демократию. КПИК и все демократические организации, возникшие в 1936-1939 годы, подверглись жестоким преследованиям. В 1940 году французское правительство, капитулировав перед гитлеровской Германией, пошло на сговор с японскими милитаристами и разрешило им (франко-японские конвенции 22 сентября 1940 года и 26 июля 1941 года) оккупировать Вьетнам. Наряду с японскими оккупационными силами во Вьетнаме продолжала существовать (до марта 1945 года) французская колониальная администрация во главе с генерал-губернатором (подчинявшимся правительству Виши), активно сотрудничавшая с оккупантами. Народные массы Вьетнама под руководством КПИК развернули активную борьбу против японских оккупантов и французских колонизаторов. Уже в 1940-1941 годы вспыхнули восстания в Бакшоне (провинция Лангшон, Северный Вьетнам), в ряде районов Южного Вьетнама, в Долыонге (провинция Нгеан, Центральный Вьетнам). С целью объединения широких народных масс и всех революционных сил нации на борьбу против японских оккупантов и французских колонизаторов по инициативе и под руководством КПИК в мае 1941 года была создана организация единого национального фронта Вьетнама - Лига борьбы за независимость Вьетнама (Вьетнам док-лап донг-минь, сокращенное название - Вьет-Минь). Начали создаваться (с 1941 года) первые опорные базы и вооруженные отряды. Основным районом развития опорных баз Вьет-Миня стал северо-восточный горный район - Вьетбак. 22 декабря 1944 года в провинции Каобанг на базе партизанских групп, отрядов самообороны и народного ополчения был создан первый отряд Вьетнамской освободительной армии.
Стремясь ослабить нарастающее освободительное движение во Вьетнаме, японские оккупанты прибегли к маневру. 9 марта 1945 года они осуществили так называемый «государственный переворот», выразившийся в ликвидации французской колониальной администрации и предоставлении Вьетнаму фиктивной независимости. Фактически эта мера означала переход всей власти во Вьетнаме в руки японских империалистов. 9-12 марта 1945 года в местечке Тышон (провинция Бакнинь) состоялось расширенное заседание Постоянного бюро ЦК КПИК, которое дало оценку сложившейся политической обстановке в стране и определило тактику партии в новых условиях. Лозунг «свергнуть японо-французских фашистов» был заменен лозунгом «свергнуть японских фашистов». Было принято решение о выдвижении лозунга установления революционной власти народов Индокитая и о подготовке к всеобщему восстанию. 15-20 апреля была созвана военно-революционная конференция, которая наметила план подготовки к всеобщему восстанию. По решению конференции в мае 1945 года все освободительные вооруженные силы объединились в единую Вьетнамскую освободительную армию (в дальнейшем - Народная армия Вьетнама). 4 июня 1945 года в шести провинциях Северного Вьетнама (Каобанг, Баккан, Лангшон, Тхайнгуен, Туйенкуанг, Хазянг) был официально создан единый освобожденный район с центром в местечке Танчао (провинция Туйенкуанг). К августу 1945 года территория, освобожденная Вьетнамской освободительной армией в Северном Вьетнаме, значительно расширилась. Активизировались также партизанская борьба и освободительное движение в Центральном и Южном Вьетнаме.
Завоевание Вьетнама Францией и превращение его в колонию нанесло сильный ущерб развитию вьетнамской национальной культуры. В ходе завоевания колонизаторами был уничтожен ряд уникальных памятников, особенно при разграблении французскими войсками в 1885 году столицы Вьетнама города Хуэ. В годы колониального господства французские империалисты всячески принижали и попирали вьетнамскую национальную культуру; одновременно они стремились использовать все то реакционное, что было в культуре феодального Вьетнама, всячески восхваляли феодально-конфуцианскую мораль, поддерживали реакционную пропаганду буддийских религиозных учреждений (а также широко использовали католическую церковь). Французские империалисты стремились держать вьетнамский народ в полной темноте и невежестве (в колониальном В. 90-95% населения было неграмотным, начальных школ на 23 миллиона населения было 528 (в то же время на каждую тысячу человек приходилась одна тюрьма), начальное образование получало лишь около 8% детей школьного возраста). Борьба в области культуры составляла важную часть национально-освободительной борьбы вьетнамского народа против французских колонизаторов. До 20-х годов 20 века она шла в основном в рамках буржуазно-националистического движения (деятельность сторонников «обновления»). Во вьетнамской литературе этого времени большое значение приобрела сатирическая поэзия, наиболее значительными представителями которой были поэты-патриоты Нгуен Кхюен (1835-1909) и Ту Сыонг (1870-1907). С выходом на историческую арену в 30-х годы вьетнамского пролетариата во Вьетнаме развернулась борьба за новую национально-демократическую культуру. Под влиянием революционной борьбы широких народных масс во вьетнамской литературе в середине 30-х годов появился реалистический роман («Последний шаг» (1938) Нгуен-конг-Хоана (р. 1903), «Лампа гаснет» (1939) Нго-тат-То (1892-1954) и др.), стала развиваться революц. поэзия («Революционные поэмы» (1937) То Хыу (р. 1920)). В 1935 году КПИК развернула в легальной печати дискуссию по вопросу «искусство для искусства или искусство для народа». По инициативе КПИК было создано «Общество распространения куок-нгы» (куок-нгы - латинизированный вьетнамский алфавит).
А. Г. Мазаев, Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 3. ВАШИНГТОН - ВЯЧКО. 1963.