Проблема V века. Линьи и Ситу

Дальнейшая история Линьи очень запутана. Согласно «Шуй цзин чжу», в 421 г. ко двору династии Южная Сун прибыло посольство от царя Фаньянмая 31. Имя Янмай, по-видимому, значит «золотой принц» 32. В том же году ему наследовал его сын До (у П. Пельо – Ду), который принял то же тронное имя и продолжил набеги на север 33. Он присылал посольства в 430, 433, 434, 438,  439 и 441 гг., согласно «Сун шу» 34. В 433 г. Фаньянмай II потребовал у китайского правителя Вэньди признать его власть над всем районом Цзяочжоу, но это требование было отклонено 35. В 446 г. император Вэньди отправил против Линьи карательную экспедицию под руководством Тань Хэ-чжи, которая увенчалась успехом: «Невозможно подсчитать, сколько было захвачено редких драгоценностей с диковинными названиями» 36.

_____

31. Maspero, 1928, p. 68.

32. Maspero, 1910, p. 489–490; 1928, p. 67; Cœdès G. The Indianized States… P. 57; Southworth, 2001, p. 300.

33. Pelliot, 1904, p. 383.

34. Maspero, 1928, p. 70; Southworth, 2001, p. 300–301; Полное собрание… 2010. С. 287–288.

35. Cœdès G. The Indianized States… P. 57.

36. Полное собрание… 2010. С. 164–165; Отражение истории Вьета… С. 567, 593, 595, 597, 599, 601.

[25]

Но в 54-й главе «Лян шу» и 78-й главе «Нань ши», в отличие от «Цзинь шу» и «Лю Сун шу», говорится, что царю Фаньхуде наследовал его сын Дичжэнь, который, мучаясь угрызениями совести от того, что он изгнал свою мать и единоутробного брата Дикая, отрёкся от престола в пользу племянника по материнской линии и ушёл в паломничество к священной реке Ганг в Индии;  новый монарх, однако, был убит племянником бывшего первого министра Цзанлиня (Tsang Lin), казнённого за сопротивление отречению Дичжэня, и трон передали единоутробному брату Дикая Вэньди 37.

Заслуживает упоминания и то обстоятельство, что по 54-й главе «Лян шу» Вэньди был убит сыном царя Фунани по имени Дангэньчунь, а мир был восстановлен «великим владыкой»  Фаньчжунуном, которого и сменил его сын Фаньянмай 38. Дело в том, что по «Нань Ци шу» царь Фань Дангэньчунь прислал посольство ко двору Ци в 491 г.(!), а Фаньчжунун – в 492 г.; этого Фаньчжунуна «Нань Ци шу» называет правнуком Фаньянмая (какого, не уточняется)39. Следовательно, по меньшей мере хронология событий, предложенная китайскими источниками, внутренне противоречива. Найти место для всех этих событий между 413 и 421 гг. не удаётся, особенно учитывая посольства Линьи 414 и 419 гг. к китайскому двору, о которых сообщает «Цзиньшу» 40, и военные кампании зимы 415–416 и осени 420 г. противЛиньи, сведения о которых сохранились в «Цзы-чжи тун-цзянь» и во вьетнамских летописных сводах «Дайвьет ши ки», ТТ и КМ 41.

У. Саусворт объясняет эти противоречия смешением сведений о двух разных царствах, одним из которых было Линьи, а второе – южный сосед Линьи царство Ситу 42. Оно упоминается в54-й главе «Лян шу», посвящённой Линьи: «Царство Линьи было

______

37. Southworth, 2001, p. 303–304; Cœdès G. The Indianized States… P. 56–57; Majumdar, 1927(1), p. 28–29; Maspero, 1910, p. 349–350; 1928, p. 65; Pelliot, 1904, p. 382–383, n. 9.

38. Эта традиция частично отражена во вьетнамском летописном своде КМ (Отражение истории Вьета… С. 567, 569), тогда как другой свод ТТ рассказывает только о Фаньянмае, не уточняя, было ли два или только один правитель с этим именем (Полное собрание… 2010. С. 163–165)

39. Maspero, 1928, p. 78; Southworth, 2001, p. 304; Pelliot, 1904, p. 382–383, n. 9.

40. Maspero, 1928, p. 67.

41. Maspero, 1910, p. 490; Полное собрание… 2010. С. 163, 286, прим. 208–209; Отражение истории Вьета… С. 583; Познер П.В. История Вьетнама… С. 152.

42. Southworth, 2001, p. 303–304; Stein, 1947, p. 159.

[26]

ранее уездом Сянлинь ханьского округа Жинань и границей Юэ Чана (Yue Chang/Việt Thưồng) в древности… На [расстоянии]  около 200 ли по морю и по суше вы находите варваров инозем[1]ной страны Си[ту], которые тоже требуют себе титул царя» 43. В 188-й главе «Тундянь» (Всеобщего свода законов) Ду Ю (801 г.) тоже цитируется этот отрывок, хотя расстояние называется другое – 2000 ли, по мнению Р. Штайна, ошибочное 44. Ду Ю сообщает:

«[Согласно] “Линьи го-цзы”, Ма Юань установил две бронзовые колонны на южной границе Сянлиня, тем самым установив границу южных владений Хань с иноземным царством Ситу. Оно [“Линьи го-цзы”] также говорит: гора с этими бронзовыми колоннами имеет 10 ли в окружности. Она напоминает наклонный балдахин (sloping canopy). К западу она попирает большие кряжи, на востоке она нависает над Великим морем» 45.

Отрывок «Линьи цзы» встречается в «Шуй цзин чжу»: «В 19-й год цзян-у (43 г. н.э.) Ма Юань воздвиг две медные колонны на южной границе Сянлиня, чтобы отделить южную границу (владений) Хань от страны Ситу. Туземцы, которые там живут, впоследствии назывались Малю (Ma lieou), по разряду людей, сосланных Ма Юанем, и их потомки называют себя “потомками Хань”» 46.

790-й цзюань «Тайпин Юйлань» цитирует утраченный ныне путеводитель «Цзяочжоу инань вайго-чжуань» («Рассказ об иноземных странах к югу от Цзяочжоу»), написанный в IV или V в. н. э.:

«Царство Ситу. Бронзовые колонны, которые отмечали крайнюю южную границу Хань, находятся здесь. Рядом есть десять небольших царств, все они зависимы от Ситу. Там проживает около двух тысяч варварских семей… Царство Боляо (Boliao/Ba  Liêu). Около 100 ли к югу от Ситу вы попадаете в Боляо (или Цзиляо – Jiliao / Cấp Liêu)… все десять царств вдоль побережья… Царство Цюйдуцянь (Quduqian / Khuất Ðô Kiền). Отправ[1]ляясь из царства Боляо на юг, через примерно 3000 ли… [чэнго / chéng guó]… вы приедете в царство Цюйдуцянь. Жителей здесь

_____

43 Southworth, 2001, p. 292; Stein, 1947, p. 161.

44 Stein, 1947, p. 163.

45 Stein, 1947, p. 163; Southworth, 2001, p. 292.

46 Aurousseau, 1914, p. 15.

[27]

около двух тысяч семей, все они говорят, что раньше жили в уезде Чжуу и пришли сюда после восстания» 47.

Сведения «Тайпин Юйлань» заставляют сомневаться в гипотезе У. Саусворта. Число жителей Линьи – «около двух тысяч варварских семей» – слишком мало относительно сообщения об армии Фаньвэня в 40000–50000 человек. Ситу было, по[1]видимому, небольшим царством, вряд ли способным противостоять Линьи. Но мысль историка о смешении сведений о разных политических образованиях представляется плодотворной.

Нужно отметить, что в китайских источниках нет единства в определении географического положения Линьи относительно другого важного царства ЮВА – Фунани. Согласно «Цзинь шу», «царство Фунань находится более чем в 3000 ли к западу от Линьи, у большого морского залива» 48. «Лян шу» говорит: «Царство Фунань находится к югу от округа Жинань, у большого залива на западе моря. Оттуда приблизительно 7000 ли до Жинани и более 3000 к юго-западу от Линьи» 49. Более ранняя династическая история «Нань Ци шу» не использует Линьи в качестве географического ориентира при описании Фунани: «Фунань находится к югу от Жинани в западном заливе Великого моря. В ширину оно больше 3000 ли» 50. Иными словами, Линьи и Фунань находились на значительном расстоянии друг от друга. В сочетании с данными китайских источников о соседних с Линьи царствах это означает, что между Фунанью и Линьи находилось

множество политических образований 51.  

После Фаньянмая II, согласно «Нань Ци шу» и «Сун шу»,  правил Фаньшеньчэн, присылавший посольства в 456, 458 и 472 гг. 52. Ему наследовали Фаньдангэньчунь и Фаньчжунун, о

______

47 Stein, 1947, p. 116–117, 158–159; Southworth, 2001, p. 293.

48 Pelliot P. Le Fou-nan... P. 254.

49 Pelliot P. Le Fou-nan... P. 263.

50 Pelliot P. Le Fou-nan... P. 256.

51 Однако в письме царя Фунани Джаявармана 484 г. к императору династии Южная Ци Гао-ди (Юн-мин, Цзяньюань, 483–493), привезённом буддийским монахом Нагасеной и цитируемом в «Нань Ци шу», встречается утверждение «Более того, Фунань и Линьи –  страны с общей границей» (Pelliot P. Le Fou-nan... P. 259). Но это объясняется задачей письма – получить помощь китайского императора Шунь-ди (Шэн-мин, Лю Чжунь) против царя-узурпатора Линьи Цзючоуло (там же, p. 257–261; Southworth, 2001, p. 306).

52 Pelliot, 1904, p. 383; Cœdès G. The Indianized States… P. 57; ср.: Maspero, 1928, p. 74–75; Majumdar, 1927(1), p. 32.

[28]

которых говорилось чуть выше 53. Ж. Масперо думал, что на[1]стоящее имя Фаньдангэньчуня было Цзючоуло и он был сыном царя Фунани Джаявармана 54. У. Саусворт поддерживает это отождествление 55. Фаньдангэньчунь получил от китайского императора Ци У-ди титул «генерала, умиротворителя Юга, главнокомандующего всеми военными силами на краю моря, царя Линьи» 56. Согласно 58-й главе «Нань Ци шу», восстановивший власть потомков Фаньянмая в Линьи царь Фаньчжунун прислал посольство в 495 г., получив от императора Ци Мин-ди титул «маршала, поддерживающего порядок на Юге», а спустя три года утонул в море 57. Ему наследовал сын Фаньвэнькуань (Fan Wen-k’ouan). П. Пельо и Ж. Масперо отождествили его с упоминаемым в «Лян шу» Фаньвэньцзанем 58. В «Лян шу» и «Нань ши» сын Фаньвэньцзаня Фаньтянькай 59 присылал посольства в 510, 511 и 514 гг.; «Лян шу» сообщает о посольстве из Линьи в 502 г., но не указывает имени правителя 60.

_____

53 Pelliot, 1904, p. 383.

54 Maspero, 1910, p. 500–502; 1928, p. 75.

55 Southworth, 2001, p. 305–306.

56 Maspero, 1928, p. 78.

57 Pelliot, 1904, p. 384; Maspero, 1928, p. 78.

58 Pelliot, 1904, p. 384; Maspero, 1928, p. 78.

59 П. Пельо и Ж. Масперо считали имя Тянькай передачей санскритского имени Деваварман (Pelliot, 1904, p. 384; Maspero, 1928, p. 78, n. 11).

60 Pelliot, 1904, p. 384.

 [29]

Цитируется по изд.: Захаров А.О. Политическая история Центрального Вьетнама  во II–VIII вв.: Линьи и Чампа. М., 2015, с. 25-29.