Линьи по китайским источникам

В отечественной историографии ранняя история Линьи тщательно реконструировалась К.Ю. Леоновым, А.В. Никитиным и А.Л. Федориным в их комментарии к русскому переводу «Дайвьет ши ки тоан тхы» (ТТ) 1 ; отдельные её вопросы рассматривались Д.В. Деопиком и П.В. Познером при исследовании древней и средневековой истории Вьетнама 2. Поэтому вначале хотелось бы суммировать сделанные ими наблюдения, помня о том, что они отождествляют Чампу и Линьи.

Первым указанием на возникновение Линьи российские историки считают сообщения китайских и вьетнамских текстов о восстании 137–138 гг. в области Жинань / Нятнам под предводительством некоего Кхулиена (или Цюйляня) 3. Возникновение Линьи китайские источники относят к 192 г. 4. Российские историки цитируют «Шуй цзин чжу» Ли Дао-юаня: «Создание королевства Линьи началось в конце правления династии Хань. В смутные времена эры Чу-пин (190–193), когда люди вынашивали мятежные замыслы, у начальника управления заслуг-гунцао уезда Сянлинь (вьет. Тыонглам) по фамилии Цюй (вьет. Кху) был сын по имени Куй (вьет. Куи; Цюй/Оу Куй в некоторых списках и изданиях «Шуй цзин чжу» записан как Цюй/Оу Лянь), который напал на уездный [центр], убил начальника уезда и сам провозгласил себя правителем. Вслед за наступившим [затем] веком бедствий и распада [империи Хань] государство Линьи и было образовано. Потом [в этом государстве] 

____

1. Полное собрание исторических записок Дайвьета (Дайвьет шы ки тоан тхы): в 8 т.  Т. 1. 2002. Т. 2. 2010 (далее – Полное собрание… 2002/2010).

2. Деопик Д.В. Вьетнам: история, традиции, современность. М.: Восточная литература, 2002; Познер П.В. История Вьетнама эпохи древности и раннего средневековья. М.: Гл. ред. вост. лит. изд-ва «Наука», 1994.

3. Полное собрание…, 2010. С. 233, прим. 57.

4. Деопик Д.В. Вьетнам… С. 240–241, 263–264; Полное собрание…, 2010. С. 233, прим. 57; Maspero, 1928, p. 50.

[20]

было установлено | престолонаследие, и престол стал передаваться от детей к внукам»5. Согласно «Лян шу», основателя государства Линьи звали Цюйда (вьет. Кхудат), а в «Цзинь шу» – Цюйлянем (вьет. Кхулиен) 6.

В 226 г. полководец китайского царства У (222–280) Люй Дай направил послов в царства Фунань, Линьи и Танмин, согласно «Сань го чжи», а в 268 и 284 гг. к царскому двору династии Цзинь прибыли первые посольства Линьи 7. Поль Пельо перевёл «Сань го чжи» иначе: «Вдобавок он (Люй Дай) отправил цун-ши распространять цивилизацию царства на юг, и тамошние заграничные цари Фунани, Линьи и Танмина каждый прислали посольства с данью» 8. П. Пельо оспаривал датировку отправки посольства Кан Тая и Чжу Ина в Фунань 225–230 гг. и предлагал 245–250 гг., хотя Й. Исидзава вернулся к традиционной дате, которую ранее отстаивали Наоджиро Сугимото и Татзуро Ямамото 9.

«Шуй цзин чжу» сообщает: «В девятом году [эры] Чжэн-ши дома Вэй (248) Линьи захватило земли вплоть до уезда Шоулин и сделало его своей границей»; «В одиннадцатом году [эры] Чи-у дома У и в девятом году [эры] Чжэн-ши дома Вэй (248) была великая битва между провинцией Зяотяу и Линьи в заливе Гучжань, тогда [Зяотяу] впервые потеряло земли Цюйсу (вьет. Кхутук)» 10.

К.Ю. Леонов, А.В. Никитин и А.Л. Федорин пишут:

______

5. Полное собрание… 2010. С. 233–234, прим. 57.

6. Полное собрание… 2010. С. 233–234, прим. 57.

7. Полное собрание… 2010. С. 234, прим. 57; ср.: Maspero, 1928, p. 55; Cœdès G. The Indianized States… P. 44.

8. Pelliot P. Le Fou-nan... P. 251. П.В. Познер интерпретирует это сообщение так: «…Люй Дай предпринял поход на Кыутян, где ему удалось разгромить восставших. В результате этой победы он получил дары и, видимо, предложения о мире от государей Фунани, Тямпы и Танмина». См.: Познер П.В. История Вьетнама эпохи древности и раннего средневековья. М.: Гл. ред. вост. лит. изд-ва «Наука», 1994. С. 144. Насколько перечисленные в «Сань го чжи» царства находились в состоянии войны с китайской администрацией царства У, к которой принадлежал Люй Дай, неизвестно.

9. Pelliot P. Le Fou-nan... P. 303; Pelliot P. Le dernière ambassade du Fou-nan en Chine sous les Leang (539) // BEFEO. T. 3. 1903. P. 671–672; Ishizawa Y. Chinese Chronicles of 1st - 5th Century A.D. Funan, Southern Cambodia // South East Asia & China: Art, Interaction &  Commerce; Colloquies on Art and Archaeology in Asia No. 17. / Eds. R. Scott, J. Guy. L.: University of London, Percival David Foundation of Chinese Art, School of Oriental and African Studies, 1995. P. 13; Southworth, 2001, p. 286.

10. Полное собрание… 2010. С. 279, прим. 172; ср.: Aurousseau L. Compte rendu: Maspero G. Le royaume de Champa // BEFEO. T. 14. Fasc. 9. 1914. P. 18.

[21]

«Династия основателя Линьи Цюй Куя прервалась ещё в III в. На престоле потомков Цюй Куя сменил Фаньсюн 11, родственник правящего дома по женской линии 12, затем его сын Фаньи.  Фаньсюн… правил Линьи в 70–80-е годы III в. и совершал спорадические набеги на южные окраины Зяотяу. Длительное правление его сына Фаньи (284?–336) не было отмечено серьёзными столкновениями с северным соседом. Положение изменилось при узурпаторе Фаньвэне (правил 336–348). Уроженец провинции Янчжоу, Фаньвэнь ещё ребёнком был продан в рабство, совершил побег и присоединился к купцам Линьи. Он много путешествовал и побывал даже в Лояне после захвата его северными кочевниками. В конце концов он попал в услужение к королю Линьи 13. По свидетельству китайских источников, Фаньвэнь научил Фаньи строительству дворцов и укреплений, изготовлению оружия 14. Отравив после смерти короля законного наследника 15, Фаньвэнь захватил престол. Сначала он завоевал небольшие пограничные “варварские” владения 16 и довёл численность своей армии до 40–50 тысяч чел., после чего дважды, в 336 и 340 гг.,  отправлял посольства с подарками к цзиньскому двору (“Цзычжи тун-цзянь» Сыма Гуана; “Цзинь шу”). По свидетельству «Цзинь шу», в королевстве Линьи было мало пахотной земли, и Фаньвэнь взял курс на отторжение области Нятнам (Цзинь шу). В 344 г. Фаньвэнь совершил первый поход на Нятнам, Кыудык и Кыутян, в результате чего население покинуло свои селе-

______

 11. Согласно «Цзинь шу», Фаньсюн заключил союз с царём Фунани Фаньсюнем и предпринимал постоянные набеги на северные вьетнамские области Зяотьи и Кыутян (Maspero, 1928, p. 54–55). 12. По «Цзинь шу», «Шуй цзин чжу» и «Вэньсянь тункао» сын дочери Цюй Куя, по «Лян шу» и «Нань ши» – сын сестры или дочери» (Maspero, 1928, p. 54, n. 1). П.В. Познер считает, что Фаньсюн (Фам Хунг) был племянником Кху Лиена. См.: Познер П.В. История Вьетнама… С. 422, прим. 21.

13. Перед этим Фаньвэнь служил некоему Фаньчую, вождю из округа Сицзюань Жинани (Maspero, 1928, p. 55). Интересно, что в имени Фаньчуя есть тот же титул, что и у правителей Линьи и Фунани – Фань.

14. Ещё изготовлению колесниц. В строительстве нововведения касались колонных залов, крепостных стен и рвов (Maspero, 1928, p. 56).

15. По китайским источникам «Цзинь шу», «Шуй цзин чжу», «Лян шу» и «Нань ши», он отравил законных наследников (Maspero, 1928, p. 57).

16. «Он напал на Больших Цица (K’i K’iai) и Малых Цица, Шипу, Сюлан, Цюйду, Ганьлу, Фудань и подчинил их. Все они были варварскими царствами и были населеныдикарями, говорящими на примитивных языках» (Maspero, 1928, p. 57, n. 4). В «Цзинь шу» встречается только первое предложение, в «Шуй цзин чжу» – весь отрывок.

[22]

ния и “на пространстве в тысячи ли погасил [кухонные очаги]” (“Шуй цзин чжу”)… В 347 г. армия Линьи выступила на север.  Фаньвэнь быстро овладел всем Нятнамом… После захвата территории Нятнама Фаньвэнь потребовал провести границу между Линьи и Зяотяу по горному хребту Хуаньшань (вьет. Хоаншон) на северной окраине Нятнама… В 348 г. он совершил новое вторжение в область Кыутян и разгромил цзиньские гарнизоны, которые потеряли в боях до 80–90 процентов личного состава. В 349 г. соединённые силы Гуанчжоу и Зяотяу выступили на юг под командованием военачальника Тэн Цзюня, но в сражении у морского порта Лужун китайская армия потерпела сокрушительное поражение и отступила в Кыутян… Фаньвэнь был смертельно ранен и в том же году умер (“Шуй цзин чжу”)» 17.

Биография Фаньвэня подробно описывается в 36-м цзюане «Шуй цзин чжу», 97-м «Цзинь шу», 54-м «Лян шу» и 78-м «Нань ши». Интересно, что, когда он отправил ко двору Цзинь обученных слонов в 340 г., его письмо императору было «целиком написано варварскими (ху) знаками» 18. Это сообщение можно считать указанием на использование в Линьи письменности индийского происхождения 19. В «Шуй цзин чжу» говорится о существовании стелы с хвалебной надписью царю (Фань)худа: «[Городская] стена имеет четверо врат, из которых главными считаются восточные. С её восточной стороны текут два рукава реки Гуай и одна стела с варварскими знаками прославляет царя Худу…» 20. Гипотеза о самобытной системе письма возможна, но до сего времени не найдено каких-либо археологических свидетельств в её пользу. Что касается самого Фаньвэня, то Р. Штайн полагал,  что он был китаизированным местным жителем, а вовсе не этническим китайцем 21. В любом случае с ним китайские источники связывают и распространение китайской культуры в Линьи и «варварский» характер письменности этой страны. Возможно,

_____

 17. Полное собрание… 2010. С. 280–281, прим. 172.

18. Maspero, 1928, p. 57; Southworth, 2001, p. 298; Pelliot, 1904, p. 382.

19. Majumdar, 1927(1), p. 24, n. 1; Southworth, 2001, p. 298.

20. Pelliot, 1904, p. 192; Maspero, 1910, p. 347, n. 4; 1928, p. 653, n. 4; Aurousseau L. Compte rendu... 1914, p. 22.

21. Stein, 1947, p. 243.

[23]

это указание на сосуществование различных культурных влияний в царстве Фаньвэня 22.

Преемник Фаньвэня Фаньфо пытался удержать завоевания Фаньвэня, но неудачно. Китайские войска в 351, 353 и 359 гг.  ходили походами на Линьи и вынудили Фаньфо принести клятву верности 23. В 372, 377 и 382 гг. Фаньфо присылал посольства с дарами ко двору Цзинь 24.

Следующим правителем Линьи был Фаньхуда: «…в китайских источниках нет единообразия ни относительно написания имени этого правителя Линьи, ни его родства с королём Фаньфо.  “Цзинь шу” называет его Фаньда, Фаньхуда и [Фань]худа. Такие же разночтения существуют и в “Цзы-чжи тун-цзянь”. В “Сун шу” имя этого правителя записано как Фаньхуда, а в “Ляншу” и “Нань ши” – Фаньсюйда. По данным “Цзинь шу”, он был сыном Фаньфо, а “Лян шу” и “Нань ши” называют его внуком Фаньфо» 25.

Согласно «Шуй цзин чжу», цитирующему «Линьи цзы», «начиная с царя Линьи Фаньхуды там началось строительство укреплений»26. Это сообщение до известной степени не согласуется с указанием на строительство крепостей при Фаньвэне. Но вполне возможно, имеются в виду другие области Линьи. В 399, 407 и 413 гг. Фаньхуда совершал набеги на вьетские области Нятнам,

_____

22. В 62-й главе «Шуо фоу» (Chouo-feou), составленной в XIV в. и переделанной в 1647 г., встречается извлечение из «Линьи цзы», в котором говорится, что «царь Фаньвэнь расплавил медных быков и одну медную крышу (для) путевого дворца» (Aurousseau L. Compte rendu... 1914, p. 16). Как трактовать эту выдержку, не очень ясно. В том же тексте встречается некий «царь Линьи (Фань) Минда, которого Л. Оруссо отождествил с Фаньхудой (о нём см. ниже) (там же, p. 16). Интересно, что о Фаньвэне этот источник сообщает, что тот был слугой, прежде чем стать царём, и нашёл карпа, превратившегося в железосодержащий камень, из которого он выточил два меча. Благодаря этому чуду Фаньвэня признали царём (там же, p. 17).

23. Л. Оруссо датировал поход 358 г. («во второй год шэнпин – 358») (Aurousseau, 1914, p. 22). П.В. Познер на не вполне понятных основаниях утверждает, что «353 г. является годом начала серьёзных столкновений с Тямпой». Познер П.В. История Вьетнама… С. 150.

24. Полное собрание… 2010, с. 281, прим. 172; Maspero, 1928, p. 58–61. У. Саусворт со ссылкой на 9-й и 97-й цзюани «Цзинь шу» и книгу Ж. Масперо пишет о посольствах в 372, 373–374 и 377 гг. (Southworth, 2001, p. 299). Ж. Масперо и Р.Ч. Маджумдар датировали смерть Фаньфо 380 г. (Maspero, 1928, p. 59; Majumdar, 1927(1), p. 25). По Ж. Масперо, посольство 382 г. было отправлено регентом Фаньсюном, ибо в «Цзинь шу» говорится: «В 7-й год дайюань, весной, в 3-ю луну, 382, Фаньсюн из Линьи прислал посольство с дарами своей страны» (Maspero, 1910, p. 344; 1928, p. 61, n. 4).

25. Полное собрание… 2010. С. 284, прим. 193.

26. Aurousseau, 1914, p. 13.

[24]

Кыутян и Кыудык 27, хотя китайские источники говорят и о том, что такие акции были порой ежегодными 28. Судьба Фаньхуды точно не известна: по сведениям китайского «Цзы-чжи тунцзянь» и вьетнамского «Тоан тхы», он был казнён китайским полководцем в 413 г., но по «Шуй цзин чжу», «Цзинь шу», «Лян шу» и вьетнамскому «Кыонг мук» погиб его сын, а сам он обратился в бегство 29. Отмечу, что сын Фаньхуды Чжэньчжэнь, погибший в 413 г., называется царём Зяолуна, по поводу чего Ж. Масперо заметил, что он «не знает, что это за страна. Она должна быть княжеством Чампы (т.е. Линьи), дававшимся в удел сыну царя» 30.

_____

27. Китайские названия Жинань, Цзючжэнь и Цзюдэ соответственно.

28. Полное собрание… 2010. С. 162, 284–285; Pelliot, 1904, p. 192, n. 4; 382.

29. Полное собрание… 2010. С. 162; 285–286, прим. 207; Southworth, 2001, p. 300; Maspero, 1928, p. 62–63; Отражение истории Вьета… 2004. С. 581.

30. Maspero, 1928, p. 62–63, n. 7

[25]

Цитируется по изд.: Захаров А.О. Политическая история Центрального Вьетнама  во II–VIII вв.: Линьи и Чампа. М., 2015, с. 20-25.